=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 29 октября 2018 г. ст.ст., воскресенье 24-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Еф.2:14-22; Лк.8:26-39 * (23-го вс).

 

 

 

 

 

 

> Святые. Апостол Павел часто обращается к своим адресатам, называя их «святыми» (1.1). Это обращение заимствовано из Ветхого Завета, где так именуется Израиль как целое. Соответственно и в посланиях Апостола Павла это имя прилагательное никогда не встречается в единственном числе, применительно к отдельному христианину. «Святые» – это святой народ Божий. Святыми ефесские христиане именуются, во-первых, в молитвах. Апостол благодарит Бога за славу, какой Он наделил Свой народ, уделив ему богатое наследство, «богатство славного наследия Его для святых» (1.18). Великое преимущество быть среди святых подчеркнуто также в напоминании о языческом прошлом ефесских христиан в контрасте к их настоящему. Прежде они были бездомными странниками, <> чужаками для Израиля. Ныне они «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (2.18), то есть народ Божий. Во-вторых, святыми христиане называются в увещательной части послания. Их целью является состояние нравственного совершенства, к которому их ведут поставленные Христом служители Его Слова: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых» (4.11-12). Напоминание о статусе святых служит также мотивации достойного поведения: «блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (5.3). В-третьих, слово «святые» употребляется там, где необходимо подчеркнуть принадлежность местной христианской общины к широкому Церковному контексту. Говорится «о любви ко всем святым» (1.15), о постижении «со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота…» (3.18), о молитве за всех святых (6.18).

<...>

> Новое творение. Церковь, частью которой должны сознавать себя читатели, рассматривается как новое творение Бога через Иисуса Христа, созданное для добрых дел: «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (2.10). Призывая к добрым делам в увещательной части послания, Апостол снова напоминает христианам о необходимости «отложить прежний образ жизни ветхого человека … и облечься в нового человека, созданного по Богу» (4.22-24). Но наиболее важным в послании является функция символа нового человека – его использование для выражения корпоративного аспекта христианства и его единства. Церковь, к которой теперь принадлежат читатели-языкохристиане, – «один новый человек», который создал Христос Своею крестной смертью в Самом Себе, «упразднив вражду Плотию Своею, а Закон заповедей  учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир» (2.15). Это новое человечество объемлется личностью Иисуса Христа. Здесь можно вспомнить те места из других посланий Апостола Павла, где развивается параллель ветхого и нового Адама (1Кор 15.22,45-49 и проч.). Церковь – новое творение, которое заступает на место ветхого разделенного человечества. Новый человек – не просто механическое соединение старых элементов. В нём преодолеваются прежние этнические и религиозные категории. Церковь – новое единство, в котором упраздняется фундаментальное деление мира старого мира, и которое по своей природе воплощает в себе сам принцип единства.

> Единство. Существенное единство Церкви подчеркнуто всем контекстом высказываний о том, что Христос – «соделавший из обоих одно» (2.14), чтобы «в одном теле примирить обоих с Богом» (2.16), так что «через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (2.18). В начале увещаний эта мысль о единстве подкреплена впечатляющим рядом из семи восклицаний, напоминающих читателям о фундаментальных единствах, на которых основано существование Церкви: «Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех» (4.4-6). Апостол Павел желает поддержать в читателях чувство единства и их отличительной идентичности. Именно в единстве Церкви ключ к пониманию того, что сказано о высокой роли, отведенной Церкви в откровении Божественного замысла космическим «начальствам и властям» (3.10). Не столько своей проповедью или богослужением, сколько самим своим существованием как единого нового человечества, состоящего из иудеев и язычников, Церковь показывает враждебным силам, что их разделяющей власти приходит конец, что во Христе космос восстановлен в своем единстве (1.10).

<.....>

> Тело Христово. В изображенном космосе ефесянам больше не надо пытаться задобрить сверхъестественные силы, они не должны мыслить о себе как об одинокой группе верующих, одной из многих в Малой Азии. Их существенное отношение к превознесенному и космическому Христу описано также некоторыми другими яркими образами, которые использует автор послания с целью утвердить христиан в их идентичности. Самый известный образ Церкви – Тело Христово. Этот образ встречается в послании десять раз (1.23; 2.16; 3,6; 4.4,12, 16 (дважды); 5.23,29) и характерен для Апостола Павла. Он образно описывает тесное единение верующих с Христом и базируется на древней идее солидарности того или иного общества. Но единение с Христом в образе Его тела не означает, однако, идентичности Церкви и Христа. Во всём послании этот образ используется для того, чтобы помочь верующим осознать себя как некое целое в тесном единении с восшедшим на небеса Христом как их главой. В конце молитвы благодарения говорится, что Бог «как главу над всем (hyper panta) дал Его (Христа) Церкви, которая есть Тело Его» (1.22-23, перевод еп. Кассиана). Здесь обращает на себя внимание то, что главенство Христа – над космосом, не над Церковью, но при этом Тело Христа – не космос, а Церковь как особая сфера Его присутствия. Эта особенность объясняется намерением подчеркнуть особое значение Церкви. В данном случае забота автора послания – показать, что господство Христа над всем космосом служит благу Церкви. Далее в послании образы Христа как главы и Церкви как Его Тела объединяются. Церковь как Тело Христово и подчиняется Христу, и обретает в Нём свою жизнь. А Христос как глава понимается и в смысле господства и в смысле источника, из которого Церковь берет свое существование. «Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. … Церковь повинуется Христу» (5.23-24). Глава – Христос, «из Которого всё тело … получает приращение для созидания самого себя в любви» (4.15-16). В прочих местах образ Тела используется для того, чтобы подчеркнуть единство и неделимость Церкви (например, в 2.16; 3.6; 4.4). Впрочем, Тело Христово – такое единство, в которое индивидуальные члены вносят различные вклады: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» (4.7; ср. 4.16). Особенно отмечаются при этом служители слова, которые исполняют функцию «скрепляющих связей» между различными частями Тела (4.11,12,16).

<....>

> Храм. В Ветхом Завете Божественное присутствие, хотя и пронизывает весь мир, особым образом проявляется в храме. Поэтому неудивительно, что в Послании к Ефесянам Церковь, как особое место динамичной полноты Христа, тоже описывается символом храма. Церковь имеет «Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (2.20-21). Хотя этот храм может быть назван «жилищем Бога в Духе» (2.22, так буквально), в этом образе самое важное – отношение верующих к Христу, ибо это они «святый храм в Господе», и Христос изображен как «краеугольный камень», который скрепляет возрастающее здание. Вознесенный на небеса, Христос занимает верховное положение увенчивающего здание «замко́вого камня». Следует упомянуть, что смысл слова akrogoniaios спорный: имеется в виду камень, лежащий в основании, или «камень-замо́к», сцепляющий строение и расположенный на его вершине. Последнее значение предпочитается большинством комментаторов. Как бы то ни было, речь идет о том, что Христос соединяет и удерживает Собою («в Господе») святой храм, то есть Церковь. В прямом обращении к ефесским христианам (2.22), им напоминается, что они, образно говоря, те живые камни, из которых строится новый храм Божий, наполненный Святым Духом («вы устрояетесь в жилище Божие Духом»). Этот живой храм, как средоточие присутствия Бога на земле, заступает место Иерусалимского храма. Благодаря удерживающему камню, – восшедшему на небеса Христу, – благодаря присутствию Духа, Церковь христиан, а не Иерусалимский храм, образует соединительное звено между небом и землей.

[ архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).
Из ст. "Богословие Послания к ефесянам" ]

 

 

 + + + архимандрит Ианнуарий. Воскр. проповедь на апост. чтение
 + + + свящ. Александр Мень: Живые камни
 + + + его же беседа Церковь в истоии
 + + + Л.И.Василенко. "Христианство, друзья мои, только началось"
 + + + митрополит Сурожский Антоний: сказать Богу "Ты" (+ссылки)
 + + + Евангелие и Закон. Новый человек во Христе. Сограждане святым
       ("Толковая Библия"; свтт. Феодорит Кирский, Иоанн Златоуст,
        св. Иероним Стридонский и др.)
         messia.ru/rasylka/008/2336.htm (+ссылки)

 

 

 

к евангельскому чтению:
 +++ священник Константин Пархоменко: бесноватый и легион бесов
                      messia.ru/rasylka/009/2482.htm (+ссылки!)
 +++ свящ. Яков Кротов: бесноватый и свиньи
      messia.ru/rasylka/008/2327.htm (+ссылки!)
 +++ он же: самое страшное беснование
 +++ он же: бесноватость – это раздвоенность
      messia.ru/rasylka/011/2703.htm (+ссылки!)
 +++ он же: "Легион" – не имя, а признание. Почему христиане мучают себя? Трагедия России (+ссылки!)

 

 

        -------------------------------------

        * Параллели к еванг. чтению: Мф.8:28-34; Мк.5:1-20;
          эпизод N66 по "Брюссельскому согласованию"
         (messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#66)

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Когда Иисус вышел на берег, Ему повстречался человек из города, одержимый бесами. Он давно уже ходил без одежды, жил не в доме, а в могильных склепах. Увидев Иисуса, он с воплем бросился к Его ногам и громким голосом закричал:
 — Что Тебе надо от меня, Иисус, Сын Всевышнего Бога? Прошу Тебя, не мучь меня!
 Он сказал так потому, что Иисус приказал нечистому духу выйти из этого человека. Уже много лет бес владел им, и хотя вязали его цепями по рукам и ногам и стерегли, он разрывал цепи и убегал, гонимый бесом, в безлюдные места.
 — Как тебя зовут? – спросил его Иисус.
 — Легион, – ответил тот, потому что в него вошло множество бесов.
 Они стали умолять Иисуса не отсылать их в бездну.
 Там было большое стадо свиней, оно паслось на горе́. Бесы просили Иисуса, чтобы Он позволил им войти в свиней. Он позволил. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, а стадо ринулось с кручи в озеро и утонуло. Пастухи, увидев, что произошло, побежали и сообщили об этом в городе и окрестностях. Люди пошли посмотреть, что произошло, пришли к Иисусу и обнаружили, что человек, из которого вышли бесы, сидит одетый и в здравом уме у ног Иисуса. Им стало страшно. А очевидцы рассказали им, как был исцелен одержимый. И всех жителей Герасы охватил такой великий страх, что они стали просить Иисуса уйти из их мест. Он, сев в лодку, поплыл обратно. Человек, из которого Иисус изгнал бесов, просился быть с Ним. Но Иисус отправил его, сказав:
 — Возвращайся к себе домой и расскажи, что сделал для тебя Бог.
 И тот пошел и всему городу рассказывал, что сделал для него Иисус.* (Лк.8:27-39/#/)

             *********************************************

/#/ воскр. евангельское чтение (кр. 1 стиха).

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3716.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»