=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

  Вечери Твоей таинственной участником в сей день, Сын Божий, меня прими!..

 

 

* 8 апреля 2022 г. ст.ст., Великий Четверг.
  Воспоминание Тайной Вечери.
  литургические чтения: 1Кор.11:23-32;
  Мф.26:1-20; Ин.13:3-17; Мф.26:21-39; Лк.22:43-45; Мф.26:40-27:2.

 

 

С праздником!

 

 

 

 

 

> Отличительные особенности <благочестия> первоначальной Церкви

<.....>

> Преломление хлеба

> В дополнение к традиционным иудейским религиозным практикам (соблюдение Торы и участие в храмовом богослужении) и обряду крещения (унаследованному от Иоанна Крестителя и Иисуса), первоначальное Иисусово движение в Палестине следовало ритуалу «преломления хлеба», то есть совместных трапез (Деян 2:42,46). Из Деяний мы узнаём, что Павел также преломлял хлеб в Троаде, на собрании местных верующих (Деян 20:7,11). Евангелия увязывают данный обычай с Иисусом, и в частности — под влиянием Павла — с Тайной вечерей (Мф 14:19; Мк 8:6,19; Мф 15:36; Мк 14:22; Мф 26:26; Лк 22:19; 24:30,35; 1Кор 10:16). Сходная трапеза для полных членов общины существовала у кумранитов (1QS 6:4–6), причем считалось, что она сохранится и в мессианском веке (1QSa 2:17–22). Новый Завет не уточняет, сколь часто совершались эти трапезы («вечери любви» Иуд 12). Об их праздновании в воскресенье («первый день недели») упоминается в эпизоде с Троадой (Деян 20:7), но там дата (воскресенье) может быть случайной. Как бы то ни было, к концу I века н.э. в «Учении двенадцати апостолов» специфически описывается христианская трапеза с заповедью: «А в день Господень, собравшись вместе, преломите хлеб и поблагодарите…» (Дидахе 14:1){}. <...>

<.....>

> Зримые особенности Павлова христианства

<.....>

> Вечеря Господня

> Помимо крещения, христианского обряда, который совершался над человеком раз в жизни, Павел унаследовал от предшественников еще одну культовую практику — общинную трапезу. Она называлась также «преломлением хлеба» и «благодарением» («Евхаристией»). Опять-таки Павел по-новому осмыслил ее, превратив в воспроизведение «вечери Господней», последней пасхальной трапезы Иисуса с апостолами в ночь перед распятием.

> Из слов Павла можно заключить, что мистический смысл трапезы был открыт ему лично Христом: «Я от <самого́> Господа принял то, что и вам передал» (1Кор 11:23). Павел не говорит, что получил данный материал как часть апостольского предания о смерти, погребении и воскресении Иисуса (ср. 1Кор 15:3: «я первоначально преподал вам то, что и сам принял»). Если я правильно понимаю, мистическое осмысление Тайной вечери восходит не к синоптическим евангелистам, составившим свои повествования между 70 и 100 годом н.э., а к Павлу, который писал свои письма в начале 50-х годов. Похоже, что эта идея вошла в традицию евангелий от Марка и Матфея через Луку, ученика Павла, чей рассказ о Тайной вечере отражает воззрения его учи́теля. Только Павел и Лука сообщают, что Иисус велел повторять этот обряд. Павел усматривал здесь двойную аллегорию: верующие участвуют в искупительной смерти и воскресении Христа и становятся частью мистического тела Христа — Церкви. С точки зрения Павла, те, кто вкушают хлеб и вино Евхаристии, обретают мистическую и сакраментологическую связь с искупительной смертью Христа.

> Ибо я от самого́ Господа принял то, что и вам передал: что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «Это Мое тело, за вас ломимое. Делайте это в память обо Мне». Также <Он взял> чашу после вечери, и сказал: «Эта чаша есть новый завет в Моей крови. Делайте это, когда только будете пить, в память обо Мне*». Ибо всякий раз, когда вы едите этот хлеб и пьете эту чашу, смерть Господню возвещаете, пока Он не придет.
> (1Кор 11:23–26)
* т.е. "Каждый раз, когда будете пить из нее, делайте это в память обо Мне" (пер. В.Кузнецовой.)

> Поскольку хлеб символизировал плоть Иисуса, вкушавшие его также духовно превращались в единое тело — Церковь: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Те́ла Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор 10:16–17; ср. Рим 12:4–5).

> При таком высоком понимании общинной трапезы неудивительно, что плебейские ученики Павла в Коринфе недотягивали до нужных стандартов мысли и поведения. Павел сетовал, что члены общины не дорожат единством, разделяются по социальному признаку (1Кор 11:18; ср. 1:12), да и во время само́й вечери ведут себя недолжно. Вместо того чтобы всем вкушать одну еду, каждая семья приносила свое, и в результате бедняки уходили униженными и голодными, а богатые объедались деликатесами и напивались (1Кор 11:21–22,33–34). Странная картина коринфской церкви создается, когда Павел запрещает коринфянам <> есть за одним столом с пьяницами, идолопоклонниками, клеветниками, мошенниками, развратниками и стяжателями (1Кор 5:11).

> Как бы то ни было, преломление хлеба («вечеря Господня»), как его понимал Павел, стало краеугольным камнем культа в языческом христианстве и остается таковым доныне.

<.....>

> Иоаннова <традиция>

<.....>

> В отличие от Деяний и посланий Павла в Иоанновой литературе нет ни одного ясного намека на основные обряды ранней Церкви: крещение и преломление хлеба (священную общую трапезу в подражание Тайной вечери). Впрочем, это неудивительно. Четвертое Евангелие не знает пасхального ритуала: последняя трапеза Иисуса с учениками происходит не в начале 15 нисана, {15 число месяца нисан — дата иудейского праздника Песах, при этом началом дня считался момент заката солнца. – Прим. ред. рассылки.} а сутками ранее. Единственное беглое упоминание крещения вставлено в беседу с Никодимом, где говорится о рождении верующего от воды и Духа (Ин 3:5). В Четвертом Евангелии о воде говорится как об источнике жизни, а не как о средстве очищения. Образ вкушения плоти и крови Христовой (Ин 6) также не указывает на еженедельный обряд, а символизирует духовное возрастание. Если Матфей вкладывает в уста Иисуса пару упоминаний о Церкви, а в Деяниях и Павловых посланиях о ней сообщается неоднократно, у четвертого евангелиста нет ни слова об учреждении Иисусом организованной общины. Некоторые сведения есть только в Ин 21, главе, добавленной к Евангелию на позднем этапе, где Иисус назначает Петра пастырем стада (стадо же — метафора Церкви). Окончательная развязка — вхождение учеников Иисуса в небесные обители — есть объект неспешного ожидания, хотя и предполагается в не слишком отдаленном будущем. 1Ин 2:18 спокойно уверяет, что верующие живут в последний час, и уже пришли многие антихристы. Вообще во времена Иоанна эсхатологический пыл уже шел на спад. Начиналась эра послеапостольской Церкви.

<.....>

> Дидахе, или Учение двенадцати апостолов (около 50 – 100 годы)

<.....>

> Благодарственная трапеза

> После крещения, поста и молитвы Дидахе обращается к теме благодарственной трапезы — четвертой культовой практики иудеохристианской Церкви. Общинные трапезы, также именуемые «преломлением хлеба» или «благодарением» (Евхаристией), совершались по воскресеньям, в день Господень (Дидахе 14:1). Мы их уже упоминали, в связи с Деяниями апостолов (Деян 2:42,46; 20:7) и Павловым описанием коринфской церкви (1Кор 10:16–17; 11:20–34). Допускались к Евхаристии только крещеные. Аналогичное правило существовало у кумранских ессеев (см. «Устав общины»): участие посторонних вообще исключалось, а новички обучались два года, прежде чем их полностью допускали к общему столу.

> Общинная Евхаристия была настоящей трапезой, а не просто религиозным ритуалом. Предполагалось, что все участники должны насытиться. В то же время Евхаристия образно напоминала о духовной пище и питье, и о жизни вечной, обещанной Иисусом Церкви. Была и эсхатологическая составляющая. Хлеб, преломляемый на множество частей, обозначал рассеянных членов Церкви, которые будут собраны со всех концов земли, от четырех ветров, в Царство Божье (Дидахе 9:4; 10:5). По отношению к чаше вина Дидахе использует образ, который, насколько мне известно, больше нигде не засвидетельствован: община благодарит Бога за «лозу Давида». Эсхатологическая атмосфера и яркий давидический {Плохопереводимое слово (davidic). Здесь имеется в виду: по образу правления царя Давида, согласно обетованию, которое Бог дал ему; "мессианское". — Прим. ред. рассылки.} колорит находят полное выражение в конце трапезы, в серии восклицаний. В связи с «преломлением хлеба» подчеркнем, что ни в Дидахе, ни в Деяниях апостолов, не содержится богословской символики, увязывающей священную общинную трапезу с Тайной вечерей. Для Павла же вечеря Господня была воспроизведением жертвенной смерти Иисуса и подразумевала мистическое приобщение его телу и крови. Евхаристические идеи Дидахе явно не отражают влияния Павла и, возможно, возникли до Павла.

> Однако прежде чем окончательно утвердиться в этом выводе, следует объяснить трехкратное использование слова «жертва» (thusia) применительно к общинной трапезе в Дидахе 14:1–3: «Каждый, находящийся в разладе со своим ближним, да не присоединяется к вам до тех пор, пока они не примирятся, чтобы вашей жертве не быть оскверненной. Ведь эта жертва упомянута Господом: «На всяком месте и во всякой время приносите Мне чистую жертву»).

> Ответ прост: мы имеем дело с неправильным переводом. Слово thusia использовано в аллюзии Дидахе на заповедь Нагорной проповеди (Мф 5:23–24), где Иисус требует мириться с ближними, прежде чем приносить жертву в Храме (иначе ссора осквернит жертву). Дидахе ошибочно заменяет матфеевское понятие «дар» (doron) на «жертва» (thusia). Почему? Дело в том, что Септуагинта вольно переводит еврейское слово «минха» («приношение»), которое содержится в цитируемом отрывке из Книги Малахии 1:11, как thusia («жертва»): «На всяком месте и во всякое время приносите Мне чистую жертву [thusia]». Однако ни у Матфея, ни в еврейском тексте Малахии не говорится о «зевах» («жертвоприношении», при котором убивается жертва). Следовательно, всякая попытка читать уставы Дидахе о Евхаристии в свете Павловой христологии (Иисус как пасхальный агнец) безосновательна.

<.....>

> Юстин Мученик <(ок. 100 – 165 гг.)>

<.....>

> Крещение и Евхаристия

> В «Апологиях» мало подробностей о христианской религиозной жизни. Мы читаем о крещении как «омовении в оставление грехов» и о священной трапезе как взращивании плотью и кровью Христовой. Сакраментология не носит выраженно паулинистскую окраску. Скажем, крещение не подается как символ погребения и воскресения со Христом, а Евхаристия  как воспоминание о Тайной вечере.

> Однако Юстин замечает мимоходом, что в митраизме есть плагиат из слов Евхаристии: «Апостолы в написанных ими сказаниях, которые называются Евангелиями, предали, что им было так заповедано… То же самое злые демоны из подражания научили делать и в таинствах Митры» (1 Апология, 66). Юстин пишет, что евхаристические собрания проходят по воскресеньям, что вполне уместно, ибо «это есть первый день, в который Бог… сотворил мир, и Иисус Христос… воскрес из мертвых» (1 Апология, 67).

<.....>

> Ириней Лионский (около 130 – <ок.> 200 годы)

<.....>

> Увлеченность полемикой с гностицизмом способствовала акценту на важность Евхаристии, которая, как обновление жертвы тела и крови Иисуса, уходит корнями в реальность Боговоплощения (идея, столь чуждая маркионитам). Все гностики отвергали возможность спасения плоти и искупление Христом человечества через телесную смерть. Соответственно, им не приносила пользы Евхаристия, причастие плоти и крови Спасителя (Против ересей, 5.2.3). Согласно Иринею, полная божественная и человеческая реальность Христа есть то, без чего не может быть подлинной Евхаристии.

> Ибо как хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей  из земного и небесного; так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения.
> (Против ересей, 4.18.5)

<.....>

> Тертуллиан (около 160 – около 222 года)

<.....>

> Евхаристия и этика

> Сто́ит остановиться на мыслях Тертуллиана о евхаристическом богослужении. Полемизируя с Маркионом, он подчеркивал реальность те́ла Христова и обращался к образу хлеба, чтобы высмеять гностическую доктрину. Если тело Иисуса было призрачным, как его может символизировать настоящий хлеб Евхаристии? И если не было реальности, откуда взялся образ?

> Он хлеб, принятый и разделенный между учениками, сделал Своим телом, говоря: «Это есть тело мое», — т. е. «образ моего тела». Ведь не было бы образа, если бы не было собственно Тела. Впрочем, пустая сущность, которой является призрак, не могла бы иметь образ. Или же, если он преобразовал себе хлеб в тело, что был лишен истинности те́ла, то он должен был предать нас за хлеб. Распятие хлеба соответствовало бы вздорности Маркиона. Почему же он называет свое тело хлебом, а не тыквой, которая была вместо сердца у Маркиона?
> (Против Маркиона, 4.40){}

> За вычетом последней дешевой колкости, аргумент интересен. Получается, что фраза «это есть тело мое» означает «это образ моего тела». Судя по всему, Тертуллиан считал, что хлеб — символический или аллегорический субститут {"заменитель" – прим. ред. рассылки.} тела Иисуса, а не его мистическая реальность, как полагала последующая католическая ортодоксия.

[ Геза Вермеш. Пер.: Глеб Ястребов. Из кн. "Христианство. Как всё начиналось" 
(1)  (2)  (3)  (4)  (5)  (6)  (7) ]

 

 

 

 + + + священник Александр Мень: последняя трапеза Христова: прощание
 + + + Р.Гвардини. В последний раз вместе. Омовение ног
 + + + свящ. Вячеслав Рубский. 3 беседы о евхаристии
        (сс. на чч. 1 и 2 — в описании)
 + + + А.С.Десницкий. Тайная Вечеря и иудейская Пасха
 + + + Рэймонд Браун:
        Установил ли Иисус таинство евхаристии на Тайной Вечере?
 + + + Л.Буйе: священная трапеза (+ссылки)
 + + + о. Александр Шмеман: Последняя схватка
        (+ ссылки, в т.ч. к др. дням Страстной недели)
 + + + игумен Евмений (Перистый):
         Правда Божия и правда человеческая (+ссылки)

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое: прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Иисус сказал:
 "Смотрите, чтобы вас не ввели в обман!
  Многие будут приходить под Моим именем
  и говорить:
  "Я – Помазанник Божий!" –
  и многих введут в обман.
  Вы услышите о ближних и дальних войнах –
  смотрите, не пугайтесь!
  Так и должно быть,
  но это еще не конец.
  Восстанет народ на народ
  и царство на царство,
  будет голод и землетрясения во многих местах,
  но всё это только родовые схватки.
  Будут тогда вас мучить и убивать,
  и все народы из-за Меня вас будут ненавидеть.
  Многие тогда откажутся от веры
  и будут друг друга предавать и ненавидеть.
  Много лжепророков явятся в те времена
  и многих введут в обман.
  Из-за того что умножится зло,
  у многих остынет любовь.
  Но кто выдержит до конца,
  будет спасен.
  Но прежде по всей вселенной
  возвестят эту Весть о Царстве,
  чтобы услышали ее все народы –
  и только тогда наступит конец.
  Когда увидите "кощунственную мерзость",
  стоящую в "месте святом",
  о которой сказал пророк Даниил
  (пусть тот, кто читает, поймет!),
  тогда те, кто в Иудее, пусть бегут в горы,
  кто на крыше, пусть ни за чем не спускается в дом,
  кто будет в поле, пусть домой не идет за плащом. ...
  Если вам скажут тогда:
  "Смотри, вот Помазанник!" или "Вон Он!" –
  не верьте!
  Потому что явятся лжепомазанники и лжепророки,
  явят великие знаки и чудеса,
  чтобы, если удастся, ввести в обман
  даже избранных.
  Слышите, Я всё вам сказал заранее.
  Так вот, если скажут:
  "Смотри, Он в пустыне!" –
  не ходите туда,
  или: "Смотри, Он скрывается здесь, в этом доме" –
  не верьте.
  Словно молния, что рассекает
  всё небо с востока до запада, –
  таким будет возвращение Сына человеческого.
  Где будет труп, туда соберутся стервятники.
  И тотчас, после скорби тех дней
  "солнце померкнет,
  луна не даст света,
  звёзды падут с небес
  и сотрясутся небесные силы".
  Тогда появится на небе знак Сына человеческого,
  и зарыдают в отчаянии все народы земли,
  увидев, что Сын человеческий
  идет на облаках небесных
  с великой силою и славою.
  Он пошлет Своих ангелов с могучей трубой
  с четырех концов света –
  от края небес и до края небес –
  собрать Своих избранных.
  Пусть вам примером будет смоковница:
  когда ветвь ее набухает и распускаются листья,
  знаете вы, что близко лето.
  Так и вы:
  увидев всё это, знайте:
  Он близко, у самых дверей!
  Верно вам говорю:
  поколение это еще не сменится,
  как всё уже сбудется.
  Небо и земля пройдут бесследно,
  но слова Мои не пройдут!"* (Мф.24:4-18,23-35/+/)

* * *

*С любовью, братия, примем Жениха,
           приготовим свои светильники,
                    добродетелями сияя и правой верою,
 чтобы нам, как разумным Господним девам,
          быть готовыми войти с Ним на брачные торжества,
 ибо подает Жених, как Бог, / в дар всем венец нетленный.*
*Совещание беззаконное против Тебя, Спаситель,
           священники и книжники коварно по зависти собрав,
                     подвигли Иуду на предательство;
 потому он, отправился бесстыдно
          и говорил о Тебе беззаконным людям:
 "Что вы мне", – он сказал, – "дадите,
            и я вам предам Его в руки ваши?"
  От осуждения, его постигшего,
          избавь, Господи, души наши!*
*О часе конца помысли, душа,
          и участи срубленной смоковницы убоявшись,
 над данным тебе талантом потрудись, несчастная,
          бодрствуя и взывая:
 "Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"*
*Что в нерадении пребываешь, / душа моя несчастная?
 Что не вовремя мечтаешь в заботах о бесполезном?
           Что занимаешься бесследно утекающим?
 Последний час отныне наступил,
           и предстоит нам со всем здешним разлучиться.
 Доколе имеешь время, отрезвись, взывая:
           "Согрешила я пред Тобою, Спаситель мой,
           не сруби меня как бесплодную смоковницу,
 но как милосердный, Господи,
          пожалей со страхом восклицающую:
 Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"*
*"Бодрствуйте", – сказал Ты, Благой, ученикам, –
           "ибо не знаете, в который час придет Господь –
                    воздать каждому!"
  При втором Твоем страшном пришествии, Владыка,
            сопричти меня к овцам, справа от Тебя стоящим,
                      презрев множество моих согрешений.*
*Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным,
           но одежды не имею, чтобы войти в него.
 Сделай светлым одеяние души моей,
          Податель света, и спаси меня.*
*В светлый сонм святых Твоих / как войду я, недостойный?
 Ведь если осмелюсь войти с ними в брачный чертог, –
 одежда меня обличает, ибо не в такой идут на брак,
 и, связанный, изгнан буду Ангелами.
 Очисти, Господи, скверну души моей
          и спаси меня, как Человеколюбец.*
*От душевного нерадения задремав,
           не приобрел я, Жених мой, Христе,
                     светильника, горящего добродетелями,
 и уподобился девицам неразумным, / во время работы мечтая.
 Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка,
           но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни,
 и с разумными девами введи в Твой брачный чертог,
 где чистый глас празднующих и взывающих непрестанно:
           "Господи, слава Тебе!"*
*Об осуждении сокрывшего талант услышав, душа,
           не скрывай слова Божия,
 возвещай чудеса Его, / чтобы, умножив благодатный дар,
           войти тебе в радость Господа Твоего.*
*Придите, верные, / потрудимся усердно для Владыки,
           ибо Он подает рабам Своим богатство;
 и каждый соразмерно да преумножит благодати талант:
           один мудрость да употребляет на добрые дела,
           а другой служение просвещения да совершает.
 Да приобщает же верный / к слову Божию непосвященного,
 и да раздает богатство бедным иной:
           ведь так мы взаймы нам данное преумножим,
 и как верные распорядители благодати
           радости со своим Владыкой удостоимся.
 Ее и нас сподоби, Христе Боже, / как Человеколюбец.*
*Жених, цветущий красотою более всех людей,
           призвавший нас на пиршество духовное
                    брачного чертога Твоего!
 Безобразный облик мой в одежде согрешений совлеки
           участием в Твоих страданиях
 и, славы одеянием украсив,
           красоты Твоей сотрапезником сияющим меня яви
                     в Твоем Царстве, как Милосердный!*
*Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант.
 Со страхом дар прими,
          отдай в рост для Давшего тебе,
 раздай нищим и приобрети этим друга в Господе,
 чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе,
           и услышать блаженный глас:
                     "Войди, раб, в радость Господа Твоего!"
 Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего,
           по великой Твоей милости.*
                      (Из богослужения Великого Вторника/*/)

* * *

*Блудница приступила к Тебе,
 мvро со слезами изливая на ноги Твои, Человеколюбец,
 и от смрада зол избавляется повелением Твоим!
 Дышавший же благодатию Твоею ученик неблагодарный,
 ее отвергает и нечистотою покрывается,
 по сребролюбию продавая Тебя.
 Слава, Христе, милосердию Твоему!*
*Больше чем блудница беззаконий совершив,
 слез потоков я Тебе вовсе не принес;
 но в безмолвной мольбе припадаю к Тебе, Благой,
 с любовью целуя пречистые ноги Твои,
 дабы Ты даровал мне, как Владыка, прощение долгов,
 взывающему Тебе, Спаситель:
 "От дел моих нечистых меня избавь!"*
*Прежде распутная женщина / внезапно целомудренной явилась,
 возненавидев дела постыдного греха
  и наслаждения телесные,
 в уме имея великий стыд / и суд с последующим наказанием,
 которому блудники и распутные подвергнутся.
 Я являюсь первым из их числа,
 и, хотя страшусь, / но держусь порочного обычая, безумный.
 Блудная же жена, убоявшись
  и приложив старание, скоро пришла,
 взывая ко Искупителю:
 "Человеколюбивый и Милосердный,
  от дел моих нечистых меня избавь!"*
*Оказавшись неблагодарным / и коварным завистником,
 лукавый Иуда оценивает дар, достойный Бога,
 ради которого был отпущен долг грехов,
 торгуя боголюбезной благодатью.
 Пощади души наши, Христе Боже, / и спаси нас!*
                          (Из богослужения Великой Среды/*/)

* * *

*Будучи Господом и Создателем всего,
 Бог бесстрастный, сделавшись нищим,
  создание с Собой соединил,
 и, Сам являясь Пасхой,
 тем, за кого собирался умереть,
 Себя в снедь заранее предлагал,
 взывая: "Вкусите тело Мое / и верою утвердитесь!"
  Спасительной для всего рода смертного,
  напоил Ты, Благой, Своих учеников
  собственною чашей, наполнив её веселием;
  ибо Ты Сам над Собою священнодействуешь,
  взывая: "Пейте кровь Мою, / и верою утвердитесь!"*
*Держащая неудержимую / и возвышенную в воздухе воду,
 усмиряющая бездны и укрощающая моря
 Премудрость Божия воду в умывальницу вливает
 и Владыка омывает ноги рабов.
  Ученикам подает / Владыка пример смирения;
  и Облекающий облаками небо / полотенцем опоясывается,
  и преклоняет колена, чтобы омыть ноги рабов,
  Тот, в Чьей руке дыхание / всего существующего.*
 *К таинственной трапезе / все со страхом приблизившись,
  чистыми душами примем хлеб, / оставаясь вместе с Владыкой,
  чтобы увидеть, как Он моет ноги учеников
   и отирает полотенцем,
  и сделать так, как мы увидели,
  друг другу покоряясь / и друг другу ноги омывая, -
  ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал;
  но не услышал Иуда, / раб и коварный лжец.*
*Агнец, о Котором провозгласил Исаия,
 добровольно идет на заклание
 и спину отдает на раны, щеки на удары,
 лица же не отвращает от позора оплеваний
 и осуждается на бесчестную смерть.
 Безгрешный всё принимает добровольно,
 чтобы всем даровать воскресение из мертвых.*
                      (Из богослужения Великого Четверга/*/)

*********************************************

/+/ из чтения понедельника.

/*/ перевод: иером. Амвросий (Тимрот) (с изменениями).

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4168.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»