=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос воскрес!* 28 июня 2021 г. ст.ст.,
воскресенье 3-е по Пятидесятнице.
литургические чтения: Рим.5:1-10;
Мф.6:22-33
> История Голгофской Жертвы началась ещё от создания мира (Откр.13,8). Её значение, как бы высоко мы его не ценили, всегда будет недооценено, ибо даже тогда, когда мы говорим в абсолютных категориях, мы не можем охватить вполне значения и глубины́ того, о чём говорим. Искупление есть тайна, в которую желают проникнуть святые Ангелы (1Пет.1,12), а потому, что бы ни говорили мы в объяснение её, она всё же не перестанет быть тайною. С этим приходится мириться, как и с прочими проявлениями человеческой ограниченности. Тайна Голгофы до Второго Пришествия останется тайной, сколько бы мы о ней не говорили. Тем не менее, в главных своих чертах она осмысленна и это осмысление даровано Церкви и отражено в Священном Писании. > Откровение Непостижимого Бога, обращённое к падшему человеку, необходимо должно быть приспособлено для его восприятия. Писание Бого-человечно. Ошибкой было бы игнорировать одну из этих сторон. > Посему Библия полна образов и аналогий. Они неизбежны, как неизбежен человеческий язык в бого-человеческом общении. Но необходимость притч и образов в Божественном откровении не означает их равенства между собой. Как мы наглядно убедимся ниже, наличие фразы или даже тезиса <в тексте> Священного Писания ещё не даёт нам права считать её догматической. > Например, в Библии есть немало мест, где Богу приписывается телесные формы (руки, глаза, уши и т.д.), и телесные действия (видеть, слышать, сидеть, ходить и т.п.). Традиционно всеми христианами такие словоупотребления понимаются как символические. > В Писании также неоднократно употребляются выражения, исходя из которых, можно вполне определённо сделать скоропалительное заключение о том, что Бог может раскаиваться и сожалеть о Своих поступках. Например, сотворил Господь человека святым, но тот впал во грехи. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём (Быт.6,6). А после, наведя потоп на сих грешников, и об этом пожалел (Быт.8,21). Впоследствии Господь неоднократно хотел было уже погубить народ Свой Израиль, который Он вывел из Египта и намеревался произвести от Моисея новый народ, но Моисей, то умолял, то вразумлял Господа (как например в Числ.14,11-16) и Бог опять менял Своё решение (Втор.9,13-14; Исх.32,10; ср. Иез.20,6 и 20,15). Спустя столетия, Господь, воцарив Саула, снова “допускает ошибку”. И было слово Господа к Самуилу такое: жалею, что поставил Я Саула царём, ибо он твратился от Меня и слова Моего не исполнил (1Цар.15,10-11). И снова Писание говорит: Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем (35 ст.). Немного позже Господь пожалел о бедствии, которое Сам же и навёл на Израиль (2Цар.24,16). Вот так не раз Господь на страницах Ветхого Завета вспоминал завет Свой с ними и раскаивался по множеству милости Своей (Пс.105,45). Я сожалею о том бедствии, какое сделал вам (Иер.42,10; 18,7-10) — признаётся в очередной Своей “ошибке” Бог Израилев. > Итак, вопрос: можем ли мы на основании стольких ссылок догматизировать прямые из них выводы? Конечно, нет, хотя бы их было и в 20 раз больше! Мы выбираем иные цитаты, более близкие к духу главного откровения о Боге. Не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему (1Цар.15,29). Да, таких выражений в Писании куда меньше, чем антропоморфных, но именно в них наиболее близко Господь выражает для нас, Кто есть Он Сам. > На этом этапе все христианские конфессии признаю́т такие высказывания Библии “человеческим языком” божественного откровения, снисхождением Бога к немощным человеческим понятиям. Следовательно, в божественном откровении важно не то, как часто Бог применяет тот или иной образ повествования, а насколько эти образы близки к тому, что мы называем адекватной реальностью. Мы всегда избираем тот образ, те сравнения и аналогии Писания, которые помогают нам наиболее полно вместить истину. > Фундаментом всякой богословской концепции является нравственный облик Господа Бога. И для христиан важным выражением этого облика служат свидетельства о Боге и Бога о Самом Себе запечатлённые на страницах Священного Писания. И здесь мы видим совершенно аналогичную ситуацию. Образность речи, как мы убедимся ниже, безусловно, простирается и на эту часть откровения. > Так, при чтении Писания (особенно Ветхого Завета) прежде всего, поражает формальная схожесть облика Бога Небесного и царей земных с их характерами и страстями. Слова́ Писания о гневе, ярости, ме́сти и прочих человеческих чертах Всевышнего употребляются в Библии постоянно и удивляют своей прямолинейностью. > <Причина этого> то, что в Ветхом Завете для представления о Великом Боге чаще других употребляется образ царя: Господь Бог ваш — Царь ваш (1Цар.12,12; Ис.43,15; Иер.10,7-10; 46,18; Зах.9,9; Пс.46,3-8; 5,3; 23,7-10; 43,5; 94,3). Я Царь великий (Мал.1,14), Царь Израиля (Ис.44.6) — говорит о Себе Сам Господь. Посему и дела Свои Он, применяясь к человеческому разумению, именует по-человечески. Что делали земные цари (даже самые положительные)? — требовали подчинения, воевали, мстили врагам и предателям, радовались их поражению, гневались и т.д. И как продолжение образа царя по отношению к Богу, Библия часто говорит о Нём в соответствующих категориях. > Искушение свести христианское богословие к набору “прямых цитат из Библии” можно преодолеть, только если внимательно отнестись к самим этим цитатам. Заглянув в симфонию, нетрудно заметить, что в Библии гораздо чаще говорится о гневе и раздражении Божьем, нежели о раздражении людей. Бог Библии очень часто описывается пребывающим во гневе и в ярости и в великом негодовании (Иер.21,5; 32,37; Втор.29,28; 32,19; Пс.77,49; 84,5; Ис.10,25; 30,27; Иез.13,13; 22,31; Соф.3,8; Зах.1,15; Мих.5,15). Он то и дело посылает на грешников ярость гнева Своего (Иов.20,23). Сам Господь говорит об этом так: Совершится гнев Мой, и утолю ярость Мою над ними, и удовлетворюсь; и узнают, что Я, Господь, говорил в ревности Моей, когда совершится над ними ярость Моя (Иез.5,13). В Откровении Иоанна Богослова красочно изображён Сын Божий, Который топчёт точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя (Откр.19,15), и подобных примеров в Писании множество. > Преподавая откровение о Своём промысле, Господь неоднократно представляется огорчающимся (Втор.32,21; Пс.77,56-58; Ис.63,10) и раздражающимся: Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в стране необитаемой! (Пс.77,40.17). Сам Господь говорит: сорок лет Я был раздражаем родом сим (Пс.94,10; Числ.14,11; 14:23; Втор.9,8; 9,22). Раздражали Бога люди и в последующие времена (Ос.12,14; 3Цар.14,22; 16,33; 21,22). > Обижающимся: так говорит Господь: вы оставили Меня, за то и Я оставляю вас (2Пар.12,5; Втор.31,17-18). Они... сугубо прогневляют Меня... За то и Я стану действовать с яростью; не пожалеет око Моё, и не помилую; и хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, не услышу их (Иез.8:17-18). Не буду больше любить их... (Ос.9,15). Я Господь, Я говорю: это придёт и Я сделаю; не отменю и не пощажу, и не помилую (Иез.24,14). > И даже ненавидящим грешных людей: Ты ненавидишь всех делающих беззаконие (Пс.5,6) нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его (Пс.10,5). Я возненавидел их за злые дела их (Ос.9,15; Иер.12,8). > Кровожадным и мстительным: Когда изострю сверкающий меч Мой, и рука Моя приимет суд, то отмщу врагам Моим и ненавидящим Меня воздам; упою стрелы Мои кровью, и меч Мой насытится плотью, кровью убитых и пленных, головами начальников врага (Втор. 32,41-42). Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих (Наум.1,2). У Господа Бога Саваофа есть день отмщения, чтобы отмстить врагам Его; и меч будет пожирать, и насытится и упьётся кровью их; ибо это Господу Богу Саваофу будет жертвоприношение в земле северной, при реке Евфрате (Иер.46,10). Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя! (Пс.93,1; Иер.51,11; 9,9; Лев.26,25.41; 4Цар.9,7; Иез.25,14; 1Фес.4,6). > И не только мстящим, но при этом и откровенно злорадствующим: Я у всех ворот их поставлю грозный меч, увы! сверкающий, как молния, наострённый для заклания. Соберись и иди направо или иди налево, куда бы ни обратилось лице твоё. И Я буду рукоплескать и утолю гнев Мой; Я, Господь, сказал (Иез.21,15-17). Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим! (Ис.1,24). Всякую болезнь и всякую язву, не написанную [и всякую написанную] в книге закона сего, Господь наведёт на тебя, доколе не будешь истреблён... И как радовался Господь, делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Господь, погубляя вас и истребляя вас, и извержены будете из земли, в которую ты идёшь, чтобы владеть ею (Втор.28,61-63). Над кощунниками Он посмеивается (Притч.3,34). Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли, говорит Премудрость Божия. — За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придёт на вас ужас (Притч.1,24-26). Живущий на небесах посмеётся, Господь поругается им (грешникам). Тогда скажет им во гневе Своём и яростью Своею приведет их в смятение (Пс.2,4-5). Господь же посмеивается над ним (грешником), ибо видит, что приходит день его (Пс.36,13). Таким же, иногда преподаётся и образ праведника: Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых. Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]: "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своём" (Пс.51,7-9). Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого (Пс.57,11). > В то же время Священное Писание даже гнев и раздражительность (не говоря уже о прочем) относит к разряду духовных пороков. И обладаемых ими всячески порицает: Глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность (Иов.5,2). Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен... У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость (Притч.14,16.29). Перестань гневаться и оставь ярость (Пс.36,8). Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам (Притч.19,11). Не говори: "как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его" (Притч.24,29). Любовь покрывает все грехи (10,12). “Отложите гнев и ярость” — заповедует апостол (Кол.3,8). У отцов Церкви эти акценты ещё ярче.{} Таким образом, многочисленные употребление на строках Писания слов о раздражении, обиде и гневе Божьем само Писание не даёт нам права считать единственным образом откровения. В Церкви христианской общеопределяющим является богословие, выраженное апостолом Иоанном: Бог есть любовь (1Ин.4,16); Бог есть свет и нет в Нём никакой тьмы (1Ин.1,5). [
протоиерей Вячеслав Рубский. Из кн. "Православие — протестантизм. Штрихи полемики", из гл. "Искупление" ]
к апостольскому
чтению:
к апостольскому
и еванг. чтениям:
к еванг.
чтению:
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *...человек
может быть оправдан верой, без дел Закона. * * * *... Закон духовен. * * * Иисус сказал: * * * Иисус сказал: * * * Иисус сказал: *
* * Иисус сказал: ********************************************* /#/
включает чтения вторника–четверга. /**/ включает часть чтения воскресенья. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4083.htm
Поделиться
(при просмотре выпуска на сайте):
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|