=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!
* 18 апреля 2011 г. ст.ст., воскресенье 2-е по Пасхе {память ап. Фомы, воспоминание его "уверения"} литургические чтения: Деян.5:12-20; Ин.20:19-31.
> Говорить о Воскресении мне кажется всегда очень трудным. Потому что > говорить о страстях, о трагедии жизни Спасителя, говорить об Его > учении относительно легко в том отношении, что можно ссылаться > на всечеловеческий опыт: мы все знаем, что такое смерть, что такое > болезнь, что такое боль, что такое страх, что такое жестокость, > что такое жертва, что такое любовь, что такое ненависть, что такое > предательство, что такое трусость, — все это мы знаем. И поэтому > когда мы говорим о событиях из жизни Христа и доходим до каких-то > моментов, когда качествуют те или другие из этих свойств, > нам относительно легко это понять. Мы осуждаем Иуду, но вместе > с тем, если задуматься, мы можем понять, что и в нас есть > доля предательства; мы не предаем Христа, потому что мы не стоим > перед опасностью мы не предаем Христа на словах, но мы предаем Его > тем, что, называя Его Господом и Богом, пренебрегаем Его учением, > не следуем Его примеру и т.д.
> Но говорить о Воскресении труднее, потому что это событие, которое > было доступно физически только очень небольшому числу людей > в те дни, в течение которых воскресший Христос являлся людям. > В дальнейшем — это опыт, который некоторые люди продолжали получать, > опыт +воскресшего+ Христа. Но большинство людей о Воскресении > Христовом знает только косвенно. И вот мне хочется сказать > о некоторых моментах этого познания Воскресения Христова и о том, > что оно значит для нас.
> После распятия Спасителя, Его смерти и погребения ученики > были совершенно расстроены и расшатаны. Они были побежденной > группой. Они укрылись в доме Иоанна Марка. Они боялись на улицу > выйти. И вот, в первый день после субботы, в тот день, который > для нас стал воскресеньем, Христос стал живой среди них. Он стал > живой, но несколько иной, чем был: Он вошел +дверем затворенным+, — > значит, не усилием физического тела, которое им было так известно. > Он вошел и встал живой. Но вместе с этим — это был не дух, > не привидение. И это Он хотел непременно им дать познать; потому > что, когда они Его увидели, они возрадовались, да; но они, вероятно, > подумали, что это — Его душа. И для того чтобы их утвердить в вере, > что Он воскрес +телесно+, Христос попросил дать Ему часть их пищи > и перед ними ел, показывая этим, что Его телесность — реальная, > настоящая.
> И если мы себе поставим вопрос о том, какова эта телесность, > мы можем вспомнить одно рассуждение Григория Нисского об Адаме и Еве > в раю и после их падения. Он говорит о том, что в раю телесность > Адама и Евы была как бы легкая, прозрачная, не "нетелесная", но > и не такая тяжеловесная и густая, как наша. И он объясняет слова > Ветхого Завета о том, что Бог сшил Адаму и Еве кожаные ризы > (Быт.3,21), именно тем, что, отпав от Бога, они перестали быть > до конца прозрачными, легкими, они отяжелели и как бы сгустились. > И та телесность, которую мы знаем в себе, это та телесность, которую > мы унаследовали от наших прародителей после их падения. > Но изначальная телесность была иная — легкая, как бы прозрачная. > И эта телесность была явлена ученикам Христа после Его Воскресения. > Он носил нашу плоть при всей ее тяжести, при всех ограничениях, > которые она вызывает, Он все на Себя взял воплощением — кроме греха. > Но после крестной смерти и Воскресения Он явился перед ними > как человек в полном смысле слова: во всей красоте, во всей славе > человека, то есть с живой человеческой плотью, так пронизанной > Божеством, что она уже была не подвержена тяжести, тяжеловесности > падшего мира.
