=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 7 мая 2018 г. ст.ст., воскресенье 7-е по Пасхе.
   литургические чтения: Деян.20:16-18,28-36; Ин.17:1-13.
   {память отцов I Вселенского Собора, 325 (перех.)}.

 

 

 

 

 

 

 

> При внимательном чтении Евангелия и вообще Нового Завета нельзя не заметить в учении Самого Христа и Его учеников двух, казалось бы, взаимоисключающих утверждений. С одной стороны, здесь постоянно говорится о единстве как главной цели спасительного подвига Христа, с другой – о разделении, которое неизбежно следует за пришествием в мiр Христа и как бы вытекает из Его учения.

> Обратимся к текстам. Так, Господь в ночь самопредания на распятие молится, чтобы все были едины: Как Ты, Отче,  во Мне, и Я  в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мiр, что Ты послал Меня (Ин.17:21). А до этого Он говорит: Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин.12:32). И в центре учения Христа стои́т заповедь о любви, а сущность и цель любви – единство. Наконец, мерилом истинной любви Он провозглашает любовь к врагам, что, без сомнения, означает призыв преодолевать все человеческие разделения любовью.

> У апостола Павла эта тема – сердцевина всего его учения. В Христе он видит начало и принцип не только человеческого, но и всемирного, космического единства. В конце мiра, утверждает апостол Павел, будет Бог всё во всём (1Кор.15:28). И эта вера в Христа как в источник нового, совершенного и окончательного единства в Боге составляет изначальное вдохновение христианства.

> Но наряду с этими текстами мы находим, на первый взгляд, полностью им противоположные. В Евангелии от Матфея есть и такие слова Христа: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь  с матерью ее, и невестку  со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня,  недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня,  недостоин Меня (Мф.10:34-38).

> И вот мы стои́м перед вопросом: как согласовать оба утверждения? Как понять то, что призыв к единству, молитва о нём, провозглашение его конечной целью всего соседствует с пугающей вестью, что Христос пришел «разделить»?

> Сразу заметим, что большинство христиан и нехристиан не столько отвечает на этот вопрос, сколько выбирает одно из утверждений, как если бы только оно и составляло суть евангельского благовестия. Фанатики, сжигавшие еретиков на костре, крестоносцы, истреблявшие во славу Божию тех, кого они называли «неверными», изуверы всех стран, всех времен всегда ссылались на эти слова о мече, оправдывая ими собственную жестокость. А с другой стороны, всегда были и такие, кто ради единства и во имя любви осуждали любое разделение, и значит – отвергали сам вопрос о правде и неправде, зле и добре, истине и заблуждении.

> Так первая установка, установка меча, превращает людей в фанатиков, готовых истребить всех «врагов истины». Так вторая установка приводит, рано или поздно, к полнейшему релятивизму, к уравнению истины и заблуждения, а значит, и к отрицанию истины.

> Очевидно, что взятая сама по себе, каждая из этих установок не только не согласна с Евангелием, но и противоречит ему. Как слова́ о единстве и любви не могут перечеркнуть слов о разделении, которое внес в мiр Христос, так и слова́ о мече не лишают смысла основную христианскую заповедь о любви и единстве. И значит, чтобы понять подлинный смысл этого мнимого противоречия, нужно не выбирать в учении Христа то, что нам больше нравится, больше по душе, а услышать и принять его во всей полноте. Только тогда то, что казалось противоречием, предстанет как единая истина или, лучше сказать, как две равно необходимые половины одной истины, одной Божественной правды.

> Первое, что открывается нам при таком подходе, – это абсолютное отличие единства и разделения, о которых говорит Христос, от того, что понимаем под тем и другим мы сами. Так, на земле люди могут и очень часто бывают объединены злом – ложной идеей, ненавистью, завистью, отрицанием. Английский философ Чемберлен {Чемберлен, Хьюстон Стюарт (1855–1927) – английский философ и социолог прогерманской ориентации, отчасти предвосхитивший расовую доктрину нацизма.} доказывал, что люди гораздо легче объединяются против, нежели за, и именно книга Чемберлена, где говорилось об этом, была любимым чтением Гитлера. {Подразумевается книга Чемберлена «Основания XIX века» (Die  Gründlagen des neunzehnten Jahrhunderts), опубликованная в Германии (1899).} Толпа, идущая что-то громить, кого-то избивать, предельно едина. Но призна́ем ли мы такое единство положительным? То же самое можно сказать и о разделении. Вот пытаются увлечь человека его приятели на злое дело, но он не соглашается и уходит от них, разрушая единство шайки. Вот понял человек, что защищал негодную идею, ложные принципы, и отделяется от тех, с кем прежде был в единстве. Есть ли такое разделение зло?

> Иными словами, единство и разделение как абстрактные понятия  не самодостаточны, ибо могут быть повернуты в любую сторону, наполнены любым содержанием. И здесь мы вплотную подошли к вопросу: о каком единстве и о каком разделении говорят Христос и Евангелие? <...>

[ протопресвитер Александр Шмеман.
"Беседы на радио «Свобода»", т. I, стр.349-351 ]

 

 

 

см. также:
 + + + Яков Кротов:
Единство Церкви и единство церквей (+ссылки)
 + + + он же: Рождение единства Церкви как проблемы (+ссылки)
 + + + он же: свидетельствовать о единстве Церкви
        messia.ru/rasylka/005/1176.htm (+ссылки)
 + + + свящ. Яков Кротов, свящ. Александр Мень:
        "Да будут все едино!" (+ссылки)
+ + + Н.Т.Райт
: средоточие взаимной любви Иисуса и Отца
+ + + свящ. Александр Шмеман: единородный Сын Божий
        (см. тж. в "Беседах на радио...", т. I, бесед на стр. 279 и 290.)

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

Иисус 
сказал: '"Мир!" - говорю Я вам на прощанье. / Я даю вам Мой мир, 
но не тот мир, что люди дают, / Я даю вам. Прогони́те тревоги 
из сердца! / И не страшитесь! Вы слышали, Я вам сказал: "Ухожу" 
/ и сказал: "Я вернусь к вам". Если б любили Меня, вы были бы рады, / что 
Я ухожу к Отцу, ведь Отец Мой больше Меня. Я сказал всё теперь - / до того, как 
это случится, чтобы вы, когда это случится, / поверили Мне! Говорить с вами Мне 
недолго осталось: / уже близко Властитель мира. Надо Мной у него власти нет. Но 
мир должен узнать, / что люблю Я Отца. Вот почему Я исполню / всё, что Он Мне 
повелел. ... Я - истинная виноградная лоза, / а Мой Отец - виноградарь. Всякую 
ветвь на Мне, что не приносит плодов, / Он обрезает, а плодоносную ветвь очищает, 
/ чтобы больше был урожай. Вы же уже чисты - / через Слово, что вам возвестил 
Я. Будьте во Мне, как Я в вас. Как ветвь сама по себе плодоносить не может, если 
не будет частью лозы, так и вы тоже не сможете, / если во Мне не останетесь. Я 
- лоза, а вы - ветви. Только тот, кто во Мне, / как и Я в нём, / плодоносит обильно 
- потому что вам без Меня / ничего не сделать. А кто не во Мне, / тот словно ветвь, 
что выброшена из виноградника и засыхает, - а их соберут, бросят в огонь и сожгут. 
Но если во Мне вы останетесь / и слова Мои в вас останутся, проси́те, о 
чём хотите, - / и вам будет дано!'
                          (Ин.14:27-15:7 - чтение понедельника)

* * *

Иисус сказал:
'Те слова, что Я вам говорю, Я не от себя говорю -
 это Отец, который во Мне, совершает Свои дела.
 Верьте Мне: / Я - в Отце и Отец Мой - во Мне.
 А не верите Мне, / из-за дел этих верьте.
 Говорю вам истинную правду:
 тот, кто верит в Меня, / будет делать те же дела, что и Я,
 и даже бо́льшие сделает, / потому что Я отправляюсь к Отцу.
 Всё, о чём ни попро́сите, призвав Мое имя, / Я исполню,
  чтобы был прославлен Отец через Сына.
 Если Меня вы о чём-то попро́сите, призвав Мое имя, / Я исполню.
 Если Меня вы лю́бите, / то исполните то, что Я вам заповедал.
 И Я Отца попрошу, / и Он даст вам другого Заступника,
  чтоб он навеки остался с вами.
 Тот Заступник - Дух Истины, / мир его принять не способен,
  потому что не видит его и не знает.
 Но вы его знаете, / ведь он теперь с вами и останется в вас.
 Я сиротами вас не оставлю, / снова к вам возвращусь.
 Еще немного - / и мир Меня уже не увидит,
  а вы Меня будете видеть,
 потому что живу Я, / и вы будете жить.
 И в тот день вы узнаете, / что Я - в Отце Моем,
  вы - во Мне, и Я - в вас.
 Кто хранит Мои заповеди и исполняет их,
  он и есть тот, кто любит Меня'. (Ин.14:10-21 - чтение субботы)

              *********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3665.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»