=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 15 августа 2018 г. ст.ст., вторник,

  Успение пресв. Богородицы.

  Литургические чтения: Флп.2:5-11; Лк.10:38-42; 11:27-28.

 

С праздником!

 

  

 

 

 

 

 

 

 

> Русский народ всегда особенно любил праздник Успения Божией Матери. Все главные храмы на Руси неизменно назывались Успенскими, и сам день Успения считался как бы национальным праздником. Откуда эта любовь, что она значит? Почему мысль и воспоминание о смерти – а слово «успение» значит «засыпание», «смерть» – стали источником такой радости?

> Над вопросами этими сто́ит задуматься. Здесь угадывается какое-то таинственное народное прозрение, какая-то надежда и, главное, – какое-то ощущение жизни, не выразимое, может быть, точными словами, но издревле вдохновлявшее людей, составлявшее, как говорят теперь, их миросозерцание. Не случайно праздник Успения совершается в середине августа – это самое начало осени, и это мiр во всей его земной красоте и славе. Всё, что таилось и жило подспудной жизнью, созревая в недрах природы зимой, всё, что зацвело весной, всё это теперь явлено, окончательно раскрыто. Август исполняет все обещания природы, являет во всей полноте ее красоту и смысл. Такова первая, природная рама праздника Успения.

> Но если знать и помнить, что все праздники связаны с жизнью природы, что смысл празднуемых событий перекликается со смыслом, заложенным в природном процессе, рама эта перестает быть случайной и позволяет проникнуть вглубь миросозерцания, о котором я только что говорил. Ибо эта природная красота и полнота уже тронута умиранием: всё сказано, всё исполнено, всё сияет, но во всём уже проступает тление. Но неужели всё в мiре живет и цветет только для того, чтобы умереть? Вот основной вопрос христианства, вот основная проблема – не рациональная только, но и бытийственная – христианского миросозерцания. Оно всегда связано с двумя полюсами человеческого опыта. С одной стороны, это опыт жизни и заложенного в ней смысла, красоты́ и счастья – всего того, что так хорошо выражено природным великолепием августа, этим пиром красок, света, тепла. С другой стороны, это опыт смерти, пронизывающей всю земную жизнь, делающей всё – краски и свет, тепло и красоту – таким непрочным и наполняющей всё грустью разлуки и разделения.

> И вот, исходя из этого двойного опыта, вера веками вглядывается в образ Марии, Матери Иисуса Христа, веками любуется им как самым совершенным цветком в саду человечества. Поколения за поколениями взращивали его своей верой и верностью, чистотой и любовью. Именно так понимается Церковью Ветхий Завет – как длинный рассказ о людях, чья жизнь всей своей надеждой, всей любовью, всем ожиданием устремлена была к тому смыслу человеческой истории, которому еще предстояло раскрыться. И вот в конце, как бы в «августе» этой длинной истории, приходит Мария.

> Можно верить или не верить во всё то, чему учит о Богородице Церковь, но нельзя не поразиться красоте и чистоте Ее образа, каким он явлен нам в Евангелии, нельзя не видеть, как образ этот вошел в человеческое сознание и изнутри изменил его, чему свидетельством служат бесчисленные воплощения его в искусстве. Лик русской иконы Богоматери Владимирской, бесчисленные Мадонны на Западе – всё это  любовь человека к Той, Которая воплотила Собой самое важное, самое глубокое в человеке, в его сокровенных надеждах и мечтах. Явление в мiре Марии, Божией Матери, христиане всегда ощущали как явление полноты человеческого образа и одновременно – как явление небесной его красоты. И можно сказать, что явление Ее в человеческой истории соответствует тому, что являет август в ежегодной истории природы, – раскрытию конечного смысла, конечной полноты и красоты.

> Но весь смысл Ее жизни заключался в том, чтобы быть целиком, без остатка отданной Другому. От яслей Вифлеема до молчаливого стояния у Креста вся жизнь эта была только любовью, только самоотдачей, только служением – ничего себе и для себя, всё в любви к Христу. Иными словами, в небесной красоте Божией Матери раскрывается переполняющая Ее любовь, а любовь – и тут мы подходим к последнему смыслу Успения – сильнее смерти. Если во Христе явилась подлинная жизнь – жизнь как победа над смертью, жизнь как вечное торжество любви, то Отдавшая Ему всю Свою жизнь и всю Свою любовь даже в смерти, даже в успении Своем преодолевает распад и тлен, разлуку и разделение, ибо сама смерть Ее оказывается исполнением любви.

> Вся тайна, весь смысл христианства в том, что смерть уже побеждена изнутри, что для любящего она уже не страшна, ибо любовь соединяет видимое и невидимое, ибо любовь вечна и неистребима и если есть она, то не может быть бессмысленного растворения человека в страшном «ничто». На древней иконе Успения мы видим в поразительном сиянии Христа у тела Марии, принимающего Ее душу. И вспоминаются слова: «Я жив, и вы живы будете» (cр.: Ин.14:19). «Жизнь жительствует», жизнь торжествует – вот корень, вот объяснение народной любви к празднику Успения. Да, красота этого августа умрет, но самим явлением своим она указывает, что тлен и разрушение – не последняя правда о мiре; что за видимой, физической, материальной красотой есть неумирающая красота, к которой всё стремится, которой всё живет, в которой всё обретает свой смысл и назначение. Круговорот природы, круговорот времени – только образ иного, таинственного процесса, таинственного возрастания жизни в свое собственное и последнее цветение. Верой в это жили и живут миллионы людей, и особенно сияет она в этом августовском празднике, когда Церковь поет: «В молитвах неусыпающую Богородицу... гроб и умерщвление не удержаста...», «По рождестве Дева и по смерти жива...», когда сама смерть становится любовью и вступлением в еще бо́льшую жизнь.

священник Александр Шмеман. Беседа на радио,
оп. в  сб. "Беседы на радио Свобода", т.II, стр.294-6 
("Неумирающая красота") ]

 

 

 

[Аудиоверсия]

 

 

 

 

+ + + протопр. Александр Шмеман: Бессмертное успение
+ + + он же: В сердце Руси
/ «...и по смерти жива»

+ + + протоиерей Александр Мень: Успение Божией Матери и память смертная
+ + + послушать другие проповеди о. Александра Меня:
       1987 г.; проповедь — общая исповедь 1987 г.

+ + + Яков Кротов: праздник Успения (+ссылки)

+ + + "В молитвах неусыпающая Богородица"
        (молитвы из правосл. богослужения + ссылки)
                     messia.ru/rasylka/010/2608.htm

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Пусть мысли и чувства ваши друг к другу будут у вас, как у Христа Иисуса:
  Он, по природе Бог,
  не держался за равенство с Богом,
  но добровольно лишился всего,
  приняв природу раба
  и человеком родившись.
  Он был во всём человеку подобен,
  но еще больше себя умалил
  и так был послушен,
  что принял и самую смерть –
  смерть на кресте.
  За это Бог вознес Его над всеми
  и имя даровал превыше всех имен,
  чтобы пред именем Иисуса
  всякое колено преклонилось –
  на небе, на земле и в преисподней –
  и всяк язык провозгласил,
  что Иисус Христос – Господь,
  во славу Бога Отца.* (Флп.2:5-11/*/)

* * *

*Но мы молим Бога, чтобы вы не совершили ничего дурного.
 И вовсе не для того, чтобы показать себя успешно выдержавшими испытание.
 Лишь бы вы делали добро, даже если мы покажемся "неуспевающими"!
 Мы ведь сильны не против истины, а за истину!
 Мы радуемся, когда мы слабы, а вы сильны.
 Поэтому мы и молимся о вашем исправлении.* (2Кор.13:7-9/**/)

* * *

*И еще сказал им Иисус:
 – Отнеситесь внимательно к тому, что слышите.
  Какой мерой вы мерите,
  той и Бог вам отмерит и прибавит еще.
  У кого есть, тому даст Он.
  А у кого нет, у того и то, что есть, будет отнято.
 И еще сказал им Иисус:
 – Царство Бога, какое оно?
  Вот представьте себе:бросает человек в землю зерно,
  затем ночью спит, днем встает,
  а зерно прорастает, тянется вверх –
  он и не знает как.
  Сама собой плодоносит земля:
  сначала дает зеленый стебель,
  потом – колос,
  потом – полное зерно в колосе.
  А когда созреет урожай,
  человек сразу берется за серп –
  настало время жатвы.
 И еще сказал им Иисус:
 – С чем сравнить нам Царство Бога
  и какой притчей его изобразить?
  Представьте себе: вот горчичное зернышко.
  Когда его сеют в землю,
  оно меньше всех семян на земле.
  А когда посеют –
  оно взойдет и поднимется
  выше всех в огороде растений,
  и вырастут на нём такие большие ветви,
  что в их тени птицы смогут вить гнёзда.* (Мк.4:24-32/***/)

* * *

*Продолжая путь, Иисус с учениками зашел в деревню.
 Там Его приняла у себя женщина по имени Марфа.
 У нее была сестра, которую звали Мариам.
 Она, сев у ног Господа, слушала Его речи.
 Марфа же была вся в хлопотах о большом угощении. Она подошла и сказала:
 — Господин мой, Тебе дела нет до того, что сестра бросила на меня всю работу? Скажи ей, чтобы она мне помогла!
 — Марфа, Марфа, — сказал ей в ответ Господь, —
  ты заботишься и хлопочешь, чтобы всего было много,
  а нужно только одно.
  Вот Мариам выбрала себе лучшее, этого у нее не отнимут. /.../
 /.../ женщина из толпы воскликнула:
 — Счастлива та, чье чрево носило Тебя и чья грудь вскормила Тебя!
 — Скорее счастливы те, кто слушает слово Бога и соблюдает его! — ответил Иисус.* (Лк.10:38-42; 11:27-28/****/)

             *********************************************

/*/ апостольское чтение богородичных праздников.
/**/ из апостольского чтения среды.
/***/ из евангельского чтения вторника (читается в пн в этом году).
/****/ евангельское чтение богородичных праздников.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3696.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru