=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)



Путешествуя по темам 1-го Послания коринфянам,
сегодня мы обратимся к стихам стихам  14:26 - 15:19,
в особенности же - к следующим словам:


 33   /.../ Бог - это Бог не беспорядка, а мира.
 34      Как и во всех церквах народа Божьего,женщины во время
      собраний должны молчать. Им не разрешается говорить. Их удел

 35   подчиняться, как велит и Закон.А если им хочется чему-то
      научиться, пусть спросят дома у собственных мужей. Ведь
      для женщины говорить в собрании позор.


                                              (перевод В.Н.Кузнецовой)



> "Своего"  <>  очень часто ищут в Церкви и женщины. Обычно этот поиск
> облекается  в  простой  вопрос:   "Почему  женщина  не имеет  права,
> не   может   быть   священником?"    С  точки  зрения   католичества
> и  православия,  трагедией  христианства  в  XX веке стало появление
> женского    священства     во многих    протестантских   конфессиях.
> Это  трагедия   не  потому,  что    этим конфессиям    теперь  будет
> очень  плохо,  и  уж  подавно   не потому,  что плохо будет мужчинам
> с     женщинами-священниками.     Во-первых,     прямо     наоборот:
> женщина-священник   может  быть  слишком  хороша  (о  чём  ниже/*/).
> Во-вторых   и  в  главных,  появление  женского  священства  в  этих
> конфессиях  означает, что они навсегда теряют надежду воссоединиться
> с   Вселенской   Церковью    (каковой   себя   считают  Католичество
> и  Православие).  Наиболее  ярко  это  видно на примере Англиканской
> Церкви,     которая   ранее  была  наиболее   близка  к Православию,
> почти  неощутимы  были  ее  отличия  от  Католичества. Теперь же всё
> оборвалось.  Но  вопрос  о  женском  священстве  продолжают задавать
> женщины и в Католической, и в Православной Церкви.

> Против   женского   священства   много  писалось,  и  всё  оказалось
> неубедительно.  А ведь  кто  писал: великий   апологет  Клайв Льюис,
> отец  Александр  Мень (правда, его статья осталась неопубликованной,
> но  слово-то  вылетело,  а  это  важнее всего).   И   что  победило?
> Одни  рациональные  доводы - другие? Одна школа богословия - другую?
> Отнюдь,  просто  Царство Кесаря победило Царство Божие. Решали вовсе
> не  богословы,    решали  парламентарии.  Женщин  стали рукополагать
> в  священники  (и  епископы)  в  тех  странах,  где Церковь является
> государственной,  где  священники, как почтальоны, получают зарплату
> от  правительства.  Решался  не  вопрос о том, может ли женщина быть
> священником,  а  вопрос о том, может ли женщина быть государственным
> чиновником.  Разумеется,  тут  ответ  был  предрешен. Женщины своего
> добились,   а  то,  что из-за этого разделение Церквей  усугубилось,
> им оказалось менее важно, чем равноправие.

> Женщины вовсе не против церковного единства. Напротив, они не потому
> предпочли  борьбу  за  равноправие  борьбе  за единство, что считают
> равноправие     более     важным.    Наоборот,    единство    Церкви
> им  представляется  намного  более  важным,  очень важным, настолько
> важным,   что  они не могут себе представить,  что Церковь не едина.
> В экуменическом движении женщины почти не участвуют - не потому, что
> их  не  пускают,  их  много сегодня среди богословов Запада; видимо,
> причина  в  том,  что  они  не  видят  необходимости в этом движении
> участвовать.   Не  будет  пытаться склеить чашку тот,   кто  уверен,
> что  чашка  - целая. Церковь же невидима, и вопрос о том, разбита ли
> она  или  нет,  для  верующего  есть  предмет  веры.  И  вот, именно
> женщины-христианки  поразительно    единодушны  в утверждении  того,
> что  Церковь  -  уже  едина,  поразительно  безразличны  к внешнему,
> формальному  ее   разъединению.    Разговоры и  переживания   мужчин
> о  взаимоотношениях  разных конфессий кажутся им смешными и пустыми,
> их  это  так  же не интересует, как проблемы карданного вала. Словно
> некоторое слепое пятно мешает женщинам увидеть реальность церковного
> разделения, словно у них нет некоторого органа чувств, чтобы ощупать
> почувствовать важность иерархии в Церкви, организации в Церкви.

> Это  "слепое  пятно",  эта  "нечувствительность" - не дефект женской
> природы,   а   ее особенность.   Мужской  и  женской благодати  нет,
> но  существование  мужчин и женщин совершенно реально. Один и тот же
> Дух  Святой в Адаме и Еве, но было бы странно, если бы при этом Адам
> и  Ева были одним и тем же. Тогда это был бы просто один Адам в двух
> экземплярах,  и  ему   было  бы скучно. Весь  смысл различия мужчины
> и  женщины  в  том,  чтобы  в  человечество  принципиальное единство
> напряженно соединялось с принципиальнейшим же  разделением.   Уберем
> в примечания  тот  милый факт,   что  в каждом мужчине есть женское,
> в  каждой  женщине  есть  мужское,  и  оставим  главное:  мужчина  -
> агрессивнее,  активнее, любопытнее, рискованнее, его творчество есть
> постоянный  поиск  новизны.  Женщина  же  творит  постоянство,  мир,
> надежность.  Мужчина  производит,  женщина  воспроизводит.  Всё  это
> ужасные банальности, но банальности  ужасно  бывают верны  и  иногда
> нет разгадки иначе как в банальности.

> Если  мы,   вслед за большинством людей, противопоставляем  рождение
> и  творчество,  то, разумеется, женщина - рождает, мужчина - творит.
> Это  противопоставление  вечного  "продолжение следует" и до безумия
> необычного   романа,   противопоставление  мыльной  оперы  и  фильма
> Бергмана.   Разумеется,    тут     не  только    противопоставление,
> но  и  единство,  то  единство,  которое  за  тысячи  лет  до Маркса
> обозначали как единство содержания и формы. Женщина дает содержание,
> мужчина  вновь  и  вновь  ищет новую  форму.  Женщина занята родами,
> а мужчина  занят модами -   разумеется,  чтобы модой воспользовались
> и  женщины,  и  все,  кто  женщинами рожден. Женщина питает ребенка,
> мужчина  -  воспитывает.  Результат  питания  всегда один и тот же -
> ребенок сыт.  Результаты воспитания абсолютно  разнообразны,  вплоть
> до голодной смерти.

> Разумеется,  нельзя  оценивать  содержание как нечто плохое, а форму
> как нечто хорошее - или наоборот. То, что рождает женщина, сотворено
> Богом,  и  все те вариации форм, мундиров и культур, которыми заняты
> мужчины,  есть  часть Божьего творения. Но разумеется и то, что ведь
> тысячелетиями  именно  пытались оценить  одно как плохое,  а  другое
> как хорошее. Феминизм оправдан уже тем, что за сравнительно короткое
> время  сумел  даже  в  самые  патриархальные  головы вместить вместо
> "плохое-хорошее"  слово  "различные".     Что    феминизму   удалось
> это  сделать  так  быстро,   свидетельствует, пожалуй,    не столько
> о  талантах  феминисток,  сколько  о  том, что мужчины были не прочь
> облечь патриархальное содержание в новую форму - эмансипации.

> Но   победить  предрассудки  легче,   чем  понять  истину.  В случае
> со  священством  понять   истину   было  (и  остается) тем  труднее,
> чем  более истина искажена.  А она  искажена, искажено представление
> и   мужчин,   и  женщин  о  том,  кто  такой  священник.  Священника
> отождествляют  с   Церковью,     с  содержанием        христианства.
> Так происходит, прежде всего, в тех странах и обществах, где Церковь
> сохраняет   средневековый   статус   государственной  (или  хотя  бы
> неформально  национальной).    Священник  там  близок  по  положению
> к  чиновнику,  где  чиновников  считают  людьми первого сорта. Таких
> стран  много  в мире, не одна Россия. В таких странах быть мирянином
> означает  не быть христианином, или быть неполноценным христианином.
> В  католических  странах   (к  примеру,     в Польше или   в Италии)
> такое  положение  немного смягчается тем, что мирянин чувствует себя
> больше   мужчиной,   а   священник  из-за  обета  безбрачия  как  бы
> превращается  в  бесполое  существо,  что,  как  ни  крути,  немного
> убавляет  спесь.  В  православных  странах  это не смягчается ничем.
> Священник  может  иметь  все  то  же, что имеет мирянин, и еще нечто
> сверх того.

> Как  только  ослабевает государственность Церкви, так сразу меняется
> положение  в  Церкви  мирян.  Так произошло с Католической Церковью,
> где,  со Второго Ватиканского собора начиная, совершенно иначе стали
> вопринимать служение мирян,  назвав его великим  словом "апостолат".
> В Русской Православной Церкви до этого,  увы,  пока  далеко. Тут еще
> и  мужчины  чувствуют себя  неуютно,   что  уж говорить о женщинах -
> они существа не второго, а третьего сорта. И, тем не менее, уже пора
> напоминать и в Россию простую истину: священник не есть вся Церковь,
> не  есть глава  Церкви, священство есть лишь одно из служений Церкви
> и  в  Церкви.  Можно  не  быть священником и быть благодатным членом
> Церкви.

> Справедливо  ли,  однако,  что  из множества церковных служений одно
> наглухо  закрыто  для  женщин? Почему им хотя бы теоретически нельзя
> быть  священниками?  Неужели  только  потому,  что  на Тайной Вечери
> Христос  говорил  с  мужчинами,  а  не с женщинами? Разумеется, нет,
> такой  ответ (его используют часто) лишь следствие настоящего ответа
> на  настоящий  вопрос: "А почему Христос избрал в качестве апостолов
> лишь мужчин?"

> А  почему  гормят грудью только женщины? Почему хотя бы теоретически
> мужчина  не  имеет  права  родить  ребенка? Почему нам не выписывают
> бюллетень  по уходу и не нам, вопреки логике, предпочитают оставлять
> ребенка при разводе?

> Потому что не мужское это дело - рожать и кормить грудью. Это ужасно
> несправедливо  для  поклонников  равенства  как  одинаковости, и это
> ужасно  приятно  для  всякого  нормального  мужчины,  который только
> свысока  хихикает  над  женскими  причитаниями: "А ты представь, что
> тебе  засунули  вместо  клистира  зонтик, раскрыли и вытаскивают..."
> Мужское  дело  -  форма.   Священство   и    есть поддержание формы,
> по   определению   -   и  более  ничего.  Это  и  объясняет,  почему
> женщина-священник   есть   извращение  нормы,  а  не  восстановление
> равенства.   Можно   спорить   о  том,  насколько  Церковь  видимая,
> формальная  необходима,  как  она  соотносится с Церковью невидимой,
> оправдано  ли  вообще   такое   деление.    Но нельзя спорить с тем,
> что  священство  есть  именно  внешнее служение, есть принадлежность
> именно формальной Церкви,  есть труд по поддержанию  формы.  Мужчина
> не  может,  не  должен  рожать.  Женщина  не  может,  не должна быть
> священником, как не должна она таскать рельсы. Священническую работу
> должен выполнять мужчина.

> Разумеется,  это  свое дело мужчины выполняют, как и все прочие виды
> работ,   через  пень-колоду.    Уж   мы  такие  формы  насочиняем  -
> от гностических   мистерий  до хлыстовских  радений,   от инквизиции
> до  плаката  "С  Пасхой,  дорогие товарищи". Мы эту форму бьём-бьём,
> разбиваем  на  сотни  сект  и  движений.  Были  бы  на нашем месте -
> священниками  -  женщины,  ничего  бы  не разъединялось, всё было бы
> едино,  поскольку  трескаться  и  разделяться было бы просто нечему.
> Было   бы  много-много  христианских   семей,    и никаких   проблем
> с патриархами, папами, синодами и так далее, просто ввиду отсутствия
> таковых.  Ведь  и  сейчас  женщины объединены между собою куда более
> мужчин  -  но  безо  всяких  внешних форм, без тайных союзов, просто
> путем непостижимой и недостижимой для мужчин интуитивной сплотки.

> Если  бы не мужчины,  а женщины были  епископами  и  священниками, -
> вот тогда Церковь была бы неразделенной. Склочность, недоверчивость,
> мнительность,    подозрительность      были бы    спрятаны   внутри,
> не  прорываясь  на  поверхность. Недаром в чисто мужских коллективах
> при   изобилии     громких конфликтов   мало  затаенной    ненависти
> и  комплексов.  Недаром  и  в  чисто  женских  коллективах  ситуация
> обратная.    Такая  "неразделенность"  Церкви  была бы не единством,
> а аморфностью, неразделенностью первобытной протоплазмы.

> Если  бы   не мужчины,   а женщины были епископами  и священниками -
> вот  тогда  Церковь  бы остановилась и не пошла бы дальше Палестины.
> Церковь   по  определению     призвана   хранить Откровение   Божие,
> и с  величайшим  трудом  даются  Церкви шаги  вперед:    от иудеев -
> к  язычникам,  от  греков  - к русам, от устаревшей формы - к новой.
> Бунтари  -   мужчины!  -    восстают,   начиная    с апостола Павла,
> чтобы обновление Церкви совершалось вечно,   чтобы  Церковь успевала
> за  широким  шагом Спасителя. Женщины бы делали бы с Церковью то же,
> что  они  делают  с  семьей - они бы ее сохраняли такой, какая есть,
> выполняя свое   предназначение.     Гении    консерватизма  во главе
> и без того архиконсервативной структуры - это был бы конец.

> Наверное,  в Церкви должен быть феминизм, наверное, женщины должны -
> вопреки  своей  консервативной  природе  -  требовать  себе мужского
> места.   Нужно   кому-то  перегибать  палку,  которую  тысячелетиями
> перегибали   в  противоположном     направлении.  Палка, тем  более,
> не  из  тех,  которые  легко  ломаются.   И   всё же,   самое важное
> для  женщины - иметь возможность повторить знаменитые слова апостола
> Павла:   "Когда   я был младенцем,  то   по-младенчески  говорил ...
> а  как  стал  мужем,  то оставил младенческое" (1Кор.13:11). Только,
> разумеется,  женщина  эти  слова  должна  переменить  в женский род:
> "Когда  я была младенцем, то по-младенчески говорила ... а как стала
> женщиной,  то  оставила младенческое". Оставить младенческое желание
> быть  как  все  люди  сразу одновременно, и стать подлинно женщиной,
> исполняющей  во  Христе  то,  чего  никто, кроме женщины,  исполнить
> не может, - таково счастье и благодать, высшие любых постов и чинов,
> делающие  женщин  едиными  с мужчинами во Христе Иисусе, укрепляющем
> всех.
                [ священник Яков Кротов.
                  из очерка МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В ЦЕРКВИ
                  (цикл ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВЕРЫ)
                  www.krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/5b_gender.htm ]


        -------------------------------
        /*/ - см. здесь:
         www.krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/5b_gender.htm#zhen
         (МОЖЕТ ЛИ ЖЕНЩИНА БЫТЬ СВЯЩЕННИКОМ)


+++ Программа "С христианской точки зрения",
     посвященная женскому священству
      www.svobodanews.ru/audio/program/120197.html (аудио!)
+++ Галина Остапенко, Ольга Чернышова.
     ЖЕНСКОЕ СВЯЩЕНСТВО: ЗА И ПРОТИВ.
      С чего начинался церковный феминизм в Западной Европе
            www.krotov.info/history/20/tsypin/chernysh.html

к стихам 14.26-40:
 +++ В.Н.Кузнецова:
      древнейшие христианские богослужения & участие женщин
       www.messia.ru/rasylka/008/2321.htm#0 (+ссылки)


к 1Кор.15:3
 + + + еп. Каллист (Уэр): многообразные элементы предания
                     www.messia.ru/rasylka/007/1931.htm#0
к 1Кор.15:1-11:
 + + + В.Н.Кузнецова: воскресение Христа - реальный исторический факт
                                 www.messia.ru/rasylka/008/2293.htm#0
 + + + Томас Мёртон: отдать всё. праведность
        www.messia.ru/rasylka/006/1605.htm#0
   +++ Яков Кротов: недоноски
        www.messia.ru/rasylka/005/1260.htm#0
   +++ свящ. Александр Мень: то, без чего не было бы христианства
                              www.messia.ru/rasylka/002/060.htm#0

 * к  1Кор.15:12-19: ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~\
 : +++ Прот. Александр Мень: воскресение. тело духовное \. \
 :           www.messia.ru/rasylka/004/870.htm#0        \. \
 :           www.messia.ru/rasylka/003/525.htm#0        \. \
 :  (здесь же см. еще ссылки по теме "воскресение умерших")\. \
 : +++ Оливье Клеман, патриарх Афинагор:                    \. \
 :      ...и всё же любовь сильнее смерти...                 \. \
 :       www.messia.ru/rasylka/006/1585.htm           /== = =/
 : +++ Романо Гвардини: преображенное тело             /= =  =/
 :           www.messia.ru/rasylka/002/171.htm#0    /=  = =/
 : +++ Николай Бердяев: воскресение для новой жизни  /=   ==/
 :           www.messia.ru/rasylka/002/172.htm#0  /= = ==/
  ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~/======/

к 1Кор.15:17-20:
 +++ Леонид Никитин: Если Христос не воскрес...
           www.messia.ru/rasylka/007/1932.htm#0






# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье.


Редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Мы должны всегда благодарить за вас Бога, братья, любимые Господом!
 Ведь Бог избрал вас, чтобы вы первыми достигли спасения
 благодаря Духу, который освящает вас, и вашей вере в истину.
 Для этого Он и призвал вас
 Радостной Вестью, которую мы принесли вам, -
 разделить славу Господа нашего Иисуса Христа!
 Так стойте же неколебимо, братья!
 Твердо держ`итесь того учения,
 что мы вам передали и устно, и в письмах.
 И пусть сам Господь Иисус Христос и Бог, наш Отец, полюбивший нас
 и одаривший по Своей доброте вечным мужеством и доброй надеждой,
 вселят мужество в ваши сердца
 и укрепят для всякого доброго дела и слова.
 И в заключение, братья, мол`итесь о нас! ...
 Верен Господь, и Он укрепит вас и сохранит от Злодея.
 Мы же полагаемся в том, что касается вас, на Господа....
 И пусть Господь обратит ваши сердца к Божьей любви
 и к стойкости Христа!* (2Фес.2:13-3:1,3-5)
                                * * *
*<Иисус сказал:>
      - Всегда будьте в полной готовности:
           одежды ваши подпоясаны и светильники зажжены.
        Будьте подобны тем, кто ждет возвращения своего хозяина
       со свадьбы, чтобы открыть ему, как только он вернется
       и постучит. Счастливы те слуги, которых хозяин, вернувшись,
       застанет не спящими. Верно вам говорю, он сам подпояшется,
       усадит их за стол и будет им прислуживать.
        Счастливы они, если он застанет их не спящими,
       в какой бы час ни вернулся, в полночь или на рассвете.
        Знайте, если бы хозяину дома было известно,
       в какое время придет вор, он не допустил бы,
       чтобы вор забрался в его дом. Будьте и вы в готовности,
       потому что Сын человеческий вернется в час, когда вы не ждете.
        - Господь, Ты рассказываешь эту притчу для нас или
       для всех? - спросил Его Петр.
        Иисус ответил:
        - Будьте такими, как верный и разумный управитель,
       которого хозяин может смело поставить над всей прислугой
       и поручить ему в положенное время выдавать их паек.
      Счастлив тот слуга, которого хозяин, вернувшись,
      застанет за делом. Верно вам говорю, он отдаст ему под начало
      всё свое имущество. А если слуга подумает:
      'Мой хозяин задержится', - и начнет бить слуг и служанок,
      будет есть, пить и пьянствовать, хозяин того слуги вернется
      в день, когда тот не ждет его, и в час, о котором не ведает,
      и, наказав его люто, будет обращаться с ним как с теми,
      кто не заслуживает доверия.
      Слуга, который, зная волю своего господина, не исполняет ее
      и не собирается ее исполнять, будет жестоко избит.
      А если слуга ее не знает и совершит что-то заслуживающее порки,
      то наказание ему будет меньше.
         Кому много Бог дал,
           с того много и спросит,
         кому много доверил,
           с того еще больше потребует.* (Лк.12:35-48)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2486.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm