=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Душа
моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
*
28 апреля 2022 г. ст.ст., воскресенье 5-е Великого
поста.
о прп.
Марии Египетской: +
митрополит Антоний о прп. Марии Египетской
К
апост. чтению:
> 13. Мк 10:32–34{} начинает один из самых полных и лучших изложений христологии Страстей. Этот текст содержит третье предсказание о жертвенной смерти Христа. > Предсказанию
предшествует ряд сведений, создающих атмосферу торжественности > Само предсказание (10:33–34) – третье по счёту в общем разделе (8:27–10:52). Предыдущие два (8:31 и 9:31) были короче, а здесь содержание более развёрнуто, оно освещает все аспекты Страстей. > (А). Начало Страстей описано словами: «Вот, мы восходим
в Иерусалим, и Сын Человеческий предан{}
будет первосвященникам и книжникам» (10:33). Обозначены место и конкретные
люди, которым будет предан Иисус. Впервые глагол παϱαδίδομαι
(«быть преданным») связывается с первосвященниками >
(Б). Слова «и осудят Его на смерть» (10:33) коротко описывают вторую
фазу событий. Опять же впервые чётко показаны роли духовных вождей иудаизма,
а об осуждении Мессии упомянуто особо. Осуждение Иисуса на смерть –
дело исключительно первосвященников > (В). Их деяние отражает и третью фазу Страстей: «...и предадут Его язычникам» (10:33). Именно на первосвященниках лежит ответственность за осуждение Христа на смерть, а также за выдачу Его «язычникам», что усиливает степень Его унижения. Мессию безжалостно отдадут в руки язычников. Это добавляет к Его страданиям ещё и оскорбление. >
(Г). Четвёртая фаза Страстей – страдания
Христа от римских солдат: «...и поругаются над Ним, и будут
бить Его, и оплюют Его, и убьют Его...» (10:34). Здесь перечисляются
конкретные пытки, что отсутствовало в более ранних > (Д). Пятая фаза Страстей описана коротко: «...и убьют его» (10:34). Здесь третье предсказание сходно с двумя предыдущими («и быть убиту», 8:31; «и убьют Его» 9:31). Одно-единственное слово,{} максимальная лаконичность, – и круг страшной жертвы замкнулся. Неумолимость смерти накладывает отпечаток на сжатость этой фразы, особенно после предыдущих тяжёлых подробностей о Страстях. >
Очевидно, что Мк 10:33–34 в сжатом виде показывает всю христологию
Страстей. Удивительно ясным и четким >
Однако, как это постоянно бывает в Евангелии от Марка, христология
Страстей – не единственная линия. За «убьют Его» следует
уверенное: «...и в третий день >
14. Похожие вещи мы наблюдаем в сложной
перикопе > Однако глубже всего выражают эту христологию слова́ Иисуса, формирующие содержание Мк 10:35–45. Их можно разделить на четыре взаимосвязанные части. > Во-первых, вопрос: «Можете ли пить чашу, которую
Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (10:38). Экзегеты
отмечают, что ветхозаветные тексты связывают «чашу» и «крещение/омовение»
со страданиями >
Во-вторых, ответ Иисуса Иакову и Иоанну: «чашу, которую Я пью, будете
пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (10:39). Здесь
Мессия опять же ясно говорит о своей жертвенной смерти. Не менее ясно
Он даёт понять, что такая же судьба уготована > В-третьих, слова Христа в Мк 10:42–44.
Здесь изложено учение о начальниках и великих людях, которые «господствуют
над народами», а также заповедь ученикам: «Но между вами да
не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет
вам слугою» (10:43–44). Похожую тему мы видели в Мк 9:34–35.
В данном случае, однако, формулировки более разработаны и предполагают
суровое обличение «князей» и «вельмож» также и среди >
В-четвёртых, объяснение предыдущей позиции: «Ибо и Сын Человеческий
не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать
душу Свою для искупления многих» (10:45).{}
Мессия хочет, чтобы Его ученики были «служителями», «рабами», потому что
и сам Он пришёл послужить и отдать жизнь за человечество. Страдание
и смерть Мессии ради спасения людей обозначены здесь предельно ясно.
Христология Страстей пропитана духом любви > Четыре блока учений Мессии в Мк 10:35–45 – важная часть христологии Страстей. Среди особенностей отрывка следует отметить то, какое значение для антропологии и сотериологии придаётся этой христологии. > Присутствуют, однако, и элементы христологии
Власти. Просьба сынов Зеведеевых (10:35) предполагает, что они имеют
в виду возможность её исполнения, то есть понимают высшую власть
Иисуса. Более того, они говорят о «славе» [ Димитрий Тракателлис.
к
еванг. чтению см. тж.: +++ он же: сегодняшний фрагмент в бесседах на Мк (видео)
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Иисус Христос!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *Слушай
советы, принимай наставления, * * * *Иисус пошел с учениками в селения
близ Кесарии Филипповой. * * * *...первый договор имел свои
правила богослужения, ********************************************* /&/
включает апост. чтение воскресенья. /&&/
включает стихи из чтения понедельника; новый перевод РБО. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4164.htm
Поделиться:
[эта
возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |