Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)
* 05 августа ст.ст., чт (седмица 9-я по Пятидесятнице, Успенский пост) {Предпразднство Преображения Господня.} литургические чтения: 1Кор.14:6-19; Мф.20:17-28 (за чт); 1Кор.14:26-40; Мф.21:12-14,17-20 (за пт). > Нулевая степень духовной жизни - думать о бесплодной смоковнице лишь > как о дереве; тогда наши думы превращаются в бесконечный клубок > неразрешимых недоумений - ведь Христос прав только, если обращается > к свободному существу, а какая свобода может быть у дерева. > Первая степень духовной жизни - думать о смоковнице как о враге > твоем и Христовом. Ступень вторая - самому встать на ее место. > Благодаря тому, что в культуре, которую веками насыщало > христианство, даже у неверующих Христос есть первое, > что вспоминается при слове "вера", нам сравнительно легко (легче, > чем апостолам) представить себя смоковницею, смириться > до отождествления с деревом. Тогда мы перестаем беспокоиться > о смоковнице, но зато начинаем беспокоиться о себе. Полная разгадка, > ясность и спокойствие наступают, когда мы додумаемся поставить себя > на место Христа - не заменить собою, своей пакостной и злобной > натурой Иисуса, а стать Им. > На смоковницу не нужно глядеть сверху вниз, с готовностью испепелить > ее либо пожалеть, но во всяком случае - хозяйски. Господь глядит > на смоковницу так же, как Он глядит на каждого из нас: снизу вверх, > из глубины смирения, как проситель глядит на высоко посаженного > чиновника. Нам жалко смоковницу как мальчишку из третьего класса, > которого попросили решить задачу десятого - а на самом-то деле > его просят лишь улыбнуться. От смоковницы не требуется > ни естественного, ни сверхъестественного, от нее требуются лишь вера > и молитва, и не требуется, а выпрашивается, вымаливаются Христом > как последним нищим. Иисус верит в то, что бесплодие может уверовать > и родить, а мы, бесплодные, в такую веру не верим, хотя вся Библия > пронзена рассказами о женщинах, по летам бесплодных, по молитве > и вере - рожающих. Иисус умоляет нас поверить, а мы ссылаемся на то, > что плодоносить рано, утомительно или просто не хочется. > Иисус убеждает нас, что поверить так же легко, как бросить нищему > подаяние, а мы убеждаем Его, что поверить так же трудно, как пожать > нищему руку. Христианский Бог - жалкий и бедный нищий, которого > все уговаривают потерпеть, пока бесплодная смоковница начнет > плодоносить и который нуждается не в плодах - в любви. > Место Христа - место милосердного Бога. Проклятие бесплодной > смоковницы потому мешает нам встать на это место, что нам трудно > поверить в то, что Иисус проклинающий и Иисус милосердный - одно > и то же существо. Нищий, который может проклясть, - разве нищий, > разве смиренный? > Следовать за Христом - значит следовать от человеческого > представления о проклятии к божественному. Для человека проклятие - > это способность использовать веру для нанесения зла, и именно > зловредностью проклятие доказывает всемогущество веры. Так проверять > всемогущество могут лишь падшие, злые твари. Ничего удивительного: > человек знает, что мир - Божий, что добро в нём - основа и закон, > и поэтому именно злом проверяет человек свою свободу и силу, в том > числе и свободу и силу своей веры. Добро закономерно в мире, зло - > всегда свидетельствует о том, что чья-то воля возобладала над самой > могущественной волей, над волей Божией. Ради такого свидетельства > о зле протыкают иголками восковые куколки, шаманят с жабьими лапами, > произносят семиэтажные заклятья. Исполнившееся благословение > не поразит никого, исполнившиеся проклятье впечатлит всякого, - > вот лучшее доказательство того, что мир сотворен Богом и сатана > случаен в нём, как случаен нищий в покоях принца. > К человеку, мерящему силу веры проклятиями, а не благословениями, > обращается Христос - и две тысячи лет назад, и сегодня. "Если будете > иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано > со смоковницею, но, если и горе сей скажете: "поднимись и ввергнись > в море", - будет". Проклятиями, возможностью разрушить приманивает > Господь к Себе. Это говорит плохо не о Нём - о нас. Так червячок > на крючке говорит о том, что любят рыбы, а не рыбак. Насколько > успешна была приманка Христова, видно из того, что уже много лет > (и десятилетий, но, к сожалению, не веков) христиане смущаются > этим местом. Мы пришли к Христу с надеждой, что сможем проклинать - > но когда мы увидели, к Кому мы пришли, проклинать расхотелось и, > более того, стало противно. Это не означает, что не было в истории > христиан, которые пользовались языком Евангелия для проклятий - > это означает, что Христос не для того дал нам этот язык. Чем больше > мы веруем, тем менее мы проклинаем. Господь есть абсолютная вера - > и абсолютное отсутствие проклятий. > Проклятие недопустимо, и возмутительно проклятие бесплодной > смоковницы, но именно происшествие с бесплодной смоковницей учит нас > вере, которая изживет потребность и возможность проклятия. > Таков путь, которым перестраивает нашу душу Евангельское слово. > Возмутить нас несправедливостью Бога, заставить нас переживать - > чтобы увидеть, насколько нет несправедливости в Боге, насколько > несправедливость заключена лишь в наших представлениях о Боге. > Когда мы поймем, что в происшествии со смоковницей - как и во всей > нашей жизни - вовсе не смоковница самое главное и интересное, вовсе > не ее (<а> наши) плоды в центре стоят, а Христос. Он - Тот, на Ком > мы сосредоточиваемся, в Ком находим успокоении от всех недоумений, > Он, открывающийся нашей вере и нашей молитве, обнимает нас, и тогда > мы понимаем, чего хочет Спаситель, шаря среди листьев. Не смоквы > ищет он среди листвы! Неужели человек, который говорит нам "доброе > утро", хочет знать нашего мнения об утре? Нашу веру нащупывает > Господь, нашу любовь Он ищет. > Чудо со смоковницей есть то самое, обещанное Спасителем, "знамение > Ионы пророка" (Мф.16,4). Иона огорчился, когда погибло растение, > под которым он предавался благочестивым размышлениям, и приписал > гибель растения воле Божией: ишь, "навело Бог знойный восточный > ветер" (Ион.4,8). Бог не стал объяснять, как ветер соотносится > с Божьей волей. Бог даже не стал говорить Ионе того, что глубокая > скорбь вызвана вовсе не состраданием к живому растению, а обычнейшим > эгоизмом: "солнце стало палить голову Ионы так, что он изнемог". > И нам Бог не говорит, что романтическая скорбь по смоковнице всегда > прикрывает скорбь по себе, какую-то ненормальность не в Божиих, > а в наших собственных отношениях с творением. Бог принимает на себя > всю вину, но шепчет, как шептал Ионе: "Ты сожалеешь о растении, > над которым ты не трудился и которого не растил ... Мне ли > не пожалеть Ниневии...?" (Ион.4,10-11). Человек от сердца жалеет > былиночку и от ума жалеет человечество. Бог, наоборот: от сердца > жалеет человечество и ради спасения человечества готов стать > человеком и топтать траву, иссушать смоковницы, восседать на осле, > как это ни обременительно для бедного животного и ни странно > для Бога. > В самом начале Евангелия - еще до начала собственно Благой вести - > мы встречаем Иоанна Предтечу, говорящего о Спасителе > как о Дровосеке, Который совсем близко - и топор Его уже лежит > у корня дерева. Дровосек, топор - это ли Благо? Нет, благо - > это конец Евангелия, это Иисус, тот самый Дровосек, стоящий > перед бесплодной смоковницей. Никакого топора нет в Его руках, > и у корня никакого топора - Он противостоит злобному и гнилому > существу Самим Собой, Своим путем к распятию, Своей смертью > и воскресением. Рядом с Небесным Дровосеком мы бы не посмели встать. > Но благая весть в том и заключается, что Иисус хочет, чтобы > не просто не боялись, не просто каялись, а чтобы мы сами встали > вместе с Ним перед бесплодием, леностью и пустоцветием, сами > противостали злу самими собою, не оружием и не силой, а лишь Словом > Евангелия, лишь крестом, лишь смирением и унижением. Вместе > со Спасителем покинем мы смоковницу и уйдем - не в пышные сады, > а на лысую Голгофу, уйдем в бессилие смерти, и только через неё > в воскресение, и в вечную жизнь в Его Царстве. [ Яков Кротов. К Евангелию www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_19.htm ] + + + чтения пятницы www.messia.ru/spravki/kalendar/lkciopr/095.htm#0 по теме выпуска смотри также: + www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_19.htm - очень рекомендую! + www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_18.htm + www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_20.htm ++ Комментарий В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/rasylka/004/680.htm#0 & www.messia.ru/rasylka/004/681.htm#0 + К.С.Льюис о чудесах Христа, в т.ч. о проклятии смоковницы http://orth.narod.ru/articles/lewis_chudo/15.htm (в конце) об изгнании торгующих смотри: + www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_12.htm + www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_13.htm + + + чтения четверга www.messia.ru/spravki/kalendar/lkciopr/094.htm#0 по теме евангельского чтения смотри: + www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_17.htm + www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_19.htm + www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_22.htm + www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_23.htm + www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_25.htm + www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_26.htm к 1Кор.14 смотри: + Прп. Симеон Новый Богослов: приобщение сущности Бога www.messia.ru/rasylka/002/167.htm#0 + Протопр. Николай Афанасьев: харизматичность и упорядоченность в Церкви www.messia.ru/rasylka/003/522.htm#0 + Е.Верещагин: Пойте все разумно! www.messia.ru/rasylka/002/168.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20050818/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Aug/18.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Представьте себе, братья, что я пришел к вам и говорил на неведомых языках. Какая была бы вам от меня польза? Я ничего бы вам не поведал, ничего не открыл, ничему не научил, ничего не возвестил, ни в чём не наставил. ... Жаждете даров Духа - добивайтесь изобилия тех даров, что способствуют созиданию церкви. ... Если я молюсь на таком языке, Дух во мне молится, но разум мой не участвует в этом. Как же быть? Буду молиться и так, как побуждает меня Дух, но буду молиться и разумом! Буду воспевать Бога духом, но буду воспевать Его и разумом! ... Благодарение Богу, я лучше вас всех говорю на языках, но в собрании верующих лучше скажу пять слов понятных, чтобы наставить и других, чем тысячи на непонятном языке! ... Когда вы собираетесь вместе, пусть у одного из вас будет гимн, у другого проповедь, у кого-то откровение от Бога, у кого-то весть на языках, у кого-то ее истолкование. Но всё должно иметь целью созидание Церкви. ... Пророки же пусть говорят двое или трое, а остальные пусть проверяют, что они сказали. А если кому-то другому из сидящих вдруг будет откровение от Бога, то пусть первый тогда замолчит. Ведь вы все можете по очереди пророчествовать, чтобы всех чему-то научить и всех ободрить. Пророки должны уметь управлять своим духом, потому что Бог - это Бог не беспорядка, а мира. ... Итак, братья, добивайтесь дара пророчества, но не препятствуйте говорить и на языках. Но всё должно происходить благопристойно и чинно.* (1Кор.14:6,12,14-15,18-19,26,29-33,39-40) |
||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
||||
|
|
![]() |