=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

* 19 марта 2010 г. ст.ст., Великий Четверг.

  Воспоминание Тайной Вечери.

  литургические чтения: 1Кор.11:23-32;

  Мф.26:1-20; Ин.13:3-17; Мф.26:21-39; Лк.22:43-45; Мф.26:40-27:2.

 

 

 

 

( предыдущая часть - см. www.messia.ru/rasylka/008/2174.htm#0 )

 

 

> Мне хотелось бы, чтобы из моей первой беседы у вас осталось в памяти

> и  в  сердце то, что я говорил о жертвах, — именно, что по какому-то

> железному  закону  грех одного  человека всегда ложится  на другого,

> и жесточе всего,  суровее  всего он  ложится  на невинного человека.

> Это  относится  ко  всем  нам;  мы  все грешим, и плодом этого греха

> является  зло,    страдание вокруг нас.    Второе   —   это то,  что

> в Божественной  литургии мы   ожидаем  еще большего, чем то, что нам

> в  ней  дается;   а  дается  нам очень  много:  дается приобщенность

> ко  Христу, дается дар Святого Духа,  дается  просто жизнь. И вместе

> с этим, хотя дается нам всё, но воспринимаем мы это, большей частью,

> в   такую  +небольшую+    меру,   что    как  бы  ни  были   глубоки

> наши  собственные  переживания,  видя  нашу жизнь, слыша наши слова,

> окружающие  нас  люди  себе  ставят  вопрос:  получил  ли  он вообще

> что-нибудь?  Есть  ли в этом чуде приобщенности, о котором христиане

> говорят,   какая-то   реальность?   Или  это  только  переживание  —

> благочестивое,  теплое,  но того же  порядка, как бывает переживание

> в  семейный  праздник, когда ненадолго у всех хорошо на душе, у всех

> чувство  благожелательности   по отношению друг ко другу,   и  когда

> всё  это  через  самое  короткое  время  забывается,  не выдерживает

> встречи  с  твердой,  жесткой  жизнью...  И тут есть разные моменты,

> связанные  с  литургией,   уже  не в ней самой покоящиеся,  а в нас,

> не  зависящие  от  Бога,  а  зависящие  от  нас, на которые нам надо

> обратить внимание.

 

> Первое,   это  то,  что  когда  мы  идем  причащаться,  приобщаться,

> мы  забываем  условие, которое Сам Господь положил этому приобщению,

> сказав:  Если ты принесешь свой дар в храм и вспомнишь, что кто-либо

> имеет  что-то  на  тебя  — оставь свой дар, пойди примирись с братом

> твоим  и  тогда  принеси дар (Мф.5,23). Потому что пока есть кто-то,

> кто  стоит  перед  Богом  с открытой раной души,  кто взывает к Богу

> и  говорит: +Господи,  он  меня  унизил,  он  меня оскорбил, он меня

> обошел,   он  меня  обобрал,   он меня  ранил, отверг+, — даже  если

> этот  человек  не  просит  отмщения,  всё  равно  этот крик, который

> поднимается  от  земли  к небу, громче нашей молитвы. И это нам надо

> помнить;   нельзя  мириться с Богом,  оставляя  в стороне примирение

> с  людьми.  Господь  нам  явно говорит: +Простите — и вам простится+

> (Мф.6,14-15).  Но  кроме  того,  мы  должны  другому человеку помочь

> исцелиться от горечи и боли,  страдания,  унижения,   обиды, которые

> мы  причиняем.  И  если  мы  этого  не  делаем,  мы  забываем что-то

> основное.  Вы,  наверное,  помните  притчу  Христову о том, как один

> человек  другому  был  должен,    а тот был должен своему господину.

> У  него не было чем отдать  долг,  но он умолил господина переждать;

> а выходя от него, встретил своего должника, и стал требовать от него

> долга.  И когда господин узнал об этом, он потребовал в свою очередь

> всего  сполна (Мф. 18,23-34).  Мы не можем, с одной стороны, просить

> Бога  о  том,   чтобы  Он нам оставил всё, начиная  с коренной нашей

> к Нему неверности, начиная с нашего безразличия по отношению к Нему,

> к  Его  жизни,  к  Его  смерти,  к  Его  кресту,  к  Его учению — и,

> одновременно,  не  отпускать  другим.  Так  что  это  первое и очень

> существенное  условие.  Разумеется, если мы сделали всё, что в наших

> силах,  и  другой  человек не простил, не примирился, тогда мы можем

> прийти  к  Богу и сказать: мы все сделали... Но нам надо быть в этом

> смысле осторожными; не говорить легко "Я сделал всё, что мог" просто

> потому, что мы подошли и сказали: "Я тебя, +кажется+ , обидел (когда

> достоверно    знаем,    что    обидели,   но   "кажется"    смягчает

> нашу собственную униженность) — прости", — и на этом успокоиться.

 

> Второе:  когда мы причащаемся,  мы всегда  думаем о том,  что  хотим

> приобщиться  к жизни Христовой,  к вечности Христовой, к воскресению

> Христову, к Его Сыновству, —  ко всему тому, что является плодом Его

> святости и Его спасительного подвига.   Но редко,   редко мы  думаем

> о  том,   что   приобщенность  означает  общую жизнь; а делят  жизнь

> или  полностью,  или  вовсе  нет.  Те  люди, которые бывают друзьями

> солнечных  дней,  а в темные дни забывают нас — нам не друзья. И вот

> если  мы  хотим  причаститься,  стать как бы частицей Христова тела,

> если   мы  хотим   приобщиться,  т.  е.  с Ним иметь общую жизнь, то

> мы  должны  быть  готовы   приобщиться  всему   тому,  что Христово:

> не только славе Его Воскресения, +победе+, одержанной Им в Его теле,

> в Его душе, на кресте, а приобщиться всему.

 

> Евангелие рассказывает,   как однажды   на пути   в Иерусалим,  где

> Он  должен был умереть, Христос начал говорить Своим ученикам о том,

> что  они  восходят  в  Иерусалим,   и что Сын Человеческий предастся

> в руки человек грешных;  и оплюют Его,  и  избиют Его,  и убьют Его,

> а   в  третий день  Он  воскреснет.   Двое  из Его учеников  (причем

> из светлых, из великих Его учеников, Иоанн и Иаков)  подошли  к Нему

> и   стали  просить  о том, чтобы,  когда Он придет  в Своем Царстве,

> уже  победив,  Он  им  дал  сидеть  по  правую  и левую руку от Себя

> (Мк.10,35). Из всего, что слышали они от Христа, они услышали только

> о  Его  победе; и единственная мысль удержалась в их сознании: когда

> придет  победа,  Христос  им может дать встать одесную и ошуюю Себя.

> Они  не  заметили как бы,   что Христос  говорил о том, какой  ценой

> эта победа будет одержана. Они могли бы остановиться только на этом,

> потому  что   это было  самое главное,   этому  надлежало  случиться

> с  их  Учителем, с их Другом; нет — они прошли мимо этого и подумали

> только о том, что с ними будет, когда победа придет. И Христос тогда

> им  сказал:  +Можете  ли вы креститься тем крещением, которым Я буду

> креститься?   можете   ли   пить   чашу,  которую  Я  буду  пить?..+

> +Креститься+  и  по-славянски  и  по-гречески  значит +погрузиться+:

> +Готовы  ли  вы  погрузиться,  с головой уйти во всё то, что со Мной

> сейчас  случится?  Готовы  ли  вы пить до конца чашу, которую Я буду

> пить?..+   И ученики сказали:   +да.+ —  И Христос сказал вещь очень

> для  нас важную: +крещением, которым Я буду креститься — и вы будете

> креститься;  чашу, которую Я  буду  пить — и вы будете пить; а сесть

> по  правую  и левую руку от Меня — Я не могу дать, это может сделать

> Отец  в Своей  мудрости.+  Это не угроза, и это не  обещание.  Можно

> это  перевести  так:   +Неужели  в  момент,  когда Я иду  на смерть,

> вы можете думать только о том, что с вами будет после победы? Готовы

> ли вы со Мной разделить Мою судьбу? Если вы готовы разделить со Мной

> Мою  судьбу  —  можете не тревожиться о своей:  Я сумею разделить ее

> с вами...+

 

> И  вот  об  этом  нам говорит  Христос,   когда мы идем причащаться:

> +Не беспокойтесь —   небо  к вам  сойдет; вопрос,  который  Я ставлю

> перед  вами:  готовы  ли  вы  на земле быть со Мной?..+ После Своего

> Воскресения Спаситель  говорит ученикам:  +Как Меня послал Отец, так

> и  Я  вас  посылаю+  (Ин.20,21),    и  в Евангелии от Матфея Христос

> говорит:   +Я вас посылаю,  как  овец среди волков+ (10,16). И когда

> мы  идем  к  чаше,  в  которой  излитая за нас Кровь и распятое Тело

> (воскресшее,  прославленное,  но  всё равно: и распятое, и излитая),

> вопрос  перед  нами  встает:   что  я готов сделать?  Как я отношусь

> к  тому,  что мне дается? Я приобщаюсь Агнцу, закланному за спасение

> мира;  неужели  вся  моя приобщенность только в том, чтобы через Его

> крест  дойти  до моего спасения?   В этом ли моя дружба  со Христом?

> Кто  же Он для меня?  Неужели Он —  просто дверь? Он о Себе говорит:

> +Я  — дверь+ (Ин.10,7); неужели Он —  только путь,  то есть, неужели

> я вижу в Нём только обстоятельство, предмет — или это живой Человек?

> Живой Бог,    но  и  живой  Человек,  потому что,  когда  Он  умирал

> на  кресте, умирал Человек на кресте — живой, молодой, тридцати трех

> лет,  Которому незачем было умирать, потому что в Нём не было греха,

> значит,   не  было и  семени  смерти;  Который умирал  моей смертью,

> и твоей, и вашей, и нашей... Итак, когда я иду причащаться, — к чему

> я  хочу приобщиться? Неужели все сводится к тому, что я Христу готов

> сказать:  Тебе  —  крест, а мне — воскресение?.. А к этому сводится,

> когда  мы  идем.  причащаться только в надежде, что мы оживем душой,

> что  мне станет лучше и я вернусь в свою жизнь в лучшем расположении

> духа,  с  новыми  силами;  тогда как вступая в причащение, я вступаю

> в  Его  жизнь,   в каком-то смысле, выхожу из своей жизни.  Бог  нам

> всё    дает:   жизнь,  прощение,   Свои  Тело   и  Кровь,   вечность

> нам  открывает;   Он  не запирает     дверь.   Как  же   я    должен

> себя  чувствовать,   если я рассматриваю  всю тайну  спасения просто

> как  мост,  перекинутый  через  бездну,  по которому  я  буду  идти;

> не  обращая  внимания  на  то, что этот мост — живой мост?.. Вот это

> другая  сторона  причащения,  на которую нам надо обратить внимание,

> если мы хотим вырасти в какую-то меру, — просто христианскую меру.

 

> А  теперь  третье.   То,   что  я  скажу  сейчас,   я скажу коротко,

> на  примерах;  но  самую  тему,  думаю,  каждый из нас должен был бы

> развить,   продумав  каждый   из  моментов   крестной тайны  Христа.

> На  Тайной  вечери  Христос  преломил хлеб, приготовил чашу и сказал

> Своим  ученикам:  +Творите  сие  в Мое воспоминание+ (Лк.22,19). И —

> справедливо    — Церковь   восприняла эти слова     как  продолжение

> в  Божественной литургии  преломления  хлеба   и   разделения  чаши.

> Но   всё ли  к этому сводится?  Говорил ли Христос только о том, что

> Он  теперь  учреждает  священный  пир,  что  с  этой ночи начинается

> христианская  встреча  вокруг таинственного стола, на котором вместо

> агнца  теперь  предлежит  Хлеб  и Вино, — Агнец Божий, силой Святого

> Духа  реальный   и   присутствующий на каждой  литургии?   Я  думаю,

> что этого мало; мы не призваны только совершать священный обряд. Как

> я  старался  вам показать, что эта Тайная вечеря является прообразом

> того,  что  будет совершаться во время крестных дней, так этот образ

> остается  образом   в  том  смысле,  что,  видя  совершаемое Христом

> над  этим  хлебом  и  над  этим вином, мы должны перенестись мыслью,

> сердцем,  волей,  всей  жизнью  к  тем  действиям, которые выражены,

> изображены  этим  обрядом.  И  это  значит, что если это преломление

> хлеба  и эта чаша, раздаваемая всем, представляют собой Агнца Божия,

> отдающего  Себя на  крестную смерть нашего ради спасения,   то  всё,

> что  составляет  страстнУю  тайну,  мы должны выполнить, если хотим,

> чтобы   это  приобщение  было  полной  реальностью.  Если  мы  хотим

> приобщиться  этому  Телу ломимому, этой Крови изливаемой, этой жизни

> отдаваемой  в  таинстве приобщения,   мы должны приобщиться этому же

> в таинстве жизни, каждодневной жизни.

 

> И вот подумаем  о том,  что это может значить. Первое,  что приходит

> на  ум, это то,  что вся Страстная седмица, начиная с входа Господня

> в  Иерусалим,  продолжая Тайной вечерей и вплоть до самого распятия,

> проходит    под    знаком   недоразумения,   непонимания,   какой-то

> безнадежной,  отчаянной   путаницы:   ослепленности с одной стороны,

> и  вырастающей страшной карикатуры с другой стороны. Народ принимает

> Христа в Иерусалим со славой — вход Господень. Но почему? Потому что

> они  ошибочно  думают,  что Он — царь, который сейчас возьмет в руки

> власть,  освободит  их  от  римского  рабства  и восстановит царство

> Израилево.    И   в   мгновение,    когда   они обнаруживают,    что

> их  национальные,    политические, мессианские надежды  (в том виде,

> в каком они их понимают) обмануты, они отвергают Христа и они, та же

> самая  толпа,  через  очень мало дней будут кричать: +Распни, распни

> Его!  Нет  у нас царя, кроме кесаря...+ Во время Тайной вечери, если

> вы внимательно прочитаете первосвященническую беседу Христа, которую

> мы  читаем в виде первого Евангелия в Великий четверг вечером, всё —

> недоумение,  всё — непонимание, всё — недоразумение. То, что Христос

> старается  ученикам  сказать,  они не понимают, они не могут понять,

> они  не  могут воспринять. И из этого вырастает последующее страшное

> человеческое  одиночество Спасителя: Он не понят;  Он оставлен  один

> с тайной спасения. Даже Петр, который на пути из Кесарии Филипповой,

> озарением  свыше, провозгласил,    что  Христос есть    Сын    Божий

> (Мк.8,29),  —   и он к Нему   подходит и   говорит,  через мгновение

> после  того,  как  Христос  им  открыл тайну Своего распятия: не дай

> этому  случиться, пожалей Себя... С этого мгновения в самом основном

> Христос  остается один. Он идет Своим путем; ученики следуют за Ним,

> окружая Его, но всё время обманываются, всё время думают одно, тогда

> как совершается другое...

 

> И  вот  первые две вещи, с которыми мы можем столкнуться, если хотим

> быть  заодно  со  Христом   Спасителем,    разделить  с Ним  всё то,

> что  составляет  тайну  спасения.  Когда  вся  наша  жизнь  является

> недоразумением,   когда  всё,   что мы говорим  или делаем, всё, что

> мы собой представляем, самая наша сущность остается непонятой, когда

> всё  вокруг  нас  живет иллюзией и непониманием, мы должны от Христа

> научиться,  как  относиться  к  тем,  которые  не  понимают, которые

> ожидают  иного,  которые  через мгновение, обманутые своей иллюзией,

> разбившейся  о  нашу реальность,  нас отвергнут  и проклянут.  Когда

> мы  оставлены  одинокими  — способны ли мы, как Христос, идти дальше

> своим  путем,  не  в одиночку,  не оставив других в стороне,  а живя

> и  умирая  для  этих  именно людей, которые нас не понимают и только

> слишком поздно поймут? Вот где начинается страстной путь...

 

> А  дальше  мы  можем  взять картину за картиной. Христос среди Своих

> учеников;   Он  знает,   что грядет на Него смерть, а ученики спорят

> о  том,  кто между ними больший. Христос совершает последнюю вечерю,

> последний    обед   со   Своими   учениками,   празднует   последнюю

> символическую  пасху перед тем,  как Пасха станет  реальностью плоти

> и  крови  Сына  Человеческого,  Агнца  Божия; за тем же столом сидит

> Иуда: как Христос к нему относится? Он с ним делится хлебом; и когда

> уже  что-то  очень  страшное  случилось  и  путь  Иудин  определился

> бесповоротно,  Христос ему  говорит:  +Друг,  иди  и сделай то,  что

> ты  должен сделать...+  Как  мы  относимся  к  тому, кого мы считаем

> изменником, предателем?..

 

> Перед   Тайной   вечерей  собрались   ученики;    ни  один   из  них

> не  позаботился о том, чтобы умыть ноги Христу или другим. Это дело,

> которое  в  древности   предоставлялось  самому низкому,  ничтожному

> из  рабов. Снимает с Себя верхнюю одежду, препоясывается полотенцем,

> берет  умывальницу  —  Христос.  Он — как раб, как слуга среди Своих

> учеников;   Он  берет на Себя  то,   что слишком низко и унизительно

> для  других.  Тогда  ученики  приходят  в  смущение.  Петр  говорит:

> +Не умоешь ног моих вовек+ (Ин. 13,8). Но тогда уже поздно. Способны

> ли  мы  поступить,  как  Христос?  Готовы  ли мы взять на себя самое

> низкое, самое ничтожное служение просто потому, что нужно же кому-то

> это  сделать? Или думаем мы о том, что есть младше меня, есть беднее

> меня,   есть такие,   которые  по долгу  должны были это  совершить?

> А  вместе  с  тем Христос  нам  говорит: +Не учитель ли Я ваш? И вот

> Я среди вас, как слуга; Я вам дал примера чтобы вы ему следовали...+

> Есть ли у нас достаточно заботливой любви для того, чтобы не считать

> +ничего+  слишком  мелким,  слишком унизительным, слишком ничтожным,

> что  нужно  для другого человека? Готовы ли мы сделать +что угодно+,

> не ставя даже перед собой вопроса  о том, кто он,  кто — я?  Христос

> не  ставит   вопрос,   Он  его  решает.    Мы его ставим  всё время,

> и не решаем по-Христову...

 

> Дальше  —   Гефсиманский  сад.   Христос  перед лицом Своей смерти —

> и перед лицом Своей жизни; потому что смерть или завершит эту жизнь,

> или  обессмыслит ее, а жизнь дает смысл этой смерти или нет. Христос

> стоит  перед  всей  Своей  жизнью  и  всей  Своей  смертью;  Он ищет

> поддержки.  Трех самых, может быть, близких Своих учеников Он просит

> бодрствовать  с  Ним, не спать; три раза Он к ним приходит, три раза

> Он  их  находит  спящими.  Разве это не страшно похоже на нас, когда

> кто-нибудь  нам  близкий  в борении, болезни предстоит перед смертью

> или  перед устрашающим  его   решением?    Мы рядом с ним находимся,

> а  потом мы устаем:  устаем с  ним делить его  борение, его  скорбь,

> его  болезнь  —  и  уходим.  Мы уходим подышать воздухом, посмотреть

> вокруг  себя,   вырваться  из этого напряжения комнаты,  где  болеет

> или   умирает  человек,   из  обстановки,   где  слишком много  горя

> или  страха.  Мы  уходим;  нам надо отдохнуть; но человеку,  который

> на  самом  деле  в  сердцевине  этого  ужаса, некуда уйти!.. Ученики

> проспали;  мы  просыпаем так значительную долю нашей жизни — и чужой

> жизни...  А  вместе  с  тем,  в  этом  тоже могло бы быть исполнение

> Христовой заповеди: +Сие творите в Мое воспоминание+. Я был голоден,

> Я  был  наг,  Я был  холоден, Я был одинок,  Я был в больнице, Я был

> в тюрьме,   и  вы Меня не посетили.  А если посетили,  то  разделили

> Мое  страдание  на мгновение, так, чтобы оно не слишком тяжело легло

> на ваши души...

 

> И  дальше  —  предательство  Иуды;  и  снова:  +Друже!..+  И бегство

> учеников, и суд перед первосвященниками, суд перед Пилатом; клевета,

> убийственная  клевета, от которой Христос умрет, —  как мы относимся

> к  клевете,  когда  на нас клевещут?.. А когда не клевещут, а просто

> сплетни  распространяют,  злословят, насмехаются — как мы относимся:

> по-Христову  или  иначе?..  Я говорил о карикатуре: страшный момент,

> когда перед Пилатом  стоит Христос,  и Пилат спрашивает  народ: кого

> вы  хотите,   чтобы   я  вам  отдал — Иисуса,  называемого  Христом,

> или       Варавву?  (Иисус, Сын  Небесного Своего Отца, — и Варавва,

> что  по-еврейски  значит  сын  +отчий+). И Израиль выбирает Варавву,

> самозванца,  лжеца...  Как  мы  относимся,  когда  встречаются такие

> подмены  в  нашей  жизни,  когда выбирают ложь вместо правды, подлог

> вместо  истины?  Что  бывает,  когда,  в  конечном итоге, все от нас

> отвернутся?..  Христа  еврейский  народ  отверг:  +не знаем мы царя,

> кроме  кесаря+.  Христу не было места в человеческом граде, Ему надо

> было  умереть  вне стен. Но этого мало; Он был оставлен Богом: +Боже

> Мой,  Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?..+ И вот, отвергнутый людьми,

> отвергнутый  Богом,  Он  остался  верен  до  конца  и людям, и Богу:

> +Прости  им, Отче, они не знают, что творят... В руки Твои, Господи,

> предаю  дух  Мой...+  Что  бывает,  когда отвергаемы мы? Что бывает,

> когда  нам  кажется,  что  Бог  нас  забыл? Что бывает, когда на нас

> находит душевное страдание, когда в нашу меру (малую, может быть, но

> полную  нашу  меру)  мы оказываемся в Гефсиманском саду? Что бывает,

> когда физически  мы страдаем, когда  боль проникает в наше тело, как

> в тело Христово на кресте?..

 

> И во всём этом есть две стороны. Я до сих пор всё время говорил: мы

> не поняты,   оставлены,    отвергнуты, преданы,  забыты,   окружены

> клеветой, унижены и оплетены сплетнями, и так далее, —  умеем ли мы

> поступить,  как  Христос? Но  есть еще другая  сторона, может быть,

> более страшная, но такая же реальная, когда мы хотим произвести суд

> над своей душой. Во всём  том, что я говорил, я предполагал,  что мы

> в достаточной  мере   Христовы,  чтобы стоять  там, где Христос.  Но

> не бывает ли, что мы в толпе тех, кто не понимает; не бывает ли, что

> в  той  или  другой  мере  мы  занимаем  положение Иуды, Петра, трех

> учеников,  клеветников,  сплетников, неправедного судьи, трусливого,

> малодушного судьи, распинателя, сбежавшего ученика?.. и т. д.

 

> И  вот  тут,  и  в  том  и  в  другом случае, перед нами стоит тайна

> Божественной    литургии   как  призыв,     как  вызов,    как  суд,

> как  требование.  +Творите сие в Мое воспоминание+ не значит только:

> совершите   церковную службу,   приобщитесь  чудом  ставшим   Плотью

> и  Кровью  Христовыми  хлебу  и  вину; это значит: приобщитесь всему

> тому,   всему  без  остатка,   что представляет собой Тайная  вечеря

> как  образ  Страстной  седмицы.  Тайная  вечеря  —  не  только образ

> страстей,  но и  жизни,  торжества,  она —  начало   будущего  века,

> она  уже  —  пир   вечности,   пир Агнца. Но не об этом речь идет, —

> к этому  мы всегда  готовы приобщиться! Христос сказал: +Творите сие

> в  Мое  воспоминание+  —  не  только  преломляйте  хлеб,  не  только

> разделяйте  чашу. Вы — тело  Христово, вы — тот Агнец, который ломим

> и   который  истекает кровью; Я вас посылаю, как Отец Меня послал...

> И  вот  вопрос,  который  перед  каждым  из  нас  стоит перед каждым

> причащением,   после каждого причащения:  приняв ли я участие только

> в  таинственной  литургической  вечери  или  погрузился  я  в  тайну

> Христову и вступаю, в свою очередь, в эту тайну со Христом?..

 

> Вот мысли,  которые я хотел вам представить,  в надежде,   что   они

> сделают Божественную литургию  более реальной, более страшной, более

> требовательной;  что когда вы будете задумываться над своей совестью

> перед приобщением Святых Тайн, вы поставите себе вопрос не о мелочах

> жизни    (которые   тоже  имеют  свое место, потому что и мелочью мы

> грешим, и крупными грехами), но поставите себе  вопрос основной: где

> я?  кто  я  по  отношению  ко  Христу?  Кто я и где я по отношению

> к  приобщенности,  по  отношению  к  Тайнам  и  по отношению к тайне

> спасения?

        [ митрополит Сурожский Антоний. О БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

          (Беседа во время великопостного говения. Лондон, 1974 год)

          (II) www.mitras.ru/besedy/besedy9.htm ]

 

 

 

 

 + + + "Ученикам подает Владыка пример смирения";

         протопресв. Александр Шмеман:

          Крест, как тайна греха и тайна победы над ним

           www.messia.ru/rasylka/009/2403.htm#0 (+ссылки!)

 + + + игумен Евмений (Перистый): Правда Божия и правда человеческая

                     www.messia.ru/rasylka/007/1812.htm#0 (+ссылки!)

 + + + свящ. Александр Мень - ПАСХА НОВОГО ЗАВЕТА

        www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_15.htm#0  

 + + + ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

        в "Библиологическом словаре" священника Александра Меня

        и ссылки на тексты Н.Успенского и Я.Кротова.

         www.krotov.info/library/bible/comm2/tain_ve.html

 + + + В.В. Сорокин - Тайная вечеря

        www.bible-center.ru/book/newheaven/002/002/001

 

 

 

Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.

и размышления над ними:

www.bible-center.ru/biblereadings/20100401/orth?cont=rv_ru

 

 

Этот день в календаре РПЦ:

 www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=4&day=01

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Будучи Господом и Создателем всего,

 Бог бесстрастный, обнищав, создание с Собой соединил,

 и, Сам являясь Пасхой,

 тем, за кого собирался умереть, / Себя в снедь заранее предлагал,

 взывая: "Вкусите тело Мое / и верою утвердитесь!"

  Спасительной для всего рода смертного,

  напоил Ты, Благой, Своих учеников

  собственною чашей, наполнив её веселием;

  ибо Ты Сам над Собою священнодействуешь,

  взывая: "Пейте кровь Мою, / и верою утвердитесь!"*

*Держащая неудержимую / и возвышенную в воздухе воду,

 усмиряющая бездны и укрощающая моря

 Премудрость Божия воду в умывальницу вливает

 и Владыка омывает ноги рабов.

  Ученикам подает / Владыка пример смирения;

  и Облекающий облаками небо / полотенцем опоясывается,

  и преклоняет колена, чтобы омыть ноги рабов,

  Тот, в Чьей руке дыхание / всего существующего.*

 *К таинственной трапезе / все со страхом приблизившись,

  чистыми душами примем хлеб, / оставаясь вместе с Владыкой,

  чтобы увидеть, как Он моет ноги учеников и отирает полотенцем,

  и сделать так, как мы увидели,

  друг другу покоряясь / и друг другу ноги омывая, -

  ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал;

  но не услышал Иуда, / раб и коварный лжец.*

*Агнец, о Котором провозгласил Исаия, / добровольно идет на заклание

 и спину отдает на раны, щеки на удары,

 лица же не отвращает от позора оплеваний

 и осуждается на бесчестную смерть.

 Безгрешный всё принимает добровольно,

 чтобы всем даровать воскресение из мертвых.*

   (Из богослужения Великого Четверга,

    перевод: иером. Амвросий (Тимрот), с изменениями)

                                * * *

Человек есть прежде всего существо творческое. (Бердяев)

             *********************************************

 

 

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2547.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»