=ежедневная рассылка *Мысли
о вере и Церкви*=
ХРИСТОС ВОСКРЕС! * 29 января 2006 г. ст.ст., воскресенье, посвященное напоминанию о грядущем Страшном Суде. литургические чтения: 1Кор.8:8-9:2; Мф.25:31-46. /Память святых Новомучеников и Исповедников Российских/ см. предыдущую часть в вып. www.messia.ru/rasylka/006/1697.htm#0 > Учение о Страшном суде в Православии, насколько оно содержится > в Слове Божием, является общим для всего христианского мира. > Последнее разделение овец и козлищ, смерть и ад, проклятие > и отвержение, вечные муки одних, и царство небесное, вечное > блаженство, лицезрение Господа, для других, - таков итог земного > пути человечества. Суд предполагает уже возможность не только > оправдания, но и осуждения, и это есть самоочевидная истина. Каждый > человек, исповедающий свои грехи, не может не сознавать, что если > никто другой, то он-то заслужил осуждение Божие. "<Если Ты, Господи, > будешь замечать беззакония, то кто устоит?>" (Пс.129,3). Однако > остается надежда - на Божие милосердие к Своему созданию: "<Я - > Твой, спаси меня!>" (118,94). На Страшном Суде, где сам Господь, > кроткий и смиренный сердцем, будет Судиею Правды, творящим суд Отца > Своего, где же будет милость? На этот вопрос Православие дает > молчаливый, но выразительный ответ - иконографически: на иконах > Страшного Суда изображается одесную Сына Пречистая Дева, молящая Его > о милости материнской любовию Своею, Она - Матерь Божия и всего > человеческого рода. Ей вверил Сын милость, когда Сам принял от Отца > суд правды (Ио.5,22,27). Но за этим приоткрывается еще и новая > тайна: Матерь Божия, Духоносица, есть живое посредство самого > Св. Духа, чрез Нее участвующего в Страшном Суде. Ведь если > Бог творит мир и человека по совете в Св. Троице, > при соответственном участии всех трех ипостасей, и если спасение > человека чрез боговоплощение Сына также происходит при участии всей > Св. Троицы, то и исход земного творения, суд над человечеством > совершается также при этом участии: Отец судит чрез Сына, Дух же > Святый совершительный милует и исцеляет язвы греха, раны мироздания. > Нет человека, который был бы без греха, не оказался бы даже и среди > овец в том или ином отношении козлищем. И Дух Утешитель исцеляет > и восполняет изъязвленную тварь, милует ее Божественною милостью. > Здесь мы упираемся в религиозную антиномию, осуждения и помилования, > которая есть свидетельство +тайны+ Божественного смотрения. > В христианской эсхатологии всегда был и остается вопрос о +вечности+ > адских мук и об окончательном отвержении тех, кто посылается > "в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его". Издревле > выражались сомнения в вечности этих мучений, видя в них временное > как бы педагогическое средство воздействия на души и уповая > на конечное восстановление, <апокатастасис>. Издревле было > два направления в эсхатологии: одно - ригористическое, утверждающее > вечность муки в смысле окончательности и бесконечности их, другое - > св. Августин иронически называл представителей его жалостниками > (misericordes) - отрицало бесконечность мучений и упорство зла > в творении, исповедуя окончательную победу Царствия Божия > в творении, когда "Бог будет всё во всём". Представителями учения > об апокатастасисе были не только сомнительный в отношении > православия некоторых своих учений Ориген, но и св. Григорий > Нисский, ублажаемый Церковью как вселенский учитель, > с последователями их. Считалось, что соответствующее учение Оригена > было осуждено на V вселенском соборе; однако современное > историческое исследование уже не позволяет утверждать даже и этого, > учение же св. Григория Нисского, гораздо более решительное > и последовательное, притом свободное от налета учения Оригена > о предсуществовании душ, никогда не было осуждено и на этом > основании сохраняет права гражданства, по крайней мере, > как авторитетное богословское мнение (theologumena) в Церкви. Тем > не менее католическая Церковь имеет доктринальное определение > о вечности мучений, и поэтому здесь не остается никакого места > для апокатастасиса в том или ином виде. Напротив, в православии > такого доктринального определения не было и нет. Правда, > +господствующее мнение+, излагаемое в большинстве догматических > руководств, или вовсе не останавливается на вопросе > об апокатастасисе или же высказывается в духе католического > ригоризма. Однако наряду с этими отдельными мыслителями > высказывались и высказываются мнения, близкие к учению св. Григория > Нисского или же во всяком случае гораздо более сложные, нежели > прямолинейный ригоризм. Поэтому можно сказать, что вопрос этот > не закрыт для дальнейшего обсуждения