=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

* 10 апреля 2008 г. ст.ст., среда Страстной седмицы.
   церковные чтения: на утрене: Ин.12:17-50;
            на преждеосв. лит.: Мф.26:6-16.

           
* 11 апреля 2008 г. ст.ст., Великий Четверг.
  Воспоминание Тайной Вечери.
  литургические чтения: 1Кор.11:23-32;
  Мф.26:1-20; Ин.13:3-17; Мф.26:21-39; Лк.22:43-45; Мф.26:40-27:2.



Чтения среды дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080423/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=23-04-2008


к чтениям среды:
 + + + митрополит Антоний:
        нас может отделить от Бога только наше отречение от Него
                     www.messia.ru/rasylka/006/1473.htm#0
 + + + "К чему такая трата благовоний?"
        (В.Н.Кузнецова, свв. Беда Достопочтенный, Иероним Стридонский)
                           www.messia.ru/rasylka/005/1131.htm#0
 + + + Яков Кротов:
        Мария увидела, что Иисус уже начал умирать...
         www.messia.ru/rasylka/003/409.htm#0 (сокращ.)
          www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/26_06.htm
 + + + свящ. Я.Кротов, В.Кузнецова:
        кто возмущался: только Иуда или ученики? и почему?
         www.messia.ru/rasylka/004/706.htm#stormzov




> <.....>  Мы  по  отношению ко Христу в том же положении, как пастух,
> как  хозяин  ветхозаветный  по отношению к тому ягненку, к той овце,
> которую он должен заколоть, которую он предает на смерть, потому что
> сам грешен.

> Мы  это не умеем чувствовать. Христос жил две тысячи лет тому назад;
> иконы  облагородили  эти  страшные образы, богослужение облагородило
> всё  случившееся.   Мы смотрим на иконы,  изображающие распятие,  но
> не  видим Человека Иисуса Христа, умирающего на кресте: покой победы
> лег  на эти  страшные картины.  Но  мы  +не смеем+  этого  забывать;
> +как+  можем  мы  это  забыть, как можем мы в литургии видеть только
> прекрасную службу,  богослужение,   которое  так много  нам  говорит
> и  так бесконечно много нам дает?! Разве мы не умеем насквозь, через
> эту  красоту  видеть   жуткую,   трагическую  реальность  того,  что
> она   изображает?   Смерть   красивой  не  бывает;  она  может  быть
> величественна,  но  она  не  красива. Мученическая смерть может быть
> грандиозно   величественна   -   но  она  красивой   не  может быть;
> и мы должны вырваться из привычных образов, которые нам представляет
> церковное богослужение, в реальность самих событий.

> И  это  везде,  во  всём  богослужении  мы  можем  пережить.  Крест,
> распятие,  на  которое  мы  смотрим,  изображает нам жертву и победу
> Христа,  но  мы  не смеем видеть в нём только победу. Священническое
> облачение  изображает нам  царственную  славу победившего Христа, -
> но  мы  не  смеем  забывать,   какой  ценой это  воцарение  обошлось
> Сыну   Человеческому.   Часто   говорят   о  том,  что  архиерейское
> богослужение  все  как-то  сосредоточено  вокруг  архиерея; да, если
> только  мы  умеем  видеть, что он собой представляет; если мы сумеем
> вспомнить  в  разных  действиях, которые  его   окружают,  страшные,
> а не светлые образы Нового и Ветхого Завета. Архиерей входит в храм,
> он  стоит  в  середине,  на  виду  у  всех, и с него снимают верхнюю
> одежду,  -  разве  это не образ того, что в страстную ночь со Христа
> совлекли  Его  одежды,   и Он остался  один, на виду у всех, готовый
> к  избиению,  к  посрамлению,  к  насмешкам?  Христос говорит Петру:
> +Придет     время, когда   ты прострешь    руки  свои,    и   другой
> тебя  препояшет,  и пойдешь ты, куда не хочешь+ (Ин.21,18). Архиерей
> тоже  поднимает  руки,  и  на  него  возлагают  пояс, который значит
> готовность  на  подвиг,  на  труд.  Мы  можем  в этом увидеть только
> прислуживание  архиерею;  мы  можем  увидеть  и этот страшный образ,
> который  стал  перед  Петром,  когда  Христос его предупреждал о той
> смерти,   какой  он  умрет.  Митра  изображает собой терновый венец;
> мы  вольны  видеть  или  не видеть это, мы слепы или нет... И прежде
> всего  этого  священник перед службой надевает на себя белую рубаху,
> которая  изображает  собой  непорочность,  чистоту, ту самую чистоту
> агнца,  овцы,   идущей  на заклание. Это  всё - образы,  но мы можем
> их  видеть   или  быть   слепыми.   И  то же самое мы можем говорить
> обо  всём,  что  в церкви происходит, только  очень  страшно,  когда
> мы даем себя ослепить  красотой,   заворожить  гармонией всего того,
> что  есть,  и не видим, что это собой представляет. Христос - Агнец,
> родившийся  в  смерть,  положенный  в ясли, которые уже представляют
> жертвенник;  Агнец,  родившийся  в  пещере,  которая  уже предвещает
> гробную  пещеру  в  том  саду, где Его бездыханное тело - или скажем
> проще,  резче: труп - будет положен после страшной смерти на кресте.
> И   весь  путь  Его  жизни приводит  Его к Тайной вечери. В рассказе
> о  Тайной  вечери  у  разных  евангелистов довольно полно изображена
> еврейская  пасхальная  вечеря,  но  одного в ней не хватает. Центром
> еврейской  пасхальной  ночи  был  ягненок  закланный,  который будет
> разделен. И не упоминается ни у одного из евангелистов агнец, потому
> что  центр  тайной  вечери - Тот, Кто является Агнцем. Агнец Ветхого
> Завета,  агнец   жертвоприношения   был только  образом, подготовкой
> к  тому,   чтобы  мы сумели  понять  и увидеть.   Здесь он не нужен:
> среди  учеников  -  +Агнец  Божий, Который берет на Себя грех мира+,
> грядущий на смерть, на распятие. О содержании Тайной вечери в другом
> отношении я скажу позже, во второй беседе, но сейчас я хочу обратить
> ваше  внимание  на  некоторые  ее  особенности  в ту ночь и на нашей
> литургии.

> Я  вам  только  что старался объяснить, что жертвоприношение Ветхого
> Завета являлось   видением  того,    что должно совершиться реально,
> в порядке нашего спасения; это притча, это образ. Этот образ делали,
> может  быть,  более  ярким  и  понятным  пророки. Помните, например,
> пророка  Исаию, который говорит о Христе: +Вот раб Мой... как многие
> изумлялись,  смотря  на Тебя, - столько был обезображен паче всякого
> человека лик Его, и вид Его - паче сыновьев человеческих! Так многие
> пароды приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо
> они  увидят  то,  о чём   не  было говорено  им, и узнАют то,   чего
> не слыхали. Господи, кто поверил слышанному от нас, и кому открылась
> мышца  Господня?   Он  взошел  перед Ним,  как  отпрыск и как росток
> из  сухой земли;  нет в Нём  ни вида,  ни величия;  и мы видели Его,
> и  не  было  в  Нём  вида,  который  привлекал бы нас к Нему. Он был
> презрен и умален  пред людьми,   муж  скорбей и изведавший  болезни,
> и  мы  отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что
> не  ставили  Его,    Но   Он взял  на   Себя  наши немощи,  и  понес
> наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен.
> Богом, Ио Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши;
> наказание  мира  нашего было на Нем. и ранами Его мы исцелились. Все
> мы  блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь
> возложил  на  Него  грехи  всех  нас.  Он  истязуем  был, но страдал
> добровольно  и  не открывал  уст   Своих; как овца,   веден Он   был
> на заклание,  и   как агнец пред стригущими  его  безгласен,  так Он
> не  отверзал   уст  Своих.   От уз и суда Он был взят;   но род  Его
> кто  изъяснит?  Ибо  Он  отторгнут  от  земли живых; за преступления
> народа  Моего  претерпел  казнь.   Ему назначили  гроб  со злодеями,
> и не  было лжи  во устах Его.   Но Господу угодно было поразить Его,
> и  Он  предал  Его  мучению;  когда  же  душа  Его  принесет  жертву
> умилостивления,  Он  узрит  потомство  долговечное,  и воля Господня
> благоуспешно  будет  исполняться  рукой Его.   На  подвиг души Своей
> Он  будет  смотреть с довольством; через познание Его Он, Праведник,
> Раб  Мой,  оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам
> Ему  часть  между великими, и с сильными будет делить добычу, за то,
> что  предал  душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как
> Он  понес  на Себе грех многих, и за преступников сделался ходатаем+
> (52,13  -  53,12).  И  о  Божией  Матери:  +Возвеселись,  неплодная,
> нерождающая, воскликни  и  возгласи, немучившаяся родами, потому что
> у  оставленной  гораздо  более детей, нежели у имеющей мужа, говорит
> Господь+  (54,1).  Вот  эти образы жертвоприношения, эти пророческие
> слова: весь Ветхий Завет готовился к тому, чтобы пришел Агнец Божий,
> родился   в смерть,   взял   на  Себя    грех,  проповедовал правду,
> явил  святость,  отдал Себя свободно на истязание,  умер  на кресте,
> и смертью победил смерть.

> Но  в  эту  ночь  случилось что-то особенное;    особенным было  то,
> что  Христос,  Который  является  великим Пастырем, Первосвященником
> Церкви,   Сам совершал эту Божественную службу.  Он  преломлял хлеб,
> Он  раздавал  чашу  -  а  вместе с тем ученики, принявшие приобщение
> этому хлебу и этой чаше, остались такими же, какими они были раньше;
> каким  это  образом?  -  Потому  что  эта Тайная вечеря, совершенная
> Христом  еще  на  земле,  сама была прообразом того, что должно было
> случиться   в  течение  наступающих  дней,  того,  что  мы  называем
> Страстной  седмицей.  Это  было как бы видение той литургии, которую
> после  Креста,  Воскресения, Вознесения и Пятидесятницы мы совершаем
> здесь.   Она   еще потому была прообразом, что самая сущность  тайны
> не  была  еще совершена. Гефсиманская ночь, предательство, страстные
> дни,  Крест,  Воскресение  и  прославление  Спасителя  еще  не  были
> совершены, и дар Святого Духа, Который должен был прийти на учеников
> с  тем,   чтобы   сделать их  способными  принести  плод  того,  что
> им  дается,  еще не был им дан. В этом смысле каким-то непостижимым,
> страшным  образом  эта   Тайная  вечеря,    когда  Христос  совершал
> самое  действие   ее,   была   еще   ожиданием  будущего,  большего,
> более реального.

> Но вот Христос совершил всё дело спасения;  всё совершилось,  нечего
> к   этому   прибавить     в  порядке    Божественного   промышления;
> и  мы  совершаем литургию. Но и она является только прообразом того,
> чего  мы  ожидаем;   несмотря  на ее непостижимое величие,  несмотря
> на  то,  что  в  ней  реально,  вещественно, духовно нам преподается
> вечная жизнь, мы всё-таки ожидаем чего-то большего. После причащения
>  священник  в короткой молитве говорит: +Дай нам истее+ (т. е. более
> истинно) +Тебе причащатися в невечернем дне Царствия Твоего+. Потому
> что  эта  Божественная  литургия представляет  собой,  одновременно,
> и тайну спасительного подвига Христа, и тайну будущего века, который
> раскроется  в  полноте  и  во всей славе и силе только после второго
> пришествия  Христова.  Но вместе с этим, это не только ожидание, это
> не  только   образ;     Божественная   литургия не является притчей,
> она  является  реальностью,  но реальностью, которую мы еще не можем
> воспринять  в полноте и которая  не может нам быть дана во всей силе
> и  славе.  В  Божественной  литургии  совершается  чудо;  чудо  этой
> литургии  в  том, что все, ожидаемое нами в будущем, в доступной нам
> мере  дается  нам  сейчас.  В  одной  из  тайных  молитв  священника
> говорится:  +Дай  нам  сегодня  участвовать в Твоем Царстве, которое
> еще  грядет:  дай  нам  сегодня  приобщиться тому, что еще впереди+.
> Потому  что  литургия  -   не образ  и  не притча,   а предвкушение,
> и  предвкушение  потому,  что  в  Божественной  литургии уже сейчас,
> теперь    (на  мгновение   и  в той мере, в которой это нам доступно
> по  нашей  плотяности,  по  нашей греховности и по греховности всего
> мира)   мы  предвкушаем  вечность,  участвуем в ней, приобщаемся ей.
> И  в этом основной смысл, при совершении таинств, призывания Святого
> Духа;  Святой Дух свидетельствует о том, что будущий век уже настал.
> Будущий  век  (мы  сами  знаем)  настал  для  нас  только  частично;
> искупленные - мы все-таки грешные; получив приобщенность ко Христу -
> мы не являемся непорочными агнцами, подобно Ему; получив дар Святого
> Духа - мы горим не ярким пламенем, а тускло и мгновениями.

> В  этом  смысле  будущий    век,  приобщенность  и к полноте   того,
> что  человек  собой  представляет  во  Христе,  и к жизни Духа в нас
> только   частична;  и  поэтому   этот пир    вечности,     в котором
> мы  участвуем, является ожиданием,  предвкушением, тоской по нему  -
> а не реальностью  в ее полноте.  Мы  зовем Святого Духа;   Он сходит,
> Он  исполняет Собой  всё: хлеб и вино +действительно+ делаются Телом
> и Кровью  Христовыми;   но  мы  их   не  видим  горящими,   сияющими
> в  Божественной  приобщенности.  И  мы  принимаем  Тайны,  и  в  нас
> загорается  на мгновение свет Божественного присутствия - но тускло,
> тихо,  ненадолго.  Мы  живем, с одной стороны, той полнотой, которая
> нам  дается   и  дается не мерой (Ин.3,34), но  которую мы принимаем
> в меру наших сил; и,   с другой стороны,  живем  ожиданием того, что
> эта  Божественная  литургия   когда-то   станет   не  богослужением,
> а  реальностью  всей  жизни, когда уже, как говорит книга Откровения
> (21,22),   в  Новом  Иерусалиме  не будет больше  храма, потому  что
> Бог  является  храмом, не будет больше богослужения, не будет больше
> жертв,  а  будет  только одно: жизнь Божия,  потоком,  ключом бьющая
> в нас.

> Вот  чего  мы  ожидаем;  но в Божественной литургии, как мы ее знаем
> теперь  и  какую  мы  празднуем,  есть  уже победоносная реальность,
> побеждающая  грех,  смерть,  рознь.  Это  еще предвкушение последней
> славы  и  торжества,  но  это  уже  победа  Божия  на  земле  и наше
> приобщение этой победе.

> И  вот,    если   подумать  о  всей  этой грандиозной линии событий,
> мы  видим,  что  каждое  событие  является как бы предзнаменованием,
> видением  того, что будет, и, вместе с тем, уже приобщенностью тому,
> что  грядет;  потому  что то,  что  грядет, уже является реальностью
> в  Боге,  в  Его  премудрости,  Его  любви; Кровь агнцев уже очищала
> ветхозаветное  человечество,  ввиду  грядущего  Агнца;  кровь  Агнца
> Христа   +уже+   совершила   тайну Божественной  литургии,  хотя то,
> что   совершилось  на Тайной  вечере,   было только прообразом того,
> что  совершится  на  Страстной и в пасхальные дни, и того, что будет
> совершаться  из  столетия  в столетие в наших скромных храмах. Тогда
> +Христос+ совершал богослужение, - Он, Агнец, но событие еще не было
> совершено,   и  оно  осталось   прообразом;    теперь  мы  совершаем
> это богослужение, хотя событие совершено и реальность приобщения вся
> тут; но то, что совершает ее не Сам  Христос, напоминает   нам,  что
> это - еще на земле, и мы ожидаем будущей славы небесной.
        [ митрополит Сурожский Антоний. О БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
          (Беседа во время великопостного говения. Лондон, 1974 год)
          (I) www.mitras.ru/besedy/besedy9.htm ]





 + + + свящ. Александр Мень - ПАСХА НОВОГО ЗАВЕТА
        www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_15.htm#0
 + + + ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
        в "Библиологическом словаре" священника Александра Меня
        и ссылки на тексты Н.Успенского и Я.Кротова.
         www.krotov.info/library/bible/comm2/tain_ve.html
 + + + В.В. Сорокин - Тайная вечеря
        www.bible-center.ru/book/newheaven/002/002/001

 + + + игумен Евмений (Перистый): Правда Божия и правда человеческая
        (+ссылки!)         www.messia.ru/rasylka/007/1812.htm



Чтения четверга дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080424/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=24-04-2008


 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
Сказал Господь: "В мире скорби вас ждут, но вы мужайтесь:
Я победил этот мир!" (Ин.16:33)
                                * * *
*Блудница приступила к Тебе,
 мvро со слезами изливая на ноги Твои, Человеколюбец,
 и от смрада зол избавляется повелением Твоим!
 Дышавший же благодатию Твоею ученик неблагодарный,
 ее отвергает и нечистотою покрывается,
 по сребролюбию продавая Тебя.
 Слава, Христе, милосердию Твоему!*
*Больше чем блудница беззаконий совершив,
 слез потоков я Тебе вовсе не принес;
 но в безмолвной мольбе припадаю к Тебе, Благой,
 с любовью целуя пречистые ноги Твои,
 дабы Ты даровал мне, как Владыка, прощение долгов,
 взывающему Тебе, Спаситель:
 "От дел моих нечистых меня избавь!"*
*Прежде распутная жена / внезапно целомудренной явилась,
 возненавидев дела постыдного греха / и наслаждения телесные,
 в уме имея великий стыд / и суд с последующим наказанием,
 которому блудники и распутные подвергнутся.
 Я являюсь первым из их числа,
 и, хотя страшусь, / но держусь порочного обычая, безумный.
 Блудная же жена, убоявшись / и приложив старание, скоро пришла,
 взывая ко Искупителю:
 "Человеколюбивый и Милосердный, / от дел моих нечистых меня избавь!"*
*Оказавшись неблагодарным / и коварным завистником,
 лукавый Иуда оценивает дар, достойный Бога,
 ради которого был отпущен долг грехов,
 торгуя боголюбезной благодатью.
 Пощади души наши, Христе Боже, / и спаси нас!*
*Приступила женщина смрадная и оскверненная,
 слезы проливая на ноги Твои, Спаситель, / и свое страдание возвещая:
 "Как я взгляну на Тебя, Владыку? / Но Ты Сам пришел спасти блудницу!
  Меня, умершую, из бездны подними,
  воздвигший Лазаря на четвертый день из гроба.
  Прими меня, злосчастную Господи, / и спаси меня!"*
        (Из богослужения Великой Среды,
         перевод: иером. Амвросий (Тимрот))
                                * * *
*Будучи Господом и Создателем всего,
 Бог бесстрастный, обнищав, создание с Собой соединил,
 и, Сам являясь Пасхой,
 тем, за кого собирался умереть, / Себя в снедь заранее предлагал,
 взывая: "Вкусите тело Мое / и верою утвердитесь!"
  Спасительной для всего рода смертного,
  напоил Ты, Благой, Своих учеников
  собственною чашей, наполнив её веселием;
  ибо Ты Сам над Собою священнодействуешь,
  взывая: "Пейте кровь Мою, / и верою утвердитесь!"*
*Держащая неудержимую / и возвышенную в воздухе воду,
 усмиряющая бездны и укрощающая моря
 Премудрость Божия воду в умывальницу вливает
 и Владыка омывает ноги рабов.
  Ученикам подает / Владыка пример смирения;
  и Облекающий облаками небо / полотенцем опоясывается,
  и преклоняет колена, чтобы омыть ноги рабов,
  Тот, в Чьей руке дыхание / всего существующего.*
 *К таинственной трапезе / все со страхом приблизившись,
  чистыми душами примем хлеб, / оставаясь вместе с Владыкой,
  чтобы увидеть, как Он моет ноги учеников и отирает полотенцем,
  и сделать так, как мы увидели,
  друг другу покоряясь / и друг другу ноги омывая, -
  ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал;
  но не услышал Иуда, / раб и коварный лжец.*
*Агнец, о Котором провозгласил Исаия, / добровольно идет на заклание
 и спину отдает на раны, щеки на удары,
 лица же не отвращает от позора оплеваний
 и осуждается на бесчестную смерть.
 Безгрешный всё принимает добровольно,
 чтобы всем даровать воскресение из мертвых.*
   (Из богослужения Великого Четверга,
    перевод: иером. Амвросий (Тимрот), с изменениями)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2174.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»