Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 17 сентября ст.ст., пт (седмица 15-я по Пятидесятнице) литургические чтения: Гал.4:8-21; Мк.6:45-53 *. > <...> Латинское слово libertas <свобода> - юридическое понятие > Древнего Рима; оно определяет законное общественное положение > ребёнка, который родился от свободных родителей, не рабов, и сам > наследственно свободен, то есть общественно самовластен, имеет > над собой право самоопределения. Но если вдуматься немножко в это > понятие, а не только в слово, вы увидите, что всё воспитание > такого ребенка держится между двумя крайностями. С одной стороны, > его учат быть свободным, с другой - стремятся обеспечить ему > эту свободу предельным самообладанием, властью над собой. Воспитание > должно научить его никогда ни в чём не покоряться чему-нибудь > внешнему без согласия разума и души; его учат стать таким человеком, > который никогда не бывает движим внешними обстоятельствами, > внутренней страстью, человеком, который не бывает в 'страдательном > наклонении', то есть объектом, предметом воздействия. Из него > стремятся сделать человека, который всегда бывает, всегда > есть хозяин своей жизни, - а хозяином своей жизни можно быть вплоть > до смерти. Вспомните слова Христовы: Никто Моей жизни не отнимает > у Меня, Я ее Сам даю (Ин.10,18) - полное, предельное самовластие. > Но для этого нужно победить в себе все силы косности, всё бессилие, > всю инертность и все движения тела и души, которые несовместимы > с такой властью над собой. > И здесь вступает понятие послушания, дисциплины. Дисциплина - > тоже слово латинское; оно определяет не совсем то, что мы в ней > видим всегда. Когда мы говорим о дисциплине, то думаем, как нас > порой зажимают в железные рукавицы. Но дисциплина происходит > от слова disciрulus, ученик: это не только фактическое, > но внутреннее состояние того, кто стал учеником, кто хочет > научиться и готов оставить свои собственные привычки, > свои собственные мысли, свои собственные суждения и чувства > для того, чтобы слиться с большим умом, с более глубоким сердцем, > с волей более совершенной. И только этим путем приобщения к большему > человек делается свободным от меньшего, от самого себя, какой > он есть сейчас. > В порядке римского права отец семьи был такой мерой; он знал, каким > должен быть человек и как ему вырасти в эту меру. И сурово, твердо > вел он человека по этому пути. Но и Господь ведет нас в область > сыновства тоже этим способом. <...> Да, Бог рабов не терпит , они > Ему не нужны. Бог хочет детей Царства Божия, детей, которые были бы > в Единородном Сыне подлинными сынами и дочерьми Царства... Вспомните > притчу: блудный сын собирается сказать, после своего признания > в греховности, что он готов и наемником быть в доме отчем. > Он приготовил исповедь; отец дает ему сказать только первую > половину: Отче, я согрешил против неба и перед тобой, я уже > недостоин быть твоим сыном... - Тут его отец обрывает: недостойным > сыном - да, ты можешь быть, а достойным наемником в моем доме - > никогда. Сыновство не теряется, дары Божии неотъемлемы... И вот > таким образом Бог и нас ведет к сыновству, к тому, чтобы мы были > детьми Его Царства через послушание, через свободу. > <.....> > <...> я читал Евангелие, и оно мне раскрывалось как просто жизнь. > Меня тогда поразили три вещи. <.....> > <...> > А третье - это свобода. <...> мы не призваны прибедняться, > как-то выворачиваться и изворачиваться, чтобы к Богу как-то > приспособиться, мы должны стать самими собой в самом абсолютном, > безграничном смысле этого слова, но самими собой мы можем быть > только если не я живу, но живет во мне Христос (Гал.2,20), если > я живу не только тем количеством дыхания Божия, которое Он вдохнул > изначально в меня, а всей полнотой приобщенности Источнику жизни, > если только я делаюсь во Христе сыном Божиим. > Ну и конечно, облик Христа тогда очень меня поразил сочетанием > мягкости, любви и такой колоссальной силы, которая дает человеку > возможность отдаваться: отдаваться любовью, служением, всей жизнью. > Никто Моей жизни у Меня не отнимает, Я ее Сам даю (Ин.10,18) - > актом воплощения крестной смерти. <...> [ митр. Сурожский Антоний. О НЕКОТОРЫХ КАТЕГОРИЯХ НАШЕГО ТВАРНОГО БЫТИЯ. Доклад в МДА 1-2 декабря 1966 года. www.mitras.ru/sretenie/sret_mda.htm ] ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мф.14:22-34; эпизод N75 по "Брюссельскому согласованию" &&& В.Н.Кузнецова - комментарий к Гал.4:8-11 (Не возвращайтесь в рабство стихиям!..) www.messia.ru/rasylka/003/564.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20050930/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Sep/30.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Некогда вы, не зная Бога, были в рабстве у "богов", которые и не боги вовсе. Но теперь, когда вы узнали Бога, вернее сказать, когда Бог узнал вас, неужели вы снова хотите вернуться к этим бессильным и жалким стихиям, обратно к ним в рабство? Вы соблюдаете какие-то дни, месяцы, времена и годы! Боюсь, мои труды у вас пошли насмарку...* (Гал.4:8-11) * * * *Затем Иисус велел ученикам сразу же сесть в лодку и плыть на другой берег, к Вифсаиде, не дожидаясь, пока Он отправит народ. Простившись с людьми, Он поднялся на гору помолиться. Когда настал вечер, лодка была посреди моря, а Он оставался один на берегу. Увидев, что они выбились из сил, борясь со встречным ветром, Он на рассвете пошел к ним по морю и, казалось, хотел пройти мимо них. Видя, что Он идет по морю, они решили, что это призрак, и закричали, потому что все видели Его и сильно перепугались. Но Он тут же заговорил с ними: - Смелей, это Я, не бойтесь! - И вошел к ним в лодку. Ветер сразу стих. Это их поразило еще больше. Они ведь не поняли, что значило чудо с хлебами, сердца их оставались слепы.* (Мк.6:45-53) |
|||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|
![]() |