=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)


Этот   выпуск   посвящен  стихам  14:26 - 15:19
1-го послания ап. Павла Коринфянам.




>                  14.26-40 ДУХ НЕ ПОРОЖДАЕТ АНАРХИИ

> 26      Так что из этого следует, братья? Когда вы собираетесь
>      вместе, пусть у одного из вас будет гимн, у другого проповедь,
>      у кого-то откровение от Бога, у кого-то весть на языках,
>      у кого-то ее истолкование. Но всё должно иметь целью созидание
> 27   церкви. • Если есть говорящие на языках, пусть говорят
>      два человека, от силы три, причем по очереди, а один пусть
> 28   истолковывает. • А если нет никого, кто мог бы истолковать,
>      то пусть говорящий на языках в собрании молчит, а говорит
> 29   только для себя и для Бога. • Пророки же пусть говорят двое
>      или трое, а остальные пусть проверяют, что они сказали.
> 30   А если кому-то другому из сидящих вдруг будет откровение
> 31   от Бога, то пусть первый тогда замолчит. • Ведь вы все можете
>      по очереди пророчествовать, чтобы всех чему-то научить
> 32   и всех ободрить. • Пророки должны уметь управлять
> 33   своим духом, • потому что Бог – это Бог не беспорядка, а мира.
> 34      Как и во всех церквах народа Божьего, • женщины во время
>      собраний должны молчать. Им не разрешается говорить. Их удел
> 35   подчиняться, как велит и Закон. • А если им хочется чему-то
>      научиться, пусть спросят дома у собственных мужей. Ведь
>      для женщины говорить в собрании позор.
> 36      Или вы думаете, что слово Бога только от вас исходит?
>      Или только к вам пришло?
> 37      Всякий, кто считает себя пророком или человеком духовным,
>      должен признать: то, что я вам пишу, есть заповедь Господа.
> 38/39 А если не признает, пусть и его не признают. • Итак, братья,
>      добивайтесь дара пророчества, но не препятствуйте говорить
> 40   и на языках. • Но всё должно происходить благопристойно
>      и чинно.

>       -------------------------------------------------------------
>       *14.33б-35 В ряде рукописей эти стихи помещаются в конце
>       главы.
>       *14.37 +есть заповедь Господа+ – в рукописях разночтения: "это
>       от Господа", "есть заповеди", "есть заповеди Господа".
>       *14.38 +пусть и его не признают+ – в некоторых рукописях:
>       "и его не признавайте".

>       *14.26 1Кор 12.8-10; Эф 4.12   *14.29 Деян 17.11; 1Фес 5.21
>       *14.34 Быт 3.16; 1Кор 11.3; Эф 5.22; 1Тим 2.12; Тит 2.5
>       *14.37 1Ин 4.6   *14.40 1Кор 14.33; Кол 2.5

> Ст. 26  –  =Так  что  из этого следует, братья? Когда вы собираетесь
> вместе,   пусть у  одного  из вас  будет гимн, у другого  проповедь,
> у  кого-то  откровение от Бога, у кого-то весть на языках, у кого-то
> ее  истолкование=  –  Благодаря  этому  письму  мы  имеем уникальную
> возможность  заглянуть в прошлое и увидеть, как проходили древнейшие
> христианские  богослужения.   Они еще  были спонтанными, без четкого
> и  определенного  порядка.  Конечно,  какие-то обязательные элементы
> были  и  тогда.  Прежде  всего,  христианское богослужение во многом
> следовало  синагогальному:  оно  тоже  состояло  из  чтения Писания,
> каковым  для христиан являлось то, что позже стало называться Ветхим
> Заветом,  из проповеди, молитв и пения псалмов и гимнов. Но в церкви
> еще  не было людей, специально назначаемых на какие-то должности, да
> и  самих  должностей  не  существовало. Тот, кому Бог внезапно велел
> сказать что-то важное собранию общины, вставал и говорил это; кто-то
> мог   исполнить  уже   существующий или составленный  им  самим гимн
> или  молитву.   Раннехристианские =гимны= были,  как правило,  взяты
> из  ветхозаветных  псалмов  или основывались на них. В письмах Павла
> есть  несколько  таких  раннехристианских  гимнов:    он   или   сам
> их  сочинил,  или   использовал    уже   существующие  (Флп  2.6-11;
> Кол  1.15-20;  1Тим  3.16 и др.). =Откровение=  –  вероятно,   здесь
> так названо пророчество.

> =Но   всё    должно    иметь  целью  созидание церкви.=   –  Апостол
> снова   подчеркивает,     что    христиане  не  должны  использовать
> свою свободу для превознесения себя, для демонстрации своих талантов
> или похвальбы  своими дарами.   Это относится ко всем членам церкви,
> а не только к тем, кто говорит на языках.

> Ст. 27 – =Если есть говорящие на языках, пусть говорят два человека,
> от  силы  три,  причем  по  очереди,  а  один пусть истолковывает= –
> Говорение  на  языках  не должно  занимать   львиную  долю  времени.
> Кроме  того,  не  следует   мешать      друг  другу,   перекрикивать
> один  другого,   а  говорить   по  очереди.  Истолкователь  объяснял
> или  переводил  речь  говорящих  на  понятный для всех язык. Кстати,
> таким   же  было  требование  в  Кумране:  собравшиеся  должны  были
> выслушивать  друг  друга,  не перебивая, и лишь затем им позволялось
> говорить.

> Ст.  28  –  =А  если  нет  никого,  кто мог бы истолковать, то пусть
> говорящий  на языках в собрании молчит,   а  говорит только для себя
> и  для  Бога=  –  Как Павел утверждал и раньше, говорение на языках,
> если оно не истолковывается, не помогает созиданию церкви (ст. 2-5).
> Такой  человек  может   молиться на языках   дома,    созидая   себя
> и  обращаясь к Богу (ст. 2-4). Он не может оправдывать себя тем, что
> не владеет собой. См. также 14.32-33 и комментарий.

> Ст.  29  –  =Пророки же пусть  говорят двое или  трое,  а  остальные
> пусть  проверяют,   что  они  сказали=  – Хотя Павел ставит пророков
> в  общественном   служении выше   говорящих на языках,     их  время
> тоже    ограничено.    О    необходимости   проверять   пророчества,
> соответствуют  ли  они  христианскому  учению  и  говорит  ли устами
> пророков  Святой  Дух, см. также 1Фес 5.19-22. =Остальные= – Вряд ли
> это   касается   всех  собравшихся.  Вероятно,  роль  истолкователей
> исполняли  люди,  у  которых  был  дар различения духов (см. 12.10),
> главным  образом  апостолы  и учителя. Интересно отметить, что такая
> практика  была  очень  быстро   утрачена:    уже в Дидахе говорится:
> "И каждого пророка, говорящего в духе, не проверяйте и не обсуждайте
> его:  потому  что  всякий грех будет прощен, а этот прощен не будет"
> (11.7).  Это  значит,  что подобное обсуждение стало к этому времени
> рассматриваться  как  кощунство  на  Святого  Духа  (ср.  Мф 12.31).
> Правда, и там допускается возможность, что дух пророка может не быть
> истинным:  "Однако не каждый говорящий в духе есть пророк, но только
> если у него нравы Господни" (11.8).

> Ст.  30  – =А если кому-то другому из сидящих вдруг будет откровение
> от Бога, то пусть первый тогда замолчит= – Это откровение может быть
> связано  с  истолкованием  библейского  чтения,  проповеди  или слов
> предыдущего  пророка.  Требование  замолчать  направлено против того
> пророка,  который  превращал свое пророчество в способ превозношения
> себя.

> Ст.  31 – =Ведь вы все можете по очереди пророчествовать, чтобы всех
> чему-то  научить и   всех  ободрить=  – Это  свидетельствует о  том,
> что  пророчество  не  было  редким  и  уникальным явлением. В ранней
> Церкви было так много пророков, что их надо было обязывать соблюдать
> порядок  и  даже  ограничивать  время  выступления. Все, у кого есть
> такой  дар, могут говорить в собрании. Цель их пророчеств – =чему-то
> научить=.  Мы  также  видим,  что  в  ранней  Церкви не существовало
> четкого   разграничения    между  функциями    пророков,    учителей
> и проповедников. <...>

> Ст. 32-33а – =Пророки должны уметь управлять своим духом, потому что
> Бог  – это Бог не беспорядка, а мира= – В древности часто считалось,
> что   пророческий  дух  внезапно овладевает человеком,   так что тот
> не  может себя контролировать. Апостол же утверждает, что Дух Божий,
> дающий   христианину   откровение,    не делает  человека  одержимым
> и  не  способным  помнить,  где,  когда,  кому  и  сколько  он может
> говорить. Под =беспорядком= понимается отказ подчиняться и принимать
> во  внимание других людей, шум, препирательства, ревность и зависть.
> =Бог...  мира=  –  то  есть  источник  мира. Бог – Творец, создавший
> вселенную  из  хаоса  и  превративший  хаос  в  порядок (=мир= здесь
> "эйр`енэ",  что  в  данном  случае  можно  перевести  как "гармония,
> упорядоченность").     Он  создает    всё    четко,    организованно
> и  последовательно.  В  гл.  12?14 Павел говорил о том, что Бог дает
> Свои  дары,  следуя  определенному порядку, так, что люди, одаренные
> Им,  действуют  слаженно,   как единый  организм, думая прежде всего
> не  о себе, но о благе других. Церковь представляет собой микрокосм,
> в котором, как и во всей вселенной, должны царить любовь и гармония.

> Ст.  33б-35 – Эти стихи вызывают множество споров. Во-первых, многие
> толкователи  убеждены  в  том,    что  они не принадлежат  апостолу,
> но   являются   или  позднейшей  вставкой,  или  цитатой  из  письма
> консервативно настроенных  коринфян.  Они утверждают,  что эти стихи
> а)  противоречат  тому,  что апостол говорил раньше в этом же письме
> (11.5,13);  б)  разрывают  мысль  апостола,  так  что  могли бы быть
> выпущены   без  изъяна  для  содержания;  в)  странно,  что  апостол
> обращается  к  авторитету  Закона,  против  которого  он  так  часто
> выступал; г) в ряде рукописей эти стихи помещены не здесь, а в самом
> конце  главы.  Именно  этот  последний  пункт  является  в их глазах
> решающим доказательством неподлинности отрывка.

> Ст. 33б-34 – =Как и во всех церквах народа Божьего, женщины во время
> собраний  должны молчать. Им не разрешается говорить= – В предыдущих
> стихах речь шла о пророках и  говорящих на языках.  Но в 11.5  Павел
> не  возражал  против  пророчества  женщин,  а только требовал от них
> достойного  внешнего  вида.  В  Деяниях  апостолов также упоминаются
> женщины-пророчицы  (четыре дочери евангелиста Филиппа – 21.9). Павел
> неоднократно  упоминает в своих письмах женщин, игравших важную роль
> в  Церкви.  Так,  в  Письме римлянам (16.1) он дает рекомендательное
> письмо  Фебе,  которая возглавляла общину в Кенхреях (один из портов
> Коринфа).   Согласно одному из толкований, Юния  (Рим 16.7)  названа
> в  числе  апостолов.  О  многих  из  них  Павел отзывался с огромным
> уважением.  Он  нигде  и  никогда  не говорил о сугубо мужских дарах
> Духа,   к   которым  женщины  якобы  не  имеют  никакого  отношения.
> Коринфянки   молились,  то  есть  вели  молитву от лица всей общины,
> и  апостол  не  запрещал этого (11.5). Согласно Павлу, все христиане
> "облеклись в  Христа.   И нет уже ни еврея,   ни язычника;  ни раба,
> ни свободного; ни мужчины, ни женщины" (Гал 3.27-28). Следовательно,
> требование  =молчать=  или  не  принадлежит  Павлу,  или  его  нужно
> понимать   как-то   иначе.   Возможно,   это   требование  перестать
> разговаривать,  прекратить  болтовню, а вовсе не запрещение женщинам
> молиться,  пророчествовать  или  говорить на языках. Ведь здесь речь
> идет  о  порядке  и  о  его  нарушении  во время собрания: эти слова
> следуют    сразу   за требованием замолчать,   если  кому-то другому
> дано  откровение  (ст.  30),  и  уметь управлять своим духом. Скорее
> всего,    некоторые  коринфские   женщины  были на это  не способны:
> вели  себя   шумно,    прерывали речи других   пророков    вопросами
> и   язвительными   замечаниями   или   говорили  сами,  не  соблюдая
> очередности.    Возможно  также,    что в коринфской  общине женщины
> вели  себя  так,  как  во  многих  популярных  в  то время восточных
> культах,  где женщины часто играли ведущую роль. Например, в молитве
> Исиде говорилось: "Ты сделала силу женщин равной силе мужчин". Павлу
> могло  не понравиться такое сходство. Кроме того, слово ="женщины"=,
> вероятно,  означает  здесь "жены". В таком случае окажется, что жены
> проверяли  слова  своих  пророчествующих мужей (ст. 29), задавали им
> неприятные  вопросы  и  подвергали  сомнению  их высказывания,   что
> в  традиционной  культуре  того времени считалось недопустимым, ведь
> такое  поведение  жен  позорило  их мужей (ср. 11.5). Жена не должна
> была подвергать сомнению авторитет своего мужа на людях. Кроме того,
> богослужение  могло  превратиться   в  выяснение семейных  отношений
> и ссору.

> Есть  и  другая   точка  зрения:   апостол  выступает   против того,
> чтобы  пророчицами  были  замужние  женщины.  Во  многих религиозных
> культах   того   времени   божествам служили   или   юные   девушки,
> или   девственницы,  или  женщины  преклонного  возраста.  Некоторые
> языческие     жрицы     должны    были     хранить    девственность*
> либо воздерживаться от супружеских отношений на время исполнения ими
> своего  служения. Ср. Лк 2.36-37 (пророчица Анна), Деян 21.9 (четыре
> незамужние дочери евангелиста Филиппа).

>       ------------------------------------------------------------
>       * Весталки, то есть жрицы богини Весты, должны были хранить
>       девственность в течение тридцати лет.


> Некоторые  консервативные    толкователи  всё же    убеждены  в том,
> что  Павел  не  одобрял женское служение и что в 11-й главе он якобы
> делал  тактическую  уступку  коринфской  общине, где оно было широко
> распространено,   но вот  теперь,  наконец,  высказал  в раздражении
> свою точку зрения.

> В  любом  случае следует помнить, что апостол дает советы и указания
> конкретной   церкви   Коринфа,  а  не  всем  церквам  и  не  на  все
> времена.

> =Их  удел  подчиняться,  как велит  и Закон= – Эти  слова   основаны
> на  Быт 3.16. Как уже говорилось выше, не может не смущать тот факт,
> что  апостол  прибегает к авторитету Закона, что для него совершенно
> не характерно.

> Ст.  35 –  =А если им хочется чему-то научиться,  пусть спросят дома
> у  собственных  мужей= – Греческий глагол "эперотао", который обычно
> переводится   как   "спрашивать",   имеет   дополнительный   оттенок
> "расспрашивать  с  пристрастием,  допрашивать". В таком случае, если
> жена была не согласна с чем-то в пророчестве мужа, ей более пристало
> задать ему свои вопросы дома, а не во время общинного богослужения.

> =Ведь  для  женщины  говорить в собрании позор= – Вероятно, в данном
> контексте  это  предложение  должно  быть  понято следующим образом:
> "Ведь для жены так говорить в собрании позор".

> Обычно  консервативные  христиане, особенно мужского пола, указывают
> еще  на один текст – 1 Тим 2.11-12. Но надо помнить, что это письмо,
> скорее  всего,  не  принадлежит  Павлу  и  что  там  тоже речь идет,
> вероятно,   об общем   поведении  жены,   чем  о  запрете   женщинам
> быть  пророками  и учителями. Есть также мнение, что автору 1 Письма
> Тимофею  принадлежат  и  эти стихи,   которые  затем  были вставлены
> в 1  Письмо  коринфянам.   Кроме  того,  1 Письмо  Тимофею относится
> к  гораздо  более  позднему    времени,   когда     в Церкви   снова
> стал  восстанавливаться андроцентризм, то есть доминирование мужчин,
> свойственный для дохристианских времен.

> Ст.  36 –  =Или вы думаете,  что слово Бога только  от вас  исходит?
> Или   только  к  вам  пришло?=  – Те  комментаторы,   которые  видят
> в  ст.  33б-35  цитату из письма консервативно настроенных коринфян,
> полагают,  что  Павел этими словами дает им отпор и утверждает право
> женщин  пророчествовать, молиться и учить. В любом случае они звучат
> как  укор  тем  христианам, которые присваивают себе слово Бога, как
> если бы оно было только для них. Коринфяне не должны воображать, что
> они  единственная  церковь  в мире и что Бог предназначил Свое слово
> исключительно для них.

> Ст.  37 – =Всякий, кто считает себя пророком или человеком духовным,
> должен признать: то, что я вам пишу, есть заповедь Господа= – Сейчас
> Павел   обращается  к тем,   кто воображает себя человеком духовным,
> но  таковым не является. Есть простой способ проверить это: признаёт
> ли  он  (или  она),  что  слова  Павла  от Господа? Ведь он апостол,
> назначенный Им и наделенный властью, и у него "разум Христа" (2.16).

> Ст.  38  –  =А  если не признает, пусть и его не признают= – Вряд ли
> речь  идет  об  изгнании  из  общины.  Скорее всего, смысл этих слов
> таков: пусть церковь не признаёт его пророком или человеком Духа.

>  Ст.  39  –  =Итак,   братья,   добивайтесь  дара  пророчества,   но
> не  препятствуйте   говорить  на  языках=  –   Апостол   заканчивает
> этот  отрывок   почти  теми  же словами,  что и начал (14.1).  Павел
> не  хотел  бы,   чтобы  его критика чрезмерного увлечения говорением
> на языках была понята как запрещение языков.

> Ст.  40  –  =Однако всё должно происходить благопристойно и чинно= –
> См.     14.26-33.    =Чинно=  – дословно:   "по  чину,  по порядку";
> это  указание  на  то,  что  пророки  и  говорящие  на языках должны
> говорить друг после друга, а не перекрикивать один другого.
                [ В.Н.Кузнецова. ПЕРВОЕ ПИСЬМО КОРИНФЯНАМ. Комментарий
                  // М., 2007. стр.244-251 ]



к 1Кор.14:26-40:
 + + + протопресвитер Иоанн Мейендорф:
        многообразие духовных служений: свобода и порядок
                     www.messia.ru/rasylka/006/1582.htm#0
  +++  свящ. Александр Мень: Апостольская Церковь
              www.messia.ru/rasylka/003/489.htm#0
  +++  свящ. Николай Афанасьев: "Дары  различны, но Дух тот же"
                            www.messia.ru/rasylka/003/519.htm#0
  +++  он же: харизматичность и упорядоченность в Церкви
                    www.messia.ru/rasylka/003/522.htm#0
  +++  Общество друзей Священного Писания:
        'Всё должно быть благопристойно и чинно'
         www.bible-center.ru/book/corinthians/024


к 1Кор.15:3
 + + + еп. Каллист (Уэр): многообразные элементы предания
                     www.messia.ru/rasylka/007/1931.htm#0
к 1Кор.15:1-11:
 + + + Томас Мёртон: отдать всё. праведность
        www.messia.ru/rasylka/006/1605.htm#0
   +++ Яков Кротов: недоноски
        www.messia.ru/rasylka/005/1260.htm#0
   +++ свящ. Александр Мень: то, без чего не было бы христианства
                              www.messia.ru/rasylka/002/060.htm#0

к 1Кор.15:17-20:
 +++ Леонид Никитин: Если Христос не воскрес...
      www.messia.ru/rasylka/007/1932.htm#0 (+ссылки!)



     
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


Проект "Христианское просвещение"
 ОСТРО НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ.
  Подробнее: www.messia.ru/pomoch.htm#0

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*А потом Иисус сказал всем:
      - Кто хочет следовать за Мной,
          пусть забудет о себе
      и каждый день несет свой крест -
          тогда он будет следовать за Мной.
      Потому что тот, кто хочет спасти свою жизнь,
          ее потеряет,
      а кто свою жизнь потеряет ради Меня,
          тот ее спасет.
      Что пользы человеку, если он, приобретя весь мир,
          сам погибнет иль покалечится?
      А кто постыдится Меня и Моих слов,
          того и Сын человеческий постыдится признать,
      когда придет в сиянии Своей славы,
          славы Отца и Божьих ангелов.* (Лк.9:23-26)
                                * * *
*Среди учеников произошел спор, кто из них больше.  Иисус зная,
   о чём они про себя думают, взял ребенка, поставил рядом с собой
    и сказал им:
        - Кто примет этого ребенка ради Меня,
            тот принимает Меня,
        а кто примет Меня,
            принимает и Того, кто послал Меня.
        Ведь тот из вас, кто меньше всех,
            больше всех.
  Тогда Иоанн сказал Иисусу:
  - Наставник, мы видели одного человека, который Твоим именем
    изгоняет бесов, но мы ему запретили, раз он с нами не ходит.
   -  Не  запрещайте.  Кто  не  против  вас, тот за вас, -
  ответил ему  Иисус.* (Лк.9:46-50)          
                                * * *
"Не надейтесь на князей, на сынов человеческих - в них нет спасения".
                                                            (Пс.145:3)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2321.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


************************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»