=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= ХРИСТОС ВОСКРЕС! * 02 апреля 2007 г. ст.ст., воскресенье 2-е по Пасхе {ап. Фомы, воспоминание его "уверения"}. литургические чтения: Деян.5:12-20; Ин.20:19-31. * 03 апреля 2007 г. ст.ст., понедельник, седмица 2-я по Пасхе литургические чтения: Деян.3:19-26; Ин.2:1-11. > Один важный момент христианства - то, что Сам Христос ничего > не написал. Евангелие, которое у нас есть, это память Церкви, память > самых близких учеников Христа о том, что они пережили, > чему научились, общаясь с Ним; но Сам Христос не оставил за Собой > книгу, как оставляли многие другие учители. Что же Он за Собой > оставил? Знаем ли мы с достоверностью, что Он говорил, чему учил, > каков был Его образ? Да, знаем, и гораздо надежнее, чем если бы > у нас была книга, в которую мы 'вчитывали' бы то, что нам хочется > в ней увидеть, как мы постоянно делаем, читая произведения разных > писателей: мы видим себя в них и воспринимаем книгу только в меру > своего понимания. Христос не оставил книги, но оставил живое > общество, которое называется =Церковью= и которое Его лично знает. > Я говорю 'знает', а не только 'знало', потому что из столетия > в столетие все те, кто стал верующим, это люди, так или иначе > встретившие Христа, и они могут повторить слова одного из Посланий > апостола Иоанна: +О том, что мы слышали, [...] что видели своими > очами, что рассматривали, и что осязали руки наши [...], возвещаем > вам+ (1Ин.1:1-3); мы говорим о том, что для нас абсолютно > несомненная реальность в пределах нашего опыта. Это из столетия > в столетие случается с бесчисленным количеством людей. И надо > помнить, что Церковь - не просто сообщество людей, объединенных, > как говорится в +Катехизисе+, догматами, священноначалием > и таинствами. Конечно, все это есть в Церкви и является как бы > составной частью ее, но есть в Церкви и другая сердцевина: > =встреча=, - встреча лицом к лицу со Христом. Эта встреча может быть > потрясающая или может произойти исподволь, едва заметно, но она > всегда должна осуществиться, чтобы человек мог сказать: 'Я - > верующий'. > Но тут есть момент, который мне кажется очень важным. Вера, то есть > опыт встречи с Богом невыразим. Передать то, что случилось, > невозможно; на человеческом языке можно выразить только то, > что доступно языку, нашему восприятию. Я вам расскажу откровенно, > хотя, может быть, некстати, что со мной случилось, и потом перейду > к вопросу о том, как вера может найти себе выражение. > Я родился до первой мировой войны. Мой опыт жизни заключает > все трагические годы жизни России и заграничной эмиграции. > Обстоятельства были такие, что я никакого церковного или даже просто > христианского учения не слышал. В эмиграции я жил в закрытой школе, > выходил из нее только на несколько часов в воскресенье; тогда было > не до того, чтобы меня учить, - тогда меня надо было утешить, > обрадовать. И поэтому я о Боге никаких понятий не имел. Я знал, что > мои родители верят в Бога, но кроме этого не знал ничего. И так > длилось довольно долго. Я поступил мальчиком в русскую молодежную > организацию. Там был отец Георгий Шумкин, о котором я говорил > в прошлой беседе; он передо мной открыл таинство всепобеждающей > любви, - любви, которая может ликовать или быть крестной мукой. > Но это я воспринял только как его личное, непонятное мне свойство. > Потом прошли годы. О Боге я слышал, но не интересовался Им. > И вот раз во время игры в волейбол к нам, мальчикам > лет четырнадцати, подошел наш руководитель и сказал: 'Вот, ребята, > мы пригласили священника провести с вами беседу, потому > что наступает Страстная седмица, идите в зал'. Все отказались, я > в том числе особенно резко. Другие были сколько-то церковны, > а я никакого представления об этой области не имел и ответил, что > я ни в Бога, ни в священников не верю и никакого желания не имею > куда-то идти учиться тому, что мне совершенно не нужно. Руководитель > мой был умный, он не сказал, что это будет хорошо для моей души, - > я бы ему ответил, что у меня души нет, поэтому мне не нужен > и священник. Руководитель мне сказал: 'Ты себе представь, > чтo разнесет по Парижу этот священник, если никто из вас не пойдет > на его беседу! Я тебя не прошу слушать, ты пойди, сядь в угол > и думай свои мысли'. Я решил, что из лояльности к организации могу > это сделать; пошел, сел в угол и собирался думать свои думы. > Но к моему несчастью (а может, счастью) оказалось, что священник > говорил слишком громко и мне мешал думать; а то, чтo он говорил, > начало меня возмущать в такой степени, что я стал прислушиваться. > Нас тогда готовили к тому, чтобы с мечом в руках возвратиться > и спасать Россию от большевизма, а он плел нам о Христе, - > о смирении, о терпении, о кротости, о всех добродетелях, до которых > нам никакого дела не было, потому что они никакой, как нам казалось, > пользы не принесли бы нашему делу. Я слушал с возрастающим > возмущением; когда он кончил свою беседу, я не вернулся на поле > игры, а помчался домой и попросил мать дать мне Евангелие, потому > что мне хотелось лично удостовериться. Я помню свои слова ей: > 'Я хочу проверить, потому что если в Евангелии сказано то, что этот > священник говорит, я кончил с Богом, кончил со Христом и выкину > свой крестильный крест'. Раньше чем читать, поскольку я был мальчик > разумный, я вспомнил, как батюшка говорил, что есть четыре > Евангелия; из этого я заключил, что одно должно быть короче других, > и если уж терять время на чтение Евангелия, давай-ка прочту самое > короткое. И тут я попался - не батюшке, а Богу, потому что начал > читать Евангелие от Марка, которое было предназначено для таких > мальчиков, как я, для дикарей. Я начал читать, и между первой > и третьей главой, которые я читал медленно, потому что не привык > к устарелому языку даже русского перевода, вдруг почувствовал, что > по ту сторону стола, за которым я читаю, стоит живой Христос. Я Его > не увидел, я не обонял ничего, не слышал ничего. Я откинулся > на своем стуле, убедился, что это не видение, не галлюцинация, > а совершенно простая уверенность, что Он тут стоит. И тогда > я подумал: если это так, то всё, что сказано о Нём, должно быть, > правда; если Он умер и теперь живой, значит, Он - Тот, о Котором > говорил отец Сергий... > Я начал читать Евангелие уже вразбивку, и несколько вещей меня тогда > особенно поразили. Я привык рассматривать жизнь как джунгли, всякий > человек был для меня опасностью, врагом; чтобы выжить в джунглях > ранней эмиграции, надо было окаменеть, стать твердым, непроницаемым. > И вдруг я вижу, что в Евангелии от Матфея сказано: +Бог повелевает > солнцу Своему восходить над злыми и добрыми+ (см. Мф.5:45). > Я подумал: если Бог любит и добрых, и злых, а я хочу быть с Богом, > то должен тоже начать любить не только добрых, которые меня любят > и ко мне хороши, но и злых, которых я так боюсь и до сих пор > ненавидел. Я задумался над этим и решил: хорошо; что бы люди мне > ни делали, я их буду любить ради того, чтобы остаться со Христом; > пусть они меня хоть кипятком ошпаривают, я всё равно не откажусь > от этой любви... На следующий день, когда я вышел на улицу, > я смотрел на толпу людей, которая устремлялась на вокзал (мы тогда > жили за городом) и думал: Бог их всех сотворил, Он всех любит, и я > всех буду любить... Это было мое первое впечатление. До конца > выразить я это не могу; я могу лишь описать в таких бедных словах > то, как это сказалось, но передать, чтo произошло в моей душе > от того, что я вдруг оказался лицом к лицу со Христом, я никоим > образом не могу. > Что же это значит? Это значит, что вера, по слову Апостола, есть > +уверенность в невидимом+ (Евр.11:1). Христа я не видел, но я Его > встретил, и абсолютно уверен в этом до сих пор, спустя > почти восемьдесят лет, как я был уверен тогда. > Но потом мне пришлось выражать свою веру, передавать ее. И много лет > спустя мне попала книга святого Макария Египетского, где он делает > различие между опытом веры и выражением его на словах. Он говорит: > представьте себе, что темной ночью вы лежите в челноке, который > несет река или море. Над вами бездонное небо, звезды, вас качает > вода, и вы всем существом переживаете это баюкание. А потом > начинается отлив, и ваш челнок садится на песок. В тот момент вы уже > не чувствуете убаюкивающего качания челнока, но во всем вашем > существе оно продолжает присутствовать. Вы знаете, что оно было, вы > всё еще чувствуете его в себе. Это и есть момент, когда из опыта > веры мы можем перейти в ее выражение, можем начать говорить о том, > что пережили всем телом, всей душой. > И это очень важный момент в Церкви. Все апостолы, все святые, > все грешники, которые когда-либо прикоснулись хоть +края > ризы Христовой+, могут сказать: в тот момент что-то со мной > случилось, в тот момент я что-то пережил, почувствовал, и могу > попробовать вам это передать как-то косвенно... А что значит > 'косвенно'? Мы все умеем говорить, но передать - как возможно? > Неужели человек просто поверит мне или кому-нибудь из нас, потому > что мы скажем: 'Это со мной случилось'? А может, ты врешь, может, > ты ошибаешься, может, тебе показалось. Как это объяснить?.. > И вот тут мне вспоминается рассказ из Евангелия о том, как Христос > явился после Своего Воскресения десяти ученикам (Иуда уже умер, > а Фомы с ними не было). Они встретили Христа и возликовали о том, > что Он жив, что смерть над Ним не имеет власти, что Он победил зло, > смерть; победа принадлежит Ему. А потом вернулся Фома, и остальные > ему начали рассказывать о том, что видели воскресшего Христа. > Он окинул их взором и ответил: +Если не вложу перста моего в раны > от гвоздей, не поверю+ (Ин.20:25). Почему? Потому что, глядя на них, > он увидел, что с ними ничего решительного не случилось. Да, > они ликовали, но остались теми же самыми учениками, какими > были раньше. Преображения в них Фома не увидел. Это преображение > случилось позже, когда они приняли дар Святого Духа. Но до того Фома > не мог поверить их словам, потому что не увидел в них решительной > и решающей перемены. > И вот это случается с нами постоянно. Между нами, грешниками, > которые иногда светим малым светом, как свечка может гореть > на чердаке, и святыми, которые сияют, как святой Серафим Саровский > просиял перед глазами Мотовилова, разница, конечно, колоссальная. > Но если человек может через нас, в нас увидеть какой-то свет, если > он, глядя на нас, увидит, что мы не такие, какие все люди, что > из нас льется свет вечной жизни, тогда он может поверить нашему > слову, вернее, даже не слову, - поверит +нам+. Один христианский > писатель говорит, что между неверующим и верующим должна быть такая > же колоссальная разница, как между изваянием, статуей и живым > человеком. Статуя может быть прекрасна, прекраснее всякого человека, > но она остается деревом или камнем. Человек может быть и невзрачен, > но в нём что-то сияет Божественным светом. И этот писатель говорит, > что когда неверующий встречает верующего, он должен бы остановиться > и воскликнуть: 'Что случилось? Я ожидал встретить статую, а передо > мной статуя, которая ожила, она живая, движется, она мне передает > нечто, чего я никогда раньше не видел!' > Вот это - существо Церкви в личности каждого человека, по мере > его приближения ко Христу, приобщения Христу, принятия Святого Духа, > в этом разница между человеком верующим - и неверующим, чуждым > Церкви. Но 'чуждый' человек тоже является +человеком+ в полном > смысле слова. Это человек, который, как сухие дрова, ждет момента, > когда искра падет, и он сам загорится. Он не 'обесчеловечен' > своим неверием, это человек, который еще не нашел полноты жизни. > И нам, верующим, нам, которые встретили Бога и Христа, надлежит > сиять таким светом, излучать такой свет, - не обязательно слепящий, > может быть, свет малой свечки, который заставил бы встречающих нас > сказать: 'В этом человеке есть нечто, чего никогда раньше и ни в ком > я не встречал!'. > Это - существо Церкви, это - ее настоящая природа. Церковь тогда > делается тем, чем она по существу является: телом Христовым, то есть > продолжением через тысячелетия и века воплощенного присутствия Бога, > плотью Сына Божия, предлагаемой нам в Таинствах, и присутствием > Святого Духа. Церковь - явление Христа, явление Святого Духа, > явление вечной жизни. Церковь - место, где Бог и человек соединены, > место, где Бог может встретить чуждого до сих пор Ему человека; > и самое чудо этой встречи. Вот чем является Церковь. [ митрополит Сурожский Антоний. О ЦЕРКВИ www.mitras.ru/be/be_2.htm ] аудиозапись этой беседы: www.mitras.ru/audio/be_02.mp3 (2M) www.mitras.ru/audio/be_02.zip к евангельскому чтению воскресенья: +> митр. Сурожский Антоний: проповеди в ВОСКРЕСЕНЬЕ АП. ФОМЫ www.messia.ru/rasylka/005/1140.htm www.messia.ru/rasylka/004/768.htm#0 www.mitras.ru/archive/040417.htm www.mitras.ru/archive/070414.htm +> Яков Кротов: воскресенье недоверчивого апостола www.messia.ru/rasylka/003/420.htm#0 +> Он же: "неверующий" апостол и надежда www.messia.ru/rasylka/002/065.htm#0 +> митр. Сурожский Антоний: беседа О ВОСКРЕСЕНИИ ХРИСТОВОМ (Лондон, 19/IV/1990) www.mitras.ru/besedy/besedy12.htm +> Его же: беседа О ЦЕРКВИ (другая; в МДА, 12/IX/1978) www.mitras.ru/besedy/besedy5.htm +> свт. Григорий Назианзин, блж. Феофилакт Болгарский www.messia.ru/rasylka/006/1483.htm#0 к евангельскому чтению понедельника: *> прп. Роман Сладкопевец - Гимн на Брак в Кане Галилейской www.messia.ru/rasylka/005/1141.htm#0 *> Гилберт К. Честертон: Ничто не трогает меня больше, чем претворение воды в вино... www.messia.ru/rasylka/004/769.htm#0 *> Клайв Стейплз Льюис о чуде в Кане www.messia.ru/rasylka/003/421.htm#0 *> свящ. Александр Мень об этом чуде www.messia.ru/rasylka/002/066.htm#0 *> Романо Гвардини: брак в Кане www.messia.ru/rasylka/006/1484.htm#0 *> в тематич. указателе: Брак - Христос на брачном пире в Кане: (там ссылки на 4 проп. митр. Антония Блума) www.messia.ru/temy/b.htm#brakana *> Феофилакт Болгарский. ТОЛКОВАНИЕ www.krotov.info/library/f/feofilkt/feo18.html *> Сергей Троицкий - ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ БРАКА. Церковное освящение брака www.krotov.info/libr_min/t/toquil/troi_07.html *> Cергей Аверинцев: Брак земной и брак небесный www.messia.ru/rasylka/004/933.htm#0 *> Х.Яннарас - Вариации на тему "Песни Песней" http://pagez.ru/olb/046.php *> Размышления свящ. Якова Кротова www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_02_02.html www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_02_05.htm Чтения этих дней в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070415/orth?cont=rv_ru www.bible-center.ru/biblereadings/20070416/orth?cont=rv_ru Эти дни в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=15-04-2007 www.canto.ru/calendar/day.php?date=16-04-2007 ***************************************************************** * * к еванг. чтению среды 2-й седмицы по Пасхе (Ин.3:16-21) www.messia.ru/rasylka/003/422.htm#0 (Питер Крифт; ссылки на тексты св. Исаака Сирина, Якова Кротова) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Чрез восемь дней по воскресении Твоем, Господи, явился Ты ученикам Твоим / на месте, где они были собраны, и, возгласив им: "Мир вам!" неверующему ученику Ты руки показал и пречистое ребро. Он же, уверовав, возглашал Тебе: "Господь мой и Бог мой, слава Тебе!"* *Фома, называемый Близнец, не был с ними, когда Ты, Христе, вошел при заключенных дверях. Оттого он и не верил сказанному ему, когда от неверия его в вере утверждали. Но Ты не отказал ему, Благой, показать пречистое ребро Твое / и на руках и ногах язвы. Он же, осязав и увидев, Богом исповедал Тебя, но не бесплотным, и человеком, но не простым, и возглашал: "Господь мой и Бог мой, слава Тебе!"* *Когда ученики были в сомнениях, в день восьмой предстал Спаситель, там, где они были собраны, и, мир дав, Фоме возгласил: "Подойди, Апостол, прикоснись к рукам, которые пронзены гвоздями". О прекрасное неверие Фомы! Верных сердца он к полноте знания привел, и со страхом возгласил: "Господь мой и Бог мой, слава Тебе!"* *Когда двери были заперты, пришел Ты, Христе, к Своим ученикам. Тогда Фомы промыслительно не оказалось с ними. Ибо стал он говорить: Никак не поверю, если не увижу и я Владыки; если не увижу ребра, откуда вышли кровь и вода крещения; если не увижу рану, от которой исцелилось великое поражение человека; если не увижу, что не был Он подобен духу, но плоть имел и кости!" Смерть поправший и Фому удостоверивший, Господи, слава Тебе!* *При дверях заключенных к ученикам собравшимся явился Ты, Спаситель, туда, где они были вместе, и, став посреди них, говорит Фоме: "Подойди, осяжи и посмотри на следы от гвоздей, протяни свою руку и коснись ребра Моего, и не будь неверующим, но с верою провозгласи о воскресении Моем из мертвых!"* (стихиры, перевод иером. Амвросия (Тимрота)) * * * *"Теперь ответь, Дитя Мое, - сказала Всесвятая Матерь Христова: Ты, Который содержишь в мере периоды времени, как же говоришь Ты, Сыне Мой и Господи, что Ты ожидаешь некое определенное время? Ты, Который определил разделение года на времена его, как ожидаешь наступления некоего определеннаго времени? Ты, будучи Создателем всего видимого и невидимого, Ты, Который, как Владыка, делаешь, чтобы день и ночь определяли непрестанное вращение времен, - как это угодно Тебе, - Ты, Который установил года в прекрасно устроенных круговых течениях, - как, тогда, ожидаешь Ты некоего времени для чуда, которое Я прошу сотворить - Тебя, Того, кто всё в премудрости сотворил?" "Я знал и прежде, чем Ты возвестила Мне это, честная Дева, что вино стало у них оскудевать - ответил Несказанный и Милостивый Своей святой Матери. - Я знаю все заботы Твоего сердца, которые подвигнули Тебя к сей просьбе; и знаю, что в глубине души Ты так рассудила - необходимость ныне призывает Моего Сына к совершению чуда, и Он отлагает это под предлогом времени. - О, святая Мати, узнай же причину Моего отлагательства, потому что, после того, как Ты узнаешь ее, сделаю по Твоей просьбе Я, Тот, кто всё в премудрости сотворил". "При этих словах возвысь Твое сердце и познай, Чистая, то, что Я говорю. В то время, когда Я привел из небытия в бытие небо и землю и всю тварь, Я, конечно, мог установить так, чтобы всё сотворенное Мною немедленно пришло в бытие и заняло свое место; однако, Я ввел некий благой порядок. Творение мира совершилось в шесть дней. И это не потому, что Я не имел силы всё совершить в единое мгновение; а по той причине Я совершил всё, следуя известному порядку, чтобы ангелы, созерцая то, что Я сделал, каждое дело по очереди, восхваляли Меня и радовались и ликовали, ибо они пламенеют любовью к Богу и наслаждаются восхвалением Бога за каждое Его творение, за каждую звезду, за каждый цветок, за каждую былинку; и непрестанно громогласно они восхваляют бездну премудрости Божией и любовь Творца к Своему творению, воспевая песнь: "Слава Тебе, Сильный, Тот, кто всё в премудрости сотворил." "Внимательно выслушай, Святая: Я мог и иначе искупить падших и не воспринимать на Себя образ беднаго раба; однако, Я допустил быть зачатым и родиться, как человек; и принятие молока от Твоих Пречистых персей. О, Дево, и всё иное во мне шествовало по порядку; и из всего, что имеет отношеше ко Мне, ничто не совершается вне порядка. Так и теперь Я имею намерение совершать чудеса в границах хорошо установленнаго порядка, дела, которые угодно совершить ради спасения человека, Мне, Тому, кто всё в премудрости сотворил." "Заметь, что говорю, Святая: Я желал сначала возвестить израильтянам и научить их надежде веры, для того, чтобы затем, перед лицом чудес, они могли полностью познать, Кт`о послал Меня, и чтобы они ведали славу Моего Отца и Его волю, потому что Он желает, чтобы во всём Я был славим всеми людьми наравне с Ним. Ибо то, что соделал Мой Родитель, это же и Я творю, потому что Я - единосущен с Ним и Его Духом, Я - Тот, кто всё в премудрости сотворил". "Потому что, если бы они уразумели всё это в то время, когда увидели поразительныя чудеса, они уразумели бы, что Я - Бог, Сущий прежде времени, хотя Я и стал Человеком. Но ныне, противно порядку, прежде чем Я научил их, Ты просишь Меня совершать чудеса; вот это-то и есть причина, почему на короткое время Я отлагал Мой ответ Тебе: если Я ожидал благоприятнаго времени для совершения чудес, то исключительно по сей причине. Но поелику необходимо, чтобы дети почитали родителей, то Я окажу уважение Твоей просьбе, Мати, потому что всё - в Моих руках, Того, кто всё в премудрости сотворил". (Прп. Роман Сладкопевец) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1820.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ! апост. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/ac1.htm#5:12 ! еванг. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh2.htm#20:19 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 | |||||
|
| ![]() |