=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)





> "Падшесть человека  более всего выражается  в том,  что  он   тиран.
> Есть  вечная тенденция к тиранству. Он тиран... Если не в небольшом,
> то   в малом; если не в государстве,  не в путях мировой истории, то
> в  своей  семье,    в  своей  конторе, в бюрократическом учреждении,
> в   котором   он  занимает  самое  малое  положение.  Человек  имеет
> непреодолимую  склонность  играть  роль и в этой роли придавать себе
> особое  значение,   тиранить  окружающих.  Человек  тиран  не только
> в  ненависти,  но  и  в  любви.  Влюбленный бывает страшным тираном.
> Ревность  есть проявление тиранства в страдательной форме, ревнующий
> есть  поработитель,  который  живет  в  мире  фикций и галлюцинаций.
> Человек  есть  тиран  и  самого  себя,  и, может быть, более всего -
> самого  себя.  Он  тиранит себя как существо раздвоенное, утратившее
> цельность,  он тиранит себя ложным сознанием вины. Истинное сознание
> вины  освободило  бы  человека. Он тиранит себя ложными верованиями,
> суевериями,    мифами,    тиранит   себя   всевозможными   страхами,
> болезненными   комплексами,   тиранит   себя  завистью,  самолюбием,
> ресентиментом/*/.  Больное  самолюбие  есть  самая страшная тирания,
> человек  тиранит себя сознанием своей слабости и своего ничтожества,
> и  жаждой могущества, и величества. Своей порабощающей волей человек
> порабощает не только другого, но и себя. Существует вечная тенденция
> к  деспотизму,  жажда  власти  и господства. Первоначальное зло есть
> власть   человека  над  человеком,  унижение  достоинства  человека,
> насилие и господство".
                           <(Н.Бердяев. О РАБСТВЕ И СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА)>

        -----------------------------------------------------
        /*/ ressentiment - злоба, зависть, злопамятство (фр.).


> "Смирение  не  только  не  есть  отрицание  личности,  но  оно  есть
> обретение   своей личности,    ибо  личность может быть найдена лишь
> в Боге, а не в затверделой и закоренелой самости. Смирение не только
> противоположно  свободе,  но  есть  акт свободы. И принятие внешнего
> положения,   выпавшего  на  твою   долю,   должно быть   истолковано
> как  господство  над  внешним миром, как победа духа. Это не значит,
> конечно,  что  человек  не  должен  бороться  за  улучшение внешнего
> положения,  за  социальные  изменения  и  реформы, но он должен быть
> духовно   свободен,    и   тогда,   когда  изменения   не происходят
> и  произойдут  не  скоро. Святость есть высшая духовная сила, победа
> над  миром.  Любовь  есть  сила,  излучение благостной, дающей жизнь
> энергии.  Преодоление  страстей  есть  сила, и к этой силе призывает
> христианство.  Вся нравственная жизнь есть ничто иное, как обретение
> энергии  духовной  жизни,  победа над слабостью и непросветленностью
> жизни  природной. Христианство призывает к победе над миром, а вовсе
> не  к покорности   миру.   Смирение  не есть  покорность,  наоборот,
> оно  есть непокорность, движение по линии наибольшего сопротивления.
> Греховный  человек   бессилен  вне Христа,    но   силен  во Христе,
> ибо Христос победил мир".
                                           <("О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА")>

ЯК> Так   писал   Николай  Бердяев,    а    Макс   Шелер  подчеркивал,
ЯК> что  ресентимент  побеждается настоящим  следованием   за Христом.
ЯК> Если  человек  называет  себя  последователем  Христа,  а при этом
ЯК> сравнивает  себя  с теми, кто не следует, он грешит ресентиментом,
ЯК> он  опять  считает, что рай - это удовольствие того, что ты видишь
ЯК> своих врагов,  своих угнетателей в аду,  своих мучителей ты видишь
ЯК> в  вечных  муках.  Нет, христианство дарует человеку благородство,
ЯК> это  благородство  человека,  рожденного  во  Христе, благородство
ЯК> человека,  которого  Иисус усыновил. Он усыновил всех, надо только
ЯК> принять  это  на  себя,  согласиться  на  это усыновление. И тогда
ЯК> человек     становится  благородным  в  полном    смысле    слова,
ЯК> не  агрессором,  не  каким-то  античным  или средневековым героем,
ЯК> который  не  может  иначе проявить свое благородство, как завоевав
ЯК> кого-то,  превратив  кого-то в раба, в крепостного, в холопа. Нет,
ЯК> человек  становится благородным,  освобождая  другого,  освобождая
ЯК> и себя.

ЯК> Такое  благородство,   христианское   благородство,  ни с кем себя
ЯК> не   сравнивает,     оно    любит    другого    как равного  себе.
ЯК> Это христианское благородство любит себя,   любит  себя и  в силе,
ЯК> и  в бессилии,    потому  что  в любом положении человек сохраняет
ЯК> образ  Божий.  И в самом бессильном и униженном человеке всё равно
ЯК> есть  дух  Божий, превосходящий все сокровища мира. Это - источник
ЯК> радости.  И в другом  человеке,   каким бы насильником он  ни был,
ЯК> как бы  тебя   он  ни  унизил  и ни обобрал,   и  в нём  есть этот
ЯК> дух  Божий,  это  можно  разглядеть.  Если другому что-то удалось,
ЯК> потому  что он в чём-то оказался сильнее и талантливее тебя, и это
ЯК> слава  Богу. Значит, здесь этот человек выполнил свое божественное
ЯК> предназначение,  и  тогда подлость ресентимента уходит, испаряется
ЯК> перед  этим  жаром   радости  и любви,   что все сильны во Христе,
ЯК> все  спасены  в  том   Боге,   который  открыл  себя  всем   людям
ЯК> не для осуждения, а для всеобщего спасения.
[ свящ. Яков Кротов в радиопрограмме "С христианской точки зрения",
  от 9 марта 2003 г., о ресентименте.
  http://archive.svoboda.org/programs/Christ/2003/Christ.030903.asp ]


        +++ см. также: Н.Бердяев: тиранство
             www.messia.ru/rasylka/002/235.htm#0


                                * * *

> Зависть  есть  самоограничение,  даже  зависть  к Богу. Быть богом -
> слишком  мало  для  человека,  который может быть человеком. Зависть
> хорошо  видит  чужое  добро, но не видит своего. Она видит, что быть
> Богом - вершина, но не видит, что быть человеком - такая же вершина.
> Если  бы  Бог  был  человеком,  Он  бы  завидовал человеку, и многие
> религии  рисуют  божеств,  завидующих людям. Бог как Бог не завидует
> человеку  не потому, что выше человека, а потому что любит человека.
> Любовь не завидует, хотя мало не завидовать, чтобы любить.
        [ свящ. Яков Кротов. СВОЙСТВА БЕЗ ЧЕЛОВЕКА. ЗАВИСТЬ
          www.krotov.info/yakov/2_chlvek/2_svoystva/zavist.htm ]

                                * * *

>         Свобода от собственного Я

> Существует  <>  одно  распространенное  недоразумение: под смирением
> часто   понимают  скромность.  А  это  разные  вещи.  Действительно,
> скромность,  то есть стремление не привлекать к себе внимания, может
> выражать  смирение,  но  не обязательно. За скромностью могут стоять
> совершенно  иные  мотивы:  например,   тревога или  желание  убежать
> от ответственности.

> Смиренный  человек  не  выйдет,  скажем,  выступать  на сцену, когда
> знает,   что  кто-то  выступит  лучше  него;   застенчивый не выйдет
> на  сцену  просто  потому,  что  боится.  Во  втором случае за такой
> боязнью  часто   кроется   страх  неудачи,     и  тогда   скромность
> будет   проявлением  гордости,  которая  стремится  сохранить  образ
> совершенного   Я.   Человек,   который  с  эгоцентризмом  скромности
> постоянно  говорит:  "Я  недостоин,  я ни на что не гожусь", - может
> этим  привлекать  к себе внимание и сочувствие, а также отказываться
> от ответственности.  В отличие  от него,  смиренный  человек,  когда
> он  видит,   что  больше   на сцене выступить некому, взойдет на нее
> с легкостью,    не  боясь   внимания  людей  и не слишком беспокоясь
> о  неудаче.   Смиренный  и   не боится  сцены, и не стремится стоять
> на  сцене  как  можно  дольше по одной и той же причине: он способен
> видеть  себя   в  рамках  большой   картины,    где  его собственное
> Я  не  является  грандиозным  центром  мироздания,  вокруг  которого
> вращается всё остальное.

> Такая  способность  смотреть  на  себя в перспективе рождает трезвую
> самооценку,  о  чём  уже  говорилось  выше,  но это не всё. Человек,
> свободный  от  болезненной  заботы  о  своем  Я,  просто лучше видит
> окружающий мир. Он открыт к новым идеям и мнениям, он лучше замечает
> красоту   и   ценность  всех  явлений  и  людей  и  чаще  испытывает
> благодарность.   Это проявляется в любых взаимоотношениях,   которые
> он  устанавливает.  Ему   неинтересно   повелевать  другими,  у него
> нет  навязчивой  потребности  доказывать  свою  значимость  или свою
> правоту. Тогда он занимает в межличностном мире ровно столько места,
> сколько   ему   действительно   нужно,   оставляя  много  свободного
> пространства другому.

> Собственно,  любить и означает поставить в центр жизни, помимо себя,
> кого-то  еще.   Потому  без смирения   любви просто   не может  быть
> по  определению  и  потому в браке невозможно обойтись без смирения.
> Так  что  нас не должны удивить результаты одного исследования 70-ти
> пар: чем выше человек оценивает смирение своего супруга или супруги,
> тем больше он доволен своим браком.

>         Тихая сила брака

> Само  вступление в брак -  шаг смирения.  "Ты мне  нужна, -  говорит
> муж  жене,  -  я  не  самодостаточен".  Это согласие на добровольную
> зависимость   от другого и признание своей неполноты.  И затем тихая
> и  неприметная  сила смирения работает на отношения. В свою очередь,
> хороший  брак  помогает  этой силе расти. Брак - это как один долгий
> урок  смирения.    Где  еще  можно  так  прямо  и  зримо столкнуться
> с  собственным  эгоизмом  и  увидеть  свою трагическую неспособность
> любить?   И   в  браке  от  таких  болезненных   столкновений никуда
> не убежишь и о них не забудешь: другой человек, вольно или невольно,
> напоминает тебе о них постоянно.

> Гордость  вынуждает человека отстаивать свою значимость и доказывать
> свое   совершенство,    а  супруги  мастерски   замечают  недостатки
> друг  друга.  Так  возникает  борьба  обвинений  - чтобы мне не было
> больно  от моего несовершенства,  я обвиняю другого.  Но  это  тупик
> для отношений.

> Если  же  человек реалистично принимает себя,   он знает свои ошибки
> и   недостатки,  готов  их  признать  и  снисходительнее   относится
> к  недостаткам  другого.  Это  упраздняет многие бесплодные сражения
> супругов,   позволяет   решать  конфликты,  мириться  и  плодотворно
> сотрудничать.   Кроме того,  смиренный  способен  ценить  и уважать,
> да  и  просто  замечать  другого. И наконец, ему легче прощать. Так,
> даже   после   глубокого  краха  отношений  (скажем,  после  измены)
> восстановление  разрушенного  может  начаться   только   со смирения
> с обеих сторон.

>         Откуда  берется смирение?

> Откуда  же  его взять? Вот что на эту тему писал Льюис: "Если кто-то
> желает  стать смиренным, я могу подсказать ему первый шаг: осознайте
> свою гордость. Этот шаг будет и самым значительным. По крайней мере,
> ничего нельзя предпринять, пока он не сделан". Тут есть удивительный
> парадокс:  чтобы  научиться  смирению,  нужно  им  обладать с самого
> начала.  Если  же я сознательно стремлюсь забыть о себе, я всё равно
> вожусь  со своим пресловутым  Я -  это как тщетная попытка не думать
> о  белом  бычке.  Правильнее было бы стремиться к тому, чтобы больше
> думать  о  другом,  а  не  меньше  думать  о себе. Но и такая задача
> невыполнима:  чтобы  стать  смиреннее,  надо любить, а чтобы любить,
> надо обладать смирением.

> Понимая,   что своими усилиями ни на волосок  не станешь  смиреннее,
> всё  равно  можно  (и  нужно!)  делать поступки - просто поступки, -
> которые  выражают  смирение (что бы я ни чувствовал): охотно служить
> другому, показывать ему, что он для меня ценен, принимая его критику
> и  советы, просить прощения за свои ошибки или даже щедро относиться
> к  нему,  когда  он  очевидно  не  прав. Но само по себе это вряд ли
> делает человека смиреннее.

> Как  мы  видели,    за  гордостью  стоит  страх болезненной  встречи
> с  собственной  неприглядностью.  Я  не уверен в том, что этот страх
> можно  устранить  психологическими техниками "повышения самооценки".
> Этот  страх преодолевается через опыт (и детский, и взрослый) любви:
> когда меня любят "ни за что", я могу отказаться от обороны своего Я.
> Но  этот  факт  невозможно  превратить в "полезный совет", в технику
> обучения   смирению.   Это качество  не дружит с техниками,   и даже
> само   выражение   "достичь  смирения"  содержит  в  себе  внутренне
> противоречие.

> Так  что  это  путь всей жизни - причем путь против течения культуры
> успеха  и  совершенства.  Это,  разумеется, путь христианской жизни,
> но  одновременно  - просто единственно возможный путь к человеческим
> (в  подлинном  смысле этого слова) взаимоотношениям. И сам этот путь
> также обязательно пролегает через взаимоотношения с другими: умереть
> для  своего  Я   можно  только  в отношениях - с людьми или с Другим
> с большой буквы - с Тем, Кто Сам "кроток и смирен сердцем".
                        [ Михаил Завалов. из статьи "Смирение и брак"
                          www.ioannp.ru/publications/451571 ]


                              * * * * *

К чему эта несколько сумбурная подборка цитат?
Это небольшие иллюстрации к нашему очередному кусочку из 1-го Послания
коринфянам - к знаменитой гл. 13.


* 1       Если я владею языками людей и даже ангелов, но любви у меня
* 2  нет - я только меди звон и литавр грохот. • Если у меня есть
*    дар пророчества, или мне доступны всякие тайны и всякое знание,
*    или у меня такая вера, что я могу горы передавигать, а любви
* 3  нет, - я ничто. • И если я раздам бедным всё, чем владею, и даже
*    тело свое отдам на сожжение, а любви у меня нет - ничто мне
*    не поможет.
* 4       Любовь терпелива, любовь добра, не завистлива, не хвастлива,
* 5   любовь не превозносится, • не бесчинствует, любовь
* 6   не себялюбива, не обидчива, не держит зла. • Любовь не радуется
* 7   злу, она радуется правде. • Она всё извиняет, всему верит,
*     на всё надеется, всё переносит.
* 8       Любовь никогда не пройдет. Дар пророчества - исчезнет,
* 9   дар языков - прекратится, знание - станет ненужным. • Ведь
* 10  наше знание частично, и пророчество частично. • А когда придет
* 11  совершенство, всё частичное исчезнет. • Когда я был ребенком,
*     я говорил как ребенок, думал как ребенок, рассуждал как ребенок.
* 12  Стал взрослым - и всё детское отошло. • Теперь мы видим только
*     смутное отражение в зеркале, а тогда будем видеть лицом к лицу.
*     Теперь мое знание частично, а тогда я буду знать так же полно,
*     как знает меня Бог.
* 13      А вот три вещи, которые будут всегда. Это вера, надежда,
*     любовь. Но из них больше всех любовь.
                                              (перевод В.Н.Кузнецовой)


 + + + комм. Кузнецовой: www.messia.ru/rasylka/008/2315.htm#0
 
+ + + Преподобный Симеон Новый Богослов: Любовь - выше всего
                        www.messia.ru/rasylka/007/1928.htm#0
+ + + универсальная энергия жизни (Н.Бердяев, Ф.Янси, и др.)
                        www.messia.ru/rasylka/006/1580.htm#0
       (+ ссылки:
        свящ. Александр Мень, митр. Антоний, Дитрих Бонхёффер и др.)  



                                * * *

> Небесного свода Создатель, Господи, / и Церкви Строитель,
>                   Ты меня утверди в любви к Тебе,
> предел желаний, верных утверждение, / единый Человеколюбец.
        [ ирмос 3-ей песни канона молебного Богородице.
          Перевод на русский - иером. Амвросий (Тимрот)
          www.azbyka.ru/bogosluzhenie/molitvoslov/molitv09.shtml ]





# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье.


Редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
* ... братья, просим вас и именем Господа Иисуса призываем
 жить и дальше так, как мы вас научили, чтобы быть приятными Богу.
 Вы так уже и живете, но старайтесь жить еще лучше.
* Вы знаете, какие наставления мы дали вам властью Господа Иисуса.
 Воля Божья в том, чтобы вы посвятили себя Ему
 и отказались от всякого распутства.
 Пусть каждый блюдет свое "хозяйство" в святости и чести,
 а не пылает похотью, как язычники, не знающие Бога.
 И не вздумайте в этих делах преступать границ
 и посягать на права брата,
 потому что за всё это Господь отомстит ...
 Ведь Бог нас призвал не к тому, чтобы мы жили в нечистоте,
 но призвал к святости.
 Следовательно, тот, кто отвергает это, не человека отвергает,
 а Бога, дающего вам Свой Святой Дух.
* О любви к братьям нам нет необходимости писать вам,
 ведь сам Бог научил вас любить друг друга
 и вы так и относитесь ко всем братьям, живущим в Македонии.
 И всё же, братья, просим вас любить друг друга еще сильнее
 и больше всего стремиться к тихой и мирной жизни.
 Пусть каждый из вас занимается своим делом
 и зарабатывает на жизнь собственными руками, ...
 чтобы и посторонние вас уважали и вы ни в чём не знали нужды.*
                                                         (1Фес.4:1-12)
                                * * *
Иисус сказал:
"Глаза - это светильник для человека. /
  Когда глаза здоровы, весь человек полон света, /
  когда глаза больны, человек окутан тьмой.
 Смотри же, чтобы свет в тебе не был тьмой!
 Так вот, если ты полон света / и нет ничего в тебе темного,
 ты весь будешь светиться, /
  как если б озарял тебя своим сиянием светильник".
 Когда Иисус кончил говорить,
 один фарисей пригласил Его к себе на обед.
 Иисус вошел в дом и сел за стол.
 А фарисей, увидев, что Иисус не омылся перед едой, был очень удивлен.
 Но Господь сказал ему:
 "Вот вы, фарисеи, хотя и чистите снаружи свою чашу и блюдо,
  но внутри полны жадности и злобы.
  Глупцы!
  Разве не один Творец сотворил и то, что снаружи, и то, что внутри?
  Раздайте бедным содержимое чаши и блюда - и всё у вас будет чистым!"
                                                        (Лк.11:34-41)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2483.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


* ******************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»