=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

 

 

 

 

> <... попытки американского теолога Джона Капуто> дать новое прочтение библейского рассказа о творении возникают в контексте вопрошания о возможности мыслить Бога, отказавшись от понятия божественной силы. Продолжая размышления Деррида о демократии и суверенитете, Капуто предлагает вариант слабого мышления о Боге. В эссе под названием «Без суверенитета, без бытия» Капуто указывает: «То, что Деррида имеет в виду под безусловным, не является ни сверхсилой, ни сверхбытием, ни формой блага или Всемогущего Бога Отца, но силой бессилия, силой бессильного ходатайства или обещания или провокации».{} В «Слабости Бога» он утверждает, что суверенная власть Бога связана с божественным бытием, и важно продумать имя Божие как событие, несводимое к бытию или сверхбытию, пребывающему над миром как его причина или властная сила, подобная промыслу. Слабая сила Бога — это сила Божьего бессилия, которая является «обещанием, данным без армии, чтобы склонить к нему, без суверенной власти, чтобы принудить к нему». {Caputo J. The Weakness of God: <A Theology of the Event. Bloomington: Indiana University Press, 2006>, p. 90.} Божественная власть — это радикальное обещание, надежда на предстоящее событие, событие абсолютно непредвиденное и безусловное. Слабая сила возможности противопоставляется сильной силе сегодняшней власти, и следы этого альтернативного способа мышления о Боге Капуто пытается проследить в повествовании о творении в книге Бытия, посланиях апостола Павла и других топосах христианской традиции. Ослабление Бога нарушает силу традиции и позволяет христианам воссоединиться с обещанной в библейских текстах надеждой и любовью. Капуто стремится освободить Бога из бытия, из бытия Бога: имя «Бог» не является именем Высшего Бытия, или основы бытия, или мистического сверхбытия; «оно есть имя возможного, "быть может”, события того, что зовет и призвано, имя возможности невозможного». {Caputo J.D. (2015) The Folly of God: A Theology of the Unconditional, p. 75. Polebridge Press.} Хотя Капуто критикует многочисленные провозглашения смерти Бога, он действительно утверждает, что «необходимо избавиться от Бога, чтобы свидетельствовать о Боге». {Caputo J. The Weakness of God, p. 272.} И более того, подлинное избавление не должно быть упрощенной диалектикой ниспровержения и возвращения силы Божьей после смерти Бога, что стало бы конструированием нового идола. Для Капуто важно не превратить слабость в уловку, поддерживающую унитарное циркулирующее движение, которое учреждает и распределяет суверенную власть, в притворство слабости, на деле сохраняющее силу. Если Бог сохраняет суверенитет, то эта слабость — лишь видимость. Радикальность события не предполагает реставрации или восстановления. Для слабой теологии само слово «теология» представляется слишком сильным. Поэтому Капуто настаивает на том, что голос теологии должен быть смягчен, что необходимо ослабление от логоса Бога, логики Высшего Бытия, и движение в теопоэтику события, происходящего во имя Бога. Теопоэтика — это дискурс, приспособленный к безусловному, ослабленный, чтобы соответствовать событию, которое не сводимо к разнообразным логосам. Как отмечает Капуто, событие — «это не существо, существование которого должно быть установлено, или сущность, свойства которой должны быть определены; событие является не ens necessarium, необходимым сущим, а возможностью невозможного; событие — это не ens supremum, суверенное сущее, которое управляет всем с бесконечной властью». {Caputo J.D. The Folly of God, p. 88.} Событие мыслится как призыв, звучащий безусловно, но без силы и власти, как обещание будущего; не финальное «Почему» на небесах, а скорее «Почему бы и нет». Если для Ницше смерть Бога как Сверхбытия, Божественного провидения означала рождение человеческого творчества (без Бога всё возможно), то для Капуто «имя Бога есть имя всего, что возможно, включая невозможное». {Caputo, J.D. (2018) Hermeneutics. Facts and Interpretation in the Age of Information, p. 318. A Pelican Book.} Он уверен, что Бога новой теологии, мыслимого как ультимативное «быть может», вписанное в мир вещей, мог бы полюбить даже Ницше. {Ibid., p. 319.}

Светлана Коначёва. Из ст. "От creatio ex nihilo к creatio ex profundis: переосмысление доктрины творения в постметафизической теологии"
Оп. в: Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2021. — № 2 (39). — С. 38-60. ]

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.info/pomoch.htm.
Подписывайтесь на тг-канал "Время пробудиться"!
Каждый день нового года там, кроме всего прочего, будет публиковаться по главке из книжки Энтони де Мелло "Awakening. Conversations with the Masters" ('Пробуждение. Беседы с Мастерами'), которые будут переводиться специально для канала
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

=...когда вы открываете глаза и осознаёте всё, о чём я сейчас говорил,
вы стано́витесь для общества страшным человеком.
Как контролировать такого человека?
Он ведь больше не нуждается в обществе!
Такой человек не боится критики;
ему всё равно, что вы о нём думаете и говорите.
Он оборвал все нити; он больше не марионетка.
Это действительно страшно.
«От него придется избавиться.
Он говорит правду; он стал бесстрашным; он уже не человек».
Да нет же, как раз он и есть человек!
Всмотри́тесь: вот он, настоящий человек! Наконец-то!
Он перестал быть рабом, он сбежал из тюрьмы.
Нет такого события, которое оправдывало бы ваши негативные эмоции.
Нет такой ситуации, которая могла бы спровоцировать негативные эмоции.
Мистики и философы всех времен чуть ли не охрипли, повторяя нам это.
Но никто не слушает. Отрицательная эмоция внутри вас.
...
Не нужно ничего делать, чтобы достичь счастья.
Мейстер Экхарт сказал замечательную вещь:
«Господа невозможно постичь путем прибавления чего-то к душе,
а можно лишь избавляя душу от лишнего».
Вы ничего не делаете, чтобы стать свободным; вы избавляетесь от чего-то.
Только так можно освободиться.=
#ЭнтониДеМелло

             *********************************************

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.info/rasylka/024/4402.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.info/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.info

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»