=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос воскрес!* 5 августа
2019 г. ст.ст.,
*
6 августа 2019 г. ст.ст., понедельник.
С праздником!
к
апостольскому чтению вс:
к
евангельскому чтению вс:
> Нет иного пути> В августе празднует Церковь Преображение Господне – один из самых излюбленных праздников православных христиан. В этот день вспоминается, как Христос, по рассказу Евангелия, поднялся с тремя ближайшими Своими учениками, Петром, Иоанном и Иаковом, на высокую гору, и там они увидели Его преобразившимся. Вид лица Его, – говорит Евангелие, – изменился (Лк.9:29). И еще: Одежды Его сделались блистающими… как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мк.9:3). И так поразителен был этот свет, что апостолы упали ниц, а когда поднялись, Петр сказал Христу: Господи! хорошо нам здесь быть (Мф.17:4).> Постараемся вникнуть в этот рассказ и в тот замысел о человеке, что являет нам праздник Преображения. Неверующие часто не понимают, что последняя, глубинная сущность вещей и явлений раскрывается не столько в логических определениях, сколько в той внезапной радости, которая охватывает порой всё наше существо. Эта радость, иными словами, есть путь и метод познания, не менее важный, чем познание научное. Более того, из этого постижения вещей через радость родились сами праздники. Так, всякий, кто испытал радость пасхальной ночи, знает, что все псевдонаучные «разоблачения», навязываемые ему атеистической пропагандой, не имеют никакого отношения к реальности Пасхи. > И вот – Преображение. В самом слове этом ощущается нечто выводящее нас за пределы обычного подхода к действительности. Мы знаем об эволюции, о связанных с нею переменах, которые можно измерить, определить, описать. Но Преображение есть такая перемена, когда изменяемое переходит в реальность совсем иного плана. Мы говорим о ком-нибудь: «Лицо его преобразилось улыбкой». Это означает, что, хотя лицо человека, о котором идет речь, осталось тем же и анализ физический или химический никакой перемены в нём не выявит, совершилось нечто, раскрывшее нам это лицо по-новому. Были будни – и наступил праздник, была хмурая повседневность – и хлынул свет, и мы разглядели в этом лице невидимую прежде радостную красоту. Выходит, что улыбка эта сообщает о человеке больше, чем все сведения о его росте, весе, возрасте и т.п. Иными словами, здесь раскрывается та сокровенная сущность человека, увидеть которую иначе мы бы не смогли. > Христос учил о Царстве Божием, о любви, братстве, прощении; Он учил, что Царство это внутри нас (ср.: Лк.17:21) {Более точный перевод: "... среди вас". См. #3484. – Прим. ред. рассылки.} и что это Царство добра и света. Но чтобы учение о нём не осталось лишь словами, Он взял учеников с Собою на гору, и там увидели они тот самый свет, память о котором утратил человек, поработившийся суете. И Петр сказал: Господи! хорошо нам здесь быть! – и то были самые человеческие, самые важные слова, сказанные когда-либо. Вот почему праздник Преображения остается для верующих в определенном смысле тем же, что и улыбка, о которой я только что говорил, – явлением того сокровенного, во что они верят, чем живут и что так трудно выразить, объяснить, доказать. Трудно, потому что для этого нужно подняться на гору, и значит – саму жизнь сделать усилием, подъемом, восхождением, а этого-то как раз и не хочет человек, ослепленный суетой и соблазнами повседневности. Он не хочет пота и трудов, неизбежных при этом восхождении, он отвык от самого желания чего-то высшего, ему тяжело дышать разреженным воздухом горной вершины. > Но, сделав над собой усилие, человек непременно увидит (как, где и когда – заранее сказать нельзя) этот таинственный свет, испытает эту поразительную радость, поймет, что только по отношению к ним можно так просто и так кратко сказать: Господи! хорошо нам здесь быть! – слова счастья, слова обретенного смысла, слова жизни, достигшей своей полноты. Носители антирелигиозной пропаганды, пожалуй, искренне думают и других хотят заставить думать, будто христиане ходят в церковь, исполняют свои «обряды» из страха и желания получить какую-то награду в загробном мире, из потребности в утешении и т.д. Но какой это ложный и слепой подход к религии, какое глубокое непонимание того, что составляет ее движущую силу! Ибо движущая сила религии, залог неизменной ее победы при любых гонениях, разоблачениях и поношениях – тут, в простых словах: Господи! хорошо нам здесь быть, в этом опыте, пусть малом и ограниченном, преображения, света и радости. Когда-то Блок написал: «И прежней радости не надо вкусившим райского вина». {Из стихотворения А.А.Блока «Моей матери» (1907). Следует: «...Что прежней радости не надо...»} Кто этот опыт имел, тому и вправду не надо никаких доказательств, ибо это он был на горе́, это ему было там хорошо. > И что против этого может самая что ни на есть «научная» пропаганда? Разве наука не основана в последнем итоге на опыте? Но именно опыт мы и произвели, а потому знаем знанием несомненным, всей его радостью, всей его глубиной, что мiр и жизнь созданы для преображения, дабы явился и засиял таящийся в них свет, подобно тому как сияет он в лице человека, созданного для радости и счастья. Мы знаем, что нет для человека иного пути, чем медленное и трудное восхождение на гору Фавор. Но если мы начали его, то, даже падая, изнемогая и изменяя своему призванию, мы всё равно видим на всём отблеск этого света, ощущаем радость и счастье, с которыми ничто не может сравниться. И потому можем спокойно сказать: «Продолжайте свое черное дело, насмехайтесь, разоблачайте, гони́те! Всё равно вы не можете ничего против человека, который хоть раз в жизни от полноты опыта, от полноты радости, от всего существа своего сказал: Господи! хорошо нам здесь быть». [
свящ. Александр Шмеман.
+
+ + В.Н.Кузнецова:
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях.
-------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Я
посадил, Аполлос поливал, но вырастил Бог! *Если Христос
был воскрешен, как мы проповедуем, * * * *Один считает, что какой-то день важнее остальных
дней. Для другого все дни равны. Пусть каждый поступает по своему разумению.Тот,
кто особо чтит какой-то день, делает это в честь Господа, и тот, кто ест,
ест в честь Господа, потому что благодарит Бога за пищу. И тот, кто не ест,
в честь Господа не ест – он тоже благодарит Бога. Ведь никто из
нас не живет только для себя, и никто не умирает для себя. Если мы живем,
для Господа живем. Если умираем, для Господа умираем. Живы мы или мертвы,
мы принадлежим Господу. Потому что Христос умер и снова стал жить, чтобы
господствовать над мертвыми и над живыми. Что же ты осуждаешь своего брата?
А ты? Что ты презираешь своего брата? Все мы предстанем перед судом
Божьим. Ведь Писание говорит: Преобразился
Ты на горе́, Христе Боже, *
Соединив в Себе две природы неслиянно, * Придите
ко мне и веруйте, народы! * * * *Его Божественная сила одарила нас
всем необходимым ********************************************* /&/
содержит апостольское чтение субботы. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3853.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |