=рассылка *Христианское просвещение*=

Христос воскрес!

Тема выпуска: Христианство и ветхозаветная Библия (2)

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 приблизительно равные части.

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его, или решите, что читать не будете. Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.
Благодарю всех, кто откликается на эту просьбу! :-)

Редактор

Автор: священник Сергий Желудков.
Из книги "Почему и я – христианин".
Опубликовано:
krotov.info/library/07_zh/zhel/udkov_04.html;
azbyka.ru/pochemu-i-ya-xristianin#«khristianstvo_i_vetkhozavetnaja_biblija»

 
серия "Христианство в современном мире";
серия "Библия: трудные страницы";
серия "Основы христианской веры";
серия "Вопросы Богу"
 

 (примерно 3490 слов)

предыдущие части книги: Учительный кризис христианства;
3 ответа на вопрос о тайне бытия:
1. атеизм; 2. пессимизм; 3. религиозный ответ
Человеческое Лицо Бога. Богоподобие человека
Евангелия – иконы Христа (1)  (2)  (3)

Христианство и ветхозаветная Библия (1)

 

> «ХРИСТИАНСТВО И ВЕТХОЗАВЕТНАЯ БИБЛИЯ»

> Говоря: «новый» (завет)
> показал ветхость первого (завета)
> а ветшающее и стареющее
> близко к уничтожению.
> (Евр.8).

<.....>

> И вместе со всем этим – мы видим в ветхозаветной Библии подлинные драгоценности духа, действительные пророчества о Новом Завете.

> Книга Иова. Пролог на небе: скептик-сатана получает от Бога разрешение испытать праведника в великих страданиях. Да, они способны привести человека в отчаяние. «На что дана жизнь человеку, которого путь закрыт и которого Бог окружил мраком»?... «Ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня». «Тело мое одето червями и пыльными струпьями; кожа моя лопается и гноится». Гибель детей, утрата имения, страдания телесные в страшной болезни – и страдания психические, столь близкие к нашему нервному веку. «Когда подумаю: утешит меня постель моя, унесет горесть мою ложе мое, – ты страшишь меня снами и видениями пугаешь меня»… «Опротивела мне жизнь. Не вечно жить мне. Отступи от меня, ибо дни мои – суета». «Ужасы устремились на меня; как ветер, развеялось величие мое, и счастье мое унеслось, как облако». В этом безутешном го́ре, во глубине несчастья человек не может осмыслить тайны невинных страданий, унывает, ропщет на Бога – и уповает на Бога, сыновне принимает Его страшный таинственный Промысл. «Вот, Он убивает меня: но я не перестану уповать на Него». И эти бесконечно удивительные слова, которые могли бы стать надписью на каждой христианской могиле: «А я знаю: Освободитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого увидят Его. Истаивает сердце в груди моей!» Чудо христианской надежды – за тысячу лет до Явления Христа. На пределе страданий праведник получает Божественный ответ «из бури» – ответ, который можно пересказать одним словом: ТАЙНА. Книга Иова

> «отвечает на тайну тайной; Иов утешается загадкой – но утешается! Когда сомневающийся говорит: «Я не понимаю» – Знающий отвечает: «Да, ты не понимаешь», и сразу возникает надежда, – значит, что-то сто́ит понять. Античный мир не заметил этой книги...» (Г.Честертон, «Вечный человек»).

> Благочестивые друзья Иова увещевают его не роптать, рабски покориться Богу; но кончается дело тем, что «сказал Бог Елифазу Феманитянину: говорит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов»… История заканчивается тем, что Иов – снова здоров и богат, у него – новые дети. Монахиня Мария проникновенно толковала это, как ВСТРЕЧУ с любимыми в жизни будущего века (статья «Рождение в смерти»). Достойно сожалений многословие отступлений, которыми перегружена великая книга

> Книга Псалмов. Здесь тоже много всякого словесного балласта, не говоря уже о текстах с пожеланиями мыть ноги в крови врагов (Пс.57), с раннего утра избивать их (Пс.100) или разбивать о камень детей (Пс.136). Тем более поразительна духовная высота других мест. Главное – этот удивительный ЯЗЫК, на котором псалмопевцы умели обращаться к Богу. «Услышит тебя Господь в день печали»… «Призри на меня и помилуй меня; ибо я одинок и угнетен. Ско́рби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих». «Господь свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь – крепость жизни моей: кого мне страшиться? «Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи». «Близок Господь к сокрушенным сердцем», и смиренных духом спасет». «Я сказал: Господи! помилуй меня, исцели душу мою; ибо согрешил я пред Тобою»… «Как лань желает к источникам водным, так желает душа моя к Тебе, Боже. Жаждет душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда прииду и явлюсь пред лице Божие!.. Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога – ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего». «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража (смена караула) в ночи». «Душа моя истаивает от скорби: укрепи меня по слову Твоему». «Твой я – спаси меня»...«Заблудился я, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо заповеди Твои я не забыл». «Ко Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня»… Впоследствии Ян Гусс напишет из тюрьмы: «вот когда я научился понимать Псалмы». К величайшему сожалению, в наших русских храмах исполнение Псалмов совершенно испорчено нудным «вычитыванием» их в огромных порциях без разбора. Думается, что первым делом будущего литургического возрождения должно бы явиться музыкальное исполнение тщательно избранных и отредактированных фрагментов библейских Псалмов.

> В книгах пророков даже неверующие комментаторы признаю́т высокий дух авторов, красоту языка. И хотя уже всё почти в этом огромном словесном наследии имеет только местно-исторический интерес, – есть тексты, которые и сегодня для нас звучат в полную силу:

> «К чему Мне множество жертв ваших?  говорит Господь. Я пресыщен всесожжением овнов и жиром откормленного скота; и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу. ...Не носи́те больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, собраний праздничных не могу терпеть; беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя; простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищи́те правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову. Тогда придите и рассудим,  говорит Господь.  Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю»... (Исайя, гл. 1)

> Или вот еще о посте:

> «Вот пост, который я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу... Раздели с голодным свой хлеб, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его»... (Исайя, гл. 58).

> Подобные противопоставления внешней обрядности и истинного служения Богу – совершенно в духе Нового Завета. В этом духовном предварении евангельской проповеди и заключается здесь «пророчество». Что же касается избрания так называемых «мессианских мест» ветхозаветной Библии и толкования их в качестве чудесных предсказаний дат и событий евангельской истории, то это (особенно в Евангелии по Матвею) оказывается часто весьма спорно, а то и вовсе напрасно... Но есть одна особенная тема, совершенно удивительные, загадочные письмена, от которых у всякого христианина дрогнет душа:

> «…Он был презрен и умален перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от него лица свои; он был презираем, и мы ни во что ставили его. Но он взял на себя немощи наши, и понес наши болезни; а мы думали, что он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание умиротворения нашего было на нём, и ранами его мы исцелились. Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст своих; как овца, веден был он на заклание, и как агнец перед стригущим его безгласен, так он не отверзал уст своих»... (Исайя, гл. 53).

> За эту главу пророка называют ветхозаветным евангелистом. Ибо – это речь о Христе.

 

> В писаниях Нового Завета пророческий образ страдающего Праведника соединился с символами ветхозаветной кровавой жертвы и «искупления» (выкупа из плена, освобождения за плату), – и всё это было отнесено ко Христу. «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (по Иоанну, гл. 1). В Евангелиях по Матвею (гл. 20) и по Марку (гл. 10) передаются слова Самого Христа «... Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить, и отдать душу Свою для избавления многих» (дословно: «в выкуп за многих»). И на Тайной Вечере – сло́ва, вошедшие потом во все литургии Востока и Запада: «Сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов... Сие есть кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». В разных вариациях образы жертвы и выкупа повторяются в апостольских посланиях. «... Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценной кровию Христа, как непорочного и чистого Ангца» (1 Послание Петра, гл. 1). «Имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника; Он есть очищение грехов наших, но и всего мира» (1 Послание Иоанна, гл. 2). «Христос умер за грехи наши, по Писанию (к Коринфянам 1, гл. 15). И так далее, многократно.

> КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ, ВЛАДЫКО... Христос, Сам Бог во Христе страдает с нами и за нас. Это священно, это ТАИНСТВО, которое все христиане чувствуют, но никто не может исповедать в рациональных выражениях. Кажется, именно здесь, в тайне Креста с особенной остротой познается то общее качество религиозного опыта, которое упомянутый проповедник прекрасно выразил однажды в словах: «ДУША ЗНАЕТ, А УМ ЕЩЕ НЕ ПОНИМАЕТ». У Пушкина: «Он имел одно виденье, непостижное уму»… У Толстого в «Анне Карениной» сопоставляются переживания таинства смерти и таинства рождения, когда душа поднимается «на такую высоту, которой она и не понимала прежде, куда рассудок уже не поспевал за нею. Вот так и в тайне Креста Христова. Можно преклониться пред ней с простотою. Можно ее отвергнуть. «Объяснить» ее невозможно... Апостол Павел писал об этой невозможности: «...А мы проповедуем Христа Распятаго – для иудеев скандал, а для эллинов – глупость, для самих же призванных, иудеев и эллинов – Христа, Божию Силу и Божию Премудрость» (К Коринфянам 1, гл. 1) Для Иудеев распятие Мессии было «скандалом», а для эллинов сверхразумная Божия Премудрость, обозначенная в иудейских символах, была «глупостью». В другом месте: «Если Бог за нас, то кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил (вероятно, лучше было бы перевести: Сыном своим не поскупился), но предал Его за всех нас – как с Ним не дарует нам и всего?» (К Римлянам, гл. 8). Нельзя толковать это только рассудочно – получилось бы, что Бог в Сыне Себя Самого предал в жертву Себе Самому... Рассудочно – это «глупость»; символически же – выражение, предельное выражение Божественной любви и нашей надежды. То же и у другого апостола: «Ибо так возлюбил Бог мир, что Сына Своего Единородного отдал» (по Иоанну, гл. 3). «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего во очищение грехов наших» (1 Послание Иоанна, гл. 4). Разумеется ветхозаветное очищение жертвой. Опять получается, что Бог пожертвовал Сыном, чтобы принести за грехи наши жертву Себе Самому... Символ ЛЮБВИ, бесконечной ЛЮБВИ, не имеющей рационального значения. Тайна Искупления сверхразумна.

> Схоластики вознамерились понять непостижное уму, втащить рассудок на недоступную ему высоту. Жестокую ветхозаветную символику они истолковали буквально. Получилось то, что Н.А.Бердяев называл судебной теорией выкупа. Ее дикая сущность в том, что без этой «искупительной жертвы» Бог не мог бы простить грехи Адама и всего человечества. «Бог /.../ потребовал кровавой жертвы», – это не антирелигиозная насмешка, а цитата из семинарского учебника (выше, стр. ##). В нашем Катехизисе прямо так и написано, что страдания и смерть Христа были «удовлетворением правосудию Божию». Автор Катехизиса митрополит Филарет был так увлечен судебной теорией, что исказил в этом направлении русский перевод Нового Завета: слово, обозначающее символическое «очищение» человека, у него везде переведено как прямое «умилостивление и воздаяние Правде Божией» (стр. 240). Эта «жертва умилостивления» в параллельном значении символа есть также и «выкуп», но выкуп дается ВРАГУ, и кто-то из древних учителей толковал, что Христос принес выкуп Диаволу... Так кощунственно сближаются образы Бога и Дьявола. Попытки рассудочно понять символы Искупления получают прямо антирелигиозный смысл.


> Но по справедливости до́лжно признать, что изобретатели судебной теории имели достаточно формальных оснований в текстах Писания. «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Послание Иоанна, гл. 1), – это НАПИСАНО, так ДУМАЛИ апостолы... Н.А.Бердяев писал, что уже в самих этих символах Писания отразилось несовершенство человеческого восприятия божественного откровения. «Христианство учит о распятии Бога, что было для иудеев соблазн, для эллинов  безумие. Но великую идею страдания и распятия Самого Бога человечество исказило привнесением понятий, взятых из падшего мира и отношений, существующих в нём. Таково унизительное для Бога и человека понятие искупляющего значения крови: Христос вместо нас испытывал страдания за наши грехи, Бог принес в жертву Своего Сына, чтобы получить сатисфакцию за грехи людей и т.д. (из «Экзистенциальной диалектики Божественного и человеческого»). «Понимание христианского откровения зависит от структуры сознания, которое может быть шире и у́же, глубже и поверхностнее. Человеческое сознание очень зависит от социальной Среды, и ничто так не искажало и не затемняло чистоту христианского откровения, как социальные влияния, как перенесение социальных категорий властвования и рабства на религиозную жизнь и даже на самые догматы. И Священное Писание есть уже преломление откровения Бога в ограниченной человеческой среде и ограниченном человеческом языке. Обоготворение буквы Писания есть форма идолопоклонства. Поэтому научная библейская критика имеет освобождающее и очищающее значение» (из «Самопознания»). «...Я иду дальше, я склонен думать, что в языке самих Евангелий есть человеческая ограниченность, есть преломленность Божественного света в человеческой тьме, в жестоковыйности человека. Жестокий эсхатологический элемент исходит не от Самого Иисуса Христа, он приписан Иисусу Христу теми, у кого он соответствует их природе». Судебная теория выкупа есть человеческое привнесение» (там же). К величайшему сожалению, я не читал последней книги Философа: «Истина и откровение. Опыт критики откровения»

> Но уже в святоотеческий период началась полемика с будущей судебной теорией. Не помню в каких точно выражениях преподобный Иоанн Кассиан называл БОГОХУЛЬСТВОМ, когда Богу приписывается возмущение гневом. Преподобный Исаак Сириянин писал: «Где же правда Божия? – Мы грешники – а Христос за нас умер!».. <{Слова подвижнические, Слово 90}> Богохульское толкование насчет «правды» отвергается, тайна же остается необъяснимой. Не знаю, как у католиков, а в нашей (византийской) церковной поэзии мотив «умилостивления Бога правды» почти отсутствует. Напротив, – Cам Бог страдает в страдающем Человеке Иисусе. «Одеяйся светом яко ризою, наг на суде стояше, и в ланиту ударение прият от рук, их же созда»… «Обложился еси венцем поругания, землю живописавый уветами». «Днесь Владыка твари предстоит Пилату, и кресту предается Зиждитель всех. О Владычняго человеколюбия!» «Кто изречет образ страшный, воистину новый: Владычействуяй бо тварию днесь страдания приемлет, и умирает нас ради»… Смерть Христа – не «выкуп» Диаволу, а катастрофа в царстве зла. «Егда снизшел еси к смерти, Животе Бессмертный – тогда ад умертвил еси блистанием Божества»… «Егда во гробе нове за всех положился еси, Избавителю всех, ад всесмехливый, видев Тя, ужасеся». Вот еще сильный образ: «Жизни вечныя Камень во чреве прием (приняв), яд всеядный изблева от века яже поглоти мертвыя». В пасхальном слове святителя Иоанна Златоуста дается похожий символический образ, что ад обманулся: взял Человека – а встретился с Богом!.. Так условно-символически, «в загадочных отражениях» обозначается сверхразумная тайна Креста и Воскресения – торжество Божественной Любви в предельном человеческом уничижении Иисуса Христа. Когда же, бывает, проповедники пытаются «объяснить» всё в прямом смысле семинарской премудрости о «жертве умилостивления», то ничего у них не получается, вернее же сказать, получается только горестное унижение нашей Святыни.

> Обращаясь к евангельской истории, мы видим, что Христос страдал и умер не по «правосудию Божию», а по неправому суду человеческому. Что привело Его на этот суд? Вот еще выписка из трудов проф. М.М.Тареева:

> «Если мы спросим, в чём состояло спасительное дело Христа в самом общем его характере, то ответ может быть один: все люди до Христа служили Богу внешне и символически, а Он, даровав человеку вечную Божественную жизнь, научил нас поклоняться Богу духовно и истинно, т.е. самим делом, не призрачно... Христос открыл человеку великую истину, что Бог есть Дух, что он не нуждается подобно человеку в пище и питии, что Он не смотрит на лица, на происхождение, на внешнее положение и внешнюю праведность человека, что Он не требует от него внешних жертв, что Он может открываться только в духе человека, что Он хочет от человека духовной жертвы – душевной чистоты, милости и любви; во свете этой великой истины Он научил человека видеть сущность своей жизни в духе и в духе же совершать служение Богу. Бог есть Дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине  (Ио.4,24). Духовная жизнь в человеке, которую даровал людям Христос и которая проявляется прежде всего в живой вере и деятельной любви, – духовная жизнь есть истинная вечная Божественная жизнь и потому служение Богу в духе есть служение истинное – действительное, а не призрачное. Духовная жизнь есть истинное, непреходящее благо для человека и вместе с тем, как явление Божественной жизни, обнаружение Божественной славы, она есть подлинное служение Богу. Христос научил нас, что служение Богу должно составляться не особыми специфическими действиями человека и учреждениями, но вся жизнь человека должна быть Богослужением...

> В то время, как ветхий человек, не знавший духовной жизни, мог служить Богу только символически, и мог быть в своем символическом Богослужении вполне искренним, как и на самом деле язычники и иудеи поражают нас своей религиозной искренностью и полным соответствием своего духовного склада религиозным представлениям в религиозной практике, – в христианине одностороннее символическое служение Богу является более или менее сознательной изменою духу Христа»... («Христианская свобода»).

> Восстание против фарисейства – вот что привело Иисуса на суд Синедриона. Можно вообразить, что если бы Христос, не узнанный, явился бы среди нас сегодня – конечно, Он вступил бы в конфликт с нашим фарисейством сегодняшним. Но что БЫЛО ТОГДА, в действительности, когда Он ходил по земле Иудеи! Христос – Учитель любви и духовной свободы. Во всей авторитетности Своего чудотворства Он принципиально нарушает священный Закон. «Милосердия хочу, а не жертвы», – повторяет Он слова пророка Осии. «Не человек для субботы, а Суббота для человека»... «Не то, что входит в уста, а что выходит из уст, может осквернить человека». «Го́ре вам, книжники и фарисеи, лицемеры». «Слепые поводыри слепых!» Для иудейских законников слышать это – невыносимо. «Они же пришли в бешенство и говорили: что бы нам сделать с Иисусом»… А Он, мы это видим почти на каждой странице Евангелий, постоянно обличает их «c гневом, скорбя об ожесточении сердец их». И самое ужасное, о чём им страшно подумать – Он свидетельствует о Себе, что Он-то и есть... Мессия, Христос?! Служители самой «православной» религии не узнавали Сына Божия. Для них Он – не только Нарушитель Закона, Отступник: Он – безумный Самозванец! «И еще более искали убить Его иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (по Иоанну, гл. 5). В этом беспримерном конфликте компромисса не может быть, развязка неотвратима. «И смерть уже витает над Его священной главой» (Фаррар). Арест. суд Синедриона.«…Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Мессия, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы у́зрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных... Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство. Как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти. И некоторые начали плевать на Него, и, закрывая Ему лицо, ударять и говорит Ему: прореки. И слуги били Его по щекам»... (по Марку, гл. 14). Второй суд – у Пилата. Иудеи кричат: «Мы имеем Закон, и по Закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (по Иоанну, гл. 19). Вот за что умер Христос. Сын Человеческий осознал Себя Сыном Божиим; эту правду Он исповедал пред ужасом Креста, за эту правду Он умер – и силою этой правды совершилось Его Воскресение... Таков смысл евангельской истории – и это уже «не вмещается» в пророческие символы ветхозаветной Библии.

> Но есть в символе Искупления одна сторона, которая, мне кажется, отчасти доступна нашему уразумению. Есть интуиция таинственной ОБЩНОСТИ человечества – не только телесной, но и духовной общности. Вспоминая павших в битвах великой войны, я отчетливо сознаю, что и ЗА МЕНЯ убиты они. Видя страдания больных и уродов, я испытываю безотчетное чувство, что и ЗА МЕНЯ страдают они... Даже при моей холодности я способен радоваться и гордиться, огорчаться и стыдиться ЗА ДРУГОГО человека. Читая произведения великого писателя, я радуюсь, что он и за меня, ЗА ВСЕХ НАС выразил то, что и мы носили в душе́, но никогда не сумели бы так прекрасно сказать... Вот и в этой работе я так часто цитирую «чужие» слова, потому что беден своими; но в Церкви – ВСЁ ОБЩЕЕ. У Достоевского старец Зосима учил: «Если сам согрешишь, и будешь скорбен даже до смерти о грехах твоих или о грехе твоем внезапном, то возрадуйся за другого, возрадуйся тому, что если ты согрешил, то он зато праведен и не согрешил»… Тот же старец говорил о таинственном ЕДИНСТВЕ всех: «Юноша, брат мой, у птичек прощения просил: оно как бы и бессмысленно, а ведь правда, ибо всё как океан, всё течет и соприкасается, в одном месте тронешь, а в другом конце мира отдается». В семье, «домашней церкви», мы как нельзя более искренне радуемся друг за друга и страдаем друг за друга, бесконечно прощаем друг другу, – и это бывает столь же чудотворно, как чудесно зарастают раны в живом теле... И вот – всё это, – только проблески и подобия той таинственной ОБЩНОСТИ, в которой Христос страдает с нами и за нас, и Божественное совершенство Его Личности становится достоянием всего человечества доброй воли. Об этом и сказано было пророчество в свитке Исайи – что ранами Его мы исцелились.

 

> «Всякое боговдохновенное Писание полезно для научения, для исправления, для наставления и праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (к Тимофею, II, гл. 3). По этому апостольскому критерию очень немногие из текстов ветхозаветной Библии могут быть ПОЛЕЗНЫ для современного читателя.* Зачем перечитывать нам сегодня, например, подробнейшие инструкции о ритуале кровавых жертвоприношений? Или другие предписания отмененного Закона, за НАРУШЕНИЕ которого умер Христос? Или историю еврейских войн и преступлений? Или сомнительной ценности поучения Соломона? Давно уже пора бы нам приступить к изданию, в свободных вариантах, новой – христианской, общечеловеческой «Библии», куда вошли бы избранные, воистину Богом вдохновенные тексты мировой литературы. Идею такого рода хрестоматии пробовал осуществить наш Л.Н.Толстой в своем «Круге чтения»; но (как и всё, что он пытался сделать, изменяя своему художественному призванию) это был труд невысокого качества.

 


* Здесь автор использует весьма странную трактовку слов 2Тим.3:16... Она представляется сомнительной прежде всего в свете контекста Послания и всего Нового Завета: нигде нет идеи разделения текстов, составляющих Ветхий Завет, на боговдохновенные и небоговдохновенные.
Литература по теме:
• еп. Кассиан (Безобразов) о богодухновенности Библии;
• свящ. Яков Кротов: Библия – микрофон Бога;
• священник Александр Мень. Что надо знать о Ветхом Завете

(Прим. ред. рассылки)

 

 

См. также по теме выпуска:
А.С.Десницкий. Зачем христианину Ветхий Завет?

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

(затрудняюсь ответить)(неинтересно – не(до)читал)(не понравилось / не интересно) /

(малоинтересно)(интересно)(очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

messia.ru/r2/7/es12_290.htm

Архив рассылки, формы подписки —» messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии