=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса,
Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 13 августа 2008 г. ст.ст.,
вторник 11-й седмицы по Пятидесятнице.
литургические чтения: 2Кор.2:14-3:3;
Мф.23:23-28.
/Отдание Преображения Господня./
к евангельскому чтению вторника:
+++ свящ. Александр Мень:
"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры..."
www.messia.ru/rasylka/005/1249.htm#0
+++ Яков Кротов: Горе привратникам, сделавшим из
ворот идола...
www.messia.ru/rasylka/003/533.htm#0
+++ "Фарисейство" в тематич. указателе:
www.messia.ru/temy/f-c.htm#frsjstvo
+++ митр. Антоний Блум: основы веры и человеческие предания
www.messia.ru/rasylka/002/179.htm#0
+++ Наталья Трауберг:
"Нет церкви без двух полюсов - без святых
и фарисеев"
www.messia.ru/rasylka/007/1923.htm#0
(+ссылки)
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080826/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ:
www.canto.ru/calendar/day.php?date=26-08-2008
----------------------------------------------------------------------
Этот выпуск посвящен стихам 7:10-35
Первого Послания (Письма) Апостола Павла коринфянам.
>
БРАК, БЕЗБРАЧИЕ, РАЗВОД (7.1-40)
>
7.1-16 О БРАКЕ И РАЗВОДЕ
> 1 Относительно
того, что вы писали мне в письме: "Лучше
> 2 мужчине не прикасаться к женщине".
• Но раз так много разврата,
> то пусть у каждого мужчины
будет своя жена и у каждой женщины
> 3 свой муж. • И пусть муж исполняет
супружеский долг по отношению
> 4 к жене, а жена по отношению
к мужу. • Не жена хозяйка своему
> телу, а муж, равно как
и муж не хозяин своему телу, а жена.
> 5 Не избегайте друг друга, разве
только на время, по обоюдному
> согласию, чтобы провести
время в молитве, а затем снова сойтись,
> иначе Сатана, нащупав
слабое место, может искусить вас.
>6/7 Впрочем, тут я не приказываю, а только уступаю. • Конечно,
> я желал бы, чтобы все
люди были, как я, но у каждого свой дар
> от Бога: у одного один,
у другого другой.
> 8 А неженатым
и вдовам я говорю: лучше бы им жить одинокими,
> 9 как я. • А не могут воздерживаться,
пусть женятся. Лучше
> вступить в брак, чем
гореть в огне.
> 10 А тем, кто
в браке, я приказываю - впрочем, не я, а Господь.
> Жена не должна покидать
мужа, • а если покинет, пусть живет одна
> или же мирится с мужем.
И муж пусть не разводится с женой.
> 12 А остальным
говорю уже я, а не Господь: если у какого-нибудь
> 13 брата жена неверующая, но
она согласна жить с ним, пусть
> не разводится с ней.
• И если у женщины муж неверующий,
> 14 согласный жить с ней, пусть
не разводится с ним. • Потому что
> неверующий муж через
жену посвящается Богу и неверующая жена -
> через мужа. Иначе и
дети ваши были бы нечисты, а так они
> 15 посвящены Богу. • Если же
неверующий супруг уходит, пусть
> уходит, брат или сестра
им не подневольны. Но Бог призвал вас
> 16 к миру. • И откуда ты знаешь,
женщина, не спасешь ли мужа? И ты,
> муж, не спасешь ли жену?
>
----------------------------------------------------
>
7.5 +в молитве+ - в поздних рукописях: "в посте
>
и в молитве".
>
7.7 +Конечно+ - в некоторых рукописях: "Потому что".
>
7.14 +мужа+ - в некоторых рукописях: "верующего мужа".
>
7.15 +вас+ - в некоторых рукописях: "нас".
>
+Но Бог призвал вас к миру+ - в ряде
рукописей:
>
"К миру призвал нас Господь".
>
*7.7 Мф 19.11-12 *7.9 1Тим 5.14
>
*7.10-11 Мф 5.32; 19.9; Мк 10.11-12; Лк 16.18
>
*7.14 Рим 11.16 *7.15 Рим 14.19 *7.16 1Петр
3.1
<.....>
> Ст. 10-11 - =А тем, кто
в браке, я приказываю - впрочем, не я,
> а Господь= - Следующая тема
- разводы христиан. Если до этого Павел
> давал лишь советы, то
здесь он действует именем Господа Иисуса,
> запрещавшего развод (см.
Мк 10.2-12). Это один из редких случаев,
> когда Павел приводит слова
Иисуса. Поэтому апостол не советует,
> а =приказывает=. Павел
хотел подчеркнуть, что брак - это узы,
> которые не могут быть
расторгнуты разводом. В этом Иисус и Павел
> резко отличались от своих соплеменников,
потому что у евреев развод,
> хотя и становился всё
более редким явлением, был разрешен и споры
> между консервативной школой
Шаммая и либеральной школой Гиллеля
> касались лишь причин,
позволявших развод./***/ Причем развод
> гарантировал даже более
очевидное право на второй брак, чем право
> вдовы выйти второй раз
замуж. Если в наше время большинство людей
> разводятся, чтобы вступить
в новый брак, то коринфяне, вероятно,
> разводились, чтобы жить в безбрачии.
> -------------------------------------------------------------
> *** Согласно
Шаммаю, развод допускался лишь в случае
> нецеломудрия
жены, Гиллель же считал достаточным любую причину
> или даже повод:
плохо приготовленное блюдо, разбитая посуда,
> встреча с более
красивой женщиной и т.д.
> =Жена не должна покидать мужа= - Согласно
римскому законодательству,
> женщина в то время
уже получила право на развод. То, что Павел
> начинает с женщин,
вероятно, подтверждает предположение,
> что инициаторами разводов были коринфские
женщины-пророчицы. =А если
> покинет, пусть живет одна или же мирится
с мужем= - Если жена всё же
> ушла от мужа, она
должна сохранять целомудрие или возобновить
> прежние супружеские отношения.
Это требование в равной степени
> относится и к мужу. Интересно отметить,
что в еврейской традиции муж
> не мог снова жениться
на женщине, с которой он развелся. =И муж
> пусть не разводится с женой=
- Эти же требования распространяются
> и на мужа.
> Ст. 12-13 - =А остальным
говорю уже я, а не Господь: если
> у какого-нибудь брата
жена неверующая, но она согласна жить с ним,
> пусть не разводится с
ней. И если у жены муж неверующий, согласный
> жить с ней, пусть
не разводится с ним= - В Церкви
сложилась
> ситуация, какой еще не
было во времена Иисуса, и поэтому Он не мог
> дать соответствующих повелений.
Появились религиозно смешанные
> семьи, в которых один
из супругов обратился в христианство, другой
> же остался язычником.
Вот почему Павел не ссылается на Иисуса,
> но говорит от своего имени: =говорю
уже я, а не Господь=. Коринфяне,
> несомненно, были уверены
в том, что христианин или христианка
> не могли оставаться в таком
браке, который, по их мнению, осквернял
> их и лишал святости. Но апостол
возражает: брак остается нерушимым
> и в этом случае.
> Ст. 14 - =Потому что
неверующий муж через жену посвящается Богу
> и неверующая жена - через мужа=
- Апостол выдвигает еще один довод:
> так как брак дан
как заповедь от Бога (Быт 2.24), то супруги
> исполняют волю Бога. Брак не может
осквернять их, напротив, супруги,
> соединяясь, становятся одним
существом. Поэтому святость, то есть
> принадлежность Богу одного
из них, оказывает некое освящающее
> воздействие и на другого. Кроме того,
возможно, апостол имеет в виду
> также и то, что
супруг-христианин сможет помочь родиться вере
> у своей неверующей жены, а супруга-христианка
- у неверующего мужа.
> Ср. 1Петр 3.1-2. Ср.
также Исх 29.37: "Жертвенник станет Святыней
> Святынь. Все, что коснется
его, станет святыней". Так и христиане,
> ставшие храмом Святого Духа, освящают
своих супругов и супруг.
> =Иначе и дети ваши были бы нечисты,
а так они посвящены Богу= -
> Для Павла очевидно, что
дети, родившиеся в таком браке, =посвящены
> Богу=, то есть входят
в Новый Договор с Богом. Интересно отметить,
> что, согласно Талмуду,
если беременная язычница становится
> прозелиткой и принимает омовение как
знак ее веры в Бога Израиля, то
> ее новорожденный ребенок
уже не нуждается в подобном омовении,
> потому что родился святым, то есть
вошел в народ Божий.
> Ст. 15 - =Если же неверующий
супруг уходит, пусть уходит, брат
> или сестра им не
подневольны= - Исключение только одно:
> если неверующий муж
(или неверующая жена) хочет разорвать брак
> по религиозной причине.
Так как брак был чисто семейным делом,
> а кроме того, для неверующего
авторитет общины не имел значения,
> то такой брак сохранить
было невозможно. =Не подневольны= -
> в греческом более сильное слово: "не
находятся в рабстве".
> =Но Бог призвал вас
к миру= - Развод - всегда болезненная вещь,
> нарушающая мир и гармонию, а
Бог призвал людей к миру. Это еще одна
> причина, почему подобный
смешанный брак следует по возможности
> сохранить. Если же это не возможно,
то инициатором развода ни в коем
> случае не должна выступать христианская
сторона.
> Ст. 16 - =И откуда
ты знаешь, женщина, не спасешь ли мужа? И ты,
> муж, не спасешь ли
жену?= - Ср. 1Петр 3.1: "И вы, жены, также
> подчиняйтесь своим мужьям,
чтобы те из них, кто отвергает Слово,
> приняли веру без всяких слов,
только благодаря поведению жен, глядя
> на вашу чистую и богобоязненную жизнь".
=Спасешь= - здесь в значении
> "обратишь в христианство" (ср. 9.22;
Рим 11.14).
>
7.17-24 НЕТ СМЫСЛА ЧТО-ЛИБО МЕНЯТЬ
> 17 Но каждый из
вас пусть и дальше живет так, как определил ему
> Господь, пусть остается
таким, каким его призвал Бог. Я даю
> 18 те же указания всем церквам.
• Был призван обрезанным - пусть
> не удаляет обрезание;
призван необрезанным - пусть
> 19 не обрезается. • Обрезание
- ничто и необрезание - ничто, важно
> 20 лишь соблюдение Божьих заповедей.
• Кто каким призван, пусть
> 21 таким и остается. • Если
ты был рабом, когда был призван, пусть
> тебя это не волнует.
Но если можешь стать свободным, используй
> 22 эту возможность. • Ведь раб,
которого призвал Господь,
> для Господа свободен,
равно как и призванный свободным -
> 23 раб Христа. • Вас купили
за большую цену, так не становитесь
> 24 рабами людей! • Братья, кто
каким призван, пусть таким
> и остается у Бога!
>
---------------------------------------------------
>
*7.17 1Кор 7.20,24 *7.19 Рим 2.25; Гал 5.6; 6.15
>
*7.22 Эф 6.6; 1Петр 2.16
> Ст. 17 - =Но каждый из
вас пусть и дальше живет так, как определил
> ему Господь, пусть остается
таким, каким его призвал Бог= - Кроме
> брака, некоторые коринфяне,
вероятно, были склонны уничтожить
> и другие различия между
людьми. Павел отчасти с этим согласен,
> но его задача показать им, в чём они
не правы. Коринфянам нет смысла
> стремиться что-либо поменять
в своем семейном, социальном или ином
> положении, потому что
после их избрания Богом через Христа все эти
> внешние вещи теряют всякое значение.
Кем бы ни был человек - евреем,
> греком, образованным или
невежественным, мужчиной или женщиной,
> рабом или свободным, богатым или бедным
- он может жить христианской
> жизнью, для Бога это неважно.
Ср. Гал 3.27-28 <....>; ср. также
> Кол 3.11. Если же по
какой-то причине статус человека изменится,
> это тоже не имеет ни малейшего
значения. Раньше Павел говорил, что
> женатым не стоит отказываться
от супружеской жизни, а одиноким
> вступать в брак, то есть
изменять свое семейное положение. Теперь
> он затрагивает более широкие
темы. Всякая перемена сулит заботы,
> тревоги, беспокойство,
а Бог призвал Своих избранников к миру,
> тем более что мир
в том виде, в каком он пребывает
сейчас,
> заканчивается (см. ст. 31).
<...>
> Ст. 18 - =Был призван
обрезанным - пусть не удаляет обрезание;
> призван необрезанным -
пусть не обрезается= - Под =обрезанным=
> понимается еврей, а под =необрезанным=
- язычник. =Пусть не удаляет
> обрезание= - Известно,
что некоторые евреи, проникнувшись
> эллинистическим духом, стеснялись
обрезания и делали пластические
> операции по его удалению (см.
1Мак 1.14-15; Иосиф Флавий, Иудейские
> Древности 12.5.1). <....>
> Ст. 19 - =Обрезание
- ничто и необрезание - ничто, важно лишь
> соблюдение Божьих заповедей=
- Теперь и евреи (), и язычники (),
> уверовав в Христа, стали единым
существом (см. Гал 3.28; Кол 3.11).
> Апостол хочет сказать,
что обрезание, как и пища, соблюдение
> религиозных праздников и т.
п., есть вещи внешние, безразличные
> для Бога. Христос Своей
смертью разрушил старую стену вражды,
> разделявшую народы, причем
"камнями" этой стены часто были внешние
> обычаи и обряды (Эф 2.14). <.....>
<...>
> Ст. 21-22 - =Если ты был рабом,
когда был призван, пусть тебя это
> не волнует= - В древнем мире было
огромное количество рабов, которых
> свободные люди часто
считали людьми второго сорта или даже
> говорящими орудиями (как,
например, Аристотель). Так, в Коринфе,
> вероятно, треть населения
была рабами. Хотя в Израиле отношение
> к рабам было гораздо мягче,
чем в эллинистическом мире, всё же раб
> не был полноценным членом религиозного
сообщества. Недаром и евреи,
> и язычники благодарили в молитве Бога
(или богов) за то, что Он (или
> они) не создал(и)
их рабами. =Пусть тебя это не волнует= -
> Среди христиан было много
рабов. Конечно же, многие из них
> стремились обрести свободу.
И одной из причин такого желания было
> то, что раб принадлежал
другому человеку, в то время как
> христианином владел один только Господь.
> =Но если можешь стать
свободным, используй эту возможность= -
> Возможно иное понимание:
"Но если у тебя есть возможность
> стать свободным, лучше воспользуйся
своим рабским положением".
> Такое понимание сейчас
отвергается многими комментаторами,
> считающими, что Павел
не возражает против того, чтобы раб получил
> свободу, если ему представится
такая возможность. Так, например,
> многие рабовладельцы предоставляли
свободу своим рабам по завещанию,
> а некоторые рабы,
сумев разбогатеть, выкупали
себя.
> Вольноотпущенников в Римской
империи было к этому времени
> очень много.
> =Ведь раб, которого призвал Господь,
для Господа свободен, равно как
> и призванный свободным
- раб Христа= - В глазах Господа раб ничуть
> не ниже свободного человека,
так же как и свободный не выше раба.
> И те, и другие равно
искуплены Богом и освобождены, чтобы отныне
> принадлежать только Ему, быть
Его рабами. Для Павла характерен этот
> парадокс: христианство есть
одновременно и свобода, и новое,
> добровольное "рабство", отдача себя
Богу (ср. Рим 6.18-22).
> Ст. 23 -
=Вас купили за большую цену, так не становитесь рабами
> людей!= - <....>
Хотя были люди, которые продавали себя в рабство,
> потому что рабу часто
жилось легче, чем свободному бедняку, всё же
> эти слова надо понимать
здесь в переносном смысле. Нужно хвалиться
> Богом, а не людьми,
не воспринимать мирского взгляда на жизненные
> ценности, не покоряться
мирской мудрости и т. д. Кроме того, здесь
> возможен намек
на готовность некоторых коринфян видеть
> в христианских лидерах своих господ.
> Ст. 24 - =Братья, кто
каким призван, пусть таким и остается
> у Бога!= - В третий раз
апостол призывает христиан не посвящать
> свою жизнь заботам о изменении своего
статуса (ст. 17,20).
[ В.Н.Кузнецова.
ПЕРВОЕ ПИСЬМО КОРИНФЯНАМ. Комментарий
// М.,
2007. Стр.122-3,128-134. ]
+ + + свящ. Александр Мень:
Природа Церкви и ее жизнь (2) / дни "века
сего" сочтены
www.messia.ru/rasylka/007/1918.htm#0
к 1Кор.7:24-35:
+++ Саймон Тагуэлл: В этом мире и нельзя ничем владеть...
www.messia.ru/rasylka/002/153.htm#0
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ.
Подробнее: www.messia.ru/pomoch.htm#0
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Благодарение Богу -
Он всегда ведет нас как пленников в триумфальном шествии Христа
и всюду являет через нас знание о Себе, как сладостное благоухание.
Потому что мы и есть то благовоние,
которое Христос приносит в жертву Богу
среди идущих путем спасения и идущих путем погибели.
Для одних мы - смертоносный запах смерти,
для других - живоносное благоухание жизни. ...
Всем видно, что вы и есть письмо Христа,
оно написано ... не чернилами, а Духом живого Бога.
И не на каменных скрижалях, а на скрижалях сердца из плоти.*
(2Кор.2:14-16; 3:2-3)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2285.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
************************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
|