Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 9 ноября ст.ст., вт (седмица 23-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 25-й седм.) литургические чтения: 1Фес.1:6-10 или 2Фес.1:10-2:2; Лк.12:42-48 *. > 12.35-48 БУДЬТЕ ВЕРНЫМИ СЛУГАМИ > (Мф.24.45-51) > 35 Всегда будьте в полной готовности: > одежды ваши подпоясаны и светильники зажжены. > 36 Будьте подобны тем, кто ждет возвращения своего хозяина > со свадьбы, чтобы открыть ему, как только он вернется > 37 и постучит. • Счастливы те слуги, которых хозяин, вернувшись, > застанет не спящими. Верно вам говорю, он сам подпояшется, > усадит их за стол и будет им прислуживать. > 38 Счастливы они, если он застанет их не спящими, > в какой бы час ни вернулся, в полночь или на рассвете. > 39 Знайте, если бы хозяину дома было известно, > в какое время придет вор, он не допустил бы, > 40 чтобы вор забрался в его дом. • Будьте и вы в готовности, > потому что Сын человеческий вернется в час, когда вы не ждете. > 41 - Господь, Ты рассказываешь эту притчу для нас или для всех? - > спросил Его Петр. > 42 Иисус ответил: > - Будьте такими, как верный и разумный управитель, > которого хозяин может смело поставить над всей прислугой > и поручить ему в положенное время выдавать их паек. > 43 Счастлив тот слуга, которого хозяин, вернувшись, > 44 застанет за делом. • Верно вам говорю, он отдаст ему под начало > 45 всё свое имущество. • А если слуга подумает: > 'Мой хозяин задержится', - и начнет бить слуг и служанок, > 46 будет есть, пить и пьянствовать, • хозяин того слуги вернется > в день, когда тот не ждет его, и в час, о котором не ведает, > и, наказав его люто, будет обращаться с ним как с теми, > кто не заслуживает доверия. > 47 Слуга, который, зная волю своего господина, не исполняет ее > и не собирается ее исполнять, будет жестоко избит. > 48 А если слуга ее не знает и совершит что-то заслуживающее порки, > то наказание ему будет меньше. > Кому много Бог дал, > с того много и спросит, > кому много доверил, > с того еще больше потребует. > Иисус продолжает наставлять Своих учеников, но тема Его учения > меняется. Если до этого ученики не должны были уподобляться людям, > полагающимся на свое богатство, а не на Бога, то теперь от них > требуется духовная готовность. Вероятно, евангелист собрал здесь > воедино речения Иисуса, произнесенные Им в разное время и при разных > обстоятельствах. Ср. Мф.24, где Иисус в Своей эсхатологической речи > говорит о необходимости быть готовыми встретить вернувшегося > Сына человеческого. > <.....> > Ст. 41 - В синоптических Евангелиях Петр обычно говорит от имени > остальных апостолов. Здесь он, скорее всего, обращается от имени > всех учеников Иисуса, противопоставляя их толпе. > Ст. 42 - В ответ Иисус рассказывает притчу. Будьте такими, > как верный и разумный управитель... - дословно: 'Кто [есть] верный > и разумный управитель..?' Такой зачин в притче побуждает слушателей > отождествить себя с персонажами притчи. Некоторые комментаторы > также предполагают, что здесь семитическая конструкция и предложение > может быть понято по другому: 'Если есть верный и разумный > управитель, то он счастлив...' (см. ст. 43). Управителями были, > как правило, рабы, пользовавшиеся наибольшим доверием у господина. > На время своего отсутствия хозяин поручил ему управлять > и распоряжаться остальными своими товарищами, так что он стал 'рабом > над рабами'. Быть верным хозяину - главное достоинство такого раба > (ср. 1Кор.4.2). Разумный - необходимое качество для всех, > кто управляет другими людьми. > Ст. 43-44 - Тот раб, который оправдает доверие, получит награду - > он назван счастливым (). Правда, господин не обещает рабу свободы, > он, казалось бы, и так облечен доверием хозяина, но всё же > не обладает властью, теперь же хозяин будет доверять ему еще больше > и наделит его властью, но и ответственностью тоже. <...> > Ст. 45 - Но может оказаться и так, что раб, возомнив, что хозяин > вернется не скоро, начнет чувствовать себя господином и вести себя > так, как, с его рабской точки зрения, должен вести себя господин: > проводить время в роскоши и помыкать теми, кто находится под его > властью, жестоко с ними обращаясь. Пьянствовать - Писание всегда > гневно осуждало пьянство, оно было символом безрассудства > и безответственности (Иоиль 1.5; Ис.28.1-3; 1Фес.5.6-8; Лк.21.34; > 1Кор.15.34; 1Петр.1.13; 5.8). > Ст. 46 - Но хозяин всё же вернется - и вернется внезапно. Он жестоко > накажет неверного слугу, злоупотребившего доверием господина > и не исполнившего его поручение. Наказав его люто - дословно: > 'разрубит его пополам'. Согласно мнению многих комментаторов, > эти слова надо понимать в фигуральном смысле, иначе непонятно, как > он после казни станет с ним обращаться как с теми, кто > не заслуживает доверия. Кроме того, на вероятность такого понимания > указывает следующий стих: 'будет жестоко избит'. Другие же полагают, > что слуга действительно будет казнен, а дальнейшие слова говорят > о его посмертной участи: его ждет тот же приговор, который > будет вынесен двуличным людям (буквально: 'неверным'). В предыдущей > главе так названы фарисеи и учителя Закона, но здесь Иисус > предостерегает учеников, чтобы они не уподобились им, иначе им тоже > не избежать осуждения и гибели. > Ст. 47-48 - И еще одну маленькую притчу рассказал Иисус. В ней > на этот раз противопоставлены двое слуг: один, знающий, чего хочет > от него господин, и другой, который этого не знает. В Библии > тоже различались грехи сознательные и грехи, совершенные > по неведению (см. Числ.15.22,30; Втор.17.12: Пс.19(18).13-14). Грех > по неведению не остается безнаказанным, но кара меньше. За притчей > следуют два пословичных речения с тем же смыслом. > 'Все три притчи имеют общую тему - пришествие Иисуса. В ст. 39-40 > пришествие Иисуса рассматривается как грозная катастрофа, к которой > человек должен быть готов всё время. Ст. 35-38 сформулированы > как обещание, в котором слава того, что придет, взрывает > форму притчи. Но акцент остается на постоянной готовности. > Ст. 42-46, напротив, указывают на то, что промежуточный период > ожидания требует ответственных действий на пользу другим людям. > Иисус отвечает на вопрос Петра, но не прямо, а рассказывая > об управителе и других людях, которым что-то поручено. Главное > в этих стихах - не права и власть, но б`ольшая ответственность, > но также и больший соблазн господствовать над другими. Обещание > (ст. 35-38) и предостережение (ст. 39-40), обращенные ко всем, > особенно подходят для апостолов и, соответственно, для всех лидеров > христианских общин (ст. 47-48)'. > {Е.Schweizer, The Good News according to Luke ...} > Во всех этих притчах есть аллегорические черты. Многие ученые > полагают, что первоначально Иисус адресовал их Своим противникам: > учителям Закона было много дано, им было вверено Слово Бога, но они > злоупотребили доверием Господина и будут сурово наказаны. Но, будучи > помещенными после отрывка, в котором главной темой является > бодрствование и духовная готовность, притчи поменяли > свой изначальный смысл: их адресатами стали христиане и прежде всего > лидеры общины. Если они, опьяненные властью, забудут о том, > что Господин обязательно вернется, и станут злоупотреблять > своим положением и деспотично обращаться с теми, заботиться > о которых они были поставлены, их ждет самое суровое наказание. [ В.Н.Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий. // М.:2004; стр.310-315 ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.24:45-51; эпизод N 61 по "Брюссельскому согласованию" +++ свящ. Александр Мень: евангельская эсхатология www.messia.ru/rasylka/004/980.htm#0 +++ Он же - подробнее о библейской эсхатологии www.messia.ru/r2/1/337.htm#0 +++ иером. Томас Мёртон: одаренность. свое место www.messia.ru/rasylka/003/617.htm#0 +++ иг. Евмений Перистый, Виктор Франкл: Смысл земной жизни www.messia.ru/rasylka/002/255.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20051122/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Nov/22.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Христос возвещал о Царстве как о реальности сегодняшнего дня, незаметно проникающей в мир, без тех космических знамений, которые ожидала прежняя эсхатология. Такой неприметный приход Царства составляет средоточие Евангелия. Из евангельских притч явствует, что и суд, и спасение явлены миру уже с того момента, когда Иисус Назарянин провозгласил наступление Царства. Оно в будущем, но одновременно уже здесь, среди людей. Тем не менее, оно подготавливается постепенно, a всякий, кто умеет различать знамения времени, сможет увидеть признаки наступления Царства. В нём происходит (и окончательно произойдет в будущем) отделение добра от зла, ибо ничто нечистое не может войти в Царство.* (прот. Александр Мень) * * * *Христианство как таковое, т.е. как вера во Христа, Мессию Иисуса, необходимо от начала было связано с эсхатологией, составлявшей не случайный придаток, а существенный элемент евангелия царства. Не отказываясь от самого себя, христианство не может отказаться от веры в Богочеловечество и в царство Божие, в конечную, совершенную реализацию Бога на земле... Отдельные образы христианской эсхатологии можно объяснять исторически, но основная идея ее, засвидетельствованная жизнью и смертью Христа Иисуса и всем Новым Заветом, начиная с молитвы Господней, представляет и до сих пор жизненный вопрос христианства - веры "во Единого Бога Отца Вседержителя". Есть ли мировой процесс безначальный, бесконечный, бесцельный и бессмысленный, чисто стихийный процесс, или же он имеет разумную конечную цель?.. У христианства возможен на это лишь один ответ.* (С.Н.Трубецкой) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
|
![]() |