=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!
* 9 апреля ст.ст. 2012 г., воскресенье 2-е по Пасхе {память ап. Фомы, воспоминание его "уверения"} литургические чтения: Деян.5:12-20; Ин.20:19-31.
> Иоанн не бросается словами понапрасну — употребив эту фразу дважды, он, несомненно, преследует этим какую–то цель. Дело не в том, что Пасха случайно выпала на воскресенье. {В иудейском календаре воскресенье считается первым днем недели.} Иоанн хотел, чтобы его читатели увидели в этом событии первый день сотворения. Пасхальное утро стало днем рождения нового мира. В шестой день недели, в пятницу, Бог завершил свой труд. Возглас Иисуса: «Tetelestati!» (Совершилось!) в Ин.19,ЗО перекликается с рассказом о шестом дне в Быт.1, когда созданием человека по своему образу и подобию Бог завершил первый этап сотворения мира. Итак, говорит Иоанн: «Се, Человек!» (19,5). В Страстную пятницу миру явилось истинное телесное воплощение Божьего образа. Иоанн рассматривает субботу между Страстной пятницей и Пасхальным воскресеньем как время благословенного покоя, освященного Богом по завершении творения: <...> > Но с пасхальным утром наступил первый день недели. Сотворение мира завершилось, настало время возрождения. Дух, носившийся в начале над водою, витает теперь над миром Божьим, готовый зажечь в нём искру по–весеннему новой жизни. В утренних сумерках Мария отправилась к гробнице и в лучах восходящего солнца увидела Иисуса. Она решила, что это садовник, и в определенном смысле так оно и было. Перед нами новое творение — новое Бытие. > Вечером того же первого дня недели, когда двери были заперты из страха перед иудеями, к своим ученикам пришел Иисус и, став среди них, сказал: «Мир вам!» Границы бытия и познания старого мира расширились. Всё, что имело смысл на прошедшей неделе, утратило его с наступлением новой. Новое мироздание принесло с собой новый порядок бытия, и перед потрясенным миром открылись новые горизонты. Появление Иисуса сопровождает древнее иудейское пожелание мира: «Шалом». Это не просто приветствие. Оно ясно указывает на подвиг, свершенный на кресте. Иоанн подчеркивает эту мысль словами: «Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои». > В тот день Иисус дал своим ученикам поручение (20,19–23), которое легло в основу всякого христианского свидетельства, служения, наставничества и преображения мира. «Мир вам, — повторил он, — как послал Меня Отец, так и я посылаю вас». И, как когда–то Бог вдохнул жизнь в Адама и Еву, он подул на них: примите Духа Святого, и кому простите грехи, тому простятся, а на ком оставите, на том они останутся. [ Том Райт.
* * *
> <...> и сегодня многим людям кажется, будто место веры — в частной жизни, в изоляции от истории — особенно от такой, которая совершает атаки на веру. А многие другие думают, что история — просто цепочка из наблюдаемых причинно-следственных связей, и она не может разорваться, чтобы включить в себя то, чего еще никогда не происходило. Повествования о воскресении Иисуса, а также <...> само существование церкви с ее первых до сегодняшних дней - ставят перед миром огромный вопрос. Мы неизбежно задаем его, когда говорим с общиной, которая верит в Евангелие и стремится жить по его истине. Мы задаем этот вопрос, читая Библию, которая, если видеть в ней цельное повествование, дает нам картину мировоззрения, в котором данный вопрос обретает смысл. Нам приходится думать об этом в контексте личной открытости тому Богу, о Котором говорит Писание. Он сотворил мир, а не просто присутствует в нём, и это Бог справедливости и истины. Такие размышления не заменяют нам исторического исследования, но и не являются каким-то лишними. Это позволяет нам открыть окна ума и сердца, чтобы подумать: в конце концов, такое возможно в Божьем мире, не только в мире нынешнего творения, но и в мире творения нового. Как я полагаю, история подводит нас к рубежу, где мы просто обязаны сказать: могила оказалась пустой, они действительно видели Иисуса — такого же, но и преображенного. И здесь задает вопрос история: и как это можно объяснить? > История не позволяет нам избежать такого вопроса, она не оставляет путей бегства от него. Все эти пути уже давно были испытаны, и ни один из них не оказался надежным. История задает нам вопрос. И когда на него дает ответ христианская вера, трезвая, смиренная и вопрошающая, историческая наука (в отличие от воинствующего рационализма, который уже заготовил свой ответ заранее) может неожиданно заявить: «Звучит правдоподобно». > Рассказ о Фоме в главе 20 Евангелия от Иоанна похож на притчу, которая всё это иллюстрирует. Подобно добросовестному историку, Фома желает всё осмотреть и потрогать. Иисус предстает перед ним и предлагает к себе прикоснуться. Но Фома этого не делает. Он уже оставил позади тот тип познания, который намеревался использовать, и перешел к более высокому и богатому познанию. Если воспользоваться всё теми же образами Израиля у Чермного моря, вот как это выглядит в «Пасхальной оратории».{} В начале Фома полон сомнения: > Море слишком глубоко, > Вдруг является Иисус и предлагает Фоме посмотреть на Него и прикоснуться к Нему. Перед Фомой внезапно предстает новая головокружительная возможность: > Море расступилось.
Хозяева фараона: > В этот момент Фома делает глубокий вдох — и мгновенно история и вера сливаются воедино. «Господь мой и Бог мой», — восклицает он. > Эти слова не являются истиной за рамками истории. «Господь», о котором идет речь, — именно Тот, в ком достигла наивысшей точки история Израиля и кто начал иную историю. Как только постигаешь смысл воскресения, сразу начинаешь видеть, что история Израиля наполнена частичными и предварительными аналогиями этого момента. И эпистемологическую весомость она приобретает не только в силу обещанного окончательного воскресения, но и благодаря повествованию о великих деяниях Божьих в прошлом. > И нельзя сказать, что слова Фомы противоречат естественным наукам. Мир нового творения — всё равно мир творения; как таковое, оно открыто для труда человека (и даже радуется ему); человек не должен подчинять себе творение с помощью магических ухищрений и подчиняться ему, как если бы само творение было Божественным, но он должен служить его распорядителем. А любой распорядитель должен понимать, чем он управляет, чтобы лучше служить творению и помочь ему стать таким прекрасным, каким оно было задумано. > И я полагаю, что вера в воскресшего из мертвых Иисуса превосходит так называемую историю и так называемые естественные науки, и одновременно — вбирает их в себя. Такая вера не слепое убеждение, которое напрочь отвергает историю и другие науки. И нельзя сказать — а так было бы намного «удобнее»! — что эта вера относится к совершенно иной сфере и не пересекается с обычными знаниями, как будто лежит в особом герметическом сейфе. Но, скорее, такая вера, которую, как мы видим и в других типах познания, определяет природа ее предмета, — есть вера в Бога Творца, Который обещал в конечном счете всё исправить, и в Бога, Который (и в этой яркой точке они соединяются) воздвиг Иисуса из мертвых в рамках истории, о чём остались свидетельства, требующие объяснений и от ученого, и от любого человека вообще. Если я правильно понимаю научный метод, когда ученый сталкивается с явлением, которое не соответствует его привычным парадигмам, он может пойти и таким путем, если ничего другое не работает: может изменить саму парадигму. Это не означает, что историк отвергает все свои прежние знания, но означает, что эти знания входят в какое-то более широкое целое. Это, если хотите, вызов апостола Фомы. > И если Фома показывает нам эпистемологию веры, которая превосходит историю и другие науки, но одновременно вбирает их в себя, то можно сказать, что Павел в этом смысле представляет эпистемологию надежды. В главе 15 Первого послания к Коринфянам апостол развивает свою аргументацию для доказательства будущего воскресения, входящего в Божий замысел нового творения, искупления всей вселенной, как о том говорит глава 8 Послания к Римлянам. Для христианина надеяться не означает принимать желаемое за действительное или придерживаться слепого оптимизма. Это — разновидность познания, которое допускает появление нового, оставляет возможности открытыми и предвидит новое творение. <...> [ Том Райт. Из кн. "Главная тайна Библии.
+ + + митрополит Сурожский Антоний: опыт воскресшего Христа www.messia.ru/rasylka/011/2681.htm#0 + + + монахиня Игнатия: как трепетно содрогается наше сердце, сочувствуя апостолу Фоме www.messia.ru/rasylka/010/2553.htm#0 (+ссылки) + + + свящ. Яков Кротов: неверие апостола Фомы www.messia.ru/rasylka/009/2407.htm#0 (+ссылки) + + + митрополит Сурожский Антоний: в чём разница между человеком верующим и неверующим? www.messia.ru/rasylka/007/1820.htm#0 (+ссылки)
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Приближалась еврейская Пасха, * * * *Чрез восемь дней по воскресении Твоем, Господи, явился Ты ученикам Твоим / на месте, где они были собраны, и, возгласив им: "Мир вам!" неверующему ученику Ты руки показал и пречистое ребро. Он же, уверовав, возглашал Тебе: "Господь мой и Бог мой, слава Тебе!"* *Фома, называемый Близнец, не был с ними, когда Ты, Христе, вошел при заключенных дверях. Оттого он и не верил сказанному ему, когда от неверия его в вере утверждали. Но Ты не отказал ему, Благой, показать пречистое ребро Твое / и на руках и ногах язвы. Он же, осязав и увидев, Богом исповедал Тебя, но не бесплотным, и человеком, но не простым, и возглашал: "Господь мой и Бог мой, слава Тебе!"* *Когда ученики были в сомнениях, в день восьмой предстал Спаситель, там, где они были собраны, и, мир дав, Фоме возгласил: "Подойди, Апостол, прикоснись к рукам, которые пронзены гвоздями". О прекрасное неверие Фомы! Верных сердца он к полноте знания привел, и со страхом возгласил: "Господь мой и Бог мой, слава Тебе!"* *Когда двери были заперты, пришел Ты, Христе, к Своим ученикам. Тогда Фомы промыслительно не оказалось с ними. Ибо стал он говорить: Никак не поверю, если не увижу и я Владыки; если не увижу ребра, откуда вышли кровь и вода крещения; если не увижу рану, от которой исцелилось великое поражение человека; если не увижу, что не был Он подобен духу, но плоть имел и кости!" Смерть поправший и Фому удостоверивший, Господи, слава Тебе!* *При дверях заключенных к ученикам собравшимся явился Ты, Спаситель, туда, где они были вместе, и, став посреди них, говорит Фоме: "Подойди, осяжи и посмотри на следы от гвоздей, протяни свою руку и коснись ребра Моего, и не будь неверующим, но с верою провозгласи о воскресении Моем из мертвых!"* (стихиры вс, перевод иером. Амвросия (Тимрота)) * * * "Хранит Господь простодушных: * я изнемогал, а Он спас меня". (Пс.114:6) ********************************************* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/012/2790.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm | |||||
|
| ![]() |