Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 10 ноября ст.ст., ср (седмица 23-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 25-й седм.) литургические чтения: 1Фес.2:1-8 или 2Фес.2:1-12; Лк.12:48-59 *. > 12.49-53 ОГОНЬ РАЗДЕЛЕНИЯ > (Мф.10.34-36) > 49 Огонь пришел Я принести на землю, > и как Я хочу, чтобы он скорей разгорелся! > 50 В пучину Мне предстоит погрузиться, > и как Я томлюсь, пока в ней не омоюсь! > 51 Вы думаете, Я пришел дать земле мир? > Нет! - говорю вам. Не мир, но разделение! > 52 Отныне, если в доме пятеро, они разделятся: > трое будут против двух и двое против трех. > 53 Отец будет против сына, > и сын против отца, > мать против дочери > и дочь против матери, > свекровь против невестки > и невестка против свекрови. > ---------------------------------------------- > || 50 Мк.10.38-39 51 Лк.2.34-35 53 Мих.7.6 > Ст. 49 - Рассказав ученикам, какие требования Он к ним предъявляет, > Иисус обращается к собственной миссии. Он направляется в Иерусалим, > сознательно идя навстречу смерти. Огонь пришел Я принести > на землю - дословно: 'Огонь пришел Я бросить на землю'. 'Бросить > огонь' - это семитский оборот, означающий 'разжечь'. В Священном > Писании огонь чаще всего означает суд, а также очищение > или разделение (см. Иер.23.29; Ис.33.14; Быт.19.24; Исх.9.24). > Кроме того, огонь метафорически означал Святой Дух > (см. 3.16 ...; Деян.2.3). Здесь речь идет, вероятно, о грядущем > Божьем Суде и о событиях, предшествующих ему. В Ветхом Завете > огонь - излюбленный образ Божьего гнева, обрушивающегося на людей. > Ст. 50 - Второй привычной метафорой для катастрофы и суда был образ > потопа. Вода также символизирует несчастье и смуту. Глагол > 'баптидзомай', первоначально означавший 'погружаться в воду > с головой', приобрел переносное значение 'испытывать беды, гибнуть'. > О таком погружении в пучину бед говорится в Пс.42.7(41.8); Ис.43.2; > Мк.10.39, а также в языческой литературе (Плутарх, Либаний). > Особенно показателен Пс 69(68).2, в первой строке которого Симмах > {Симмах - переводчик Библии на греческий язык, нач. II в. н.э. ...} > употребил этот глагол. Вероятно, такой образ погружения в гибельные > воды навеян воспоминанием о потопе. День Суда сравнивается > с потопом, который уничтожит с лица земли потомство Ноя > (ср. 17.26-27; Мф.24.37-39). Оба эти образа часто соединялись > в Библии и стали привычными для людей (см. 2Петр.3.6-7; Сивиллины > Оракулы, Кумранские тексты). > Иисус принес весть о наступлении Царства, и Его весть привела к суду > и разделению среди людей. В подобной ситуации ученики побуждаются > к верности и преданности - они были в центре предыдущих притч. Ведь > им тоже предстоит погрузиться в пучину, в которой будет омыт Иисус > (Мк.10.38-39). > Ст. 49-50 имели огромное количество толкований. Под огнем понимались > вера учеников, святость, Святой Дух. Но все же подобное понимание > маловероятно. Соединение двух, казалось бы, противоположных > образов - потопа как суда над грешным человечеством > и эсхатологического огня в День Божьего Суда - стало привычным > в еврейской мысли (см. Иез.38.22; Ис.30.27-28; Лк.17.26-28). > Иисус сводит на землю разрушительный огонь, но Он же страдает > от него: Ему предстоит погрузиться в пучину страдания, благодаря > которому гнев Божий будет отвращен от людей (ср. Ис.52.13-53.12). > И огонь, и вода означают м`уки прежде всего для Него самого. > Ведь главным содержанием Его миссии явится заместительная смерть > по воле Бога (см. Гал.3.13; 2Кор.5.21). Таким образом > Иисус предсказывает Свою смерть, Он и ждет ее, и страшится ее. > 'Соединение огненного потопа и потопа водного присутствует в двойной > метафоре в Лк.12.49-50... В этой двойной метафоре мы слышим > эхо трагического конфликта, интенсивность которого не находит > параллелей нигде в Библии, кроме самооткровений пророка Иеремии, > это конфликт между властным призывом исполнить миссию и болью рвать > естественные привязанности. Иисус вводит Новый Век. Но Он знает - > и это глубоко печалит Его, - что путь к Новому Творению пролегает > через горе и разрушение, через очищение и суд, через огненный > и водный потоп. "Тот, кто рядом со Мной, рядом с огнем; тот, > кто далеко от Меня, далеко от Царства"' {J.Jeremias, The Parabeles > of Jesus ...} (аграфон) > {- речение Иисуса, не записанное в Евангелиях; в данном случае > оно зафиксировано в Евангелии от Фомы (82) и у Оригена}. > Ст. 51 - Иисус произносил парадоксальные слова, которые, казалось > бы, противоречат привычным представлениям. Пророк Исайя называл > грядущего Мессию Князем мира <(шалома)>, то есть источником > и первопричиной мира (Ис.9.6; 11.9); см. также Мф.5.9; 10.13; > Ин.14.27. Раввинистические писания также утверждали, что Мессия > установит новый миропорядок, в котором будут отсутствовать войны. > Конечно, перед началом мессианского века будут войны, катастрофы > и раздор, но затем наступит великое замирение, когда все враги будут > повержены и покорены и земля Израиля будет наслаждаться покоем. > Иисус, казалось бы, решительно опровергает эти взгляды: > 'Вы думаете, Я пришел дать земле мир? Нет! - говорю вам. Не мир, > но разделение!' > Из Евангелий видно, что Иисус пришел восстановить народ Божий > Израиль во всей полноте мирных и гармонических отношений с Богом, > уничтожить вражду, возникшую в результате греха и разделения. > Своих учеников Он посылает с той же Вестью о мире. Но далеко > не всюду их принимают, и тогда предложенный ими мир возвращается > к ним. Не они берут в руки меч, убивая тех, кто не принял их, но те, > кто не приняли их Весть о примирении, отвергнув волю Бога. Не они > преследуют, мучают и казнят, но те. Они отвергли мир, предложенный > Иисусом, и развязали войну с Богом. Но невольной причиной > этой вражды стал Иисус и поэтому Он лишь констатирует ситуацию. > Разделение - это не цель, а неизбежное следствие. Иисус не похож > на лжепророков, которые в угоду власть имущим возвещают мир > и безопасность в то время, когда человечество сто`ит на грани > катастрофы (Иер.6.14; 8.11; Иез.13.10; 1Фес.5.3). Но Он никоим > образом не сторонник священных войн с язычниками и еретиками, > Он отвергает воззрения зелотов, стремившихся войной с Римом ускорить > наступление Царства Бога. Этими словами Иисус предупреждает > Своих посланцев о том, что путь, который Он им предлагает, узок, > труден и мучителен. Но Его слова также свидетельствуют о наступлении > конечных, эсхатологических времен, для которых характерна вспышка > зла и насилия, и Его приход говорит о наступлении эсхатона > (Откр.6.4). > Ст. 52-53 - Разделение приведет и к разрыву кровных, семейных уз, > иногда оно рассечет членов одной семьи, отделяя верных > от неверующих. Человек не раз должен был делать выбор - в пользу > своей семьи или в пользу Иисуса. > Нам сейчас уже не всегда легко понять, что это значило для людей > того времени, когда семья, род, клан воспринимались как нечто > незыблемое, абсолютно надежное, гарантирующее человеку подчас > единственную помощь и защиту. Пророки, междузаветные и талмудические > тексты часто говорили о том, что конечные времена > будут характеризоваться враждой в семье (Мих.7.6; 1Енох.56.7; > 100.1-2; 4Ездр.5.9; 6.24; 2Вар.70.3,7; см. также Мк.13.12). > В междузаветной литературе часто говорится о взаимной вражде > поколений. См. 1.17, где говорится о задаче Предтечи стать > примирителем разделенных враждой семейств. Но апостолы должны нести > свое служение даже в такие смутные и страшные времена. [ В.Н.Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий. // М.:2004; стр.315-319 ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.10:34-36; 16:2-3; 5:25-26; эпизод N 61 по "Брюссельскому согласованию" ******* ПО ТЕМЕ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ЧТЕНИЯ: ************** * В.Н.Кузнецова: Не мир, а меч? (Мф.10:34-36 ) # * www.messia.ru/rasylka/003/480.htm#0 # * митр. Антоний Блум: Совесть влечет нас на Суд # * www.messia.ru/rasylka/003/612.htm#3 # * Яков Кротов: враги человеку домашние его (Мф.10:36) # * www.messia.ru/rasylka/004/981.htm#0 # * Он же: Антихрист - вполне домашнее существо # * www.messia.ru/rasylka/003/618.htm#0 # * Он же: Примирение с противником. (Мф.5:25-26) # * www.messia.ru/rasylka/003/464.htm#0 # * Он же: Лицо неба и лицо времени... (Мф.16:3) # * www.messia.ru/rasylka/003/511.htm#0 # * д. Андрей Кураев: путь между двумя крайностями # * www.messia.ru/rasylka/002/157.htm#0 # ==================================================== Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20051123/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Nov/23.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник* ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *А народу Иисус сказал: "Когда вы видите, что на западе поднимается туча, вы сразу говорите: 'Будет дождь', и это сбывается. А когда дует южный ветер, вы говорите: 'Будет жара', и это сбывается. Лицемеры! Глядя на землю и небо, вы умеете определять погоду, а понять, какое наступило ныне время, вы не умеете? Почему вы сами не можете решить, что для вас правильнее? Ведь когда идешь с истцом в суд, лучше тебе приложить все старания, чтобы помириться с ним по дороге, иначе он отведет тебя к судье, а судья отдаст тюремщику, а тюремщик бросит в тюрьму. Верно тебе говорю, оттуда не выйдешь, пока не отдашь весь долг до последнего гроша". (Лк.12:54-59) * * * *Свобода не там, где выбор, а там, где творчество.* (Я.К.) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
другая моя рассылка:
"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: доступно о христианстве" |
В последнем выпуске: |
||||
|
![]() |