=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 11 сентября 2023 г. ст.ст., воскресенье 16-е по Пятидесятнице.
  воскресенье перед Воздвижением.
  Литургические чтения:
  (рядовые)  2Кор.6:1-10; Мф.25:14-30;
  (перед Воздв.) Гал.6:11-18; Ин.3:13-17.

 

к ряд. апост. чтению:
 +++ прот. Вячеслав Рубский: идти в неизвестное на свой страх и риск... Мы теряем «здесь и сейчас» во имя «потом»
 +++ дорога слёз становится дорогой радости
 +++ В.Н.Кузнецова: благоприятное время, день спасения
 +++ архимандрит Ианнуарий (Ивлиев): ныне день спасения!
 +++ Н.Т.Райт: источник всей жизни обновленного человечества
                              messia.ru/rasylka/008/2308.htm

 

В рядовом евангельском чтении – снова про "плачь и скрежет зубов"... Очень уж евангелист Матфей любил этот скрежет... не меньше 6 раз упоминает! Еще 1 раз – Лука. А составителей православного лекционария (евангельских и апостольских чтений на каждый день церковного года), видимо, эти плач и скрежет, не смущали: в 14-е и в 16-е воскресенья по Пятидесятнице они предлагают нам слушать о них... А нас эти слова смущают, не правда ли?

 

 * прот. Вячеслав Рубский: Богом нельзя пугать
 * он же: в этой притче нет места ни для Бога, ни для человека

см. также к ряд. еванг. чтению:
+++ протоиерей Вячеслав Рубский:

     Неспособность к духовной жизни (+ссылки!)

+++ таланты и крест (Мать Мария (Скобцова) и др. + ссылки)

+++ свящ. Яков Кротов: талант дан каждому! & "Куплю дейте"

                 messia.ru/rasylka/008/2309.htm (+ссылки!)

 

к апост. чтению вс перед Воздвижением см.:
 +++ Том Райт: Личный и вселенский смыслы креста
 +++ он же. Лекция "Переосмысление значения Креста Христова" (видео)
 +++ В.Н.Кузнецова: обрезание или Крест
 +++ Андрей Десницкий. Видеокомментарий на Гал.6

 

 

Здесь идет кусок проповеди христианской, и он вставлен в этот диалог с Никодимом. И естественно, "Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын человеческий, сущий на небесах" – это совершенно верное резюме проповеди Христовой. Но это уже проповедь христианская, а говорить это Никодиму нет никакого резона в данном контексте, то есть от беседы с Никодимом нарратив перерастает в некоторую такую обычную христианскую хорошую проповедь... "И как Моисей вознес змею в пустыне, так до́лжно вознесену быть Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". Это похоже на послание к иудеям... нет такого послания, но послание к тем... послание к Никодиму как собирательному образу. И пред ним произносится проповедь христиан: надо переродиться; потом надо креститься... потому что иоанниты неправы, и на самом деле и Ветхий Завет говорит о Сыне Божием, потому что, как Моисей вознес змею, так до́лжно вознесену быть Сыну человеческому, чтобы все в Него поверили... Но послушайте, если был такой диалог ночью с Никодимом, то у Никодима уже давно волосы бы повыпадали... <...> Не думайте, что Христос настолько не любил людей, что просто говорил перед ними, как некий Цицерон, не видя человека. Наоборот, Христу очень свойственно внимание к личности. Как вот этот опять же сюжет – посмотрел и возлюбил его. <...> То есть можно всё, но можно не всем, не всегда. Христос очень личностен.

"Ибо так возлюбил Бог мир..." А это уже мы тут видим – это просто транспарант, это просто уже символ веры. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него". Баптисты часто, протестанты делают из этого как бы икону. Пишут, в рамку вставляют и вешают. И правильно, конечно, делают. Потому что это нельзя понять как часть диалога. Это не часть диалога, это часть веры, часть символа веры. И a вот, как мы видим здесь, Евангелие от Иоанна начинается с манифестации. Вот этот манифестационный тон будет сохраняться до конца. <...>

Надо понять, что Евангелие Иоанна – это исторический символ веры, это важнейший документ, где сам Апостол дает некоторое резюме, подводит некоторые выводы. Если другие Евангелия, до Иоанна, доносили только историческую канву и некоторые важнейшие части проповеди, то здесь уже – богословие, почему его и называют Иоанн Богослов. Он начинает: "Ибо послал Бог Сына, чтобы мир спасен был через Него". Это с чем полемика идет? – С Иоанном Крестителем. Потому что Иоанн Креститель считал, что тот, кто идет за ним... у него в руке лопата и он этой лопатой всех так перемнет, что тот, кто не послушается, тот будет гореть синим пламенем. Кто не верит, посмотри́те на проповедь Иоанна Крестителя. И вот, Евангелист Иоанн вынужден приопускать Иоанна настолько, что... Конечно, он Иоанна уважает, Иоанн Креститель был прекрасный человек, но иоанниты были вредными, поэтому здесь Иоанн ведет полемику с эсхатологией Иоанна Крестителя: вы говорите, что Иисус – ваш миссия, о котором говорил Иоанн. Тогда почему он не такой, как говорил Иоанн? Ответ: потому что Иоанн говорил неправильно. Полемика между Евангелиями! Иоанн говорил неправильно. А вот так... Потому это Евангелие – по́зднее. Как говорит <епископ> Кассиан (Безобразов), евангелист Иоанн исправляет некоторые недосказанности других евангелистов. Но это не "недосказанность", это полемика с тем, что было на самом деле. Мы проходили с вами Иоанна Крестителя, и я говорил, что Иоанн Креститель говорил сущую правду, потому что именно такое обетование было в Ветхом Завете: что придет Мессия, праведный и святой, придет Мессия, наведет шорох и всех попалит и порежет, и так верил Иоанн, и так говорил Иоанн, и этим он был свят. Но так говорить больше нельзя, иначе мы будем иоаннитами. Пришел Христос и сказал: "Иоанн, ты ожидал зверя в овечьей шкуре, а Я на самом деле овечка. Ты сказал, я Агнец Божий, который скоро всех порвет и порежет, а Я на самом деле Агнец Божий, вземлющий грех мира. Верующий в него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия..."

То есть, видите, Христос специально никого не судит, специально никого не наказывает. Не как говорил Иоанн, что Он  соберет гумно Свое, а остальное пожжет огнем неугасимым, секира при корне дерев... Нет, вы уже сами такие плохие, вас не нужно наказывать. То есть, как Кураев об этом месте говорит: пришел врач в больницу и раздал лекарство тем, кто были согласны, остальные – их не надо наказывать, они уже родились больными, они больными умрут. В этом собственно христианская проповедь состоит. Мы говорим о первородном грехе, мы говорим о каком-то повреждении всего мира в целом... Не нужно никого бить, они и так умрут... Как пел "Чайф", "поплачь о нём, пока он живой..." Что ты его еще будешь бить лопатой своей по голове? Ну он не уверовал, это его и накажет. Вот такая вот мысль очень добрая. Перед этим я обращал внимание на то, что мир черно-белый, это ранняя христианская проповедь. Дидахе начинается... 1-й стих Дидахе, Учение Двенадцати апостолов: есть путь света, есть путь тьмы... Ранний источник, это примерно конец III-го – начало IV-го века. "Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди больше возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы". Видите, никто специально никого не казнит. "Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела́ его, потому что они в Боге соделаны". Вот, всякая правда принадлежит Богу, и все люди, делающие правду, как Корнилий сотник – помните, благочестивый язычник, которому ангел является...

Вот эта вот дуальность мира, черно-белая, она сглаживается; она не была идеологическая, она была этическая. Смотри́те, если ты язычник хмурый, но помиловал детей своих и не стал мстить соседу, ты Божий человек. А мир делится на черных, которые делают дела́ злые, и белых, которые делают дела́ добрые. В этом смысле творящие благо приятен Богу. Помните, в Деяния: "Каждый, делающий добро, приятен Богу". Поэтому, когда я делю мир на черных и белых, когда христиане делили мир на черных и белых... граница проходит не идеологически, а этически. То есть, кто хорошо поступает, тот хороший человек, даже если он язычник. То есть его вступление в христианство – это уже технический нюанс.

прот. Вячеслав Рубский. Фрагмент беседы на 3 главу Евангелия от Иоанна.
(Сама беседа доступна подписчикам платного тг-канала о. Вячеслава и "патронам" — подписчикам на Патреоне, с 48:27) 
Расшифровка – редактора рассылки, публикуется впервые. ]

 

 

к чтениям вс перед Воздвижением см. тж.:
 +++ В.Н.Кузнецова: мера любви Божьей ко всему миру (Ин.3:13-17)
 +++ свящ. Лев Шихляров:
      что такое человек и причина христианства
 +++ протопр. Александр Шмеман:
      мы уже обладаем тем, во что мы верим (+ссылки!)
 +++ чтобы явить миру любовь...
     messia.ru/rasylka/009/2464.htm (+ссылки!)

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.info/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Помогайте друг другу нести свое бремя,
 так вы исполните "закон" Христа.
 Если кто-то, ничего из себя не представляя,
 воображает себя невесть кем,
 тот самого себя дурачит.
 Так пусть каждый трезво судит о своих делах,
 и тогда он сможет гордиться собственными успехами
 и не будет сравнивать их с чужими,
 ведь у каждого своя ноша.
  Пусть тот, кого наставляют в вере,
 делится всем своим добром с наставником.
  Не обманывайтесь: Бога не провести!
 Что человек сеет, то он и пожнет!
 Сеющий в угоду своей плотской природе пожнет с нее гибель;
 сеющий для Духа пожнет от Духа вечную жизнь.
 Так не будем поддаваться усталости, делая добро,
 и тогда, если не сдадимся, в надлежащее время пожнем урожай.
 Так вот, пока еще есть время, будем делать всем добро,
 особенно тем, кого вера сделала одной семьей.
Те, которые понуждают вас обрезаться,
  хотят понравиться людям:
 они не хотят, чтобы их преследовали за крест Христов.
 Они, хотя и обрезаны, сами не соблюдают Закон,
 а вас хотят обрезать, чтобы был повод похвастать этим.
 А я ничем не хочу хвастаться –
 одним лишь крестом Господа нашего Иисуса Христа,
 благодаря которому мир распят для меня, а я – для мира.
 Ведь неважно, обрезан ты или нет.
 Важно одно: стал ли ты новым творением Божьим?
 Мир и милость тем, кто следут этому правилу,
 и им, и всему Израилю Божьему! ...
 Милость Господа нашего Иисуса Христа
  да будет с духом вашим, братья!
 Аминь.* (Гал.6:2-16,18/*/)

* * *

*Да будет благословен Бог,
    Отец Господа нашего Иисуса Христа.
 Это Он одарил нас,
    в единении нашем с Христом,
    полнотой духовных даров в небесных мирах.
 Он нас избрал,
    в единении с Ним,
    еще до сотворения мира,
 чтобы мы были перед Ним святыми и непорочными
    и жили в любви.
 Он нас предназначил,
    через Иисуса Христа,
 стать Его сыновьями.
    Вот Его цель и добрая воля!
 Так восхвалим Его за величайшую Его доброту —
    за дар, которым Он нас одарил
       через любимого Сына,
 кровью которого мы обрели,
    в единении с Ним,
       свободу и прощение грехов.
 Так безмерна Его доброта,
    что излил Он щедро на нас
       в совершенстве ума и мудрости!
 Это Он дал нам знать
    Свою сокровенную цель,
       по воле Его изначально в Христе воплощенную.
 Этой цели достиг Он,
    когда исполнилось время;
 Он замыслил
    всё, что есть на земле и на небе,
 соединить воедино в Христе,
    во главе с Ним.
 Благодаря Ему нам выпало стать Его народом;
  нам изначально было предопределено,
  согласно замыслу Того, кто всё вершит по Своей воле и намерению,
  стать хвалой Его славе,
  потому что мы первыми возложили надежды на Христа.
  Через Него и вы услышали слово истины —
  Радостную Весть о вашем спасении,
  благодаря Ему вы поверили
  и были отмечены печатью обещанного вам Святого Духа,
  который есть залог того, что мы получим наше наследие,
  когда Бог даст полную свободу тем, кто Ему принадлежит,
  и станем хвалой Его славе.
   Вот почему и я, узнав о вашей вере в Господа Иисуса
  и о любви ко всему святому народу Божьему,
  не перестаю благодарить за вас, вспоминая в своих молитвах.
  Пусть Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец в сиянии Славы,
  дарует вам Дух мудрости и откровения, чтобы вы смогли познать Его.
  Пусть просветит Он очи вашего сердца,
  чтобы вы увидели, какова та надежда, к которой Он вас призвал,
  каково богатство и великолепие наследия,
  которое вы разделите с Его народом,
  и сколь неизмеримо велика Его сила,
  что действует в нас, верующих в Него.
  Это те же сила и могущество, которыми
        Бог поднял из мертвых Христа
            и усадил Его по правую руку на небе  -
        выше Начал и Властей,
            Сил и Господств;
        а имя Его сделал превыше
            имен всех
        не только в нынешнем веке,
            но и в будущем.
        И Он всё покорил Ему под ноги
            и поставил Его, Владыку всего,
            главой Церкви.
        Она же есть Его тело,
            в ней вся полнота Того,
            кто наполняет Собой всё творение.
 И вы были мертвы по причине своих преступлений и грехов,
 из-за которых вы некогда шли злыми путями этого мира,
 покоряясь владыке поднебесного мира,
 духу, который и поныне действует в тех, кто противится Богу.
 Ведь мы все тоже из их числа,
 мы тоже жили по законам плотской природы,
 исполняя все вожделения нашего тела и ума,
 и из-за этого нашего естества подлежали наравне со всеми
 Суду Божьего гнева.
  Но Бог, богатый милостью,
 по великой Своей любви, которой Он полюбил нас, мертвых от грехов,
 оживил нас вместе с Христом.
 По доброте Его вы спасены!
 Вместе с Христом Иисусом Он воскресил нас
 и усадил в небесах рядом с Ним,
 чтобы явить всем грядущим векам
 неизмеримое богатство Своей милости,
 Своей доброты к нам через Христа Иисуса
.* (Еф.1:3-2:7/**/)

* * *

*"Всё позволено!" Но не всё на пользу.
 "Всё позволено!" Но не всё способствует созиданию.
 Пусть каждый не своего добивается,
 а того, что идет на пользу другого.
  Всё, что покупаете у мясников,
 ешьте, не допытываясь, со спокойной совестью.
 Ведь "земля и всё, что есть на ней, Господни".
 И если кто из неверующих пригласит вас и вы захотите пойти,
 ешьте всё, что перед вами поставят,
 не допытываясь, со спокойной совестью.
 Но если вам скажут: "Это из принесенного в жертву",
 тогда не ешьте, ради того, кто сказал, и ради спокойствия совести.
 Я имею в виду не вашу совесть, а совесть другого человека.
 "А почему это моя свобода должна быть ограничена чужой совестью?"
 Если я благодарю Бога за пищу,
 как может кто-то меня порицать за пищу, за которую я благодарю?*
                                                   (1Кор.10:23–30/+/)

             *********************************************

/*/ апостольское чтение среды + часть апост. чтения воскр. пред Воздвижением.
/**/ включает часть апостольского чтения четверга (в этом году читалось в среду) и чтения пятницы и понедельника.
/+/ содержит рядовое апост. чтение субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.info/rasylka/023/4360.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.info/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.info

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»