=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес! * 11 сентября
2023 г. ст.ст., воскресенье 16-е по Пятидесятнице.
к
ряд. апост. чтению:
В рядовом евангельском чтении – снова про "плачь и скрежет зубов"... Очень уж евангелист Матфей любил этот скрежет... не меньше 6 раз упоминает! Еще 1 раз – Лука. А составителей православного лекционария (евангельских и апостольских чтений на каждый день церковного года), видимо, эти плач и скрежет, не смущали: в 14-е и в 16-е воскресенья по Пятидесятнице они предлагают нам слушать о них... А нас эти слова смущают, не правда ли?
*
прот. Вячеслав Рубский: Богом
нельзя пугать
см.
также к ряд. еванг. чтению: +++ свящ. Яков Кротов: талант дан каждому! & "Куплю дейте" messia.ru/rasylka/008/2309.htm (+ссылки!)
к апост.
чтению вс перед Воздвижением см.:
Здесь идет кусок проповеди христианской, и он вставлен в этот диалог с Никодимом. И естественно, "Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын человеческий, сущий на небесах" – это совершенно верное резюме проповеди Христовой. Но это уже проповедь христианская, а говорить это Никодиму нет никакого резона в данном контексте, то есть от беседы с Никодимом нарратив перерастает в некоторую такую обычную христианскую хорошую проповедь... "И как Моисей вознес змею в пустыне, так до́лжно вознесену быть Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". Это похоже на послание к иудеям... нет такого послания, но послание к тем... послание к Никодиму как собирательному образу. И пред ним произносится проповедь христиан: надо переродиться; потом надо креститься... потому что иоанниты неправы, и на самом деле и Ветхий Завет говорит о Сыне Божием, потому что, как Моисей вознес змею, так до́лжно вознесену быть Сыну человеческому, чтобы все в Него поверили... Но послушайте, если был такой диалог ночью с Никодимом, то у Никодима уже давно волосы бы повыпадали... <...> Не думайте, что Христос настолько не любил людей, что просто говорил перед ними, как некий Цицерон, не видя человека. Наоборот, Христу очень свойственно внимание к личности. Как вот этот опять же сюжет – посмотрел и возлюбил его. <...> То есть можно всё, но можно не всем, не всегда. Христос очень личностен. "Ибо так возлюбил Бог мир..." А это уже мы тут видим – это просто транспарант, это просто уже символ веры. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него". Баптисты часто, протестанты делают из этого как бы икону. Пишут, в рамку вставляют и вешают. И правильно, конечно, делают. Потому что это нельзя понять как часть диалога. Это не часть диалога, это часть веры, часть символа веры. И a вот, как мы видим здесь, Евангелие от Иоанна начинается с манифестации. Вот этот манифестационный тон будет сохраняться до конца. <...> Надо понять, что Евангелие Иоанна – это исторический символ веры, это важнейший документ, где сам Апостол дает некоторое резюме, подводит некоторые выводы. Если другие Евангелия, до Иоанна, доносили только историческую канву и некоторые важнейшие части проповеди, то здесь уже – богословие, почему его и называют Иоанн Богослов. Он начинает: "Ибо послал Бог Сына, чтобы мир спасен был через Него". Это с чем полемика идет? – С Иоанном Крестителем. Потому что Иоанн Креститель считал, что тот, кто идет за ним... у него в руке лопата и он этой лопатой всех так перемнет, что тот, кто не послушается, тот будет гореть синим пламенем. Кто не верит, посмотри́те на проповедь Иоанна Крестителя. И вот, Евангелист Иоанн вынужден приопускать Иоанна настолько, что... Конечно, он Иоанна уважает, Иоанн Креститель был прекрасный человек, но иоанниты были вредными, поэтому здесь Иоанн ведет полемику с эсхатологией Иоанна Крестителя: вы говорите, что Иисус – ваш миссия, о котором говорил Иоанн. Тогда почему он не такой, как говорил Иоанн? Ответ: потому что Иоанн говорил неправильно. Полемика между Евангелиями! Иоанн говорил неправильно. А вот так... Потому это Евангелие – по́зднее. Как говорит <епископ> Кассиан (Безобразов), евангелист Иоанн исправляет некоторые недосказанности других евангелистов. Но это не "недосказанность", это полемика с тем, что было на самом деле. Мы проходили с вами Иоанна Крестителя, и я говорил, что Иоанн Креститель говорил сущую правду, потому что именно такое обетование было в Ветхом Завете: что придет Мессия, праведный и святой, придет Мессия, наведет шорох и всех попалит и порежет, и так верил Иоанн, и так говорил Иоанн, и этим он был свят. Но так говорить больше нельзя, иначе мы будем иоаннитами. Пришел Христос и сказал: "Иоанн, ты ожидал зверя в овечьей шкуре, а Я на самом деле овечка. Ты сказал, я Агнец Божий, который скоро всех порвет и порежет, а Я на самом деле Агнец Божий, вземлющий грех мира. Верующий в него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия..." То есть, видите, Христос специально никого не судит, специально никого не наказывает. Не как говорил Иоанн, что Он соберет гумно Свое, а остальное пожжет огнем неугасимым, секира при корне дерев... Нет, вы уже сами такие плохие, вас не нужно наказывать. То есть, как Кураев об этом месте говорит: пришел врач в больницу и раздал лекарство тем, кто были согласны, остальные – их не надо наказывать, они уже родились больными, они больными умрут. В этом собственно христианская проповедь состоит. Мы говорим о первородном грехе, мы говорим о каком-то повреждении всего мира в целом... Не нужно никого бить, они и так умрут... Как пел "Чайф", "поплачь о нём, пока он живой..." Что ты его еще будешь бить лопатой своей по голове? Ну он не уверовал, это его и накажет. Вот такая вот мысль очень добрая. Перед этим я обращал внимание на то, что мир черно-белый, это ранняя христианская проповедь. Дидахе начинается... 1-й стих Дидахе, Учение Двенадцати апостолов: есть путь света, есть путь тьмы... Ранний источник, это примерно конец III-го – начало IV-го века. "Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди больше возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы". Видите, никто специально никого не казнит. "Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела́ его, потому что они в Боге соделаны". Вот, всякая правда принадлежит Богу, и все люди, делающие правду, как Корнилий сотник – помните, благочестивый язычник, которому ангел является... Вот эта вот дуальность мира, черно-белая, она сглаживается; она не была идеологическая, она была этическая. Смотри́те, если ты язычник хмурый, но помиловал детей своих и не стал мстить соседу, ты Божий человек. А мир делится на черных, которые делают дела́ злые, и белых, которые делают дела́ добрые. В этом смысле творящие благо приятен Богу. Помните, в Деяния: "Каждый, делающий добро, приятен Богу". Поэтому, когда я делю мир на черных и белых, когда христиане делили мир на черных и белых... граница проходит не идеологически, а этически. То есть, кто хорошо поступает, тот хороший человек, даже если он язычник. То есть его вступление в христианство – это уже технический нюанс. [ прот.
Вячеслав Рубский. Фрагмент
беседы на 3 главу Евангелия от Иоанна.
к чтениям
вс перед Воздвижением см. тж.:
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Иисус Христос!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *Помогайте
друг другу нести свое бремя, * * * *Да будет благословен Бог, * * * *"Всё позволено!" Но не всё на
пользу. ********************************************* /*/
апостольское чтение среды
+ часть апост. чтения воскр. пред Воздвижением. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой.
Выпуск в архиве –> messia.info/rasylka/023/4360.htm
Поделиться:
[эта
возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]
Архив рассылки + подписка –> messia.info/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.info | |||||
|
| ![]() |