=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)




( Продолжение темы выпусков www.messia.ru/rasylka/009/2493.htm#0
                          и www.messia.ru/rasylka/009/2494.htm#0 )




>                          Российский вариант

> Любой  объективный   историк   должен   признать,    что   в  период
> трех  революций  1905-1917  годов  большинство  населения Российской
> империи составляли люди верующие, исповедники двух мировых религий -
> христианства и ислама (прочие религии имели здесь сравнительна малое
> число  приверженцев).  Никакие  самые  одаренные  вожди не смогли бы
> совершить  революцию  без поддержки масс. Но если разрушение старого
> порядка осуществлялось руками верующих, то как понять всё дальнейшее
> развитие событий?

> За ответом нужно снова обратиться к далекому прошлому.

> Русь,   Россия, ставшая  ядром  будущей  царской   империи,   вместе
> с  Православием  восприняла  от  Византии и ее церковно-политические
> концепции.   В   частности,  идею  "симфонии",  т.  е.  гармоничного
> взаимодействия     между  христианской   государственной     властью
> и  Церковью, ее иерархией. Эта концепция, несомненно, сыграла важную
> роль в становлении русской государственности. Церковь мирила князей,
> боролась  против  центробежных тенденций, освящала своим авторитетом
> права  великокняжеского  престола.  В эпоху Ордынского ига она стала
> ведущей  силой, которая сохраняла национальную культуру, вдохновляла
> "собирателей   Руси".   Но   первый  же  великий  князь,  официально
> венчавшийся   на  царство  -  Иван  Грозный  -  отверг  нравственный
> авторитет  Церкви,  которая  в  лице  митрополита  Филиппа выступила
> против его кровавой тирании.

> Патриотическая  роль  Церкви в Смутное время хорошо известна. Однако
> едва   монархия  возродилась  после  катастрофы,  как  вновь  начала
> планомерное  наступление  на  Церковь,  хотя  и  сохраняла видимость
> "христианского"   правительства.   Второй  царь  из  дома  Романовых
> низлагает   патриарха   Никона,   а   его   сын  Петр  I,  упразднив
> патриаршество,  создает  синодальную  систему,  подчинившую  Церковь
> самодержавию  в  еще  большей  степени, чем в Византии. Екатерина II
> формально  объявляет  себя "главой Церкви". Ученица энциклопедистов,
> она  при  этом  следует   совету Дидро  "держать   попов   в  нищете
> и невежестве". Неудивительно,  что рядовые  священники,  как отмечал
> А. С. Пушкин, сплошь и рядом переходили на сторону Пугачева...

> Все  историки  Русской  Православной Церкви расценивают "синодальный
> период"   как тяжкий   и    застойный.    Самодержавие,  прикрываясь
> своими  сакральными  привилегиями,    постоянно  и грубо вмешивалось
> в  церковные  дела  и даже в вероучительные, богословские дискуссии.
> Это  вносило  в  церковную жизнь казенно-бюрократический дух, роняло
> авторитет  пастырей  в глазах народа. Достаточно сказать, что власти
> требовали  нарушать  в  политических  целях  тайну  исповеди. А чего
> стоила  хотя бы инструкция выдавать справку о причастии как гарантию
> благонадежности! Более верный способ дискредитировать Церковь трудно
> было изобрести.

> Разумеется,   подобная  политика  не  могла  полностью  парализовать
> внутреннюю  жизнь Церкви. И в "синодальный период" она имела великих
> святых  и  подвижников,  иерархов  и  богословов.  Но  почти всем им
> приходилось   вести   нелегкую  борьбу  за  духовное  существование.
> Вспомним  хотя  бы  ситуацию,  описанную  в  романе  Н.  С.  Лескова
> "Соборяне".

> К   концу   XIX   века   церковно-политическая   картина   в  России
> характеризовалась следующими чертами.

> Опека   и   контроль   государства   лишали   Православную   Церковь
> самостоятельности.    Она    находилась    под    бдительным    оком
> обер-прокурора.

> Религиозное  инакомыслие  -  старообрядчество, сектантство и т. д. -
> жестоко    подавлялось.  Перемена   конфессии,   в  смысле    выхода
> из "господствующего вероисповедания", рассматривалась (до 1905 года)
> как уголовное преступление.

> Исторически  навязанный Церкви союз с самодержавием подрывал доверие
> к  ней  среди  тех,  кто желал  преобразования   общества,  а  также
> среди  многих деятелей культуры, в том числе и верующих, для которых
> свобода мысли и творчества была неоспоримой ценностью.

> Нравственная  энергия христианства перетекала в русло нерелигиозных,
> оппозиционных,  освободительных  движений (примечательно, что многие
> революционеры-демократы   вышли   из   духовного  звания  и  кончали
> церковные школы).

> Кризис  самодержавия,  углубленный  русско-японской и первой мировой
> войнами,  пробудил у многих верующих надежду на радикальные перемены
> к  лучшему.   Вот   почему   руководство Русской Православной Церкви
> не  восприняло крушение  монархического строя в феврале    1917 года
> как  катастрофу. Ведь именно это событие позволило, наконец, созвать
> Всероссийский  церковный Собор для решения давно  назревших  сложных
> и многообразных проблем.

> Октябрь   декларировал     отделение      Церкви     от Государства,
> т.е.  тот  принцип,  который  был уже принят в США, Франции и других
> странах.   А  для  обширной  республики,  в  которой  жили  миллионы
> православных,  старообрядцев,  католиков, армяно-грегориан, лютеран,
> представителей  различных  христианских  сект, иудаистов, мусульман,
> буддистов,  приверженцев архаических традиционных культов, этот путь
> был наиболее естественным и закономерным.

> Сама  идея  "государственной   религии",   фактически,  изжила себя.
> "Ни один чиновник, - писал В. И. Ленин, - не должен даже иметь право
> спрашивать <кого бы то ни было> о вере: это дело совести и никто тут
> не  смеет  вмешиваться.  Не должно быть никакой "господствующей веры
> или  церкви".{}  Эта  концепция выражена и в "Обращении к трудящимся
> мусульманам  России  и  Востока",  принятом  вскоре после революции.
> "Отныне,   -    говорится   там,  -    ваши   верования  и   обычаи,
> ваши  национальные   и  культурные учреждения объявляются свободными
> и  неприкосновенными".{}  Религия,  свободная  от надзора и давления
> власти,   и  власть,   свободная  от сакральных санкций, построенная
> на рациональной  и демократической  основе, -  таким,   казалось бы,
> мог стать его идеал и цель будущего развития.

> Предпосылками  для этого были и объявленные в революционных декретах
> свободы,  и  идея  народовластия,  и  религиозный  плюрализм страны.
> Особенно  важна  в  этом  отношении декларированная Октябрем свобода
> совести.  В  январском  декрете  1918 года утверждалось, что "каждый
> гражданин  может  исповедовать  любую  религию  или  не исповедовать
> никакой".  В июле того же года в Конституцию РСФСР был включен пункт
> о   том,  что  "свобода  религиозной  и  антирелигиозной  пропаганды
> признается   за всеми  гражданами" (V,13).   Разъясняя  этот  пункт.
> В.  И.  Ленин  в  своей речи на митинге в Москве говорил: "Религия -
> частное  дело.   Пусть каждый  верует  во  что хочет  или  ни во что
> не  верит...  Советская  республика  не  знает  никаких  религиозных
> различий.   Она   находится  вне  всякой  религии,  отделила религию
> от Советского государства".

> Это  было  недвусмысленным  указанием на то, что новое правительство
> ориентируется  на  секулярную  модель,  которая  теоретически должна
> исключать конфронтацию между Церковью и Государством.

> Однако  история, как известно, не Невский проспект. Вопреки надеждам
> конфронтация началась, и очень скоро.

> <...>   Всякая   революция  неизбежно  освобождает  стихию  насилия,
> управлять  которой исключительно трудно. Среди институтов, связанных
> со  старым  режимом, оказалась  и Церковь, что определяло негативное
> к  ней  отношение.    В  то  же  время   экстренно  изданный  декрет
> об  отделении  Церкви  от  Государства  вызвал  протест  религиозных
> кругов,   видевших  в  нём  акт  дискриминации.  Это,  казалось  бы,
> подтверждали   многочисленные   антиклерикальные  и  антирелигиозные
> эксцессы.

> Думается,  уже  давно  пора  расстаться  с легендой, которая всё еще
> кочует  из  книги  в книгу, будто патриарх Тихон предал новую власть
> анафеме.   Он   лишь   отлучил  от  Таинств  тех  верующих,  которые
> участвовали  в  беззакониях, жестокостях, расправах. И вообще, Собор
> еще  1  сентября  1917 года   заявил,   что   "Церковь  Православная
> не  принимает  участия  в  борьбе  политических  партий".{} Патриарх
> осудил  эмигрантских раскольников, избравших по политическим мотивам
> путь  самочиния.  И  всё же следует признать, что значительная часть
> иерархов   и  церковных  людей  оказалась  неготовой  к  радикальным
> переменам и отнеслась к ним с открытой или молчаливой враждебностью.

> Всё  это  в первые послеоктябрьские годы способствовало развязыванию
> настоящей  войны  против  религии, войны,  которая была  обусловлена
> не  законом,  а  общими  тенденциями  и  атмосферой  времени. Особую
> остроту  она  приняла  в  связи  с  вопросом  об  "изъятии церковных
> ценностей".

> Церковь   во  все  времена  рассматривала  собранные  в  ее  ведении
> материальные  ценности  как  общенародное  достояние и с готовностью
> отдавала  их в моменты национальных бедствий.   Так могло  произойти
> и  перед лицом голода начала 20-х годов.   Но  на практике  традиция
> была  подменена приказным   насильственным  "изъятием", что повлекло
> за  собой  протесты  верующих,  кровавые стычки, процессы и смертные
> приговоры.   Патриарх  Тихон  был   арестован.    После освобождения
> он  предпринял  ряд  шагов  для нормализации  отношений  с властями,
> но ощутимых плодов это не принесло.

> Насколько  призрачными  оказались тогда надежды на примирение, видно
> из  опыта  так  называемого  "обновленческого" раскола, руководители
> которого   энергично   выступили   за  поддержку  советской  власти.
> Выяснилось,    что  даже такая  перемена курса  мало что   изменила,
> как   не   спасла  положения  декларация  главы  Патриаршей  Церкви,
> митрополита   Сергия   (1927).   Репрессии   обрушились   на   всех:
> "тихононцев"  и "обновленцев", "непоминающих" и сектантов, католиков
> и  даже  шаманистов.  В конце 20-х годов были уничтожены сектантские
> коммуны, в том числе созданные толстовцами. Были закрыты религиозные
> школы,   постепенно  сведена  на  нет  церковная  печать,  перестали
> издаваться Библии,  закрывались  храмы  и монастыри,  шли под склады
> или  взрывались  памятники  архитектуры. Жгли книги, иконы. Всё шире
> становился   размах   антирелигиозной  пропаганды,  которая  нередко
> прибегала  к  откровенным  глумлениям   и  кощунствам.   Экстремисты
> от  атеизма  затевали  "комсомольские рождества" и "пасхи", во время
> которых   молодежь   устраивала   шутовские   процессии,    одевшись
> в облачения служителей различных культов.

> Не  случайно  герои  поэмы  Александра  Блока,  двенадцать апостолов
> "нового  евангелия",  кричат:  "Пальнем-ка  пулей  в  святую  Русь".
> Антицерковная    война незаметно  превращалась  в  антинациональную,
> ибо  традиции  народов  страны  были тем руслом, по которому издавна
> протекали   традиции   христианства,    ислама    и  других религий.
> "Штурм   небес"  спровоцировал  тот  род  культурного  самоубийства,
> горькие плоды которого мы пожинаем и сегодня.

> А  как  же  всё-таки вера?  Как могли допустить  это  люди, выросшие
> на  тысячелетних религиозных основах?   Часть погибла  или оказалась
> в лагерях,  часть лишилась  отечества, уцелевшие  после урагана ушли
> в  своего  рода  духовное  "подполье",  изоляционизм.  В гражданском
> отношении  верующие  сознавали себя париями, изгоями, людьми второго
> сорта, их считали врагами общества. Немало было и таких, кто пережил
> нечто  вроде  обращения  в иную веру. Народные мечты о рае на земле,
> ярко   описанные  Андреем  Платоновым,  стихийная  эсхатология  масс
> находили пищу в утопизме, который вдохновлял строителей новой жизни.
> Многие  верили  в  оправданность  лозунга,  начертанного в Соловках:
> "Железной рукой загоним человечество в счастье!"

> Подобные  чувства нашли отражение в тогдашней литературе,   например
> в   поэме   Сергея   Есенина  "Инония".  В  ней  он,  имитируя  речь
> пророка-обличителя,  клянет  старый мир, "проклинает Радонеж" и "лай
> колокольный" во имя таинственного Града, который видится впереди,

>       Языком вылижу на иконах я
>       лики мучеников и святых.
>       Обещаю вам град Инонию,
>       где живет божество живых...

> В богоборческом экстазе, выплевывая Причастие, он провозглашает:

>       Новый на кобыле
>       едет к миру Спас.
>       Наша вера - в силе.
>       Наша правда - в нас!

> И  новый "Спас" не замедлил явиться. Только приехал он не на кобыле.
> Товарищ   Сталин,   хотя  и  родился  горцем,  не любил показываться
> перед народом верхом на лошади...

<.....>

> По  свидетельству  М.  И. Калинина, в 1920 году В. И. Ленин говорил,
> что,  "пожалуй,  кроме  театра,  нет  ни одного института, ни одного
> органа,  которым  могли бы заменить религию".{} Это было своего рода
> историческим предвидением. <....>

> Могут,  конечно,   возразить:   а  разве  вера в Бога  не апеллирует
> к  верховному  авторитету?  Разве во имя других религий не творились
> насилия?

> С этим нельзя не согласиться, но лишь с двумя оговорками.

> Во-первых,     на     протяжении     веков     никакие    извращения
> религиозно-этических   принципов не могли  полностью  их  устранить.
> Они всегда оставались как источник обновления и покаяния. Сталинщина
> же  за  считанные  годы прочно усвоила все худшие черты исторических
> религий,  проявившиеся  в  период их кризиса: инквизицию, нетерпимый
> догматизм, "охоту на ведьм".

> Во-вторых,  есть  существенная  разница между верой в Высшее Начало,
> Которое  созидает,  объемлет и пронизывает Вселенную, и сознательной
> ложью,    мифом,    изготовленным    в    лаборатории   политических
> фальшивомонетчиков. Даже атеист, подходя к вопросу объективно, может
> согласиться,   что идея Верховного  Добра и  Разума, которая требует
> от  человека этического поведения, содержит глубокий духовный смысл.
> Не  случайно, что в истории человечества большая его часть принимала
> эту идею.  А какова  духовная ценность навязанной людям  веры  в то,
> что  глава  государства   обладает   всемогуществом,    всеведением,
> всеприсутствием,    тем  более что  в действительности этот  человек
> был палачом, фальсификатором, губителем жизней и душ?

> Об  исторических религиях можно иметь разные суждения и оценивать их
> по-разному;    но  в  отношении  культа  Сталина   двух мнений  быть
> не  должно,   если   мы  не хотим снова вернуться в кровавый   хаос.
> Пусть  даже  остаются теперь люди, которые напоминают нам, как бойцы
> шли  в  атаку с именем Сталина; очевидно, что они имели в виду вовсе
> не  реального  Иосифа  Джугашвили,  а  политический фантом, суррогат
> извечной идеи Божества.

> Порой   говорят,   что   Сталин   открыл  для  атеизма  своего  рода
> "Константиновский период",  т. е.  эпоху государственной  поддержки.
> Но  сказать  так  -  значит  сказать  не  всё, не главное. В "культе
> личности" государственная власть пришла к полному самообожествлению,
> утвердила себя как единственную безусловную ценность.

> Страшный  опыт  диктатур  XX  века может послужить уроком и для нас,
> верующих.  Он  дает  нам  возможность  увидеть  "со  стороны"  облик
> духовной  тирании,  патернализма,   игры   на  инфантильных чувствах
> и  массовых  неврозах.  Этот  опыт должен привести к отказу от самой
> идеи  государственной  религии,  которая    имела столько   аналогий
> со  сталинизмом,  идет  ли речь о Женеве при Кальвине или о Тегеране
> при Хомейни.

>                      К секулярному государству

> Заканчивая этот беглый обзор, вернемся к вопросу, поднятому вначале:
> есть ли противоядие, способное предотвратить рецидивы "культа"?

> Думается,   оно  связано  с  честным  и  последовательным  принятием
> принципа  секулярного  государства, которое служит интересам граждан
> независимо от их вероисповедания.

<.....>

> От  секуляризации  государства  выигрывает  весь  наш народ в целом.
> Оберегая святая святых человека, его убеждения, его свободу совести,
> правительство    содействует   единству    граждан,     построенному
> на веротерпимости.
                [ свящ. Александр Мень. из статьи
                  РЕЛИГИЯ, "КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ" И СЕКУЛЯРНОЕ ГОСУДАРСТВО
                  (Заметки историка религии),
                  вошедшей в сб. ТРУДНЫЙ ПУТЬ К ДИАЛОГУ
                  www.alexandrmen.ru/books/trudnput/relcultl.html;
                  www.krotov.info/library/13_m/myen/2_trud_10.html;
                  ср. http://tapirr.livejournal.com/357980.html ]



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье.


Редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*К Нему подошло несколько саддукеев (они отрицают воскресение)
 и задали Ему такой вопрос:
 - Учитель, Моисей написал нам в законе:
 если умрет у кого-нибудь бездетным женатый брат,
 пусть он возьмет его жену себе, чтобы дать брату потомство.
 Так вот, было семь братьев. Первый, женившись, умер бездетным.
 И второй, и третий брали ее в жены, и так все семеро.
 И все умерли, не оставив детей. Потом умерла и женщина.
 Так чьей женой она будет после воскресения?
 Ведь женаты на ней были все семеро!
 - Люди этого века женятся и выходят замуж, - ответил Иисус. -
 Но те, кто сочтены достойными воскресения из мертвых
 и жизни в будущем Веке,
 не будут ни жениться, ни выходить замуж.
 И умереть они уже не смогут, а будут подобны ангелам.
 Они дети Бога, ведь Бог воскресил их из мертвых.
 А что касается того, что мертвые воскресают,
 то об этом говорит сам Моисей в рассказе о горящем терне,
 когда называет Господа Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова.
 Но Бог - Он Бог не мертвых, а живых. Для Него все живы.*
                              (Лк.20:27-38 - из ев. чт-я понедельника)
                                * * *
Иисус сказал:
"... будут хватать и преследовать вас,
 приводить на суд в синагоги и в тюрьмы бросать,
 будут приводить к царям и наместникам из-за Меня.
 Вот вам случай свидетельствовать обо Мне.
 Твердо помните: не обдумывайте заранее, как защищаться.
 Я вам дам такое красноречие и мудрость,
 что им не сможет ни противостоять, ни возразить
 никто из ваших противников. ...
 Будьте стойкими - и вы себя спасете". (Лк.21:12-19 - ев. чт-е вторн.)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2496.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»