=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
* 19 марта 2010 г. ст.ст., Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери. литургические чтения: 1Кор.11:23-32; Мф.26:1-20; Ин.13:3-17; Мф.26:21-39; Лк.22:43-45; Мф.26:40-27:2.
( предыдущая часть - см. www.messia.ru/rasylka/008/2174.htm#0 )
> Мне хотелось бы, чтобы из моей первой беседы у вас осталось в памяти > и в сердце то, что я говорил о жертвах, — именно, что по какому-то > железному закону грех одного человека всегда ложится на другого, > и жесточе всего, суровее всего он ложится на невинного человека. > Это относится ко всем нам; мы все грешим, и плодом этого греха > является зло, страдание вокруг нас. Второе — это то, что > в Божественной литургии мы ожидаем еще большего, чем то, что нам > в ней дается; а дается нам очень много: дается приобщенность > ко Христу, дается дар Святого Духа, дается просто жизнь. И вместе > с этим, хотя дается нам всё, но воспринимаем мы это, большей частью, > в такую +небольшую+ меру, что как бы ни были глубоки > наши собственные переживания, видя нашу жизнь, слыша наши слова, > окружающие нас люди себе ставят вопрос: получил ли он вообще > что-нибудь? Есть ли в этом чуде приобщенности, о котором христиане > говорят, какая-то реальность? Или это только переживание — > благочестивое, теплое, но того же порядка, как бывает переживание > в семейный праздник, когда ненадолго у всех хорошо на душе, у всех > чувство благожелательности по отношению друг ко другу, и когда > всё это через самое короткое время забывается, не выдерживает > встречи с твердой, жесткой жизнью... И тут есть разные моменты, > связанные с литургией, уже не в ней самой покоящиеся, а в нас, > не зависящие от Бога, а зависящие от нас, на которые нам надо > обратить внимание.
> Первое, это то, что когда мы идем причащаться, приобщаться, > мы забываем условие, которое Сам Господь положил этому приобщению, > сказав: Если ты принесешь свой дар в храм и вспомнишь, что кто-либо > имеет что-то на тебя — оставь свой дар, пойди примирись с братом > твоим и тогда принеси дар (Мф.5,23). Потому что пока есть кто-то, > кто стоит перед Богом с открытой раной души, кто взывает к Богу > и говорит: +Господи, он меня унизил, он меня оскорбил, он меня > обошел, он меня обобрал, он меня ранил, отверг+, — даже если > этот человек не просит отмщения, всё равно этот крик, который > поднимается от земли к небу, громче нашей молитвы. И это нам надо > помнить; нельзя мириться с Богом, оставляя в стороне примирение > с людьми. Господь нам явно говорит: +Простите — и вам простится+ > (Мф.6,14-15). Но кроме того, мы должны другому человеку помочь > исцелиться от горечи и боли, страдания, унижения, обиды, которые > мы причиняем. И если мы этого не делаем, мы забываем что-то > основное. Вы, наверное, помните притчу Христову о том, как один > человек другому был должен, а тот был должен своему господину. > У него не было чем отдать долг, но он умолил господина переждать; > а выходя от него, встретил своего должника, и стал требовать от него > долга. И когда господин узнал об этом, он потребовал в свою очередь > всего сполна (Мф. 18,23-34). Мы не можем, с одной стороны, просить > Бога о том, чтобы Он нам оставил всё, начиная с коренной нашей > к Нему неверности, начиная с нашего безразличия по отношению к Нему, > к Его жизни, к Его смерти, к Его кресту, к Его учению — и, > одновременно, не отпускать другим. Так что это первое и очень > существенное условие. Разумеется, если мы сделали всё, что в наших > силах, и другой человек не простил, не примирился, тогда мы можем > прийти к Богу и сказать: мы все сделали... Но нам надо быть в этом > смысле осторожными; не говорить легко "Я сделал всё, что мог" просто > потому, что мы подошли и сказали: "Я тебя, +кажется+ , обидел (когда > достоверно знаем, что обидели, но "кажется" смягчает > нашу собственную униженность) — прости", — и на этом успокоиться.
> Второе: когда мы причащаемся, мы всегда думаем о том, что хотим > приобщиться к жизни Христовой, к вечности Христовой, к воскресению > Христову, к Его Сыновству, — ко всему тому, что является плодом Его > святости и Его спасительного подвига. Но редко, редко мы думаем > о том, что приобщенность означает общую жизнь; а делят жизнь > или полностью, или вовсе нет. Те люди, которые бывают друзьями > солнечных дней, а в темные дни забывают нас — нам не друзья. И вот > если мы хотим причаститься, стать как бы частицей Христова тела, > если мы хотим приобщиться, т. е. с Ним иметь общую жизнь, то > мы должны быть готовы приобщиться всему тому, что Христово: > не только славе Его Воскресения, +победе+, одержанной Им в Его теле, > в Его душе, на кресте, а приобщиться всему.
> Евангелие рассказывает, как однажды на пути в Иерусалим, где > Он должен был умереть, Христос начал говорить Своим ученикам о том, > что они восходят в Иерусалим, и что Сын Человеческий предастся > в руки человек грешных; и оплюют Его, и избиют Его, и убьют Его, > а в третий день Он воскреснет. Двое из Его учеников (причем > из светлых, из великих Его учеников, Иоанн и Иаков) подошли к Нему > и стали просить о том, чтобы, когда Он придет в Своем Царстве, > уже победив, Он им дал сидеть по правую и левую руку от Себя > (Мк.10,35). Из всего, что слышали они от Христа, они услышали только > о Его победе; и единственная мысль удержалась в их сознании: когда > придет победа, Христос им может дать встать одесную и ошуюю Себя. > Они не заметили как бы, что Христос говорил о том, какой ценой > эта победа будет одержана. Они могли бы остановиться только на этом, > потому что это было самое главное, этому надлежало случиться > с их Учителем, с их Другом; нет — они прошли мимо этого и подумали > только о том, что с ними будет, когда победа придет. И Христос тогда > им сказал: +Можете ли вы креститься тем крещением, которым Я буду > креститься? можете ли пить чашу, которую Я буду пить?..+ > +Креститься+ и по-славянски и по-гречески значит +погрузиться+: > +Готовы ли вы погрузиться, с головой уйти во всё то, что со Мной > сейчас случится? Готовы ли вы пить до конца чашу, которую Я буду > пить?..+ И ученики сказали: +да.+ — И Христос сказал вещь очень > для нас важную: +крещением, которым Я буду креститься — и вы будете > креститься; чашу, которую Я буду пить — и вы будете пить; а сесть > по правую и левую руку от Меня — Я не могу дать, это может сделать > Отец в Своей мудрости.+ Это не угроза, и это не обещание. Можно > это перевести так: +Неужели в момент, когда Я иду на смерть, > вы можете думать только о том, что с вами будет после победы? Готовы > ли вы со Мной разделить Мою судьбу? Если вы готовы разделить со Мной > Мою судьбу — можете не тревожиться о своей: Я сумею разделить ее > с вами...+
> И вот об этом нам говорит Христос, когда мы идем причащаться: > +Не беспокойтесь — небо к вам сойдет; вопрос, который Я ставлю > перед вами: готовы ли вы на земле быть со Мной?..+ После Своего > Воскресения Спаситель говорит ученикам: +Как Меня послал Отец, так > и Я вас посылаю+ (Ин.20,21), и в Евангелии от Матфея Христос > говорит: +Я вас посылаю, как овец среди волков+ (10,16). И когда > мы идем к чаше, в которой излитая за нас Кровь и распятое Тело > (воскресшее, прославленное, но всё равно: и распятое, и излитая), > вопрос перед нами встает: что я готов сделать? Как я отношусь > к тому, что мне дается? Я приобщаюсь Агнцу, закланному за спасение > мира; неужели вся моя приобщенность только в том, чтобы через Его > крест дойти до моего спасения? В этом ли моя дружба со Христом? > Кто же Он для меня? Неужели Он — просто дверь? Он о Себе говорит: > +Я — дверь+ (Ин.10,7); неужели Он — только путь, то есть, неужели > я вижу в Нём только обстоятельство, предмет — или это живой Человек? > Живой Бог, но и живой Человек, потому что, когда Он умирал > на кресте, умирал Человек на кресте — живой, молодой, тридцати трех > лет, Которому незачем было умирать, потому что в Нём не было греха, > значит, не было и семени смерти; Который умирал моей смертью, > и твоей, и вашей, и нашей... Итак, когда я иду причащаться, — к чему > я хочу приобщиться? Неужели все сводится к тому, что я Христу готов > сказать: Тебе — крест, а мне — воскресение?.. А к этому сводится, > когда мы идем. причащаться только в надежде, что мы оживем душой, > что мне станет лучше и я вернусь в свою жизнь в лучшем расположении > духа, с новыми силами; тогда как вступая в причащение, я вступаю > в Его жизнь, в каком-то смысле, выхожу из своей жизни. Бог нам > всё дает: жизнь, прощение, Свои Тело и Кровь, вечность > нам открывает; Он не запирает дверь. Как же я должен > себя чувствовать, если я рассматриваю всю тайну спасения просто > как мост, перекинутый через бездну, по которому я буду идти; > не обращая внимания на то, что этот мост — живой мост?.. Вот это > другая сторона причащения, на которую нам надо обратить внимание, > если мы хотим вырасти в какую-то меру, — просто христианскую меру.
> А теперь третье. То, что я скажу сейчас, я скажу коротко, > на примерах; но самую тему, думаю, каждый из нас должен был бы > развить, продумав каждый из моментов крестной тайны Христа. > На Тайной вечери Христос преломил хлеб, приготовил чашу и сказал > Своим ученикам: +Творите сие в Мое воспоминание+ (Лк.22,19). И — > справедливо — Церковь восприняла эти слова как продолжение > в Божественной литургии преломления хлеба и разделения чаши. > Но всё ли к этому сводится? Говорил ли Христос только о том, что > Он теперь учреждает священный пир, что с этой ночи начинается > христианская встреча вокруг таинственного стола, на котором вместо > агнца теперь предлежит Хлеб и Вино, — Агнец Божий, силой Святого > Духа реальный и присутствующий на каждой литургии? Я думаю, > что этого мало; мы не призваны только совершать священный обряд. Как > я старался вам показать, что эта Тайная вечеря является прообразом > того, что будет совершаться во время крестных дней, так этот образ > остается образом в том смысле, что, видя совершаемое Христом > над этим хлебом и над этим вином, мы должны перенестись мыслью, > сердцем, волей, всей жизнью к тем действиям, которые выражены, > изображены этим обрядом. И это значит, что если это преломление > хлеба и эта чаша, раздаваемая всем, представляют собой Агнца Божия, > отдающего Себя на крестную смерть нашего ради спасения, то всё, > что составляет страстнУю тайну, мы должны выполнить, если хотим, > чтобы это приобщение было полной реальностью. Если мы хотим > приобщиться этому Телу ломимому, этой Крови изливаемой, этой жизни > отдаваемой в таинстве приобщения, мы должны приобщиться этому же > в таинстве жизни, каждодневной жизни.
> И вот подумаем о том, что это может значить. Первое, что приходит > на ум, это то, что вся Страстная седмица, начиная с входа Господня > в Иерусалим, продолжая Тайной вечерей и вплоть до самого распятия, > проходит под знаком недоразумения, непонимания, какой-то > безнадежной, отчаянной путаницы: ослепленности с одной стороны, > и вырастающей страшной карикатуры с другой стороны. Народ принимает > Христа в Иерусалим со славой — вход Господень. Но почему? Потому что > они ошибочно думают, что Он — царь, который сейчас возьмет в руки > власть, освободит их от римского рабства и восстановит царство > Израилево. И в мгновение, когда они обнаруживают, что > их национальные, политические, мессианские надежды (в том виде, > в каком они их понимают) обмануты, они отвергают Христа и они, та же > самая толпа, через очень мало дней будут кричать: +Распни, распни > Его! Нет у нас царя, кроме кесаря...+ Во время Тайной вечери, если > вы внимательно прочитаете первосвященническую беседу Христа, которую > мы читаем в виде первого Евангелия в Великий четверг вечером, всё — > недоумение, всё — непонимание, всё — недоразумение. То, что Христос > старается ученикам сказать, они не понимают, они не могут понять, > они не могут воспринять. И из этого вырастает последующее страшное > человеческое одиночество Спасителя: Он не понят; Он оставлен один > с тайной спасения. Даже Петр, который на пути из Кесарии Филипповой, > озарением свыше, провозгласил, что Христос есть Сын Божий > (Мк.8,29), — и он к Нему подходит и говорит, через мгновение > после того, как Христос им открыл тайну Своего распятия: не дай > этому случиться, пожалей Себя... С этого мгновения в самом основном > Христос остается один. Он идет Своим путем; ученики следуют за Ним, > окружая Его, но всё время обманываются, всё время думают одно, тогда > как совершается другое...
> И вот первые две вещи, с которыми мы можем столкнуться, если хотим > быть заодно со Христом Спасителем, разделить с Ним всё то, > что составляет тайну спасения. Когда вся наша жизнь является > недоразумением, когда всё, что мы говорим или делаем, всё, что > мы собой представляем, самая наша сущность остается непонятой, когда > всё вокруг нас живет иллюзией и непониманием, мы должны от Христа > научиться, как относиться к тем, которые не понимают, которые > ожидают иного, которые через мгновение, обманутые своей иллюзией, > разбившейся о нашу реальность, нас отвергнут и проклянут. Когда > мы оставлены одинокими — способны ли мы, как Христос, идти дальше > своим путем, не в одиночку, не оставив других в стороне, а живя > и умирая для этих именно людей, которые нас не понимают и только > слишком поздно поймут? Вот где начинается страстной путь...
> А дальше мы можем взять картину за картиной. Христос среди Своих > учеников; Он знает, что грядет на Него смерть, а ученики спорят > о том, кто между ними больший. Христос совершает последнюю вечерю, > последний обед со Своими учениками, празднует последнюю > символическую пасху перед тем, как Пасха станет реальностью плоти > и крови Сына Человеческого, Агнца Божия; за тем же столом сидит > Иуда: как Христос к нему относится? Он с ним делится хлебом; и когда > уже что-то очень страшное случилось и путь Иудин определился > бесповоротно, Христос ему говорит: +Друг, иди и сделай то, что > ты должен сделать...+ Как мы относимся к тому, кого мы считаем > изменником, предателем?..
> Перед Тайной вечерей собрались ученики; ни один из них > не позаботился о том, чтобы умыть ноги Христу или другим. Это дело, > которое в древности предоставлялось самому низкому, ничтожному > из рабов. Снимает с Себя верхнюю одежду, препоясывается полотенцем, > берет умывальницу — Христос. Он — как раб, как слуга среди Своих > учеников; Он берет на Себя то, что слишком низко и унизительно > для других. Тогда ученики приходят в смущение. Петр говорит: > +Не умоешь ног моих вовек+ (Ин. 13,8). Но тогда уже поздно. Способны > ли мы поступить, как Христос? Готовы ли мы взять на себя самое > низкое, самое ничтожное служение просто потому, что нужно же кому-то > это сделать? Или думаем мы о том, что есть младше меня, есть беднее > меня, есть такие, которые по долгу должны были это совершить? > А вместе с тем Христос нам говорит: +Не учитель ли Я ваш? И вот > Я среди вас, как слуга; Я вам дал примера чтобы вы ему следовали...+ > Есть ли у нас достаточно заботливой любви для того, чтобы не считать > +ничего+ слишком мелким, слишком унизительным, слишком ничтожным, > что нужно для другого человека? Готовы ли мы сделать +что угодно+, > не ставя даже перед собой вопроса о том, кто он, кто — я? Христос > не ставит вопрос, Он его решает. Мы его ставим всё время, > и не решаем по-Христову...
> Дальше — Гефсиманский сад. Христос перед лицом Своей смерти — > и перед лицом Своей жизни; потому что смерть или завершит эту жизнь, > или обессмыслит ее, а жизнь дает смысл этой смерти или нет. Христос > стоит перед всей Своей жизнью и всей Своей смертью; Он ищет > поддержки. Трех самых, может быть, близких Своих учеников Он просит > бодрствовать с Ним, не спать; три раза Он к ним приходит, три раза > Он их находит спящими. Разве это не страшно похоже на нас, когда > кто-нибудь нам близкий в борении, болезни предстоит перед смертью > или перед устрашающим его решением? Мы рядом с ним находимся, > а потом мы устаем: устаем с ним делить его борение, его скорбь, > его болезнь — и уходим. Мы уходим подышать воздухом, посмотреть > вокруг себя, вырваться из этого напряжения комнаты, где болеет > или умирает человек, из обстановки, где слишком много горя > или страха. Мы уходим; нам надо отдохнуть; но человеку, который > на самом деле в сердцевине этого ужаса, некуда уйти!.. Ученики > проспали; мы просыпаем так значительную долю нашей жизни — и чужой > жизни... А вместе с тем, в этом тоже могло бы быть исполнение > Христовой заповеди: +Сие творите в Мое воспоминание+. Я был голоден, > Я был наг, Я был холоден, Я был одинок, Я был в больнице, Я был > в тюрьме, и вы Меня не посетили. А если посетили, то разделили > Мое страдание на мгновение, так, чтобы оно не слишком тяжело легло > на ваши души...
> И дальше — предательство Иуды; и снова: +Друже!..+ И бегство > учеников, и суд перед первосвященниками, суд перед Пилатом; клевета, > убийственная клевета, от которой Христос умрет, — как мы относимся > к клевете, когда на нас клевещут?.. А когда не клевещут, а просто > сплетни распространяют, злословят, насмехаются — как мы относимся: > по-Христову или иначе?.. Я говорил о карикатуре: страшный момент, > когда перед Пилатом стоит Христос, и Пилат спрашивает народ: кого > вы хотите, чтобы я вам отдал — Иисуса, называемого Христом, > или Варавву? (Иисус, Сын Небесного Своего Отца, — и Варавва, > что по-еврейски значит сын +отчий+). И Израиль выбирает Варавву, > самозванца, лжеца... Как мы относимся, когда встречаются такие > подмены в нашей жизни, когда выбирают ложь вместо правды, подлог > вместо истины? Что бывает, когда, в конечном итоге, все от нас > отвернутся?.. Христа еврейский народ отверг: +не знаем мы царя, > кроме кесаря+. Христу не было места в человеческом граде, Ему надо > было умереть вне стен. Но этого мало; Он был оставлен Богом: +Боже > Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?..+ И вот, отвергнутый людьми, > отвергнутый Богом, Он остался верен до конца и людям, и Богу: > +Прости им, Отче, они не знают, что творят... В руки Твои, Господи, > предаю дух Мой...+ Что бывает, когда отвергаемы мы? Что бывает, > когда нам кажется, что Бог нас забыл? Что бывает, когда на нас > находит душевное страдание, когда в нашу меру (малую, может быть, но > полную нашу меру) мы оказываемся в Гефсиманском саду? Что бывает, > когда физически мы страдаем, когда боль проникает в наше тело, как > в тело Христово на кресте?..
> И во всём этом есть две стороны. Я до сих пор всё время говорил: мы > не поняты, оставлены, отвергнуты, преданы, забыты, окружены > клеветой, унижены и оплетены сплетнями, и так далее, — умеем ли мы > поступить, как Христос? Но есть еще другая сторона, может быть, > более страшная, но такая же реальная, когда мы хотим произвести суд > над своей душой. Во всём том, что я говорил, я предполагал, что мы > в достаточной мере Христовы, чтобы стоять там, где Христос. Но > не бывает ли, что мы в толпе тех, кто не понимает; не бывает ли, что > в той или другой мере мы занимаем положение Иуды, Петра, трех > учеников, клеветников, сплетников, неправедного судьи, трусливого, > малодушного судьи, распинателя, сбежавшего ученика?.. и т. д.
> И вот тут, и в том и в другом случае, перед нами стоит тайна > Божественной литургии как призыв, как вызов, как суд, > как требование. +Творите сие в Мое воспоминание+ не значит только: > совершите церковную службу, приобщитесь чудом ставшим Плотью > и Кровью Христовыми хлебу и вину; это значит: приобщитесь всему > тому, всему без остатка, что представляет собой Тайная вечеря > как образ Страстной седмицы. Тайная вечеря — не только образ > страстей, но и жизни, торжества, она — начало будущего века, > она уже — пир вечности, пир Агнца. Но не об этом речь идет, — > к этому мы всегда готовы приобщиться! Христос сказал: +Творите сие > в Мое воспоминание+ — не только преломляйте хлеб, не только > разделяйте чашу. Вы — тело Христово, вы — тот Агнец, который ломим > и который истекает кровью; Я вас посылаю, как Отец Меня послал... > И вот вопрос, который перед каждым из нас стоит перед каждым > причащением, после каждого причащения: приняв ли я участие только > в таинственной литургической вечери или погрузился я в тайну > Христову и вступаю, в свою очередь, в эту тайну со Христом?..
> Вот мысли, которые я хотел вам представить, в надежде, что они > сделают Божественную литургию более реальной, более страшной, более > требовательной; что когда вы будете задумываться над своей совестью > перед приобщением Святых Тайн, вы поставите себе вопрос не о мелочах > жизни (которые тоже имеют свое место, потому что и мелочью мы > грешим, и крупными грехами), но поставите себе вопрос основной: где > я? кто я по отношению ко Христу? Кто я и где я по отношению > к приобщенности, по отношению к Тайнам и по отношению к тайне > спасения? [ митрополит Сурожский Антоний. О БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ (Беседа во время великопостного говения. Лондон, 1974 год) (II) www.mitras.ru/besedy/besedy9.htm ]
+ + + "Ученикам подает Владыка пример смирения"; протопресв. Александр Шмеман: Крест, как тайна греха и тайна победы над ним www.messia.ru/rasylka/009/2403.htm#0 (+ссылки!) + + + игумен Евмений (Перистый): Правда Божия и правда человеческая www.messia.ru/rasylka/007/1812.htm#0 (+ссылки!) + + + свящ. Александр Мень - ПАСХА НОВОГО ЗАВЕТА www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_15.htm#0 + + + ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ в "Библиологическом словаре" священника Александра Меня и ссылки на тексты Н.Успенского и Я.Кротова. www.krotov.info/library/bible/comm2/tain_ve.html + + + В.В. Сорокин - Тайная вечеря www.bible-center.ru/book/newheaven/002/002/001
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20100401/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ: www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=4&day=01
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Будучи Господом и Создателем всего, Бог бесстрастный, обнищав, создание с Собой соединил, и, Сам являясь Пасхой, тем, за кого собирался умереть, / Себя в снедь заранее предлагал, взывая: "Вкусите тело Мое / и верою утвердитесь!" Спасительной для всего рода смертного, напоил Ты, Благой, Своих учеников собственною чашей, наполнив её веселием; ибо Ты Сам над Собою священнодействуешь, взывая: "Пейте кровь Мою, / и верою утвердитесь!"* *Держащая неудержимую / и возвышенную в воздухе воду, усмиряющая бездны и укрощающая моря Премудрость Божия воду в умывальницу вливает и Владыка омывает ноги рабов. Ученикам подает / Владыка пример смирения; и Облекающий облаками небо / полотенцем опоясывается, и преклоняет колена, чтобы омыть ноги рабов, Тот, в Чьей руке дыхание / всего существующего.* *К таинственной трапезе / все со страхом приблизившись, чистыми душами примем хлеб, / оставаясь вместе с Владыкой, чтобы увидеть, как Он моет ноги учеников и отирает полотенцем, и сделать так, как мы увидели, друг другу покоряясь / и друг другу ноги омывая, - ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал; но не услышал Иуда, / раб и коварный лжец.* *Агнец, о Котором провозгласил Исаия, / добровольно идет на заклание и спину отдает на раны, щеки на удары, лица же не отвращает от позора оплеваний и осуждается на бесчестную смерть. Безгрешный всё принимает добровольно, чтобы всем даровать воскресение из мертвых.* (Из богослужения Великого Четверга, перевод: иером. Амвросий (Тимрот), с изменениями) * * * Человек есть прежде всего существо творческое. (Бердяев) *********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2547.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm | |||||
|
| ![]() |