=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!
Выпуск посвящен просветителям славянских народов, чью память православная Церковь празднует 24/11 мая.
> Святые Кирилл и Мефодий
> К востоку от германцев живут славянские племена. Во время > своих миграций они доходят до земель, которые сегодня являются > немецкими, а на юге — до Пелопоннеса, то есть почти до ворот > Византии. Вследствие этого множество славянских племен подчинено > императору Востока, а прочие объединены в независимые княжества > и герцогства. Все они враждуют с восточными франками, которые, > предводительствуемые Людовиком Германским, пытаются захватить > их земли.
> Славяне являются язычниками, и баварская Церковь издавна проповедует > им христианство. Особенно этим отличаются архиепископы > Зальцбургские, благодаря их инициативе ко Христу обращается > множество славян. К сожалению, дело осложняется тем, что полководцы > германцев стремятся политически подчинить славян франкам, тогда > как славяне хотят оставаться независимыми. В связи с этим герцог > Ростислав Моравский в 862 году обращается к императору Византии > и просит прислать в его герцогство христианских просветителей. > Для выполнения этой миссии особенно подходят два брата-византийца: > Константин, впоследствии названный Кириллом, и Мефодий. Кирилл > получает образование в Константинополе у лучших учителей > того времени. Превосходный философ, он сам преподает в Патриаршей > академии в Константинополе. В 860 роду его направляют проповедником > и послом к хазарам — народу иудейской религии, живущему на северном > берегу Черного моря. Принимая возложенное на него поручение, Кирилл > говорит: «С радостью отправляюсь нести христианскую веру. Что может > быть более прекрасного в этом мире, чем жить и умереть во имя Святой > Троицы». Прибыв к месту своего назначения, он обретает там мощи > папы св. Климента Римского и впоследствии благочестиво забирает их > с собой. Мефодий — сначала императорский чиновник, а затем > он поступает в монастырь в Малой Азии и впоследствии становится > его настоятелем. Оба брата хорошо знают славянский язык, так как > родились в Салониках, где осели славяне.
> В 863 году по велению императора Кирилл и Мефодий покидают Византию > и устремляются на север, в далекие славянские земли. Их радостно > встречают моравы, и братья принимаются за работу. Люди, глубоко > религиозные и образованные, они занимаются просвещением народа и, > прежде всего, молодежи. Для этого они используют язык местного > населения и не останавливаются перед тем, чтобы перевести > на славянский язык Евангелие и богослужебные тексты. Они даже > изобретают новую письменность — глаголицу, что позволяет впервые > писать на славянском языке. Целых три года братья обучают народ > в герцогстве Ростислава. Не будучи епископами, они не могут > возводить молодых славян, которых обучают, в священнический сан. > Чтобы разрешить эту трудность, они решают отправиться > в Константинополь. В Венеции, куда братья прибывают, чтобы сесть > на корабль, они отстаивают свой труд перед собранием епископов, > священников и монахов, которые обвиняют их в совершении литургии > на недозволенном языке. Здесь в 867 году они получают от папы > приглашение в Рим. Братья без колебания принимают это приглашение. > Когда они прибывают в Рим, у городских ворот их встречает > папа Адриан II в сопровождении римских граждан. Папа провожает их > в церковь св. Климента, и там они преподносят в дар мощи святого, > которые совершили вместе с ними долгое путешествие. В Риме > их хорошо встречают, но находятся священники и монахи, которые > укоряют братьев за то, что они совершают богослужение на славянском > языке. Многие действительно считают, что существуют только > три священных языка: латынь, греческий и древнееврейский. > Их святость, считают они, исходит из того, что именно на этих > трех языках была сделана надпись на кресте, на котором был распят > Христос. Кирилл и Мефодий, напротив, полагают, что следует > позволить каждому народу молиться Богу на своем языке.
> Папа соглашается с ними: одобряет их труд, разрешает братьям > совершать славянскую литургию в римских церквах, возводит Мефодия > в епископский сан, а также посвящает в священники и диаконы > несколько молодых славян, сопровождавших просветителей. Кирилл, > который своим неустанным трудом чрезвычайно способствовал > распространению христианства и объединению Церкви, серьезно > заболевает. Он умирает 14 февраля 869 года в Риме, и его хоронят > в базилике Святого Климента. Его могилу можно видеть и сегодня.
> Мефодий же, получив благословение Папы, возвращается обратно. > Но в Моравии франки отрешили от власти Ростислава, который > благоволил к Мефодию. Мефодий удаляется в земли, лежащие > около озера Балатон, в Паннонию (часть современной Венгрии). > К этому времени венгры еще не пришли на эти земли, и там обитали > славяне. Чтобы облегчить труд Мефодия и обратить эти народы > в христианство, поставив их при этом в прямую зависимость от Рима, > а не от франков, папа создает новую огромную церковную провинцию. > Епископская кафедра учреждается недалеко от современного Будапешта, > в Сирмии, и во главе ее поставлен Мефодий, архиепископ Сирмия. > Теперь он отвечает за обращение в христианство и создание Церкви > на обширной территории, где живут различные славянские племена. > К ней относятся север Балкан, равнины Паннонии, включается Моравия. > Таким образом, всем этим народам предоставляется возможность > приобретать общий христианский опыт.
> Новая обязанность и власть Мефодия вызывают недовольство многих: > недовольны восточные франки, стремящиеся к политическому влиянию > в областях его архиепархии: но больше всех недовольны епископы > из Баварии, которые уже ранее вели просветительскую работу в этих > землях и теперь считают, что имеют право на управление Церковью > в Моравии, Паннонии и на Балканах. По инициативе франков Мефодия > хватают и делают пленником. Его доставляют в Баварию, в Регенсбург, > где в ноябре 870 года его дело рассматривается собором. Немецкие > епископы настроены очень жестко, они осуждают Мефодия, как непрошено > вторгшегося в дела Церкви, и считают, что его нужно устранить. > Решено отправить Мефодия в заключение.
> Чтобы оправдать собственные действия, архиепископ Зальцбургский > пишет обширное донесение об основании своей Церкви и своей > просветительской деятельности; Мефодий на это отвечает, что право > папы — распределять епархии и зЕмли для проповеди. Его мнение > не услышано, и, несмотря на протесты папы Адриана II, Мефодия > отправляют в Швецию и там заключают в монастырь. Два с половиной > года он проводит в заточении, и только новому папе Иоанну VIII > удается добиться его освобождения.
> Тем временем моравы отказываются от баварских священников и просят > Папу вернуть им Мефодия. Они восторженно приветствуют > его возвращение. Мефодий продолжает свой благородный труд: > постоянно совершает славянскую литургию, развивает славянскую > письменность, проповедует, крестит. Более всего он преуспевает > в том, что собирает вокруг себя молодых учеников, возрастающих > под его руководством в вере и любви к культуре и просветительству. > Впоследствии благодаря их деятельности христианство распространяется > по всем славянским землям, вплоть до севера; так оно приходит > на Вислу к полякам. Среди его учеников особо выделяются трое: > Горазд, Климент и Наум.
> В 882 году Мефодий посещает Константинополь, император и патриарх > его горячо приветствуют. Мефодия осыпают дарами. Его энергия > и подвижнический труд, наконец, оцениваются по достоинству. > После возвращения в славянские зЕмли Мефодий больше всего печется > о росте образованности своих учеников. Он заботится о переводе > всех литургических и канонических книг, именно его воспитанники, > ученые, создают два прекрасных сочинения в защиту христианской веры > и славянской Церкви. Это жизнеописание Кирилла, написанное, > возможно, Климентом, подвигнутым на это архиепископом, > и жизнеописание Мефодия, написанное сразу после его смерти.
> Мефодий умирает 6 апреля 885 года. Смерть великого архиепископа > имеет серьезные последствия для жизни Церкви тех народов, которые > находились в его подчинении. В Моравии во времена, близкие > к Мефодию, живет свев/*/ Викинг, епископ Нитры, главной цитадели > моравских франков. При жизни Мефодия Викинг был его основным > противником; после его смерти он спешит в Рим, чтобы убедить > папу Стефана V в том, что Мефодий проявлял непослушание > и распространял еретические учения о Святом Духе. Горазда, > моравского ученика Мефодия, ставшего его преемником, отзывают в Рим, > и Викинг получает должность главы Моравской епархии. ------------------- /*/ Свевы - группа германских племен (прим. ред. рассылки). > Это трудное время для последователей Мефодия: им запрещено > пользоваться в богослужении славянским языком, они подвергаются > гонениям. Некоторые священники обращены в рабство и проданы > на рынке в Венеции; лучшие из них заключены в тюрьму, а потом > изгнаны из Моравии — оставлены без одежды на берегу Дуная!.. > Изгнанники, в их числе Климент и Наум, проходят долгий путь вдоль > Дуная и в конце концов достигают болгарских земель.
> Борис, болгарский царь, является христианином, но большинство > его подданных — язычники. Борис понимает, что для распространения > христианства в собственной стране он нуждается в высокообразованных > священниках, которые были бы также способны общаться с народом > и учить его молиться на собственном языке. Борис прекрасно > принимает изгнанников и дает им возможность продолжить труд Кирилла > и Мефодия.
> Памятуя о деятельности Мефодия в Моравии, Климент прежде всего > создает школу, где лучшие мальчики из местного населения готовятся > к тому, чтобы стать священниками. Некоторые из них продолжают затем > богословские занятия и литературную деятельность. Эта работа > продвигается очень успешно, и за небольшое время обучение проходят > тысячи юношей. Школа размещается в старинном местечке, в Охриде, > на озере, носящем то же название. Со временем Климент становится > епископом этой области.
> Его сподвижник — Наум, горячий проповедник христианства, также > занимается воспитанием молодежи; он сначала устремляется на север, > в Бреславль. После посвящения Климента в епископы он также > перебирается на побережье Охрида, где став монахом воспитывает > молодежь. Большую роль в этом деле играет монастырь Святых > Архангелов, существующий до сих пор. После смерти Наума народ чтит > его как святого.
> Труды Климента и Наума очень много дали болгарам: веру, собственную > церковную организацию, богослужение на славянском языке и даже > благодаря их просветительской деятельности появились первые > сочинения по истории народа. Помимо Болгарии, традиции Кирилла > и Мефодия продолжают сохраняться и в центре Балкан, у хорватов. > Хорватам удается избежать франкского господства. Они надолго > остаются верными славянской литургии. [ Романо Скальфи. "Я с вами до скончания века". Краткая история Католической Церкви www.agnuz.info/tl_files/library/books/romanoscalfi/page06.htm ]
+ + + священник Александр Мень: Кирилл и Мефодий www.messia.ru/rasylka/010/2571.htm#B + + + Андрей Десницкий: свв. Кирилл и Мефодий и дискуссия о богослужебном языке российской Церкви www.messia.ru/rasylka/007/1855.htm#0 (+ссылки!); продолжение: www.messia.ru/rasylka/007/1856.htm#0
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *<Иисус сказал:> - Говорю вам истинную правду: кто исполнит Слово Мое, смерти вовек не увидит. - Вот теперь мы точно знаем, что в Тебе бес, - сказали они Ему. - Авраам умер, умерли и пророки. А Ты говоришь: "Кто исполнит Мое Слово, вовеки не испытает смерти"! Неужели Ты больше нашего отца Авраама, который умер? Или пророков, которые умерли? Кем Ты себя выставляешь? - Если Я сам себя прославляю, слава Моя - ничто, - ответил Иисус. - Но Меня прославляет Отец Мой. Вы зовете Его нашим Богом! Вы Его никогда не знали, а Я Его знаю. Если бы Я сказал, что не знаю Его, Я был бы лжецом, как и вы. Но Я знаю Его и исполняю Его Слово. Авраам, ваш отец, ликовал, что день Мой увидит. Он увидел его - и был счастлив! - Тебе нет и пятидесяти, и Ты видел Авраама?! - возмутились они. Иисус ответил: - Говорю вам истинную правду: Авраам еще не родился, а Я уже БЫЛ И ЕСТЬ. Тогда они схватили камни, чтобы побить Его. Но Иисус скрылся и ушел из Храма.* (Ин.8:51-59/*/) *********************************************
/*/ — евангельское чтение вторника. * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2689.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
!!!NEW!!! страничка сайта в facebook: www.facebook.com/pages/messiaru/166052580123199
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm | |||||
|
| ![]() |