=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!
Выпуск посвящен стихам 15:26 16:4 Евангелия от Иоанна. (Ин.15:17-16:2 читаются на православной литургии в 3-ю субботу по Пасхе.)
> «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и <не впрягайтесь снова в ярмо рабства>» (Гал.5,1). Вся двухтысячелетняя история Церкви на земле это не только история святых ее, максимально возможно явивших миру образец стояния в Христовой свободе, но это и история непрестанных поисков этой свободы, как на индивидуальном уровне, так и на общественном, и, увы, история непрестанных ей измен. Ибо — «всякий, <кто совершает грех> раб греха» (Ин.8,34). Поэтому чтобы идея охранительства в Церкви могла бы найти реальное воплощение и приносить плодотворные результаты, необходимо уяснить и уточнить, что нуждается в охранении и какими средствами охранять. Чисто человеческими усилиями это охранение заранее обречено на неудачу оно всегда приносило только разделения, или же, в лучшем случае, вырождалось в музейный консерватизм и многовековое археологическое консервирование. > Можно напомнить, что Самого Христа уже пытались охранять при Его земной жизни: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою» (Мф.16,22) или «Господи, <не пустить ли в ход мечи>?» (Лк.22,49). Вольно или невольно то же самое искушение преследует христиан во все времена и, пожалуй, всех без исключения (неужто мы сильнее и опытнее первых апостолов?) в отношении евангельской истины. В каком охранении нуждается она? > Лучшее охранение ее — это свидетельство о ней: «О том, что было <сначала>, что мы слышали, что видели своими очами… о Слове Жизни, ибо жизнь <была явлена нам, мы ее видели, мы — свидетели Жизни вечной той, что была с Отцом, что была явлена> нам» (1Ин.1,1-2). Свидетельство всей своей жизнью, ежедневно следуя стопам Христовым: «кто хочет <следовать за Мной, пусть забудет о себе, возьмет свой крест и каждый день несет свой крест тогда он будет следовать за Мной>» (<Лк.9,23>). В эпохи гонений за веру самым верным свидетельством о Христе было мученичество высший подвиг свободы во Христе и ради Христа. Каждый из мучеников-свидетелей мог бы повторить вслед за Ним Самим про свою же собственную жизнь: «Я <жизнь Свою отдаю, чтобы снова ее получить>. Никто не отнимает ее у Меня; но Я Сам отдаю ее. <В Моей власти ее отдать, в Моей власти ее получить обратно>» (Ин.10,17-18). И чем больше гнали христиан, тем ярче расцветала Церковь. Но такое свидетельство, вопреки всем немощам и страхам человеческим (всё же оставили Христа все Его ученики перед Его крестными страданиями), стало возможно благодаря будущему исполнению Слова Божия: «Но вы <получите> силу, когда сойдет на вас <Святой Дух и станете Моими свидетелями … до самых пределов земли>» (Деян.1,8). Дух Святой вот первый и самый верный Свидетель о Христе, поруганном и прославленном, распятом и воскресшем, вот источник всякого достоверного свидетельства о Нём! «<Но когда к вам придет Заступник от Отца исходящий Дух Истины, которого Я вам пошлю от Отца Он и будет Моим свидетелем. И вы тоже Мои свидетели, потому что вы с первых же дней были со Мною>» (Ин.15,26-27). Итак, сначала Он Сам, Дух истины, наставляющий верного ученика Христова «на всякую истину» <(16,13)>, и только потом уже — ученик, наученный Духом. > Дух Святой источник не только истины в Церкви, но и свободы. «Где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3,17), и истина для христианина неотделима от свободы; свобода не может выражаться без стремления к истине и истина не может быть воспринята без свободы. Он же и их хранитель. Если брать любую поместную церковь как организацию, как структуру в ее земном аспекте, то везде грешники, «всяк человек ложь» (Пс.115), и совокупность всех нас, грешников, от мирян до патриархов, не может дать иного качества, кроме как суммы всех грешников, вместе взятых. Хранитель же и охранитель истины в Церкви не миряне или иерархия, взятые вместе или по отдельности, но тот же Дух Истины, «жизни Податель», Которому молятся православные большую часть года и Которым совершаются все церковные таинства. По грехам христиан в те или иные эпохи огромные массы верующих могут становиться менее восприимчивыми для действия Духа Святого, и это было не только на христианском Западе, но и на Востоке. Падение Константинополя в 1453 г., раскол внутри русской Церкви в середине XVII века, попрание святынь, «мерзость запустения» и еще серия расколов внутри нее же в ХХ-м… Господь часто говорит со всеми нами языком исторических обстоятельств, и как же трудно этот язык изучается нами и доходит до нас! С другой стороны, «Дух дышит, где хочет», и канонические границы той или другой церкви для Него явно не преграда. Грехи нас всех уравнивают, они воистину «экуменичны». Истинные добродетели тоже. Если нам, православным, больше дано, чем другим, то с нас больше и спросится, по Евангелию. И уже спрашивается, и как давно! но многие из нас всё еще это понять как следуют не хотят, а только на врагов всё спихивают, внутренних ли, внешних… > Нестроения и разделения внутри отдельной церкви, начиная с элементарной ее единицы, прихода, или же между разными церковными сообществами часто являются следствием утраты свободы в Духе, при сохраняющейся в то же самое время ревности к охранительству, которое часто понимается весьма и весьма по-разному. Молитва , пост, благочестивая жизнь главные подспорья для индивидуального охранения. Но как заходит речь о расширении охранения от одной личности до целого общества, возникает ряд неустранимых проблем, поскольку нам не дано изначально воздействовать на волю, убеждения, пристрастия и вкусы окружающих нас людей без их внутреннего на то согласия. Мы если и можем что-то изменить, то начиная с себя, и то убеждаясь чаще в своем бессилии; соблазн «переделать» ближнего своего возникает чаще у того, кто не внимает самому себе. Здесь тайна реальной неприкосновенности личности как образа и подобия Божия, даже если эта личность не хочет раскрывать свое богоподобие, но становится звероподобной. А с другой стороны, мы все друг на друга влияем, и всегда находятся люди, святые или порочные, которым более многих других дано или попущено Богом влиять на огромные массы людей и даже вершить их судьбы. Обладающий даром убеждения и власти может сломать человека, подчинить его себе, устрашить или же приласкать, приманить, притянуть к себе, играя на определенных человеческих слабостях. Таковой приходит «во имя свое» (Ин.5,43), и его чаще всего принимают. Оставим, однако, мир внешний «время начаться суду с дома Божия» (1Пет.4,17). Действующий по образу Пастыреначальника Христа занят отнюдь не только своим собственным охранительством, или, проще говоря, спасением, он всю свою жизнь полагает ради спасения других. При этом он не просто охраняет богоподобие и свободу ближнего своего он борется за них! Борется за раскрытие каждой личности со всеми ее оттенками и талантами, со всей ее душевностью и человечностью. Умалять божественный замысел о человеке, по замечанию схиархим. Софрония (Сахарова), один из великих грехов современности: «Из-за того, что люди не видят ни в себе самих, ни в брате своем подлинного и вечного достоинства, они так зверски злы в своих взаимоотношениях и так легко друг друга убивают». Как будто сказано о нашей настоящей всероссийской смутности, затрагивающей, к сожалению, и церковный быт, и взаимоотношения между неумудренными пастырями и израненными овцами… [ свящ.
Филипп Парфенов.
из ст. "Охранительство и свобода, консерватизм и реформаторство в Церкви" ]
*>>
Комментарий из Толковой Библии
*>> C.Тагуэлл: Господь слишком велик для этого мира,
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
-------------------------------------------- *В это время возвращался домой евнух-эфиоп ... он приезжал в Иерусалим как паломник. Евнух, сидя в колеснице, читал пророка Исайю. Филипп, подбежав к колеснице, услышал, что тот читает пророка Исайю. Он спросил евнуха: "А тебе понятно то, что ты читаешь?" Тот ответил: "Как мне понять, если некому объяснить?" - и пригласил Филиппа подняться в колесницу и сесть с ним рядом. Вот отрывок из Писания, который он читал: "Его, как овцу, вели на заклание, как ягненок безропотен перед стригущим его, так и Он не отверз Своих уст. Он унижен был и лишен правосудия. И что говорить о потомстве Его, если жизнь Его на земле пресеклась?" Евнух спросил Филиппа: "Прошу тебя, ответь мне, о ком это говорит здесь пророк? О себе или о ком-то другом?" Филипп заговорил и, начав с этого отрывка Писания, поведал ему Радостную Весть об Иисусе. Продолжая путь, они подъехали к месту, где была вода. сказал евнух: "Вот вода! Что препятствует мне креститься?" Он приказал остановить колесницу, и оба они, Филипп и евнух, вошли в воду, и Филипп его крестил.* (Деян.8:27-38/*/) * * * *Савл по-прежнему дышал злобой и грозил смертью ученикам Господа. Придя к первосвященнику, он попросил у него п`исьма в Дамаск, к тамошним синагогам, чтобы иметь право арестовывать и отправлять в Иерусалим последователей Пути, всех, кого ему удастся обнаружить, и мужчин и женщин. Но по дороге, когда он уже был недалеко от Дамаска, его внезапно молнией озарил свет с неба. Упав на землю, он услышал голос, говоривший ему: - Савл, Савл! Что ты Меня гонишь? Савл спросил: - Кто Ты, Господин мой? - Я Иисус, которого ты гонишь. А теперь встань и иди в город, там тебе скажут, что делать. Спутники Савла стояли онемев: они слышали голос, но никого не видели. Савл поднялся с земли, но, открыв глаза, ничего не видел. Его взяли под руки и привели в Дамаск. И три дня он ничего не видел, не ел и не пил. ... В Дамаске был ученик по имени Анания, и ему в видении сказал Господь: - Анания! Тот ответил: - Я здесь, Господь! Господь сказал: - Собирайся и ступай на улицу, что называется Прямой. Разыщи в доме Иуды человека из Тарса по имени Саул. Он сейчас молится, и ему было видение, что в дом входит человек по имени Анания и возлагает на него руки, чтобы вернуть ему зрение. Анания возразил: - Господь! Я от многих слышал об этом человеке, я знаю, сколько зла причинил он Святому народу Твоему в Иерусалиме. У него и здесь полномочия от первосвященников арестовывать всех, кто призывает Твое Имя. Господь сказал ему: - Ступай! Я избрал его на служение Себе, и он возвестит Мое Имя язычникам с их царями и народу Израиля. Я сам покажу ему, сколько страданий он должен будет перенести ради Меня. И Анания пошел, вошел в дом и, возложив на Саула руки, сказал: - Савл, брат мой, меня послал Господь - Иисус, который явился тебе в пути, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. И тут же у Савла как будто какая-то чешуя, покрывавшая его глаза, упала с них, и он снова стал видеть. Он тотчас принял крещение, а потом поел, и к нему вернулись силы. В Дамаске он пробыл с учениками несколько дней и сразу стал проповедовать в синагогах, что Иисус - Сын Божий.* (Деян.9:1-20/**/) * * * <Иисус сказал:> - Вот что Я вам заповедую: любите друг друга! Если мир ненавидит вас, помните, что сначала Меня он возненавидел. Будь вы из этого мира, он бы вас полюбил - как своих. Но так как вы не из мира (Я, избрав, отделил вас от мира), за это вас мир ненавидит. Помните, Я вам сказал: "Слуга не больше своего господина". Если гнали Меня, и вас будут гнать. Если Мои слова исполняли, исполнят и ваши. Но они всё это вам сделают из-за Меня, потому что не знают Того, кто послал Меня. Если бы в мир не пришел Я и с ними не говорил, они были б тогда невиновны, а теперь греху их нет оправданья. Тот, кто Меня ненавидит, и Отца Моего ненавидит. Если б не сделал Я среди них дел, которых никто другой сделать не может, они были б тогда невиновны. Но теперь они видели их - и всё равно ненавидят и Меня, и Отца Моего. Но так и должно было быть, чтоб исполнилось то, что в Законе у них написано: "Ненавидят Меня без причины". Но когда к вам придет Заступник - от Отца исходящий Дух Истины, которого Я вам пошлю от Отца - он и будет Моим свидетелем. И вы тоже Мои свидетели, потому что вы с первых же дней были со Мною. Я сказал это вам, чтобы вера не дрогнула ваша. Вас изгонят из синагог; даже будет такое время, когда всякий, кто вас убивает, будут думать, что этим они служат Богу. Поступать они будут так потому, что не знали ни Отца, ни Меня. Но Я вам это сказал, чтобы вы, когда наступит их время, помнили: Я вам сказал. Я вначале не говорил вам об этом, потому что был с вами. (Ин.15:17-16:4/***/) ********************************************* /*/ чтение четверга. /**/ включает часть апост. чтения пятницы. /***/ включает еванг. чтение субботы. В
цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/2944.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |