=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 26 февраля 2024 г. ст.ст.,

  воскресенье, посвященное грядущему Страшному суду.

  литургические чтения: 1Кор.8:8-9:2; Мф.25:31-46.

 

 

к апостольскому чтению воскр. "о Страшном суде":
 + + + В.Н.Кузнецова: пища, свобода, грех
           messia.ru/rasylka/010/2518.htm
 + + + Виктор Попков:
        Мы непримиримы к нарушителям традиций...
                  messia.ru/rasylka/005/1082.htm
 + + + архиеп. Георгий (Вагнер)
        golubinski.ru/academia/vagner/strashnyj_sud.htm
 + + + прот. Вячеслав Рубский:
        Экзистенциальная психология ап. Павла (аудио)
 + + + он же:
        Герменевтика текста Апостола Павла - поиск противоречий (аудио)
 + + + "Богопознание в пути":
        Экзистенциализм мясопуста по Апостолу (видео)
         (к апост. и еванг. чтениям)

 

 

 

 

 

 

> <... Языковая сотериология> говорит о том, что каждый человек выстраивает свои очень сложные отношения с метафизикой. То есть с тем, ради чего всё. Ради чего учёный занимается наукой? Ради денег, славы и личного когнитивного интереса. Но если мы берём поощрение из самого занятия, тогда одно занятие ничем не лучше другого. Кто-то смотрит сериал, а кто-то проводит и описывает исследования, как супруги Кюри, облучается и умирает раньше времени. Кто-то геройски исследует какие-то минералы, летит в космос, рискуя жизнью. Эти люди не могут стать один выше другого, потому что мотиватор находится внутри них. То есть они получают удовольствие от самого занятия.

> Чтобы объяснить, почему человек, занимающийся наукой, лучше вора или просто разгильдяя, нужно воспользоваться метафизической структурой, исходя из того, что атеист всё равно оформляет свою деятельность и смысл жизни через апелляцию к высшему. У каждого человека, особенно у нашего европейского атеиста, есть свои отношения с метафизикой.

> Таким образом, Бог может понимать его занятия наукой или искусством как относящиеся к Себе, как сделанное ради Него. Здесь мы узнаём евангельские строки, где Христос говорит праведникам: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня» (Мф.25:34-35). А они Ему отвечают – и когда это было? То есть этого в их сознании не было. В их измерении они в этот момент занимались наукой, помогали людям, любили свою супругу или супруга, своих детей и т.п. То есть они совершенно не относили это к Богу, но, тем не менее, Бог относил это к Себе, потому что в каком-то измерении их отношения с метафизикой являлись отношениями с Богом.

> Языковая теория спасения говорит о том, что у каждого человека есть прямой или косвенный диалог с Богом, и на этом языке неизвестно, о чём они говорят. Это, собственно говоря, может быть символическая реплика: «Будь со мной». И Он может отвечать: «Я с тобой, не волнуйся». И мы опять говорим: «Будь со мной». И это «будь со мной» звучит по-разному. Кто-то это расшифровывает как мирную ектению, кто-то выражает как покаяние, а кто-то в этот момент строит асфальтовую дорогу, почти не воруя во время постройки. И что тогда? Это тоже диалог. Я делаю что-то ради Бога. И это обращение, казалось бы, впустую, но это тоже сказанное Богу на своём языке «будь со мной». И Бог отвечает на том же языке некоторой теплотой и удовлетворенностью.

> Эта языковая теория не говорит о том, что все спасутся или не спасутся. Мы не обладаем этим множеством языков, на которых все говорят с Богом. И мы не можем судить о спасении другого. Мы даже не можем судить о спасении самих себя, мы можем только сказать, что дело не в спасении, мы не спасаемся от кого бы то ни было, мы так существуем. Т.е. экзистенциализм – наша форма существования в мире.

> Здесь слово «спасение» улетает. Вот я говорю: «я вам представляю языковую сотериологию», – и тут же слово после «языковую» – это уже не сотериология, это языковой экзистенциализм, то, как проживает человек эту жизнь с Богом.

 

* * *

> Важно не то, что мы считаем богообщением, важно то, что Бог считает богообщением, т.е. что является причастностью Ему (Его благодати) с Его точки зрения. Первая форма богообщения характеризуется неосознанностью. Её можно назвать «неосознанное богообщение».

> Оно описано в известной притче Спасителя о Страшном суде (Мф.25:31-46). Её суть – кто помог своим ближним – помог Мне. В ответ праведники свидетельствуют, что их добрые дела были направлены вовсе не на Христа: «Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» (25:37-39). Но их точка зрения не так важна, важно, что Сам Бог воспринимает благо, сделанное «одному из сих братьев Моих меньших» как сделанное Ему (25:40). То есть они были в богообщении, но не подозревали об этом. В этом смысле богообщение = человекообщение. Потому что субъективно добро дарится от человека человеку, без апелляции к Богу.

> Как комментировал эту притчу митр. Антоний Сурожский: «И откроется на Страшном Суде, что единственным смыслом жизни на земле была любовь». Потому «мы должны научиться так смотреть друг на друга как на самое драгоценное, что есть на свете».@

> У ап. Иоанна это выражено не менее ярко – богопознание есть следствие любви человека к человеку: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь… Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает… и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1Ин.4:7-8,12,16). В его формулировке «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот ещё во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете» (1Ин.2:9-10) богопознание следует после любви к человеку. Таким образом, горизонтальное общение/любовь между людьми является богообщением. Здесь можно было бы воскликнуть об антропоцентризме в богообщении, т.к. любовь к человеку определяет возможность богообщения. Но Бог открывается многими другими путями, которые не ставят условием непременную любовь к брату.

> Не думайте, как вам подобраться к Богу. Мы не подберёмся никогда. Подумайте лучше, как Бог смотрит, что Он сам считает богообщением? В целом люди, которые поддерживают себя для Бога и ближних, которые поддерживают общение между собой и подают руку помощи. Думаю, в этом есть благодать Божия, а значит – <это> форма богообщения.

> Бог снимает себя, как элемент, который перевешивает всех. Он не Объект, чтобы быть убранным, но действует в рамках субъект-объектного мышления человека. И кажется, что Он убирает Свою фигуру вообще: то, что вы сделали ближним – богообщение, потому что Я считаю, что вы это сделали Мне.

> С обыденной точки зрения это – антропообщение. Формально Бога здесь нет. Но Он сказал: «Где двое или трое, где собраны вы во имя Моё радовать друг друга, там Я посреди вас» (ср. Мф.18:20).

> Также «ересь антрополатризма» можно обнаружить и у ап. Павла: «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал.5:14).

> Собрание людей, сердцем обращённых друг к другу есть богослужение. Мы накрываем на стол Богу, когда делаем это для «братьев Моих меньших» (Мф.25:40). Иисус убирает Бога как центр человеческого собрания, Бог – это звук благодарности, который мы слышим из уст людей, это некоторое чувство единства, о котором молился Иисус «чтобы они были едино, как и Мы» (Ин.17:11,21-22).

> Он неоднократно говорит, чтобы мы обращали внимание друг на друга, а не на Него: Не для того пришел Сын человеческий, чтобы Ему служили. Как Я умываю вам ноги, так и вы умывайте ноги друг другу. Не Мне – друг другу! Когда вы будете мыть ноги друг другу, это и будет богослужение и богообщение. А не то чтобы: Я вас почтил, теперь вы Меня почитайте! Вот это было бы по-православному! Но Христос не был православным.

 

* * *

> Собеседник А: Притча о Страшном суде. Как Вы соотносите её с Вашим отношением «вера – дела», когда в притче сказано только про дела?

> Притча о Страшном суде  это постмодерная фрустрация всех идентификаторов святости. Т.е. то, на что надеялись иудеи, что религиозность есть фактор, влияющий на спасение, у Христа в притче превратилось в то, что религиозность скорее отрицательный фактор или, по крайней мере, не является идентификатором. А идентификатором являются какие-то бытовые, совершенно незначащие вещи. Это всё равно как если бы я сказал, что спасутся те, кто хорошо причёсывался по утрам, например. А вы скажете: «А как же подвижники, а как же религиозники?» – «А вот, не знаю. Они идут лесом».

> Вот примерно такая притча. И поэтому она не может отвечать на вопрос, кто спасётся. Она как раз подрывает саму ситуацию, когда у нас есть критерии спасения.

