=ежедневная рассылка *Мысли
о вере и Церкви*=
Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 06 августа 2006 г. ст.ст., суббота. ПРЕОБРАЖЕНИЕ Господа нашего Иисуса Христа литургические чтения: 2Пет.1:10-19; Мф.17:1-9. * Прииди, благочестивое собрание, составим ныне празднество, прииди, * восторжествуем ныне с вышними Силами. Приидите послушные зову * пророка Давида, воспоем Богу нашему, воспоем Царю нашему, воспоем: * +ибо Бог - Царь всей земли; пойте все разумно+ (Пс.46,8). * В нынешний день на Фаворе очами человеческими было видено * невиданное: видено было тело земное, сияющее Божественным светом, - * тело смертное, источающее славу Божества. Ныне слухом человеческим * слышано было неслыханное: Того, Кто являет Себя человеком, * Небесный Отец объявляет Сыном Божиим, единородным, возлюбленным, * единосущным. Ныне Творец и Господь всего из снисхождения к рабам * облекшийся во образ раба и ставший по естеству и по образу * человеком, - именно теперь являет в сем образе красоту Свою. * Приидите же, поревнуем и мы послушанию апостолов, последуем * с готовностью на голос Христов, исповедаем не стыдясь Сына Бога * живого, взойдем на гору добродетелей - и мы узрим славу и услышим * неизреченные тайны: ибо воистину блаженны очи, которые видят, и уши, * которые слышат то, что многие пророки и цари желали видеть * и слышать, но не получили желаемаго (Мф.13,16_17) Итак, приидите * и мы, объяснив по возможности слова Божественного Писания, предложим * вечерю вам, добрым гостям, приправленную благодатью Того, * Кто косноязычным даровал легко и ясно говорящий язык. * В Кесарии Филипповой Христос Господь, созвав первый собор апостолов * Своих, вопрошал их: +Кем люди считают Меня, Сына Человеческого?+ - * вопрошал потому, что светом знания хотел рассеять неведение * человеческое, как мрак, лежащий на духовных очах. Ученики отвечали, * что одни признают Его за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные * за Иеремию, или за одного из пророков. Дабы уничтожить такое мнение * о Себе и даровать неведущим истинное исповедание, что делает Тот, * в деснице Которого всё возможно? Как человек, Он предлагает вопрос, * а как Бог, Он тайно умудряет их, говоря: +А вы кем считаете Меня?+ * На это Петр, возжигаемый пламенной ревностью и наставляемый Духом * Святым, отвечал: +Ты - Христос, Сын Бога живого.+ Итак, Кто * Сам назвал Себя Сыном Человеческим, Того Петр, или лучше глаголющий * в Петре провозгласил Сыном Божиим - и Он подлинно - Бог и человек: * Он сын не Петра, не Павла, не Иосифа, не другого такого отца, но Сын * человеческий, ибо Тот не имел на земле отца, у Кого не было матери * на небесах. +Блажен ты, Симоне вар Иона+, - изрек Петру Безгрешный, * ведь Сам Отец Мой небесный открыл тебе это боговедение (ибо никто * не знает Сына кроме Отца, родившего Его, и Им - Сыном только * знаемого, и Духа Святого, Который ведает и бездны Божества). Это * и есть та твердая и непоколебимая вера, на которой, как на камне, * основана Церковь, против нее хотя и восстанут и вооружатся врата * адовы, уста еретиков, но никогда не одолеют, не поколеблют ее <...>. * <.....> Почему же Спаситель взял Петра, Иакова и Иоанна? Он взял * Петра, дабы показать, что Петрово свидетельство подтверждается * свидетельством Отца, и дабы уверить Петра в том, что Отец Небесный * открыл ему это свидетельство. Он взял Иакова, как того, * кому предстояло прежде всех апостолов умереть за Христа, испить чашу * Его и омыться ради Него омовением (ср. Мф.20:22-23), наконец взял * Иоанна, как девственника и чистейший орган богословия, дабы, узрев * вечную славу Сына Божия, он возгласил сии слова: +В начале * было Слово, и Слово было с Богом, и Богом было то Слово+ (Ин.1,1). * Итак, взяв с Собою на гору Фавор тех, которые отличались самыми * высокими добродетелями, Господь преобразися пред ними (Мф.17,2). * Хотя Его святое тело с самой первой минуты ипостасного соединения * совершенно обогатилось славою невидимого Божества, так что одна * и та же слава и Слова и плоти, однако же эта слава, быв сокрыта * в видимом теле, не могла быть видена теми, которые связаны узами * плоти и, конечно, не могут вмещать того, чего не видят и ангелы. * Посему, когда Христос преображается, то Он становится не тем, чем * не был, но отверзая очи Своих учеников и из слепых делая их зрячими, * являет им Себя тем самым, чем был. И вот что значат слова * "преобразился пред ними". Оставаясь Сам по себе тем же, чем * был прежде, Господь теперь является ученикам Своим еще чем-то * другим, сверх того, чем они видели Его прежде. +И засияло * лицо Его+, - Того, Кто Своею властию создал сияние солнца и сотворил * прежде солнца свет, - Того, Кто есть истинный и невещественный свет, * сияние славы, естественный отпечаток самой сущности Бога Отца * (Евр.1,3). +Засияло лицо Его, как солнце+ не потому, чтобы оно было * не светлее солнца, но потому, что столько могли вместить смотевшие * (ибо не тотчас ли они были бы сожжены, если бы Он явил всю славу * Свою). +Засияло лицо Его, как солнце+, ибо что солнце * между предметами чувственными, то Бог между существами духовными. * +А одежда Его стала белой как свет+. Как иное дело - солнце * (оно - источник света и не может быть ясно зримо) и иное - * разливающийся от него по земле свет (на него премудрость Божия * даровала нам возможность взирать): так и лицо Господа сияет яснее, * как солнце, а одежды Его становятся белыми, как свет, * сияя сообщенным им Божественным светом. * Затем, дабы указать Владыку Ветхого и Нового Завета, дабы заградить * уста еретиков и утвердить веру в воскресение мертвых, во славе * предстают пред Господом, как рабы, Моисей и Илия и являются * +беседующими с Ним+ (Мф.17,3). Нужно было, чтобы апостолы узрели * славу и дерзновение служителей Божиих, хотя и подобных им рабов, как * для того, чтобы они удивились человеколюбивому снисхождению Господа, * так особенно для того, чтобы сами возгорелись ревностью и укрепились * на подвиги (потому что, кто узнал плоды трудов, тот легко решается * на подвиги). Моисей тогда говорил приблизительно так: "Услышь, * духовный Израиль, то, чего не мог слышать Израиль чувственный: * Господь, Бог твой, - единственный Господь, хотя и в трех Лицах * познаваемый, - одно существо Божества - и свидетельствующего Отца, * и свидетельствуемого Сына, и осеняющего Духа. Вот Тот, о Ком Отец * ныне дает свидетельство; вот жизнь людей, который неразумные люди * увидят висящим на древе и не поверят жизни своей" (ср. Втор.28,66). * Тут в свою очередь Илия сказал: вот Тот, Которого я узрел некогда * бестелесным в +веянии тихого ветра (3Цар.19,12), т. е. в Духе, * потому что Бога, каков Он по естеству +не видел никто никогда+ * (Ин.1,18), и если кто видел, то видел это в Духе. <...> вот то, * +чего око не видело, о чём ухо не слышало, и что на сердце человеку * не приходило+ (1Кор.2,9). Так в будущем мы +веке всегда с Господем * будем+, видя Христа блистающим светом Божества. * Бывший свидетелем сего Божественного Откровения и объятый Духом Петр * сказал Господу: "Хорошо нам здесь" (Мф.17,4). Прекрасно * и блистательно видимое солнце, драгоценна и сладостна нынешняя * жизнь; во сколько же раз вожделеннее и приятнее тот самосущий свет, * которым всё освещается! во сколько раз драгоценнее и сладостнее * та самосущая жизнь, которою все +мы живем и движемся и существуем+ * (Деян.17,28)! Что же хорошого в том, чтобы разлучиться с тем, * что хорошо?! Но раз благо должно было распространиться на всех * (верующих), а это должно совершиться чрез крестную смерть; то * не хорошо было оставаться на Фаворе Тому, кто и воплотился для того, * чтобы Своей кровью искупить Свое создание... Между тем +сияющее * облако осенило+ апостолов (Мф.17,5), и они были объяты еще большим * страхом, видя Иисуса Спасителя с Моисеем и Илией в облаке. Облако * осенило не темное, а светлое, поелику на Фаворе открывается * таинство, от века и от родов сокрытое, и является слава * непрестающая, вечная. + И раздался из облака голос: "Это Мой любимый * Сын"+ (т.е. этот, смиренно живущий среди вас, человек, лицо которого * ныне просияло, Он - Сын Мой, довременно и вечно происшедший от Меня, * родившего Его, из Меня и во Мне и со Мною всегда пребывающий, * а не получивший бытие после), +Моя отрада+ (потому что * по благоволению Отца воплотился Единородный Сын Его, благоволение * Отца в Единородном Сыне соделало спасение всему миру, благоволение * Отца во Единородном Сыне соединило всё), +Его слушайте!+ * (ибо приемляющий Его, принимает Меня, Того, Кто послал Его, * и не чтущий единородного и возлюбленного Сына Моего не чтит Меня, * Отца, пославшего Его. +Послушайте+, ибо у Него слова жизни вечной!) [ Св. Иоанн Дамаскин. Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа (переложение выполнено редактором рассылки, основано на тексте www.orthlib.ru/John_of_Damascus/preobr.html) ] (окончание в следующем выпуске) *********************************** <<<<<<* См. также о празднике Преображения: *>>>>>>>> из православного богослужения праздника www.messia.ru/rasylka/005/1238.htm#0 (+ др. ссылки) Ганс Урс фон Бальтазар - ПРЕОБРАЖЕНИЕ И ВОСКРЕСЕНИЕ www.messia.ru/rasylka/004/885.htm#0 свящ. Александр Шмеман, митр. Антоний www.messia.ru/r2/2/211.htm#0 Е.Б.Рашковский www.messia.ru/rasylka/002/164.htm#0 Яков Кротов: www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/17_01.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/17_02.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/17_04.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/17_05.htm Он же: свет Преображения померк... www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/04_16.htm свящ. Александр Мень www.krotov.info/library/13_m/myen/00029.htm митр. Антоний (Блум): www.messia.ru/rasylka/003/526.htm#0 & www.mitras.ru/inname/in_25.htm еп. Григорий Лебедев www.krotov.info/libr_min/l/lebedev.html (71) свт. Григорий Палама www.pagez.ru/lsn/palama/034.php прп. Ефрем Сирин www.pagez.ru/lsn/0330.php свтт. Иоанн Златоуст, Феофан Затворник и др. www.pagez.ru/ds/preobr.php * * * прп. Симеон Новый Богослов: чтобы познать Бога, нужен божественный свет www.pagez.ru/lsn/simeon/09.php (2) Он же: свободившиеся от служения закону приемлют благодать божественного света www.pagez.ru/lsn/simeon/79.php (2) ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060819/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=19-8-2006 ***************************************************************** * * к апост. чтению воскресенья 10-го по Пятидесятнице (1Кор.4:9-16) www.messia.ru/rasylka/004/875.htm#0 (митр. Антоний; ссылка на текст Р.Гвардини) ссылки к еванг. чтению воскресенья 10-ой седмицы по Пятидесятнице (Мф.17:14-23) www.messia.ru/rasylka/005/1247.htm#0 * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- C праздником! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Его Божественная сила одарила нас всем необходимым для жизни и подлинного богопочитания - через познание Того, кто призвал нас Своей собственной славой и добродетелью, благодаря которым дарованы драгоценные и величайшие обещания. Они дарованы для того, чтобы с их помощью вы стали сопричастными Божественной природе, избежав гибели, связанной с желаниями этого мира. И по этой причине приложите все старания, чтобы укрепить свою веру добродетелью, добродетель - знанием, знание - выдержкой, выдержку - стойкостью, стойкость - благочестием, благочестие - братской дружбой, дружбу - любовью. Ведь если вы этими качествами обладаете и их приумножаете, они не дадут вашему знанию о Господе нашем Иисусе Христе остаться чем-то бесполезным и бесплодным. Тот же, у кого этих качеств нет, близорук и слеп: он предал забвению, что омыт от своих прежних грехов. Вот почему вы, братья, с еще большим усердием старайтесь подтвердить свою призванность и избрание. Будете так поступать - никогда не споткнетесь! Ведь тогда вам будет щедро даровано право на вход в вечное Царство нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Вот почему я намерен всегда напоминать вам об этом, даже если вы и так всё это знаете и уже утвердились в той истине, что явилась вам. Я считаю своим долгом, пока я еще живу в телесной оболочке, постоянно будить вашу память напоминаниями. ... Когда мы поведали вам о возвращении Господа нашего Иисуса Христа в силе, мы не повторяли чьих-то замысловатых побасенок. Нет, мы сами стали очевидцами Его величия! Он принял от Бога Отца честь и славу, когда донесся к Нему голос величественной Славы: 'Это Мой Сын, Мой любимый, в Нём Моя отрада'. И этот голос, донесшийся с неба, мы сами слышали, когда были с Ним на святой горе. Это еще больше убеждает нас в том, что подтвердились слова пророков. Вы поступите правильно, если будете относиться к ним, как к светильнику, что горит в потемках, пока не просияет День и не взойдет у вас в сердцах Утренняя звезда.* (2Пет.1:3-13,16-19) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1590.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ! апост. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/1pe.htm#1:10 ! еванг. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/mt2.htm#17:1 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах... www.messia.ru/pomoch.htm#0 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # |