Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) Тема выпуска: | |||||||
по книге: протопресв. Александр Шмеман "Евхаристия: Таинство Царства", гл. 6 (www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_31.html#66) Предыдущие
части: VСмысл же этот состоит, прежде всего, в том, что кем бы и как бы ни было приносимо "вещество" евхаристического таинства хлеб и вино, в них с самого начала мы предузнаём жертву любви Христовой, Самого Христа, нами приносимого и нас в Себе приносящего Богу и Отцу. И это предузнавание, эта до Литургии знаемая нами и потому "знаменуемая" предназначенность Хлеба быть претворенным в Тело Христово, Вина в Кровь Христову, составляет, в сущности, основу и условие самой возможности евхаристического приношения. Действительно, мы только потому и служим Литургию, только потому и можем служить ее, что жертва Христова уже принесена и в ней раскрыт и исполнен предвечный замысел Божий о мире и человеке, об их предназначенности, а потому возможности для них стать жертвой Богу и в жертве этой найти свое исполнение. Да, проскомидия есть символ, но как и всё в Церкви символ, до конца наполненный реальностью того нового творения, которое во Христе уже есть, но которое в "мире сем" познается только верой и потому только для веры прозрачными символами. Когда, готовясь к евхаристическому таинству, берем мы в руки хлеб и полагаем его на дискос, мы уже знаем, что хлеб этот, как и всё в мире, как и сам мир, освящен воплощением, вочеловечением Сына Божьего, и что освящение это в том и состоит, что во Христе восстановлены для мира возможность стать жертвой Богу, для человека возможность приносить эту жертву. Что разрушена и преодолена та их самодостаточность, которая и составляет сущность греха и которая сделала хлеб только хлебом смертной пищей смертного человека, причастием греху и смерти. Что во Христе наша земная пища, претворяемая в наши плоть и кровь, в нас самих и в нашу жизнь, становится тем, для чего она была создана причастием Божественной жизни, через которое смертное облекается в бессмертное и смерть поглощается победой. Как раз потому, что единожды принесенная и всё в себя включающая жертва Христова до всех наших приношений, в ней имеющих свое начало и содержание, до Литургии и "проскомидия", приготовление даров. Ибо сущность этого приготовления в "отнесении" хлеба и вина, то есть нас самих и всей нашей жизни, к жертве Христовой, в претворении их именно в дар, в приношение. Реальность проскомидии именно в этом знаменовании Хлеба и Вина как жертвы Христовой, включающей в себя все наши жертвы, и прежде всего приношения нами самих себя Богу. Отсюда жертвенный характер чина проскомидии, приготовление хлеба как заклание Агнца, вина как изливание крови, отсюда собирание каждый раз на дискос всех вокруг Агнца, включение всех в Его жертву. И потому только когда завершено это приготовление, когда всё отнесено к жертве Христовой и включено в нее, и видимо для очей веры предлежит на дискосе наша "скрытая со Христом в Боге жизнь", может начаться Литургия: вечное принесение принесшего Себя и в Себе всё сущее Богу, восхождение нашей жизни к престолу Царства, куда вознес ее, став Сыном Человеческим, Сын Божий. VIКак и многое другое в нашем богослужении, проскомидия нуждается в очищении; но как раз не чина, не формы, а того восприятия ее, что в сознании верующих сделало ее "только символом", уже в расцерковленном, номинальном смысле этого слова. Так, очистить, лучше же сказать восстановить, нужно подлинный смысл того поминовения, которое в понимании верующих и духовенства свелось к одному из видов молитвы "за здравие" и "за упокой", то есть всё к тому же предельно индивидуализированному и утилитарному пониманию церковного богослужения. Тогда как основной смысл этого поминовения как раз в его жертвенном характере, в отнесении всех нас вместе и каждого в отдельности к Христовой жертве, в собирании и созидании вокруг Агнца Божия новой твари. И в том сила и радость этого поминовения, что преодолеваются в нём перегородки между живыми и мертвыми, между земной Церковью и небесной, ибо все мы и живые и усопшие "умерли и жизнь наша скрыта со Христом в Боге", ибо вся собранная на дискосе Церковь во главе с Божией Матерью и всеми святыми соединена в этом приношении Христом Своего прославленного и обоженного человечества Богу и Отцу. Поэтому, вынимая частицу и произнося имя, не просто о "здравии" - своем или своих ближних печемся мы, и не о "загробной участи" умерших; мы приносим и отдаем их Богу в жертву "живую и приятную Богу", дабы сделать их причастными "неисчерпаемой жизни" Царства Божия. Мы погружаем их в прощение грехов, воссиявшее из гроба, в ту исцеленную, восстановленную обоженную жизнь, для которой создал их Бог. Таков смысл проскомидийного поминовения. Принося свои просфоры (приношения), мы "сами себя и друг друга и всю нашу жизнь" приносим и отдаем Богу. И приношение это реально, потому что жизнь эту уже воспринял, уже сделал Своею Христос и ее уже принес Богу. На проскомидии жизнь эта, и через нее и весь мир, осознаются снова и снова как жертва и приношение, как "вещество" того Таинства, в котором исполняет себя Церковь как Тело Христово и "полнота Наполняющего всё во всём" (Еф.1,23). И потому заканчивается проскомидия радостным исповеданием и утверждением. Покрывая Дары и этим знаменуя, что воцарение Христово, явление в Нём Царства Божьего, остаются "в мире сем" тайной, ведомой, видимой только вере, священник произносит слова псалма: "Господь воцарися, в лепоту облечеся... Готов престол Твой... Дивен в высоких Господь". И благословляет Бога, "сице благоволившего" - всего этого захотевшего, всё это исполнившего, давшего и дающего нам в земном хлебе радостно предузнать и захотеть "хлеб небесный, пищу всего мира, Господа нашего и Бога Иисуса Христа". VIIТеперь, поняв смысл проскомидии, можем мы вернуться к великому входу, к таинству приношения. В "Апологии" св. Иустина Философа, одном из самых ранних дошедших до нас описаний Литургии, о приношении сказано так: "По окончании молитв... к предстоятелю братии приносится хлеб и чаша вина и воды". А из "Апостольского предания" св. Ипполита Римского мы знаем, что дары эти приносятся дьяконами. Как видим, между этой простейшей формой приношения и нашим теперешним "великим входом" произошло длинное и сложное развитие евхаристического чина, о котором и надлежит нам теперь сказать несколько слов. В теперешнем чине Литургии приношение
включает в себя следующие священнодействия: Поскольку же в каждом из этих священнодействий нашел свое выражение один из аспектов целого, то есть приношения Церкви, каждое из них требует хотя бы краткого объяснения. | |||||||
www.messia.info/r2/1/280.htm |
Желаю всяческих успехов! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник |
<= предш. вып. темы | ||||