> Собеседник А: Вера – дела? Вера – дела?

> Там нет идеи дел, потому что за дела там принимается то, что не считается делом: пойти навестить, дать кружку холодной воды. Для нас сегодня это безусловно подвиги, но в те времена в восточном народе это вообще не считалось за доброе дело. И поэтому Христос говорит: «Вот за это и будете спасены. А все, кто проповедовали, уповали, вся эта религиозная клика слышит: «Отойдите, Я не знаю вас» (ср.: Мф.25:41). Вот в этом весь, так сказать, перфоманс этой притчи. Если кратко.

 

прот. Вячеслав Рубский. Из статей: 
a) Сотериология (1);   б) Богообщение (1);  в) Цели духовной жизни в XXI веке (15.1) ]

 

см. также:
+ Энтони дe Мелло: Любовь: перестать делить людей

 

см. также к еванг. чтению:
+ Д.Бонхёффер: Человек, познавший исток и примирение в Иисусе Христе, будет знать всё. Притча о Страшном суде
+ прот. Вячеслав Рубский: проповеди (видео): 2014 г.; 2019 г.
+ его же беседа 2014 г., аудио
+ он же: Когда Бог таки стал человеком (проповедь, 2023 г.):
   текст (NEW!) / видео
+ свящ. Александр Мень: конец света – когда? (из Б.С., +ссылки)
+ из его же ст. "Эсхатология библейская" в Б.С. (+ссылки)
+ свящ. Александр Мень:
   как будут судить каждого из нас и всех людей
(+ссылки!)
+ В.Н. Кузнецова: Последний суд (+ссылки!)
+ свящ. Сергий Булгаков: эсхатология (1)(+ссылки!) (2) (+ссылки!)
+ G.M.Burge: синтез осуществлённых и футурологических компонентов
   (+ссылки)
+ Чарльз Додд: Царство Бога здесь, сейчас, но оно остается надеждой, которая осуществится за пределами истории

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.info/pomoch.htm.
Подписывайтесь на тг-канал "Время пробудиться"!
Каждый день нового года там, кроме всего прочего, будет публиковаться по главке из книжки Энтони де Мелло "Awakening. Conversations with the Masters" ('Пробуждение. Беседы с Мастерами'), которые будут переводиться специально для канала
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Пища не приведет нас к Богу.
 Если мы не едим, мы ничего не теряем,
 если мы едим, ничего не приобретаем.
 Но смотри́те, чтобы эта ваша свобода
 не стала камнем преткновения для слабых. ...
 А поэтому,
  если пища может стать причиной падения моего брата,
 я лучше не буду есть мяса вовек,
 лишь бы не стать причиной падения моего брата.*
                                (1Кор.8:8-9,13/+/)

* * *

Иисус сказал:
"Смотри́те, чтобы вас не ввели в обман.
 Многие придут под Моим именем
 и будут говорить: "Это Я!" и "Время настало!"
 Не идите за ними!
 Когда услышите о войнах и восстаниях, не ужасайтесь.
 Это должно сперва случиться,
  но конец наступит не сразу. ...
 Будут грозные знаменья на солнце, луне и звездах,
 а на земле народы будут трепетать в отчаянии
 от рёва моря и бушующих волн.
 Люди будут падать бездыханными
 в страхе перед тем, что надвигается на мир.
 Ибо силы небесные сотрясутся.
 И тогда увидят:
  Сын человеческий идет на облаке,
   облеченный силой и великой славой. ...
  Небо и земля пройдут бесследно, / но слова Мои не пройдут.
 Так смотри́те, не обременяйте сердец своих
 разгулом, пьянством и житейскими заботами,
 чтобы День тот не застал вас врасплох.
 Как западня будет он для всех, кто живет на земле.
 Бодрствуйте всё время, моли́тесь,
 чтобы хватило сил избежать всего того, что грядет,
 и предстать перед Сыном человеческим". (Лк.21:8-9,25-27,33-36/*/)

********************************************* 

/+/ из апостольского чтения "воскресенья о Страшном суде".
/*/ евангельское чтение субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой.

 

 

Выпуск в архиве –> messia.info/rasylka/024/_24L-2.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.info/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.info

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»