> И вот ученики удостоверились, во-первых, что Христос +поистине+ > воскрес, во-вторых, что Он — не дух, а что Он воскрес и человеческой > Своей душой, и телом Своим человеческим. Одного не было среди них — > Фомы, которого мы называем всегда обидным словом +неверный+, то есть > Фомы, который не сумел поверить. И тут себе надо поставить вопрос > об этом. Фома пришел, вернулся; и они в ликующей радости > ему говорят: Мы видели Христа, Он воскрес!.. Фома, вероятно (так > мне представляется), окинул их взором, ожидая, что, встретив > воскресшего Христа, они должны были стать совершенно иными людьми, > и, глядя на них, он этого не увидел. Они были теми же людьми, каких > он оставил, когда ушел из дому. И поэтому весть о Воскресении > до него не дошла. А вместе с этим, он не был человеком > сомневающимся, он не был Фомой "неверным". О Фоме мы знаем одно > из Евангелия. Когда Христос ушел из Иерусалима для того, > чтобы избежать преждевременной смерти, и до Него дошла весть, > что умер Лазарь, Он сказал Своим ученикам: 'Вернемся!..' Ученики > Ему сказали: 'Как же Ты хочешь вернуться в Иерусалим, — Тебя > там хотели убить!..' И один только ученик поднял голос и сказал: > +Пойдем и умрем с Ним+ (Ин.11,16); это был Фома. Поэтому говорить > о том, что он был учеником сомневающимся, колеблющимся, > неуверенным, — грех, неправда. Однако глядя на других учеников, он > не увидел в них никакой перемены, кроме этой ликующей радости, > но эта ликующая радость не могла быть для него доказательством > Воскресения Христова.
> И через неделю Христос снова, +дверем затворенным+, вошел в комнату, > где были собраны ученики, и Фома тогда был с ними. Фома при первой > встрече с другими учениками сказал: +Я не поверю в Его Воскресение, > если не смогу тронуть Его язвы...+ И Христос теперь протянул ему > Свои руки, открыл ему Свой бок и говорит: 'Коснись!..' Фома увидел > воочию и познал Его Воскресение: Христос живой, во плоти стоит; > и эти раны были, может быть, большим доказательством Воскресения, > этой реальности Христовой плоти воскресшей, чем было бы видение > исцеленного тела. И он поклонился Христу (у нас нет основания > думать, что он даже прикоснулся к этим ранам) и сказал: +Господь мой > и Бог мой!..+ Это первое.
> Дальше — другой ученик или, вернее, не ученик, а гонитель познал > воскресшего Христа; это Павел. О Павле мы знаем, что он был еврей > верующий, ученик Гамалиила, что он был одним из самых страстных > приверженцев своей веры, что он всей горячей, пламенной своей душой > отдал себя служению и поклонению Богу, Каким он Его знал. > Он получил разрешение от синедриона идти в Дамаск для того, чтобы > там гнать учеников Христа, которых он считал лжецами, собиравшимися > распространить весть о том, что их Учитель умер, но воскрес, и что > Он — Бог.
> И на пути в Дамаск ему было видение. Вы знаете этот рассказ (Деян., > глава 9), я не буду на нём останавливаться. Он вдруг увидел > перед собой живого Христа в Божественном сиянии, упал на колени > и от этого сияния ослеп. Помните, как Моисей просил Господа дать > ему воззреть на Себя, и Господь ему ответил: человек не может > Меня видеть и остаться живым (Исх.33,20). И в воплощении Христовом > Бог стал доступен, у Него был человеческий лик, человеческое имя. > Его можно было видеть. Воскресший Христос мог быть доступен так, > как тайна Божия не может быть доступна для нас. Святой Григорий > Нисский говорит о том, что Бог есть мрак — и поясняет: не потому, > что в Нём есть какая-то темнота, а потому, что Его свет такой, что > он нас ослепляет, и мы ничего больше не видим.
> Вот так ослеп и Павел. У него был, таким образом, непосредственный, > прямой опыт о Воскресении Христовом. Он опытно знал, что > он встретил воскресшего Христа. И потом он проповедовал именно > Воскресение. Вы, наверное, помните место в его послании, где > он говорит: +Если Христос не воскрес, то мы — самые несчастные люди+ > (1Кор.15,14-19). И это понятно, потому что если не воскрес Христос, > а мы всю свою веру Ему отдаем, если мы проповедуем Христа > распятого — и не воскресшего, то мы и себе лжем, и других > обманываем, и живем в полной иллюзии, вне реальности. Поэтому > действительно мы были бы самые несчастные люди, живущие в каком-то > дурмане. Вот еще один свидетель.
> После Павла, на протяжении всей церковной истории тысячи и тысячи > людей встречали воскресшего Христа. С самого начала есть рассказы > в житиях очень многих святых о том, как Христос им являлся, как > Он их учил, как Он их спасал, как Он их наставлял. Поэтому есть > в течение всей истории из века в век живые свидетели о том, что > они знают опытно, лично, что Христос воскрес, люди, которые могут > сказать: я Его встретил лицом к лицу, я достоверно знаю, что Иисус > из Назарета, Который был распят на Голгофской горе, Который умер, > Который был погребен, на самом деле, как и Евангелие говорит, как > и Его ранние свидетели провозглашают, — воскрес и +жив+.
> И мы можем верить этим свидетелям; но на каком основании? И почему > нам люди так трудно верят? Мне кажется, что ответ на это мы можем > найти отчасти в рассказе о Фоме, отчасти глядя на то, каковы > были святые. В рассказе о Фоме — я вам говорил о том, что Фома > не мог поверить слову апостолов, потому что в них он видел только > ликование, но не видел перемены. Таково и наше положение.
> Мы верим в Воскресение Христово; некоторые из нас даже +знают+ > о воскресшем Христе; но могут ли люди, глядя на нас, сказать: > это люди, которые оказались в какой-то момент жизни лицом к лицу > с живым, воскресшим Христом и которые так переменились благодаря > этой встрече, что мы видим, что они — люди иного рода, что они — > не такие, как все другие; что, употребляя слово английского писателя > Льюиса[2], если мы можем рассматривать всех людей как изваяния, > как статуи, эти люди — статуи ожившие. Разница между верующим > и неверующим, говорит Льюис, именно такова: человек неверующий > подобен изваянию, человек верующий — это изваяние, которое > стало живым.
> И вот перед нами стоит вопрос: каковы мы? Рассказываем ли мы только > с чужих слов о Воскресении Христа? Радуемся ли мы действительно > полным сердцем о том, что мы в этом убеждены только потому, > что другие люди это знают, и мы им можем верить, — или же с нами > эта весть нечто сотворила, и, зная опытно, что Христос воскрес, > мы уже не можем быть теми людьми, какими были раньше?
> Мы это можем знать опытно, различным образом.
> Мы можем это знать в молитве, прикосновением +<к> краю ризы > Христовой+; мы можем Его познать в какие-то моменты, когда вдруг > мы чуем, что невидимо, но реально Он перед нами живой стоит; хотя > я Его не вижу, не слышу, не воспринимаю своими чувствами — но Он > +тут+. Мы можем это воспринять тоже, каким-то непостижимым образом, > в причащении Святых Таин; мы можем видеть в других или сами > переживать, как причащение Святых Тайн, исповедь, миропомазание, > помазание святым елеем, различные церковные действия могут менять > человека изнутри; и если только он задумается над собой, он не может > не поверить в то, что это совершается силой Божественной, которая > дается через Христа распятого и воскресшего.
> Теперь я хочу перейти к другому вопросу. О чём же нам говорит > Воскресение Христово помимо этого? О Боге! Воскресение Христово > вместе со Страстной седмицей нам говорит о том, как нас любит > Господь. Вы, наверное, помните место Евангелия, где говорится, что > ни в ком нет такой великой любви, как в том, кто свою жизнь готов > положить за друзей своих (Ин.15,13). И апостол Павел говорит: > за друзей мало кто жизнь свою положит, но Христос положил жизнь > за нас, когда мы были еще врагами Его, противниками, чуждыми Ему > (Рим.5,6-8). Воскресение Христово — это победа любви; оно нам > говорит о том, что любовь, которая принимает смерть, тем самым > делается бессмертной, делается сильнее смерти. Ветхий Завет > нам говорит: +Любовь, =как смерть=, крепка+ (Песн.8,6); любовь — > единственная сила, которая может сразиться со смертью и не быть > побежденной.
> Тогда это говорилось несколько о другом; говорилось о том, что когда > человек умирает, оставшиеся на земле продолжают его любить той же > любовью во веки вечные, пока они живы и пока они сами не перешли > в вечность.
> Но здесь речь идет о другом: о том, что любовь Божественная > сразилась со смертью, приняла смерть; смерть как бы раскрылась > для того, чтобы поглотить Божественную любовь, и была этой любовью > преображена. Образно — это рассказ о сошествии Христа во ад, как > Он душой Своей человеческой сошел во ад, туда, куда всякая > человеческая душа сходила с тех пор, как человек пал и как ад широко > раскрылся, чтобы уловить человека, — и оказался лицом к лицу > с Богом, с душой человеческой, пронизанной Божеством, сияющей > Божеством, и мрака не осталось в нем, и победа была одержана, и, как > говорит Иоанн Златоуст в своем Пасхальном слове, +мертвый =ни един= > во гробе...+
> В этом смысле — это победа любви, это торжество любви; но это тоже > говорит нам о разных других вещах. В Священном Писании говорится > о том, что Бог воскресил Христа (Кол.2,12). И это очень важное > слово, мне кажется, потому что Господь Иисус Христос Свою жизнь > отдал, Свою смерть принял для нашего спасения, но это было сделано — > простите за такое выражение — "всерьез", это не было нечто > кажущееся. Он принял смерть со всеми ее последствиями, и у Него > Самого как бы не было власти Себя воскресить; Он отдал Себя > на смерть для нашего спасения, и Бог, в ответ на Его крестную > любовь. Его вызвал обратно к жизни, соединил душу Христову с телом > Христовым и явил Его миру воскресшим Христом.
> Но это говорит нам тоже о чём-то ином; это говорит нам нечто > о человеке. Мы все говорим о нашей "вере в Бога"; но Евангелие > всё пронизано верой в человека.
> Это очень нам важно помнить; потому что если мы не верим в человека, > то мы ничего на земле построить не можем; если человек для нас — > мразь, если человек для нас — преходящее явление, если человек > для нас — только падшее существо, безнадежно падшее, то строить > из града человеческого +Град Божий+ нельзя. Жизнь, воплощение > Христово нам говорит вот о чём: человек, даже в его падшем > состоянии, настолько глубок, настолько потенциально свят, что > он может вместить в себя присутствие Божие, что он может быть местом > Боговселения. Как говорит Апостол, +вся полнота Божества обитала > во Христе телесно+ (Кол.2,9). Это значит, что каждый из нас призван > и способен вместить в себя Бога; причем не как сосуд, который > остается чуждым тому, что он содержит, как чаша, которая не делается > причастной той влаге, которую в нее вливают; нет, мы можем быть > пронизаны так, что — неслиянно, несмешенно, но реально — > мы соединены с Божеством.
> И это очень важно в наш век помнить. Потому что человек — > единственная точка соприкосновения между верующим и неверующим, > между одним человеком и другим, какова бы ни была его вера, каково > бы ни было его неверие, +Человек+ — это та реальность, которая > составляет тему жизни всякого человека. Да, наше представление > о человеке может быть очень разное: безбожник видит в человеке > только наиболее совершенное животное; для нас, верующих, человек > в полном смысле слова — это человек, приближающийся к тому, > каким человеком явил Себя Христос. Иоанн Златоустый в одном > из своих писаний говорит: если хочешь узнать, что такое человек, > не обращай взор к палатам царским, а подними глаза к Престолу Божию, > и ты увидишь человека, сидящего одесную Бога и Отца...
> Вот о чём нам говорит Воскресение: без Воскресения Христос телом > лежал бы во гробе, душой был бы пленником ада. Воскресением > Он воссел одесную Бога и Отца, и туда Он призывает нас поднять взор > для того, чтобы видеть, что такое человек, каково наше величие, > к чему мы призваны. Вот о чем, в конечном итоге, нам говорит > воплощение, жизнь, Страстная неделя, крест, живоносный гроб, > сошествие во ад и Воскресение Христово: о человеке, о том, > чтo человек значит для Бога и как потенциально велик человек. Это > нас призывает к тому, чтобы вырасти трудом, подвигом или, вернее, > открытостью Богу в такую меру, чтобы град человеческий постепенно > вырос в меру +Града Божия+, то есть стал так глубок, так широк, > так возвышен и так свят, что первым гражданином этого Града мог бы > быть Иисус из Назарета, Сын Божий, ставший сыном человеческим. > Вот это наше призвание, это — цель мироздания, это — надежда наша.
> ------------------------------------- > [2] Клайв Стейплз Льюис (1898-1963) — английский > филолог-медиевист, писатель, автор очень “метких”, > по выражению Владыки Антония, книг и статей о христианстве.
[ митрополит Сурожский Антоний. О ВОСКРЕСЕНИИ ХРИСТОВОМ. Беседа в Лондонском приходе 19 апреля 1990 г. (в сокращении). www.mitras.ru/besedy/besedy12.htm ]
+ + + монахиня Игнатия: как трепетно содрогается наше сердце, сочувствуя апостолу Фоме www.messia.ru/rasylka/010/2553.htm#0 (+ссылки) + + + свящ. Яков Кротов: неверие апостола Фомы www.messia.ru/rasylka/009/2407.htm#0 (+ссылки) + + + митрополит Сурожский Антоний: в чём разница между человеком верующим и неверующим? www.messia.ru/rasylka/007/1820.htm#0 (+ссылки)
Этот день в календаре РПЦ: www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=5&day=01; www.mospat.ru/calendar/2011/05/01
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Чрез восемь дней по воскресении Твоем, Господи, явился Ты ученикам Твоим / на месте, где они были собраны, и, возгласив им: "Мир вам!" неверующему ученику Ты руки показал и пречистое ребро. Он же, уверовав, возглашал Тебе: "Господь мой и Бог мой, слава Тебе!"* *Фома, называемый Близнец, не был с ними, когда Ты, Христе, вошел при заключенных дверях. Оттого он и не верил сказанному ему, когда от неверия его в вере утверждали. Но Ты не отказал ему, Благой, показать пречистое ребро Твое / и на руках и ногах язвы. Он же, осязав и увидев, Богом исповедал Тебя, но не бесплотным, и человеком, но не простым, и возглашал: "Господь мой и Бог мой, слава Тебе!"* *Когда ученики были в сомнениях, в день восьмой предстал Спаситель, там, где они были собраны, и, мир дав, Фоме возгласил: "Подойди, Апостол, прикоснись к рукам, которые пронзены гвоздями". О прекрасное неверие Фомы! Верных сердца он к полноте знания привел, и со страхом возгласил: "Господь мой и Бог мой, слава Тебе!"* *Когда двери были заперты, пришел Ты, Христе, к Своим ученикам. Тогда Фомы промыслительно не оказалось с ними. Ибо стал он говорить: Никак не поверю, если не увижу и я Владыки; если не увижу ребра, откуда вышли кровь и вода крещения; если не увижу рану, от которой исцелилось великое поражение человека; если не увижу, что не был Он подобен духу, но плоть имел и кости!" Смерть поправший и Фому удостоверивший, Господи, слава Тебе!* *При дверях заключенных к ученикам собравшимся явился Ты, Спаситель, туда, где они были вместе, и, став посреди них, говорит Фоме: "Подойди, осяжи и посмотри на следы от гвоздей, протяни свою руку и коснись ребра Моего, и не будь неверующим, но с верою провозгласи о воскресении Моем из мертвых!"* (стихиры вс, перевод иером. Амвросия (Тимрота)) * * * Иисус сказал: "... Бог так полюбил мир, / что отдал Своего единственного Сына, чтобы тот, кто верит в Него, не погиб, / но обрел вечную жизнь. Ибо Бог послал Сына в мир не для того, чтоб Он мир осудил, но для того, чтобы мир через Него был спасен. Тот, кто верит в Него, осужден не будет, а кто не верит - уже осужден, ибо он не поверил в имя единственного Сына Бога. Вот в чём суд состоит: в мир пришел свет, / но люди предпочли свету тьму, потому что злы их дела. Всякий, кто делает зло, свет ненавидит и не идет к свету, чтобы не стали известны злые его дела. А кто по правде живет, идет к свету, чтобы явными стали дела его, во имя Бога свершённые".* (Ин.3:16-21 - еванг. чтение вторника) *********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2681.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |