=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)


*  7 апреля   2006 г. ст.ст., Великий Четверг.
  Воспоминание Тайной Вечери.
  литургические чтения: 1Кор.11:23-32;
  Мф.26:1-20; Ин.13:3-17; Мф.26:21-39; Лк.22:43-45; Мф.26:40-27:2.



>                ПЕРВАЯ ЕВХАРИСТИЯ НА ПОСЛЕДНЕЙ ВЕЧЕРЕ

> 'Господь  Иисус,  в  ту  ночь,  в  которую  предан был, взял хлеб и,
> возблагодарив,  преломил  и сказал'... Сколько исследователей Нового
> Завета и христианского богослужения, перечитывая эти священные слова
> и  склоняясь  над   соответствующими библейскими формулами,  мечтали
> о   том,   чтобы   узнать,   в   каких   именно  выражениях  Христос
> 'возблагодарил',    совершая    первую   христианскую  'Евхаристию'!
> Но   ни  об  этом,   ни о последней Вечере в целом,  ни евангелисты,
> ни святой Павел не сочли нужным приводить подробности, которые могли
> бы  удовлетворить  нашей  благочестивой  любознательности.  Из  этой
> сдержанности,   почти   можно   сказать   -   молчаливости,  крайние
> протестанты  в XVI веке и немало 'передовых' католиков в ХХ-м делали
> или делают тот вывод,  что ничего особенного и  не было  ни сказано,
> ни  сделано  на  последней  Вечере  за исключением  того  немногого,
> что  указано  Апостолом  или Евангелистами. В частности, те и другие
> думают,  или думали, что ничем обрядовым или священным Тайная Вечеря
> не  должна  была отличаться от обыкновенной трапезы. Отсюда - хорошо
> известный   вывод   <...>:   что   идеальной  Евхаристией,  наиболее
> соответствующей  своему первоначальному образцу, была бы та, которая
> по  видимости не отличалась бы ничем от самой обыкновенной дружеской
> или семейной трапезы.

> В   действительности,  как  это  часто  бывает,  эта  предполагаемая
> первобытность  - всего только романтическая фантазия. Наш теперешний
> светский  обед  менее  всего  похож на первую Евхаристию и последнюю
> Вечерю,  когда   Учитель,   в  последний раз вкушая вечернюю трапезу
> с  учениками,  ввел  в  это  начальный  элемент всех наших литургий.
> Действительно,  современные  исследования  позволяют нам дать весьма
> точный  ответ  на  вопрос, поставленный нами вначале. Можно сказать,
> что  не  только  слова  произносившиеся  Господом, но и совокупность
> действий, говоря точно -  обрядов,  совершавшихся в ту ночь Им Самим
> и   присутствующими,  теперь  нам  вполне  известны  почти  во  всех
> подробностях.  Этим  знанием  разрешается  ряд  проблем,  казавшихся
> прежде    неразрешимыми,    как  исторического    характера,     так
> и   по  истолкованию.   Как  мы  увидим,   им проливается яркий свет
> на    происхождение    христианского    богослужения    (не   только
> евхаристической  литургии  в собственном смысле). Но этим же знанием
> совершенно   разрушается   <фантазия>   о   будто   бы  безобрядовом
> первоначальном  христианстве.  Оно  не  оставляет ничего от иллюзии,
> укоренившейся  у  многих   наших современников,   всё еще  думающих,
> что  приблизиться  ко Христу и к Его прямым ученикам можно, удаляясь
> от  нашей  теперешней  литургии  и  превращая  её  просто в братскую
> совместную трапезу.

> <...>.  В  известном смысле, Тайная Вечеря несомненно была 'братской
> совместной  трапезой'.  Но  то,  что  мы понимаем под этими словами,
> несоизмеримо  с  тем,  что  это  означало для Христа и Его учеников.
> Понимаю,  что  мне  возразят, что я тут останавливаюсь на внешности,
> имеющей второстепенное значение и  связанной  с местом  и  временем.
> Мне  скажут, что важен 'дух', который может оставаться тем же, когда
> оболочка, связанная с культурой данного времени, меняется. Но именно
> 'дух' <...> и составляет главное различие между 'совместной братской
> трапезой' в XX веке и тем,   что это  могло быть в еврейской  среде,
> как  та,  которую  составляло  общество учеников Христовых. Для нас,
> такое   объединение   за   столом   характеризуется  так  называемым
> 'отсутствием  формализма',  т.е.  того  именно,  от чего хотят уйти,
> отвергая  теперешние  литургические  обряды.  Но  то,  что  отличало
> совместную  трапезу  учеников,  это  был  ее  глубоко  ()  обрядовый
> характер,  который  был  ей  присущ  в  силу  ее высокого священного
> значения.

> <.....>  в  трапезах   Христа с учениками,  в частности  в последней
> из  них   -   но  не  только  в  ней,   -   <исследователи> заметили
> тот  священный  характер, который по <ранее принятым представлениям>
> должен был быть им чужд.

> Действительно,  община  Христа  и  Его  учеников представляла собою,
> по-видимому, типичный пример тех  хабурот  - объединений в одно и то
> же время благочестивых и дружеских, - о значении которых в еврейской
> жизни, в эпоху, приблизительно совпадающую со временем возникновения
> христианства,  мы  знаем  из  раввинической  литературы. Но мы знаем
> также,  что  главным  собранием  у  них являлась ритуальная трапеза,
> обычно   еженедельная,  но  происходившая  кроме  того  и  в  кануны
> праздников.    Подробнейшее  описание  такой  трапезы  осталось  нам
> в  трактате   Беракот.   Скажем,  что  в  некоторых  ее чертах можно
> заметить  следы изменений,   внесенных после разрушения  Иерусалима.
> Но  специалисты  согласны  в  том,  что  эти  поправки  имеют весьма
> второстепенное  значение.    По  их   мнению,    слова   и   обряды,
> почти  священнодействия, в основном современны Христу, а в некоторых
> своих частях и значительно древнее Его.

> Отметим,    что  эта  обрядность  не  ограничивалась  одними хабурот
> в  прямом  смысле  этого  слова.  Уже раньше их появления{} это была
> обрядность  праздничных  обедов,  тщательно  соблюдавшаяся  в каждой
> подлинно благочестивой еврейской семье.

> При    сопоставлении    этого    ритуала         с   повествованиями
> наших  евангелистов,  а  также  с наиболее древними дошедшими до нас
> литургиями,  нельзя  не  поразиться  тем,  как совершенная связность
> устанавливается  в  изложениях,    казавшихся раньше беспорядочными,
> и как сразу разъясняются многие подробности, происхождение или смысл
> которых казались темными.

> <...>

>                                * * *

> Общинная  трапеза, типа той, которую Господь наш, очевидно, совершил
> вечером  в Страстной Четверг, начиналась, подобно теперешним званным
> обедам  в  северной  Европе,  с  закусок, которые присутствующие ели
> каждый  отдельно или маленькими группами по два-три человека прежде,
> чем   располагаться  за столом.  Как нам говорят,  это было даже еще
> не  началом  самой  трапезы, а как бы только введением к ней. Всё же
> каждый  уже  произносил благословение над любым  кушаньем,   которое
> он  брал.  Но это благословение оставалось еще индивидуальным  (хотя
> и  не  в том смысле, чтобы каждый мог ее формулировать как угодно, -
> отнюдь  нет).  Так же дело обстояло и с чашами вина, которые с этого
> же  момента  передавались  из  рук в руки. При этом, как и в течение
> всей  трапезы    (за  одним  единственным, но важнейшим исключением,
> о  котором речь будет дальше), каждый благословлял чашу сам для себя
> прежде  чем  пить  из  нее.  Это  говорилось  так:  'Благословен Ты,
> Господи,  Боже  наш,  Царь  вечный,  создавший  виноградный плод'.{}
> Очевидно,  это  и была та чаша, которая по рассказу евангелиста Луки
> передавалась из рук в руки  раньше хлеба  и причинила истолкователям
> столько   затруднений.{}  Слова,  которыми  Христос  её  сопроводил,
> представляют  собою  явную  ссылку  на  только  что приведенную нами
> формулу  благословения:    'Примите  ее  и   разделите  между собою,
> ибо   говорю   вам,   что  не  буду пить от плода виноградного, пока
> не придет Царствие Божие'.{Лк.22.17}

> По  окончании  этой  вступительной  части,  присутствующие мыли руки
> (обычно  в  воде  с примесью ароматов), при чем и это сопровождалось
> определенной  молитвой;  затем  переходили к столу. С этого момента,
> начиналась   трапеза    в  собственном смысле  и  никого  пришедшего
> после  этого  уже нельзя было до нее допускать. Начало общей трапезы
> отмечалось     торжественным     обрядом,     который     совершался
> председательствующим.   Перед ним  клали хлеб. Он брал его в руки и,
> в  форме  благодарения,  произносил над ним следующее благословение:
> 'Благословен  Ты,  Господи  Боже  наш,  Царь  вечный,  дающий  земле
> производить  хлеб'.  Несомненно, Господь тогда и добавил : 'Примите,
> ядите,  сие  есть  тело  Мое,  за  вас  ломимое;  сие  творите в Мое
> воспоминание'.
> {Лк.22.18. Сам Христос тогда, вероятно, не пьет и предоставляет пить
>  ученикам, после произнесения ритуальной формулы.}
(продолжение следует)
                                [ Л.Буйе. О Библии и Евангелии.
                                  // Брюссель, 1988
                                  (Добавление III. стр.221-5) ]




* Cвящ. Александр Мень: Новый Завет. Литургия
        www.messia.ru/rasylka/004/758.htm#0
* Он же: ПАСХА НОВОГО ЗАВЕТА
   www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_15.htm#0
* В.Н.Кузнецова - комм. к Мф.26:17-30
  (Пасхальная трапеза. Заключение Нового Договора):
       www.messia.ru/trstrb/kuzn/mt/2617-30.htm#0
  + отдельно только к Мф.26.26-29 (Заключение Нового Договора):
                          www.messia.ru/rasylka/003/410.htm#0
* Х.Яннарас о Евхаристии как воспоминании Тайной Вечери
                  www.messia.ru/rasylka/002/055.htm#0
* Дороти Сэйерс: Тайная Вечеря
   www.messia.ru/rasylka/005/1132.htm#0
* продолжение: "Я - лоза, вы - ветви"
   www.messia.ru/rasylka/005/1172.htm#0


Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20060420/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.days.ru/day.php?date=20060407&key=days
 


***************************************************************** * *
  к чтениям Страстной пятницы
   www.messia.ru/rasylka/005/1133.htm#0
   (свящ. Александр Мень; ссылки на тексты Д.Сэйерс, митр. Антония,
    свящ. Георгия Чистякова, "Б.-Ц.")
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Будучи Господом и Создателем всего,
 Бог бесстрастный, обнищав, создание с Собой соединил,
 и, Сам являясь Пасхой,
 тем, за кого собирался умереть, / Себя в снедь заранее предлагал,
 взывая: "Вкусите тело Мое / и верою утвердитесь!"
  Спасительной для всего рода смертного,
  напоил Ты, Благой, Своих учеников
  собственною чашей, наполнив её веселием;
  ибо Ты Сам над Собою священнодействуешь,
  взывая: "Пейте кровь Мою, / и верою утвердитесь!"*
*Держащая неудержимую / и возвышенную в воздухе воду,
 усмиряющая бездны и укрощающая моря
 Премудрость Божия воду в умывальницу вливает
 и Владыка омывает ноги рабов.
  Ученикам подает / Владыка пример смирения;
  и Облекающий облаками небо / полотенцем опоясывается,
  и преклоняет колена, чтобы омыть ноги рабов,
  Тот, в Чьей руке дыхание / всего существующего.*
 *К таинственной трапезе / все со страхом приблизившись,
  чистыми душами примем хлеб, / оставаясь вместе с Владыкой,
  чтобы увидеть, как Он моет ноги учеников и отирает полотенцем,
  и сделать так, как мы увидели,
  друг другу покоряясь / и друг другу ноги омывая, -
  ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал;
  но не услышал Иуда, / раб и коварный лжец.*
*Агнец, о Котором провозгласил Исаия, / добровольно идет на заклание
 и спину отдает на раны, щеки на удары,
 лица же не отвращает от позора оплеваний
 и осуждается на бесчестную смерть.
 Безгрешный всё принимает добровольно,
 чтобы всем даровать воскресение из мертвых.*
   (Из богослужения Великого Четверга, перевод: А.Тимрот, с измен.)

Этот выпуск в архиве: ../../rasylka/006/1474.htm
Сайт "Христианское просвещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»