Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) Тема выпуска: | |||||||||||
Автор:
свящ. Александр Мень Предыдущие
части:
> ПОСЛЕПАСХАЛЬНЫЕ ДНИ > Богослужение пасхальной (Светлой) седмицы происходит так же, как и в первый день праздника. Царские врата не закрывают вплоть до вечера субботы. Только крестный ход, который бывает ежедневно, переносится на конец Литургии. В субботу Светлой седмицы верующим раздают освященный хлеб, артос (в память о праздничных братских трапезах). > Второе воскресенье после Пасхи называется Фоминым*.
В церкви читают о сомнениях апостола Фомы, о его желании видеть
Воскресшего, о том, как Христос явился ему, сказав: "Блаженны не видевшие
и уверовавшие" (Ин.20, 26-29). Эти слова обращены не только
к апостолу, но и ко всем нам. Они напоминают, что у веры есть
свое духовное зрение, которое проникает через завесу видимого и осязаемого.
> Во вторник Фоминой седмицы пасхальное поминовение усопших, Радоница. > Третье воскресенье "неделя жен-мироносиц" память о тех женщинах, которые были с Господом на <Голгофе>, проводили погребальную процессию до пещеры и первыми обрели радость Воскресения Христова. Этот день иногда называют праздником женщины-христианки. > Служба четвертого
воскресенья "недели о расслабленном" > Пятое воскресенье посвящено самарянке (Ин 4, 4-42), которой Христос говорил о религии "духа и истины", не ограниченной пределами какого-либо одного места или народа. > Служба шестого воскресенья "о слепом" (Ин.9,1-38) сравнивает исцеление слепорожденного с духовным прозрением человека. > В седьмое "святых Отец" прославляются святители, утвердившие учение Церкви на семи Вселенских Соборах.
> Вознесение празднуется в четверг шестой седмицы, на сороковой день после Пасхи (согласно указанию Деян.1,4). > Что такое Вознесение? В чём смысл его? > После пасхальных событий ученики еще не вполне ощутили всё их значение. Им было достаточно знать, что "Господь жив", что Он воскрес. Они вернулись из Иерусалима в Галилею, и там Он не раз являлся им: то на горе, то на берегу озера. Светлый мир сошел в их души, о будущем они едва ли задумывались. Да и как могла этим простым рыбакам прийти в голову мысль, что они предназначены для покорения мира Христу? > Когда Иисус жил среди них, они во всём полагались на Него. Теперь Он снова с ними. После испытаний настало время покоя. > Они не знали, что земной путь Мессии уже завершен, что отныне им самим нужно пролагать дорогу Благой Вести. > Но вот Он является перед ними на одном из галилейских холмов. Все падают на колени, и в тишине звучит Его голос: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века". > А потом снова Иерусалим. Елеонская гора, где Иисус прежде любил бывать с учениками. Оттуда виден святой град, а за ним необозримые просторы мира, который ждет апостолов. > Господь поднял руки и благословил их. Сияющее облако Славы скрыло Его. > Но ученики не ощутили себя одинокими и покинутыми. Отныне Спаситель будет с ними всегда. Прославленный и преображенный, Он принимает в Свои объятия всю землю, весь мир... > Кондак праздника:
ПЯТИДЕСЯТНИЦА (ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ)
> Настоящим началом истории Церкви,
ее рождением явился праздник Пятидесятницы 30 года*. > Иерусалим был переполнен паломниками, съехавшимися со всех концов Римской империи. Внезапно внимание народа привлекла группа галилеян: охваченные вдохновением, они обращались к народу со странными речами. Одни сочли их пьяными, но других поразило, что этих людей из Галилеи понимали даже те, кто не знал арамейского наречия. Тогда вышел Петр, ученик Иисусов, и сказал, что настало время исполнения пророчеств, когда Дух Божий почиет на всех верных. "Мужи израильские! воскликнул он. Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти: потому что ей невозможно было удержать Его". > Сила речи Петровой была ни с чем не сравнима. В тот же день тысячи иудеев приняли крещение во имя Иисусово... > Что же произошло с учениками? Что внезапно превратило их в смелых провозвестников Христа? > Никакие исследования историков не могут дать ответа. Здесь тайна Духа Божия, Который был послан Иисусом для укрепления Его рождающейся Церкви. > С того момента, когда над учениками пронесся таинственный звук, подобный шуму ветра, и вспыхнули языки небесного пламени, они стали другими людьми. Те, кто совсем недавно в Страхе бежал из Гефсимании, начинают всемирную проповедь Евангелия. > Их не остановят ни угрозы архиереев, ни истязания, ни тюрьмы. За ними придут новые поколения. Против них вооружатся властители и философы, чиновники и полиция. Но, распятые, Сжигаемые, гибнущие на аренах цирков, они устоят в силе Духа. > Мутной волной нахлынут соблазны и искушения: мнимые христиане, мнимохристианские императоры, недостойные пастыри, лжеучители и раскольники. Но ничто не сможет, сокрушить Церковь Христову. > * * * > Праздник Пятидесятницы день явления Духа Божия в Церкви. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Сын-Логос создал ее, воплотившись на земле, Дух действует в ней. Поэтому праздник ее рождения именуется днем Святой Троицы. > Кондак праздника:
> В субботу, накануне Пятидесятницы, совершается поминовение усопших. > После Литургии Троицына дня следует вечерня, на которой священник читает три молитвы, обращенные к Триединому Богу. В это время все становятся на колени впервые после Пасхи. > В русской народной традиции праздник Троицы связывался с проводами весны и встречей лета. В этот день храмы и дома издавна принято украшать березовыми ветвями и цветами в честь Духа Божия животворящего. > Первый понедельник после Пятидесятницы именуется Духовым днем. Церковь возносит благодарение животворящему Духу Господню, Который излил благодать Свою на ее чад. Как бы в подтверждение, что этот божественный дар неиссякаем, первая неделя после Троицы посвящена памяти всех святых. > На протяжении всей истории Церкви каждый народ являл миру своих святых. Достаточно напомнить, что в Израиле это были Дева Мария, Петр, Павел и другие апостолы; в Сирии Игнатий Богоносец, Иоанн Златоуст, Ефрем Низибийский, Иоанн Дамаскин; в Риме папы Климент, Лев и Григорий, а также сотни мучеников; в Египте Афанасий Александрийский, Антоний Великий, Пахомий, Дионисий Александрийский; в греческой Малой Азии священномученик Поликарп, Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов; в России печерские подвижники, Сергий Радонежский, Серафим Саровский. Мы назвали лишь несколько имен святых, преимущественно тех, что жили в античное и средневековое время. Но полный "собор" их поистине необозрим. В каком-то смысле история Церкви есть история святости. Недавнее прославление св. Иннокентия Московского и равноапостольного Николая Японского (а на Западе Максимилиана Кольбе) свидетельствует о том, что и в новое время светильник веры не угасает. > Тропарь праздника:
> С 1917 года был установлен праздник святых, в земле Российской просиявших (воскресенье, следующее за "неделей всех святых"). Этот сонм праведников, как прославленных, так и неведомых миру, душа нации, вершина ее, "святая Русь". Взирая на нее, люди видят надежный ориентир, указывающий путь евангельского подвига, созидания Царства Божия. | |||||||||||
www.messia.info/r2/1/328.htm |
Желаю всяческих успехов! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник |
<= предш. вып. темы | ||||
| ![]() |