и новых озарений, ниспосланных > от Духа Святого Церкви. И во всяком случае никаким ригоризмом нельзя > устранить надежды, которая подается в торжествующих словах ап. Павла > о том, что "Бог всех соединил в противление, чтобы всех помиловать. > О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы > судьбы его и неисследимы пути Его!" (Рим.11,32-33). Картина суда > над миром завершается схождением небесного Иерусалима на новую землю > под новыми небесами и явлением Царствия Божия, сходящего с неба > на землю. Здесь учение Православия сливается с верованиями > всего христианства. Эсхатология содержит в себе ответ на все земные > скорби и вопрошания. [ свящ. Сергей Булгаков. ПРАВОСЛАВНАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ (в кн. ПРАВОСЛАВИЕ. Очерки учения православной церкви) www.krotov.info/libr_min/b/bulgakovs/prav_13.html ] &&& &&& &&& ссылки по теме евангельского чтения: &&&& &&&& митр. Сурожский Антоний - проповеди &&&&& совесть - судья. быть человеком. Страшный Суд www.messia.ru/rasylka/006/1421.htm#0 &&&& &&&& Его же - проповеди &&&&& www.mitras.ru/archive/060225.htm &&&&& www.mitras.ru/archive/030304.htm &&&& &&&& Его же - проповеди 1979, 1988, 1989гг. &&&&& www.mitras.ru/inname/in_82.htm &&&& &&&& Его же - проповедь 1991г. &&&&& www.mitras.ru/sermons/serm1.htm#15 &&&& &&&& Его же - ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ: &&&& &&& Память о смерти. Геенна. Прощение &&&&& www.mitras.ru/pered5/pb_543.htm &&&& &&&& Cвящ. Александр Мень: Суд идет: бодрствуйте! &&&&& www.messia.ru/rasylka/003/358.htm#0 &&&& &&&& Он же: начался Суд над миром... &&&&& www.messia.ru/rasylka/002/000-5.htm#N05 &&&& &&&& Свящ. Яков Кротов: Чем страшен Страшный суд? &&&&& www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_40.htm &&&& &&&& другие ссылки www.messia.ru/rasylka/006/1697.htm#ss +++ к апостольскому чтению: + + + Виктор Попков: Мы непримиримы к нарушителям традиций... www.messia.ru/rasylka/005/1082.htm#0 + + + архиеп. Георгий (Вагнер) www.golubinski.ru/academia/vagner/strashnyj_sud.htm Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070211/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=11-02-2007 ***************************************************************** * * к апост. чтению понедельника седмицы 3-ьей предуготовительной (3Ин.) www.messia.ru/rasylka/005/1083.htm#0 (СББ) к еванг. чтению понедельника седмицы 3-ьей предуготовительной (Лк.19:29-40;22:7-39) www.messia.ru/rasylka/006/1422.htm#0 (Яков Кротов) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- Иисус сказал: "Когда придет Сын человеческий в славе и с Ним все Его ангелы, Он сядет тогда на царский престол и приведут к Нему все народы. Он разделит всех людей на две части, как пастух отделяет овец от коз. Он поставит овец по правую руку, а по левую руку - коз. И скажет тогда Царь стоящим по правую руку: 'Идите сюда, благословенные Моим Отцом! Владейте предназначенным вам со дня сотворения мира. Потому что Я голоден был - и вы Меня накормили, жаждал - и вы Меня напоили, был чужестранцем - и вы Меня приютили, был наг - и вы Меня одели, был болен - и вы ходили за Мной, был в тюрьме - и вы Меня навестили'. Тогда ответят праведники: 'Господь, когда мы видели Тебя голодным - и накормили, жаждущим - и напоили? Когда видели Тебя чужестранцем - и приютили, нагим - и одели? Когда видели Тебя больным - и ходили за Тобой и когда навестили Тебя в тюрьме?' И скажет им Царь в ответ: 'Говорю вам, всё, что вы сделали для одного из самых малых братьев Моих вы сделали для Меня'. А потом Он скажет тем, кто по левую руку: 'Прочь от Меня, пр`оклятые! Ступайте в вечный огонь, предназначенный дьяволу и его ангелам! Потому что Я голоден был - и вы Меня не накормили, жаждал - и вы Меня не напоили, был чужестранцем - и вы Меня не приютили, нагим - и вы Меня не одели, больным был и в тюрьме - и вы не позаботились обо Мне'. Тогда скажут и они: 'Господь, когда мы видели Тебя голодным, жаждущим, чужестранцем, нагим, больным, в тюрьме - и не помогли Тебе?' И тогда Он ответит им: 'Верно вам говорю, чего вы не сделали для одного из самых малых, того и для Меня не сделали'. И пойдут они на вечную муку, а праведные - в вечную жизнь". (Мф.25:31-46) * * * *Пища не приведет нас к Богу. Если мы не едим, мы ничего не теряем, если мы едим, ничего не приобретаем. Но смотр`ите, чтобы эта ваша свобода не стала камнем преткновения для слабых. ... А поэтому, если пища может стать причиной падения моего брата, я лучше не буду есть мяса вовек, лишь бы не стать причиной падения моего брата.* (1Кор.8:8-9,13) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1763.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|
|
![]() |