=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой –
> В Новом Завете можно увидеть три различных подхода к государству и земной власти. {Кордочкин Андрей, прот. Кесарю кесарево? Должен ли христианин быть патриотом? — М., 2019. С. 28} Или четыре.
> В Евангелии от Иоанна ставится под вопрос существование власти как таковой — Пилату лишь кажется, что он имеет власть, а на самом деле он поместил себя внутрь иллюзиона и никакой настоящей власти у него нет: {Там же. С. 24.} «Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Иоан.19:10,11). > В Евангелии от Марка и Матфея вторая половина ответа Иисуса про по́дать кесарю «одновременно вызывающая и провокационная: «дайте Богу то, что принадлежит Богу». Возникает вопрос: «что же принадлежит кесарю, а что принадлежит Богу?» Для Иисуса и многих его современников — евреев всё принадлежит Богу. Что принадлежит Цезарю? Смысл в том, что ничего!». {Борг Маркус , Кроссан Джон. Последняя неделя. Хроника последних дней Иисуса в Иерусалиме, 2006.} > «Государство есть слепая безличная сила. И если Бог употребляет ее, как Свое орудие, то Он делает это в том же порядке, в каком Он пользуется и стихиями мира». {Кассиан (Безобразов), еп. Царство кесаря перед судом Нового Завета. — М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 2001.}
> В 17-й главе Евангелия от Матфея Иисус спрашивает: «как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя». Иисус скорее делает одолжение, чем выполняет долг. По отношению к предписаниям земной власти Его ученики именуются свободными; они — дети царя. {Кордочкин Андрей, прот. <Там же>. С. 22.} > При этом, «если Господь и признаёт Его обязанности по отношению к государству, Он говорит о государстве как о некоей чуждой силе. И ударение в Его ответе, в полном противоречии с привычным пониманием, лежит именно на Божием, а не на кесаревом. Господь признаёт за своими соплеменниками обязанности по отношению к кесарю. Он готов их подтвердить. Но и только. Чем больше мы вчитываемся в наш отрывок, тем больше мы чувствуем в нём отчужденность от государства». {Кассиан (Безобразов), еп. <Там же>.} > «В политических категориях, мировоззрение обоих посланий [Послании Иакова и Послании к евреям] может быть определено, как глубокий и последовательный аполитизм». {Там же.}
> В Послании к римлянам Павел утверждает: <.> «всякая душа да подчиняется высшим властям. Ибо нет власти, кроме как от Бога, а существующие поставлены Богом. Поэтому противящийся власти восстал против Божьего установления; а восставшие навлекут на себя осуждение. Ибо начальники страшны не для доброго дела, но для злого. Хочешь не бояться власти? Делай доброе и будешь иметь похвалу от нее. ибо она — Божий слуга, тебе на благо. Если же делаешь злое, бойся; ибо она не напрасно носит меч, ибо она Божий слуга, отмститель, карающий гневом делающего злое. Потому нужно подчиняться не только ради гнева, но и ради совести. Поэтому вы и налоги плаи́тите: ибо они — служители Божии, постоянно у этого дела стоя́щие» (Рим.13:1-7, перевод еп. Кассиана) > Еп. Кассиан подчеркивает: «с какою осторожностью мы должны пользоваться учением послания к Римлянам (XIII гл.) для извлечения из него общеобязательного христианского отношения к государству». «Апостол соглашается признать носителей власти служителями Божиими, если они неуклонно исполняют все обязанности, которые на них возложены. Иначе говоря, не всякая власть, не власть, как таковая, а только та, которая исполняет свое назначение, может быть рассматриваема, как Божие установление». {<Там же>.} > В конце I века слышен голос: «напоминай… повиноваться и покоряться начальству и властям…» (Тит.3:1). И «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1Тим.2:1-2). «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро… Всех почитайте, братство люби́те, Бога бойтесь, царя чтите» (1Пет.2:13-18). > Как и ап. Павел, христиане знали во все времена истории Церкви, что государство есть начало порядка, и что оно, при всех своих несовершенствах, спасает от худшей опасности безвластия. Апостолы и их ученики, приемля государство, как явление естественного порядка, и противясь его обожествлению, ценили государственную действительность их времени по достоинству. {Там же.}
> «В новозаветное учение о государственной власти отчужденность от государства входит не менее существенною чертою, чем принципиальное признание государства». «В повествовании об искушении — в одном только Евангелии от Луки — передано слово искусителя о его власти над царствами вселенной: «Она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (6:6). Это — уже больше, чем отчужденность от государства. Это — прямое осуждение государства, как силы, противостоящей Богу». {Там же.} > Тайнозритель в Откровении не отрицает государства, как такового. Но на исходе I века римская императорская власть потребовала от христиан религиозного поклонения. Этого поклонения Церковь оказать ей не могла. Царство кесаря вторгалось в область Божьего. И ответом Церкви могло быть и было только решительное «нет». Этот ответ запечатлен в Апокалипсисе». > «Тайнозритель восстал против тоталитарного принципа современного ему государства. Последний ответ Нового Завета на поставленный нами вопрос о христианской ценности государства есть осуждение Римской империи». «В тоталитарном строе государство становится богом. Под властью греха, тяготеющею над падшим миром, всякое государство более или менее тоталитарно». «Если всякое государство в своей сущности тоталитарно, надо думать, что и всякая попытка построить государство на законе Христовом роковым образом обречена на неудачу». {Там же.} [ протоиерей
Александр Усатов. Из кн.
"Развитие христианских идей и практик" ]
см.
также:
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Иисус Христос!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *Итак,
тем, кто соединен с Христом Иисусом, ********************************************* /#/ включает чтение среды. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4197.htm
Поделиться:
[эта
возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |