Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! |
||||||||||
Тема выпуска:
Великий пост – время покаяния
|
||||||||||
В связи с возникающими
порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:
Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом. |
||||||||||
Пожалуйста, не пожалейте
полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете
его, или решите, что читать не будете. Хотя бы
чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу
время впустую. Редактор |
||||||||||
> Великий пост – время покаяния, т.е. беспощадной, на последней глубине совершающейся оценки самих себя, всей нашей жизни; время, когда мы особенно стремимся жизнь эту очистить, исправить, возродить. Но как самооценка эта, так и исправление нашей жизни зависят, в первую очередь, от того, понимаем ли мы не только умом, но и всей душою, всей совестью, что́ значит покаяние и призыв к нему. > А ведь призыв этот – не просто одно
из «слагаемых» христианства, но его основа и в буквальном
смысле начало. Ибо само Евангелие начинается с двойного призыва
к покаянию. Сначала это призыв Иоанна Крестителя. Как говорит
в самом начале своего повествования евангелист Марк, явился
Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния
для прощения грехов. И выходили к нему вся страна
Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все
в реке Иордане, исповедуя грехи свои > Итак, мы видим, что призыв Иоанна Крестителя имеет в виду, прежде всего, нравственное исправление, очищение жизни от жестокости, лжи, алчности и т.д. То был, иными словами, призыв к человеческой совести. Ибо совесть знает, что хорошо и что плохо в нашей жизни, различает добро и зло и, таким образом, помогает отказаться от зла, вернуться к нравственной правде, к нравственному закону. И, конечно, необходимость в таком покаянии остается на все века. Даже и неверующий человек своею совестью, т.е. способностью непосредственно, интуитивно различать добро и зло, к такому покаянию призван и способен. И без этого покаяния, без этого стремления освободиться от эгоизма и лжи, бессмысленны и все остальные стремления человека к высшему. > Поэтому покаяние, о котором говорит первый евангельский призыв, можно назвать покаянием предварительным. Сущность его – в отречении от засоряющего душу и затемняющего жизнь очевидного зла. > Но вот, вслед за Иоанном Крестителем приходит Иисус Христос. И раздается Его призыв: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Уже в самих словах этих мы различаем нечто совершенно новое. Что означает эта связь покаяния с приближением Царства Божия, что значит это «ибо» – ибо приблизилось? Как мы сказали, это означает, прежде всего, некую новизну. Произошло, совершилось нечто, делающее возможным и необходимым новое, иное покаяние, не совпадающее с тем нравственным судом над собою, к которому призывал Иоанн Креститель. > Что же есть это новое? Из Евангелия ответ ясен: это пришествие в мiр Иисуса Христа, это явленное людям – в Его учении, в Его образе, в Его жизни – Царство Божие, т.е. сама сущность жизни, о которой до этого пришествия человечество не знало и не могло знать. Ибо, только увидев Христа, услышав и приняв с верой и любовью Его учение, человек оказывается в состоянии воспринять не просто мораль, не просто нравственный закон, а божественное ви́дение жизни, Божественный замысел о нас, о бесконечно высоком, подлинно небесном призвании человека и полюбить это виде́ние, устремиться к нему как к сокровищу сердца, о котором извечно тоскует человек и которое теперь открыто, даровано нам во Христе. «И вожделенное отечество подаждь ми», – просим мы в церковном песнопении. И это вожделенное отечество, эта утерянная в грехе и отпадении от Бога небесная родина открыта нам Христом, и возвращение к ней – Его призыв, Его проповедь, Его учение. > И потому покаяние означает здесь своего рода прозрение. Не видели – и вот узрели. Не знали – и вот познали. И всё переменилось в нас, и теперь, даже падая и согрешая, не может душа забыть этот свет, эту любовь, эту красоту вспыхнувшего, засиявшего в мiре Царства Божия. Призыв «Покайтесь!» – по-гречески μετανοεῖτε, в глубоком смысле означает: «Обратите свой внутренний взор, свое сознание на то, что явлено вам, и, увидев, перемените всю жизнь». Вот смысл второго основного в христианстве призыва к покаянию.
|
||||||||||
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта. |
||||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
|
||||||||||
Архив рассылки, формы подписки —» messia.ru/r2/
|
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предыдущий выпуск серии | ||||