=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!


* 16 апреля   2006 г. ст.ст., суббота Светлой седмицы.
  литургические чтения: Деян.3:11-16; Ин.3:22-33.



> Старчество  <...>  это благодатный дар,   это духовная гениальность,
> и  поэтому  никто  из  нас  не  может думать о том, чтобы вести себя
> подобно  старцам. Но есть еще промежуточная область - это отцовство.
> И  опять-таки,  слишком  часто  молодой  -  и  не  такой  молодой  -
> священник,   только   потому,  что  его  называют  'отец  такой-то',
> воображает,      что    он   не  просто   исповедальный   священник,
> а   действительно    'отец', в том смысле,  в котором Павел говорил,
> что   пестунов  у вас много, но я родил вас во Христа; и то же самое
> в свое время говорил святой Серафим Саровский. Отцовство заключается
> в  том,  что какой-то человек - и это может быть даже не священник -
> родил   к  духовной  жизни  другого  человека, который,  вглядевшись
> в  него, увидел, как старое присловье говорит, в его глазах и на его
> лице  сияние вечной жизни и потому мог к нему подойти и просить быть
> ему наставником и руководителем.

> <.....>

> <...>  Ожидаем мы легко смирения со стороны послушника или духовного
> чада;  но  сколько  смирения  нужно  священнику, духовнику для того,
> чтобы   никогда    не вторгаться в святую область,  чтобы относиться
> к  душе человека так, как Моисею приказал Бог отнестись к той почве,
> которая  окружала  купину  неопалимую.  И   каждый   человек       -
> потенциально  или реально -  уже является этой купиной;  и всё,  что
> его  окружает,  это почва святая, на которую духовник может ступить,
> только   <сняв>   свои  сапоги,   никогда  не  вступить  иначе,  чем
> как  мытарь,  стоящий  у притолоки храма, глядящий в храм и знающий,
> что это область Бога Живого, место святое, и он не имеет права войти
> туда   иначе,   как  если   Сам  Бог  велит или Сам  Бог  подскажет,
> какое действие совершить или какое слово сказать.

> <.....>

> И  вот  смирение  - это раскрыться перед Богом так совершенно, чтобы
> никак  против  Него,  против  воздействия  Святого  Духа  или против
> положительного  образа  Христа,  Его  учения  не  защищаться  и быть
> уязвимыми  для  благодати, как в греховности нашей мы уязвимы бываем
> от  рук   человеческих,   от  острого слова,  от жестокого поступка,
> от  насмешки,  -  и  отдать  себя  так, чтобы по нашему собственному
> желанию  Бог  имел право совершить над нами,   что бы Он ни захотел:
> всё   принимать,    открываться,   и  тогда дать просто Святому Духу
> нас покорить.

> Мне  кажется,  что  если  и  духовник  будет учиться смирению в этом
> смысле:  видеть  в  человеке извечную красоту,   и знать свое  место
> (а  это  место  такое  дивное,  такое  святое:  место  друга жениха,
> которому  невеста  -  не  его  невеста,  но который поставлен обречь
> встречу  жениха  и невесты),    тогда  духовник  может действительно
> быть  спутником  своего  духовного  чада,  идти  шаг за шагом с ним,
> оберегая  его,  поддерживая  его  и  никогда  не вторгаясь в область
> Святого Духа;  и тогда духовничество делается частью той  духовности
> и  того  возрастания  в  святость,  к которой каждый из нас  призван
> и  которую  каждый  духовник  должен  помочь  своим  духовным  детям
> совершить.

> Но  где искать духовников? Беда в том, что старцев, даже духовников,
> нельзя  искать,    потому  что мы можем обойти весь мир и  не найти;
> но опыт подсказывает,   что иногда Бог нам посылает нужного человека
> в нужную минуту хоть на короткий срок.   И он  тогда  вдруг делается
> для  нас  тем,  чем старцы были в продолжительном отношении. Знаете,
> я  часто  думаю,  что  мой  как  бы небесный покровитель - валаамова
> ослица,  которая заговорила и сказала пророку то, чего он сам видеть
> не  мог,   в том  смысле,  что  так часто  ко мне  приходит человек,
> и я не знаю,  что ему ответить, и вдруг нечаянно скажу что-нибудь  -
> и оказывается правильно. И я думаю, что в такой момент Бог тебе дает
> слово;  но рассчитывать на то, что твой опыт, твоя начитанность тебе
> даст возможность это всегда делать, невозможно, и поэтому приходится
> очень  часто  благоговейно  промолчать,  а  потом  сказать человеку:
> знаешь, я сейчас не могу тебе ответить... И у нас есть замечательный
> пример   в  жизни    Амвросия   Оптинского; к нему  приходили  люди,
> прося  совета,  он  их заставлял два-три дня ждать; и в одном случае
> купец  пришел, говорит: мне надо возвращаться, у меня лавка закрыта,
> а  ты  мне  ответа  не даешь... И Амвросий ему ответил: не могу тебе
> ничего  сказать! Я спрашивал ответа у Божией Матери, и Она молчит...
> И я думаю, что и мы могли бы сказать: я мог бы тебе от ума, от книг,
> от  рассказов что-то  сказать,   но это было бы нереально,  -  и вот
> я  не  могу  тебе  ничего  сказать.  Молись,  я  буду молиться, если
> что-нибудь  мне Бог на душу положит, я тебе напишу,  я тебе скажу  -
> и  человек   относился бы тогда к слову,  которое ты скажешь,  когда
> ты  говоришь его, совсем иначе, чем когда на все случаи жизни у тебя
> прописные  истины,  потому  что  все  наизусть  знают твои прописные
> истины:  единственный  вопрос в том, что он не знает, которая к нему
> относится вот сейчас.

> Теперь  я  хочу  пояснить,    что когда  я  говорил  о гениальности,
> я  не  говорил  ни  о  священстве,  ни  даже  о  категории духовного
> отцовства,  а специально и исключительно о старчестве. И я употребил
> слово   'гениальность',   потому  что  в области  разговорного языка
> оно  выражает то, что можно назвать иначе 'благодатность'. В области
> мирской     это  гениальность      музыкальная,       артистическая,
> математическая  -  это  нечто,  чего мы не можем достигнуть никакими
> собственными  усилиями. Поэтому я говорил не о священстве вообще, и,
> конечно,  не думал порочить приходского священника, самого молодого,
> простого,  но  искреннего,  который делает свое священническое дело,
> исповедуя  людей,  делясь  с  ними  тем,  чему  он научился от отцов
> Церкви,  от богословов, от собственного духовника, от окружающей его
> христианской  молитвенной  среды.  Это  драгоценная  вещь.  Но  есть
> момент,  который  меня  немножко  смущает:  это  то,  что  некоторые
> священники  -   и  чем   больше   они духовно  неграмотны и  незрелы
> (это  относится  также  и к мирянам, но сейчас я бью по священникам,
> потому  что  они  'профессионалы'),  тем  легче   они  думают,   что
> как  только  они  облечены  в  рясу,  надели  епитрахиль,  они будут
> говорить   от  Бога.   Я  помню  очень уважаемого человека, которого
> сейчас многие считают великим старцем на земле, который мне говорил:
> я больше не молюсь, когда люди ставят мне вопрос, потому что так как
> после  молитвы  я говорю Святым Духом, то если они не исполнят точно
> то, что я скажу, они грешат против Духа Святого и им нет прощения...
> Вот  это   я   имел в виду;  это, конечно,   слава Богу,  крайность.
> И  я  в  ужасе,  что  человек может думать, что потому что он трижды
> сказал:  'Господи,  просвети мой ум, еже помрачи лукавое похотение',
> то следующие его слова будут просто пророчеством от Бога.

> И  я  думаю,  что  тут  просто элементарный разум играет роль: можно
> говорить  о  том,  что  ты  знаешь  достоверно.  Скажем, беря пример
> громадного масштаба: святой апостол Павел мог говорить с совершенной
> достоверностью и уверенностью о том, что воскрес Христос, потому что
> он встретил живого, воскресшего Христа на пути в Дамаск; о некоторых
> других  вещах  он говорил не из такого первичного опыта. Другие люди
> также  обладают  определенным опытом, меньшего масштаба, может быть,
> меньшей  силы,  но  о  котором  они  могут  говорить:  'Да,  я  знаю
> достоверно'  -   как  один безбожник,  обратившийся к Богу,  написал
> во Франции книгу под названием 'Бог существует, я Его встретил'.

> Священник  -  и  мирянин - могут также говорить из опыта церковного,
> которому  они  причастны, даже если не обладают им полностью; потому
> что  имея  общие  с другими некоторые опытные предпосылки, они могут
> прислушиваться  к опыту других, опыту, который еще не стал полностью
> их  опытом,  но  когда  это  нужно другому, они могут сказать: это -
> правда,  потому  что это говорит Церковь, и я знаю из недр церковных
> больше, чем я знаю из собственного опыта... И,  наконец,  есть вещи,
> о  которых  мы  можем  говорить  только  потому,  что  их нам открыл
> Господь.
                        [ Митрополит Сурожский Антоний.
                          ДУХОВНОСТЬ И ДУХОВНИЧЕСТВО
                          www.mitras.ru/be/be_6.htm ]


 ===> по теме евангельского чтения смотри:
 + + + Романо Гвардини: друг Жениха
         www.messia.ru/rasylka/005/1139.htm
 +> Яков Кротов www.messia.ru/rasylka/004/767.htm#0
     www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_03_23.html
     www.krotov.info/spravki/persons/01person/predtec_00217.html
 +> Свящ. Александр Мень об Иоанне Крестителе
    (в кн. НА ПОРОГЕ НОВОГО ЗАВЕТА):
    www.krotov.info/library/13_m/myen/1_7_gl_33.html
 +> Он же. 'НЕ МИР, НО МЕЧ' -
    гл. 6 в кн. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ (изгнание торгующих из Храма,
    конфликт с фарисеями, беседа с Никодимом, Предтеча)
        www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_06.htm#0
 +> Митр. Сурожский Антоний - проп. о Предтече (1968г.)
     глас вопиющего в пустыне www.messia.ru/rasylka/005/1196.htm#0
     Как часто бывает, что колеблется наша душа...
                              www.messia.ru/rasylka/005/1200.htm#0
 *> Ганс Урс фон Бальтазар:
     Образ Иоанна Крестителя в четырех Евангелиях
            www.messia.ru/rasylka/003/483.htm#0
* свт. Софроний Иерусалимский
   ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО СВЯТОМУ ИОАННУ ПРЕДТЕЧЕ
    www.krotov.info/acts/07/sofron_ier.html#2
* Словарь библейского богословия, 1970.
   www.krotov.info/library/bible/comm/09i.htm#i10              



Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20060429/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.days.ru/day.php?date=20060416&key=days
 


***************************************************************** * *
  к еванг. чтению воскресенья 2-е по Пасхе (Ин.20:19-31)
   www.messia.ru/rasylka/005/1140.htm#0
   (митр. Антоний; ссылки на тексты Якова Кротова)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Как-то раз у учеников Иоанна возник спор с одним евреем
 по поводу обрядов очищения. Они пришли к Иоанну и сказали ему:
 - Равви, помнишь того человека, который был с тобой за Иорданом,
   ты о Нём свидетельствовал?
   Так вот, Он тоже омывает, и все идут к Нему!
 Иоанн ответил:
 - У человека есть только то, что дано ему Небом.
   Вы сами можете подтвердить, что я сказал: 'Я не Помазанник',
   но сказал также: 'Я был послан раньше Его'.
   Невеста принадлежит только жениху.
   А друг жениха сто`ит рядом, слушает его и радуется, слыша его речи.
   И ко мне наконец пришла такая же радость.
   Ему надлежит возрастать, а мне умаляться.
   Тот, кто приходит свыше, / выше всех остальных.
   Тот, кто рожден от земли, / сам земной и говорит по-земному.
   Но Тот, кто приходит с Небес, / Тот, кто всех выше,
   Он свидетельствует о том, / что сам видел и слышал,
    но весть Его не принимают.
   А кто Его весть принимает, / тот подтверждает этим,
    что Бог всегда верен.
   Тот, кого послал Бог, / говорит слова Божьи,
    потому что Бог щедро дает Ему Дух.* (Ин.3:25-34)
                                * * *
"Не стремитесь все стать учителями!
 Знайте, что нас, учителей, будут судить более строго.
 Ведь все мы много грешим.
 Кто не грешит словами, тот уже человек зрелый,
 способный держать в узде всё тело". (Иа.3:1-2)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: ../../rasylka/006/1482.htm
Сайт "Христианское просвещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»