=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Великий пост (2)

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Автор: священник Александр Мень
лекция "Великий пост" (1 апреля 1989 г. в ДК "Красная Пресня")
Опубликовано: Александр Мень. РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ // М., 1991; стр. 189-203.
alexandrmen.ru/lectures/velkpost.html * krotov.info/library/13_m/myen/00111.html
+ фонограмма лекции и ответов на вопросы (1:54:48 16,7Mb)

серия "литургия, литургическая жизнь"  
 (2785 слов)

 

Предыдущая часть


> Каждый день Великого поста, кроме субботы и воскресенья, читается молитва: "Господи Владыко живота моего". Молитва эта написана по преданию в IV веке в Сирии, сирийским подвижником Map Афремом, или, как мы привыкли его называть, Ефремом Сирином, Ефремом сирианином. Это был знаменитый сирийский монах, поэт, богослов, писатель, один из славных сынов сирийской церкви, вошедший в мировую литературу как знаменитый писатель. И ему принадлежит краткая замечательная молитва. О ней писал Пушкин, как вы помните:

> Отцы пустынники и жены непорочны,
> Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
> Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
> Сложили множество божественных молитв;
> Но ни одна из них меня не умиляет,
> Как та, которую священник повторяет
> Во дни печальные Великого поста;
> Всех чаще мне она приходит на уста
> И падшего крепит неведомою силой:
> Владыко дней моих! дух праздности унылой,
> Любоначалия, змеи сокрытой сей,
> И празднословия не дай душе моей.
> Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
> Да брат мой от меня не примет осужденья,
> И дух смирения, терпения, любви
> И целомудрия мне в сердце оживи.

Слова молитвы, довольно точно переданные стихами Александра Сергеевича, в переводе с сирийского звучат так на церковнославянском: "Господи и Владыко живота моего", то есть властелин моей жизни, Тот, Кто дал мне жизнь, Тот, Кто является центром и средоточием моей жизни. "Не дай мне дух праздности", то есть лености, которая, по старинной пословице, мать всех пороков. Невинная вроде вещь — леность, но она порождает очень много темного и черного.

"Уныния" — христианство радостное учение, радостное, и тот, кто унывает, тот от него отходит. Преподобный Серафим Саровский, великий русский святой начала XIX века, говорил: "Нет нам дороги унывать, ибо Христос всех спас".

"Любоначалия" — это значит властолюбия, это есть у каждого, не думайте, что такие вещи, как культ личности, это только в политике, это может быть и в семье, и в любом малом сообществе. Каждый человек несет в себе зерна вот этих стремлений: подавить волю другого, задушить ее, подчинить себе.

"Празднословия", — иногда, когда мы общаемся, — я исключаю детей, дети имеют право болтать, но — до 15-16 лет; когда дети болтают, они учатся общению, они упражняют свой язык, но когда этим детям уже больше 20, а иногда больше сорока, это значит быть беспощадным к своей жизни.

Подумайте, давайте будем честными перед собой — сколько нам осталось жить всем? Совсем немного. Поэтому, я повторяю, мы должны ценить жизнь, любить тот дар, который Бог дал нам и помнить, что в вечность мы унесем только то, что у нас будет в сердце, а празднословие, болтовня — это страшное слово, это значит убивать время.

Время — это то лоно, в котором проходит наша жизнь, — и мы убиваем его. Тем самым убиваем себя, и это говорит о пустоте нашей внутренней душевной жизни. Недаром в Евангелии сказано: "У кого нет, у того последнее возьмется". У кого нет этих духовных потребностей, кто отказывается от них, — все у него вылетит, все отнимется, выветрится. Надо жить полноценно, полнокровно, одухотворенно, тогда это будет интересно. Ничего нет на свете ничтожного и скучного — всё прекрасно.

<...> роман Сартра "Тошнота". Тошнота оттого, что жизнь однообразная, серая, ужасная. Так ли это? Только в одном случае, если эта серость живет в твоем сердце. Неужели Сартр или те, кто с ним душевно согласны, не догадывались, что человек в древности имел более монотонную, более однообразную, более загруженную жизнь? Потому что мы освобождены — в городе хотя бы — от многих забот, а им надо было делать все заново: и за водой ходить, и муку делать тут же на месте, и хлеб испечь — и почему-то они не воспринимали мир, как тошноту. Тошнота внутри, а не снаружи. Так вот, чтобы избавиться от этого гнусного состояния, необходимо духовное перерождение, вот только тогда и будет счастье.

Заметьте, как прикован современный человек к примитивным формам развлечений, как быстро меняются моды, стили, одежды, как будто бы вода протекает через какой-то дырявый сосуд, как будто черпают воду решетом. Почему это? Потому что, действительно, душа становится дырявой — она ничего не удерживает, она ничего как следует не может воспринять, все это пролетает, пролетает быстро и бесследно.

Далее в молитве сказано: "Дух же целомудрия, терпения и любви даруй мне, рабу твоему". "Целомудрие" — это чистота отношения к миру и к людям, цельность души, без раздвоенности, без того, чтобы страсти тобою овладели.

"Смиренномудрие" — это значит мудрость здравого человека. Смирение здесь, в данном случае, — мы уже с вами не раз говорили, — это знать, чего ты стоишь — на фоне Вечности. Не раздувать себя, как лягушка в басне Крылова — она же лопнула. Не надо раздувать, а надо знать свою цену.

Мудрость скромности — она необычайна, она прекрасна. Мудрость скромности — это не уничижение паче гордости, а это здравость души. Вот вам пример. Когда человек начинает воображать о себе то, чего в нем нет, несколько движений вперед — и уже мания величия. Мания величия — это патологическое состояние гордыни. Только один человек заявляет, что он председатель совета министров или что он Наполеон, — и его кладут в психиатрическую больницу, а другой так не заявляет, поэтому он не в больнице, но в душе-то думает, что он выше всех.

Понимаете, смирение есть здравость; гордыня есть болезнь. Не думайте, что гордость вообще — это плохо. Когда мать гордится своим ребенком, когда учитель гордится своим учеником — это нормальное чувство, тут нет гордыни. Это радость от того, что ты что-то сделал, во что-то вложил. А гордыня — это фикция, это фантазия, это огромный мыльный пузырь, который мы надуваем и который обязательно лопнет.

"Терпения и любви". Что такое терпение? Формулирую кратко, чтобы вы запомнили. Терпение — это вовсе не состояние скота, который все терпит. Это не унижение человека, совсем нет. Это не компромисс со злом, ни в коем случае. Терпение — это есть умение сохранять невозмутимость духа в тех обстоятельствах, которые этой невозмутимости препятствуют. Терпение — это есть умение идти к цели, когда встречаются на пути различные преграды. Терпение — это умение сохранять радостный дух, когда слишком много печали. Терпение есть победа и преодоление, терпение есть форма мужества — вот что такое настоящее терпение.

И наконец — любовь. Любовь это высшее счастье человека, это способность нашей души быть открытой, имманентной, как говорят философы, внутренне открытой для другого человека. Когда вы едете в метро по эскалатору, проверьте себя, способны ли вы любить или нет. Когда вы смотрите на тех, кто едет по другую сторону и вам противно смотреть на эти физиономии, когда вам кажется, что это какой-то кошмар, как во сне жутком, значит, все поры вашей души забиты, и чувство любви у вас находится в эмбриональном состоянии. Тяжко, противно — вот уж, где тошнота, так тошнота.

Разумеется, вы понимаете, что эскалатор, — только пример, это относится к вашей работе, к вашему коллективу. Как легко поддаться атмосфере склок, распрей, войн, подсиживаний, непрерывного перемывания костей. Но это всё унижает, марает и омрачает нашу жизнь. Вы скажете мне, а как же быть, когда все так едят друг друга, как волки? Вы думаете, что это произведение нового времени? или новейшего времени? или послевоенного времени? царского, советского? Ерунда. Всё это — всегда так было, человек всегда был человеком.

Но сила благодати Христовой способна человека перестраивать таким образом, чтобы он видел людей совершенно иначе, чтобы у него первой реакцией была доброжелательность, чтобы он сразу видел красивое — в красивой женщине или мужчине, одухотворенное даже там, где другие не замечают, видя страдающее лицо, чтобы он чувствовал сострадание, чтобы он был открыт — вот такой человек счастлив всегда, потому что он в единстве с людьми, он живет любовью.

Господь сказал христианам: "Я посылаю вас, как агнцев, среди волков". Не думайте, что Он имел в виду, что мы должны быть баранами в обычном смысле слова. Нет. Это значит, что мы должны нести другие законы. Эти слова Христовы — Он любил всегда выражаться образно — они означают, что пословица "с волками жить — по-волчьи выть" — ложная, что надо уметь бросить вызов окружающей среде. Конечно, не декларативно, не прийти и сказать: "Дорогие мои коллеги и товарищи, вы все волки, а я — агнец". Конечно, это будет форма гордыни и просто глупость.

Но человек своим отношением к людям может изменить климат в своем учреждении, в своем отделе и даже в своей семье. Вы, естественно, скажете: "Это трудно". Мне не хочется вам отвечать старинной пословицей, что легко только блох ловить, то ли что-то еще. Самое серьезное дело всегда трудно. О женщины! Рожать детей трудно? Однако вы рожаете детей. Всё прекрасное — трудно. И это трудно, и надо на это идти и надо смотреть на это прямо, ясно и правильно. Не опускать рук.

И в конце молитвы сказано: "Ей, Господи Царю" — в переводе: "Да, Господь мой и Царь, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего" — это вам понятно. Великое исцеление от осуждения — это уметь критиковать самого себя. Мы часто исключительно внимательны, я бы сказал, наблюдательны, и я бы еще сказал психологически изощрены, когда речь идет о грехах соседа, о грехах другого человека. Здесь мы проявляем максимальное знание всех моральных заповедей и всех тонкостей. Но мы выступаем здесь в виде строгого судьи, не имея на то права, ибо то, в чем мы других людей осуждаем, в том виноваты и мы.

Есть даже такой закон: когда начинаешь слишком осуждать кого-то в чем-то, потом легко впадаешь в то же самое. Грехов на самом деле не так уж много. Как в музыке существуют до, ре, ми, фа, соль, ля, си — и все — из этого создают симфонии, так и в жизни есть набор грехов, который все время варьируется у всех. Они все просты и элементарны, но они все захватывают нашу жизнь. Если мы отдаем себе отчет в том, что мы такие же, как другие, то честность и справедливость не позволяют нам сказать: вот этот, он такой-то и такой-то.

Вы меня спросите: а может, в этом есть примиренчество, компромисс со злом? Ни в коем случае, никогда, мы всегда должны называть зло своим именем. Но человеку, впавшему в этот грех, мы должны сострадать: ведь осуждающий, он злорадно осуждает, он ведь руки потирает и говорит: "Ага, вот ты то-то и то-то". Может, прямо так не говорит, но думает именно так. Вот откуда, друзья мои, такое удовольствие от осуждения получают люди, просто удовольствие.

Вспомните, подумайте, когда вы говорили о других людях, когда начинали вспоминать: а ведь у него то-то и то-то, сначала как бы с несколько такой снисходительностью, с сочувствующей физиономией, но потом постепенно снежный ком нарастает, и мы уже с торжеством, как некие безгрешные существа, судим, и судим, и судим, — а потом проваливаемся и сами и говорим: но у меня же были обстоятельства, у меня то-то и то-то, я устала, я изнемогла. А разве другой человек не имел тех же извиняющих обстоятельств? Вот суть этой молитвы, которая читается каждодневно Великим постом с земными поклонами.

Опять-таки, вы спросите, для чего существуют поклоны? Состояние души человека очень тесно связано со всем его организмом. Если вы будете, например, размышлять на серьезную тему и беседовать о чём-то серьезном, а сами сидя развалитесь, вы почувствуете, что у вас настроение не то. Настроение человека и состояние его души имеют связь со всем телом, в том числе, с положением его. И когда вы становитесь на колени перед Вечностью — это действительно единственное, перед чем мы можем встать на колени, потому что она бесконечна. Господь бесконечен, — все наше тело участвует в этом состоянии. Значит, каждый день, и в храме, и дома.


Дальше <...> идут недели Великого поста. Первое воскресенье называется "неделя Торжества православия", это торжество Христовой веры. Но в чем это торжество? Не в политических победах. Многие говорят, что раньше Церковь была могущественна. Очень плохо, что она была могущественна. Ничего из этого доброго не получилось.

Любопытно, что праздник Торжества православия был установлен в связи с Вселенским собором, установившим законность иконопочитания. Против икон были императоры, вся власть византийская, вся сила внешняя, а за иконы выступал народ, богословы, святой Иоанн Дамаскин, святой Петр Студит — и они победили, победили не мечом, а духом. Вот поэтому православие должно торжествовать не силой внешней, а только духовной, и когда Церковь в прошлом прибегала к внешней силе, она теряла свое право называться Христовой церковью. Я имею в виду Церковь как сообщество людей.

В Евангелии, в отрывке из Евангелия, который читается в этот день, есть такое место: один из галилеян, найдя Иисуса Христа, который еще ничего о Себе не говорил, пришел и сказал друзьям: "Я нашел Мессию", — то есть Избавителя. — "Как? Откуда?" "Пойди и посмотри", — вот эти замечательные слова — "Пойди и посмотри!" Так говорит Церковь. Если ты хочешь увидеть истинное христианство, пойди и посмотри на Христа Спасителя, именно на Него, не на нас, грешных, а на святых, которые являют собой идеал Евангелия, которые являют идеал осуществления церковной жизни на практике, — пойди и посмотри, и не надо будет никакой мудрости.

Второе воскресенье посвящено памяти святого Григория Паламы, византийского мистика, жившего в XIV веке. Это очень важный для нас святой, один из последних византийских святых, который учил, что Бог близок может быть человеку, может быть очень близок и что в глубоком созерцании внутреннем, в глубокой духовной тишине — по-гречески "исихии" — молчании, отсюда название исихазм, — человек может реально, действительно, не иллюзорно встретить Самого Господа. Так, неделя за неделей...

Третье воскресенье посвящено Кресту Христову. Страдание Христово как источник нашего исцеления и радости. Потому что — я уже говорил вам как-то, что смысл этого страдания в том, что светлый и чистый приблизился к нам, темным и нечистым. Эта близость спасла нас, но доставила Ему — и доставляет всегда — великое, непостижимое для нас страдание.

Потом идет воскресенье, связанное с памятью Иоанна Лествичника, святого, который указывал на жизнь христианскую, особенно подвижническую, как на лестницу, ведущую к небу. Он жил у подножия горы, куда паломники поднимались по ступеням — гора Синай, на Синайском полуострове, между Палестиной и Египтом. И вот это восхождение стало для него образом духовной жизни.

Потом будет воскресенье, когда читается Слово Христово, о том, что Он шел послужить людям, отдать Себя, и это есть призыв для всех Нас, призыв к счастью. Итак, недели поста подходят к Вербному воскресенью, к Лазаревой субботе, когда начинается уже Страстная неделя. За это время те, которые готовятся к крещению, изучают Символ Веры, читают Священное Писание, входят во внутреннее, так сказать, пространство Церкви, постепенно осваиваются в нём, приносят покаяние, проходят предварительно исповедь за всю свою жизнь и подходят к Вербному воскресенью.

Страстная неделя, она считается от четыредесятницы отдельной. Это неделя последняя, проведенная Христом на земле <....>.

Я думаю, что вы должны войти в глубь главного, основного, почувствовать, в чем же суть того великого события, которое перевернуло мир, которое будет еще неоднократно мир преобразовывать, с которого начинается наше летоисчисление, которое будет праздновать свое двухтысячелетие через десять с небольшим лет по всему миру, которое сегодня владеет каждым четвертым человеком на земле, которое является осью и стержнем мировой культуры и духовности.

Проходят времена, меняются церковные обычаи, меняются социальные структуры, меняется многое в разных странах. Распадаются и создаются государства. Человек идет вперед, но всегда, с того момента, как зажглась звезда в Вифлееме, над ним стоит Крест, над человечеством возвышается Иисус Христос.

В заключение я хотел бы обратить ваше внимание на картину Сальвадора Дали, знаменитого художника, который долго у нас не признавался, но теперь, наконец, ему отдана дань достойного уважения. Его картина "Христос на Кресте" будет часто попадаться вам и в публикациях, и в журналах, и в альбомах. Это очень глубокая картина.

Внизу — маленькое тихое светлое озеро с рыбачьей лодкой. Это то озеро, на котором Господь Иисус впервые провозгласил, что Царство Божие пришло на землю. Это жизнь, над ней — зарево света, как бы невидимого солнца, золотистое зарево, которое покрывает весь этот маленький остров, остров жизни, земли, света. А над ним — мрачные бездны тьмы, бездны космоса, бездны бытия, бездны смерти, бездны непостижимого.

И вспоминается стихотворение Тютчева о хаосе, который шевелится под наброшенным над ним слегка поверхностным покровом, золотым, дневным — ночное, страшное. Ведь если бы не было тверди небесной, голубой, которая прикрывает нашу землю и которую мы все время дырявим, если бы ее не было, мы жили бы под черным небом, на котором сверкали бы грозно звезды, и на нас обрушивались бы бесчисленные потоки убивающей энергии.

Мы бы не жили, мы бы чувствовали себя как брошенные в черную пустоту. Эта твердь нас ограждает. И не только в физическом, но и в духовном смысле.

Но есть — гигантский космос, гигантское таинственное бытие. И вот над маленьким островом земли, освещенной небольшим заревом, в гигантском пространстве черного неба парит Крест с распятым на нем Христом. Лица Его не видно. Крест как бы осеняет эту землю, ограждает ее, он как бы служит связью между непостижимым, грозным, между молчащими безднами космоса и непостижимостью абсолюта, и нашей. маленькой землей, и нашей быстротечной жизнью. Он страдает, потому что Он приблизился сюда, но Он же ограждает нас, подобно голубой тверди небесной, ограждает нас от убивающей тьмы.

В этом тайна Креста, и она снова становится перед нами во весь рост, когда мы приближаемся к Страстной неделе, когда звучат Его слова, сказанные в последний раз на земле, когда мы снова видим Его рядом с нами, принявшего на Себя всю горечь мира, всё страдание, всё несовершенство мира — для того, чтобы мы поднялись в небо, чтобы мы не остались в тисках этой тошноты, а получили бы духовный заряд, который сделал бы нашу жизнь полнокровной, полноценной, светлой, побеждающей и бессмертной.


Материалы по теме:
• Яков Кротов о молитве прп. Ефрема
• свящ. Александр Шмеман - ВЕЛИКОПОСТНАЯ МОЛИТВА СВЯТОГО ЕФРЕМА СИРИНА (1)  (2)
• Митр. Антоний (Блум) - МОЛИТВА СВЯТОГО ЕФРЕМА СИРИНА (1)   (2)
• свящ. Александр Шмеман - ВЕЛИКИЙ ПОСТ
• свящ. Александр Мень - О проведении Великого Поста
• подробнее
• он же - подготовка к Великому Посту
• он же - Особенности великопостного богослужения
• Священник Яков Кротов - ПОСОБИЕ К ПРОВЕДЕНИЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА

www.messia.ru/r2/3/l03_011.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»