=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога * 01 января 2009 г. ст.ст., среда - Обрезание Господне. литургические чтения: Кол.2:8-12; Лк.2:20-21,40-52. {Память свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской (379)} 20 А пастухи вернулись назад, прославляя и восхваляя Бога за всё, что им довелось увидеть и услышать: всё было так, как сказал им ангел. 21 Через восемь дней, когда наступило время обрезать ребенка, Ему дали имя Иисус - имя, которым назвал Его ангел еще до зачатия. (перевод В.Н.Кузнецовой) > <...> 14 января Православная Церковь празднует Обрезание Господне. > Обрезание столь забыто, что надо напоминать: ударение - на втором > слоге. Обряд установлен за полтора тысячелетия до Рождества Христова > для всех новорожденных мальчиков в ознаменование Союза, Завета > с Богом. Обряд касается места, которое мы неразрывно связываем > с мужественностью и греховностью, но которое плохо вяжется > с божественностью и чистотой Иисуса. Мы стыдимся этого места, > и поэтому Христа часто представляют бесполым существом, чтобы легче > было представить Его безгрешным Богом. Но устраивать > такие представления - значит идти против Рождества. Подвиг Христа > начался не на Голгофе, а в Вифлееме. Наше тело недаром напоминает > складное распятие: стать полноценным человеком было для Бога таким > же унижением, как затем стать трупом. Обрезание как религиозный > обряд, есть знак: для человека серьезности союза с Богом, для Бога - > серьезности вочеловечивания. * > До Христа обрезание символизировало вступление человека в число > верных Богу. Иисус, приняв обрезание, дал ему новое значение - > оно стало символом того, что Он - действительно Человек, > а не призрак. Именно поэтому большинство христианских конфессий > постепенно отказались от обрезания - сомнений в том, что христиане > люди, а не ангелы, ни у кого не возникает. А хотелось бы. > * > Двенадцать дней января отмечены тремя подряд праздниками, бередящими > душу. Многим не христианам кажется странным Рождество, празднуемое > 7-го. Зачем Бог Творец, Высшее Существо, Абсолют, Вседержитель может > родиться, оказаться сперва в женской утробе, а потом в кормушке > для скота? Многим христианам кажется странным Крещение Господне, > празднуемое 19-го. Зачем не причастный греху Богочеловек принимает > очищение от грехов, да еще от человеческих рук? Обрезание же > Господне странно со всех сторон. Обрезание делает человека > участником Завета с Богом. Обрезание делает еврея - иудеем, и может > сделать иудеем любого человека, который примет веру Завета. Но кем > обрезание делает Бога?! > Обрезание делает Бога полноценным Человеком, обладающим не только > человеческим именем - Иисус, не только человеческой родословной - > от Авраама, не только национальностью генетической - от Матери > Божией. Обрезание дает Спасителю национальность в ее самом глубоком > и прочном смысле - религиозном. Иисус был не только евреем (как > и всякий, у кого мать - еврейка), но и иудеем. > Между тем, не так давно в "Аргументах и фактах" такой же христианин, > как и я, объявил, что Христос не был иудеем - вообще не имел > национальности. Вместо же доказательства он привел меткое наблюдение > апостола Павла: для Церкви "нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, > ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём > Христос" (Кол 3:11). Но потому Иисус - и Христос, то есть Спаситель, > потому Он и Господь, потому и открыт всем, что Он стал настоящим > человеком. Потому и бессмысленно христианам противостоять друг другу > по национальному или любому другому признаку, что они объединены > Богом, принявшим на Себя и грехи человеческие, и национальность, > и самое плоть нашу. "Ни рыба, ни мясо", "ни холоден, ни горяч" - > слишком часто мы именно так ощущаем для себя слова "ни Еллина, > ни Иудея". Но христиане только потому и смеют обходиться > без обрезания, что вера вводит их в Бога, принявшего обрезание, > преодолевшего пропасть между Творцом и творением. Христиане обрезаны > во Христе, и во Христе все христиане - иудеи. Ибо иудей - > не национальность, а факт духовной жизни: человек, эмигрировавший > в Бога. То есть, святой. > Странные, почти мистические хитрости календаря - едва ли > не исключительное достояние России, явление очень национальное. > Но ведь календарные сдвиги - лишь слабое подобие тех сдвигов, > которые отражены в январских церковных праздниках. Это сдвиг > из царства Закона и необходимости - в царство благодати и свободы. > В этом - Небесном - царстве восстановлен центр тяжести, здесь > всё нормально, и потому здесь не вера помогает быть национальным, > а национальность помогает быть верующим. Я гляжу на родину сердцем, > духовными очами - и, как бы подслеповаты они ни были, различаю в ней > Святую Русь. Но это не Русь невидимого, оперного града Китежа. > В этой Руси каждый святой - это город. Русская святость - вот > подлинная Святая Русь. Предания старины тогда чисты и плодотворны, > когда они входят в предание Церкви. Национальность тогда оправдана > и подлинно национальна, когда она - прилагательное к Богу. Христос > пришел к нам во плоти и национальности, и мы в единство Христово > приходим с плотью и национальностью своей. Мы не имеем ни права, > ни возможности уничтожить свою русскость в своем христианстве. > Возрастая во Христе, в любви и вере, мы можем лишь возрастать > своей русскостью. И когда каждое движение чувства и мысли, каждый > взгляд, каждый поступок мой будет по любви Христовой - тогда > я не по паспорту, но по истине стану русским христианином, > неповторимым и необходимым для спасения России, мира и всех живущих > в них. * > Праздник Обрезания <...> далеко не всем православным понятен. > Если обрезание - хороший обычай, то почему не обрезываются > христиане, а если обрезание - плохой обычай, то почему христиане > празднуют обрезание Христа? Никакие земные вещи или традиции > не бывают "хорошими" или "плохими" сами по себе. Смысл в них > вкладывается людьми, но верующий человек верует в то, что > Бог интересуется нами и нашим миром, что Бог Сам может придать смысл > нашей жизни и всем ее деталям. Более того: верующий человек просит > Бога войти в земную жизнь хозяином - быть Господом (господином, > распорядителем). И еще, о чём иногда забывают: верующие не только > на словах, но и на деле предоставляют Богу возможность распоряжаться > и не жалуются, когда воля Божия оказывается им непонятна > или стеснительна. > Сам по себе обряд обрезания существовал и до откровения Бога > Аврааму. Он существовал у множества народов, а у аборигенов > Австралии существует и по сей день. Выбирая обрезание в качестве > знака завете, Творец просто выбрал из тварного мира что-то, что было > под рукой и что имело некоторый смысл. Так и называя радугу символом > завета с Ноем, Господь не творил ее, а именно избирал - впрочем, > избрание чего-либо или кого-либо Богом равносильно творению заново. > Первоначальный смысл обрезания, насколько его восстановили историки > религий, очень религиозен: человек как бы довершает творение > человека Богом. Мужчина делается более мужчиной, когда у него > срезают этот ничтожный кончик кожи, чисто зрительно действительно > могущий быть воспринят как нечто женственное в организме. Кстати, > у многих народов существовал и обряд обрезания для женщин, > призванный сделать их "более женщинами", резче отличающимися > от мужчин. Действительно, анатомы подтверждают, что в принципе > организмы человека несут на себе признаки обоих полов - дело в том, > какие доминируют. Обряд обрезания анатомически решающей роли > не играет, но духовно наполнен именно этим стремлением. > Ничего особенно смешного или наивного в обрезании нет, и можно смело > говорить о том, что этот обряд возник из подлинного религиозного > опыта, из переживания себя призванным соучаствовать в творении > Божием. Представьте себе, что вы попали в мастерскую Леонардо > да Винчи, и видите практически оконченную Джиоконду. Мастер > благосклонно смотрит на вас и, чтобы показать свое расположение, > делает самое большее, что в его силах: подзывает, дает вам кисть, > на которую набрал капельку краски, и показывает точку на полотне, > куда разрешает вам эту краску наложить. И вы, трепеща от восторга, > касаетесь шедевра - теперь вы стали соавтором картины. Так > и обрезание: в нём люди становились соавторами Бога. Неудительно, > что драгоценный этот обряд мог быть отменен лишь Новым Заветом, > лишь тем, что Бог Сам стал человеком, Сам принял обрезание, > Сам призвал нас уже не в символические соавторы, но в подлинную > святость со-творчества. [ Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_02_21.html ] ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ / /// ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ ПРАЗДНИКА И ПРАЗДНИЧНЫХ ЧТЕНИЙ \\\ \ * о празднике Обрезания (из Праздничной минеи) * * www.messia.ru/rasylka/007/1736.htm * * • статья "Обрезание" в "Словаре библейского богословия" * * www.krotov.info/spravki/temy/o/obrezanie.htm * * • Уильям Баркли: Обр`езание сердца (комм. к Кол.2:11-12) * * www.messia.ru/rasylka/003/311.htm#0 * * • свт. Василий Великий о крещении (к Кол.2:11) * * www.agnuz.info/library/books/SvVasiliiVeliki_ODuhe/page15.htm * * • свящ. Александр Мень: Младенец в пещере. * * Пастухи. Обрезание и наречение имени * * www.messia.ru/rasylka/004/674.htm#0 * * • он же - проповедь о детстве Христа * * www.krotov.info/library/13_m/myen/00145.html * * • о празднике Обрезания Господня (days.ru) * * www.days.pravoslavie.ru/Life/life134.htm * * • свящ. Яков Кротов: Обрезываться или нет? * * www.messia.ru/rasylka/005/1032.htm#0 * * • он же: Лк.2.50: * * Почему Мария и Иосиф не поняли сказанных Иисусом слов? * * www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_02_50.html * * • он же: к 2:21: Обрезание Христово - одно из тех * * евангельских событий, которого христиане стыдятся * * www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_02_21.html * * • он же: к ст. 2:40 "Младенец же возрастал * * и укреплялся духом, исполняясь премудрости, * * и благодать Божия была на Нём". * * (Был ли Иисус выдающимся ребёнком? о миф о "детях-индиго") * * www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_02_40.htm * *=============================================================* Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20090114/orth?cont=rv_ru # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама | | может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают | | более 6000 человек. (Пишите!) | | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Пастухи вернулись назад, прославляя и восхваляя Бога за всё, что им довелось увидеть и услышать: всё было так, как сказал им ангел. Через восемь дней, когда наступило время обрезать ребенка, Ему дали имя Иисус - имя, которым назвал Его ангел еще до зачатия. ... Ребенок рос, набирался силы и мудрости. На Нём было Божье благословение. Каждый год родители Иисуса отправлялись в Иерусалим на праздник Пасхи. Когда Ему исполнилось двенадцать лет, они пошли на праздник, как обычно. После праздника они отправились домой, а мальчик Иисус остался в Иерусалиме. Родители об этом не знали, полагая, что Он в толпе путников; они прошли день пути, а потом стали искать Его среди родственников и знакомых. Не найдя Его, они вернулись в Иерусалим и стали искать Его там. Через три дня они нашли Его в Храме. Он сидел посреди учителей, слушая их и задавая вопросы. Все, кто слышал Его, изумлялись Его уму и ответам. Родители, увидев Его, были поражены. Мать сказала Ему: "Сынок, почему Ты так с нами поступил? Видишь, как мы с Твоим отцом исстрадались, пока Тебя искали". Он ответил: "Зачем вы Меня искали? Разве вы не знали, что Я должен быть в доме Моего Отца?" Но они не поняли того, что Он им сказал. Иисус пошел с ними; Он вернулся в Назарет и во всём их слушался. А мать Его хранила всё это в памяти. Иисус рос, и вместе с годами возрастали Его мудрость и любовь, которую Он снискал у Бога и людей.* (Лк.2:20-21,40-52) * * * *Смотр`ите, чтобы никто не завлек вас в сети пустым и лживым философствованием, идущим от людских преданий и стихий мира, а не от Христа. Потому что в Нём воплотилась и обитает вся полнота Божества. И вы обрели полноту жизни в единении с Ним - Главой Начал и Властей. От Него вы приняли обр`езание, но не то обрезание, которое совершается человеческими руками. Ваша плотская греховная сущность сорвана с вас, как одежда. Вот духовное обрезание, и его совершает Христос! Крещением вы погребли себя с Ним, крещением же воскрешены вместе с Ним - благодаря вере в силу Бога, поднявшего Его из мертвых. И вас, некогда мертвых из-за своих грехов и того, что вы, будучи необрезаны, не принадлежали к Божьему народу, - вас Бог вместе с Ним вернул к жизни. Он простил нам все преступления. Он перечеркнул список наших долгов, предъявленных к оплате предписаниями Закона, и уничтожил этот список, пригвоздив его ко кресту. И этим Он обезоружил Начала и Власти и, выставив их всем на посмешище, провел как пленных в Своем триумфальном шествии. Так пусть никто не осуждает вас за то, что вы едите и что вы пьете, и не спрашивает, соблюдаете ли вы праздничные дни, новолуния и субботы. Это лишь тень того, что должно было прийти, реальность же - во Христе!* (Кол.2:8-17) * * * "Заповедь - это молитва Бога к человеку". (Я.К.) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2361.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |