Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)
* 16 августа ст.ст., пн (седмица 11-я по Пятидесятнице) {Попразднство Успения Богородицы} литургические чтения: 2Кор.2:4-15; Мф.23:13-22. "Горе" - священникам, книжникам и фарисеям > Беспечность и равнодушие толпы - грех бесконечно меньший > по сравнению с самоуверенностью ответственных и благочестивых. > Иисус выделяет три категории такого рода людей, которых он пытается > пробудить: это священники, книжники и фарисеи. > <....> Обязанностью священников было в основном отправление культа > в Иерусалиме. Это было родовое сословие. Чтобы стать священником, > не требовалось богословского образования, нужно было только > удостоверить свое происхождение и не иметь физических недостатков. > Богатая иерусалимская священническая аристократия по своему > социальному положению сильно отличалась от основной массы > священников, рассеянных по всей стране <...>. > Сословие книжников{} сформировалось в период после вавилонского > пленения. В отличие от священников, они () происходили из всех слоев > общества. <...> книжники были образованными богословами и, прежде > чем принять посвящение и самим стать книжниками, должны были пройти > многолетний курс обучения у учителя. Посвящение <...> давало право > быть религиозным учителем и судьей и принимать легитимные решения > по вопросам религиозных законов и уголовного права.{} Большой > авторитет, которым пользовались книжники, держался исключительно > на их богословской учености. > Наконец, фарисеи{} были членами движения мирян, сформировавшегося > в первой половине II в. до н.э. в борьбе против эллинизации > иудейской религии. Среди них были выходцы из всех кругов и слоев > населения. В большинстве это были торговцы и ремесленники. > Книжниками были только их руководители. Их численность всегда была > небольшой. По оценке Иосифа Флавия,{} во времена Ирода Великого > в Палестине при почти полумиллионном населении{} фарисеев > насчитывалось лишь около 6000. <...> Существовали две главные > обязанности, которые налагались на членов фарисейских собраний > и соблюдение которых служило проверкой для претендентов, прежде чем > их принимали после испытательного срока: скрупулезное исполнение > пренебрегаемой в народе обязанности платить десятину > и добросовестное следование предписаниям чистоты. Сверх того, > они отличались благотворительностью, посредством которой надеялись > завоевать благоволение Бога, и пунктуальным соблюдением правила > трех ежедневных часовых молитв и двух еженедельных постов <...>. > Задача фарисейского движения яснее всего видна в свете одного > из предписаний чистоты, которое должны были соблюдать все его > члены, - обязательного омовения рук перед едой (Мк.7,1-5). Омовения > были не просто гигиенической мерой; первоначально это была > ритуальная обязанность, налагавшаяся только на священников, - всякий > раз, когда они ели священническую долю.{} Будучи мирянами, > но налагая на себя обязанность соблюдать священнические предписания > чистоты, фарисеи показывали тем самым, что они (в согласии > с Исх.19,6) хотят представить себя народом священников, спасаемым > в конце времен. Это видно также из того, как они сами себя > характеризуют. Они называли себя благочестивыми, праведными, > богобоязненными, нищими{} и, чаще всего, отделившимися, periшajja.{} > О том, какой смысл вкладывался в последнее из этих наименований, > говорит следующее наблюдение: в таннаитском Мидраше слова paruш > и qadoш <(=святой)> употребляются как синонимы.{} Следовательно, > они хотели быть святыми, истинным Израилем, Божьим народом > священников. > Между фарисеями и книжниками следует проводить четкое различие, что, > однако, уже в Новом Завете делается далеко не везде. Путаница > возникла прежде всего из-за того, что у Матфея в собрании > семи возглашений "горя" в гл. 23 всюду, за исключением ст. 26, > они обращены одновременно к книжникам и фарисеям; тем самым > он затушевывает различия между этими двумя группами (что, с его > точки зрения, отчасти оправдано, так как после 70 г. н.э. > фарисейские книжники взяли на себя руководство народом). К счастью, > разобраться здесь помогает параллельное предание, представленное > у Луки. Тот же материал композиционно делится у него на две части, > в одной из которых возглашается "горе" книжникам (11,46-52, сюда же > 20,46сл), а в другой - фарисеям (11,39-44). При этом лишь в одном > месте, в 11,43, у Луки в предание вкралась ошибка: тщеславие, > приписываемое здесь фарисеям, на самом деле было характерным > для книжников, как сам же Лука правильно указывает в другом месте > (20,46 пар. Мк 12,38сл). Опираясь на это деление материала у Луки, > следует разделить на две части и материал Мф.23: ст. 1-13. 16-22. > 29-36 направлены против богословов, ст. 23-28 (и, вероятно, также > ст. 15){} - против фарисеев. Аналогичное разделение можно провести > в Нагорной проповеди: в Мф.5,21-48 говорится о книжниках, в 6,1-18 - > о фарисеях. > В соответствии с различиями между тремя группами - священниками, > богословами и фарисеями - Иисус обращается к ним с упреками > совершенно разного характера. > То, в чём Иисус упрекал священников, нашло свое выражение > в очищении Храма (Мк.11,15-17 пар.), <...> которое послужило > непосредственным поводом для вмешательства властей.{} Очищение Храма > было пророческим символическим действием. Так оно и было понято; > на это указывает обвинение Иисуса в лжепророчестве (см. с. 97сл). > Этим действием Иисус осуществляет пророчество Зах.14,21: 'и не будет > более ни одного торговца в доме Господа Саваофа в тот день' () - > и угрожает судом касте священнической аристократии, устроившей > спекуляцию на святом месте:{} ~~~~~~~~~~~~ [не написано ли: дом Мой > домом молитвы будет назван для всех народов] (Ис.56,7); ~~~~~~ > [вы же сделали его вертепом разбойников] (Мк.11,17). <...> > Злоупотребляя своей профессией - отправлять культ в честь Бога, - > они используют ее для заключения сделок и получения наживы. > Тем самым они <...> ставят Бога на службу греху. Совсем иные упреки > бросает Иисус ученым богословам (Мф 23,1-13.16-22.29-36). > Они налагают на людей тяжкое бремя, но сами не желают и пальцем > пошевелить, чтобы помочь им (ст. 2-4.13). Они хотят, чтобы > их уважали, стремятся к почетным местам, к тому, чтобы > их приветствовали и именовали почетными титулами, тем самым > присваивая себе те почести, которые оказываются Богу (ст. 5-12). > В их виртуозном и остроумном манипулировании богословскими > аргументами отсутствует благоговение перед Богом (ст. 16-22).{} > Они всерьез призывают народ воздвижением искупительных памятников > искупить вину отцов, которые убили пророков,{} а сами собираются > совершить убийство еще более страшное, чем те, которые совершили > отцы (ст. 29-36). Они используют свои юридические познания для того, > чтобы обманывать беспомощных (Мк.12,40 пар.). Все эти грехи > богословов связаны с их богословским образованием, с их судейскими > должностями и общественным положением. Возглашение "горя" книжникам > можно резюмировать одним упреком: они полагаются на свои > богословские познания, знают и проповедуют волю Божью, но сами > не исполняют ее. Это и есть, в глазах Иисуса, сословный грех > богословов. > И опять-таки совершенно иное содержание вкладывается в возглашение > "горя" фарисеям. Иисус упрекает их в том, что > они сверхдобросовестно отдают десятину со всех посевов, > даже пряностей, но не обращают внимания на более важные требования > Бога: требования справедливости, милосердия и верности (Мф.23,23сл); > что они педантично исполняют предписания чистоты, в то время как > внутренне нечисты, хотя перед Богом имеет значение только внутренняя > чистота (ст. 25сл). Чрезмерные добровольные повинности фарисеев > столь же мало способны повлиять на приговор Иисуса, как и их > миссионерское рвение (ст. 15). Они жертвуют деньги для бедных, > тщательно соблюдают молитвенные часы, постятся дважды в неделю > за свой народ (Мф.6,1-18), но вся их набожность служит > удовлетворению тщеславия и честолюбия и потому является лицемерием. > Они подобны гробницам, которые весной окрашивают белой краской, > чтобы никто о них не загрязнился: снаружи они блестящи, а внутри > наполнены останками мертвецов (Мф.23,27сл). Все упреки фарисеям > связаны с их притязаниями на то, что благодаря строгому соблюдению > заповедей и тому, что они делают больше, чем предписано, > они представляют собой истинный Израиль, общину спасаемых. > Общим для всех трех групп является то, что они имеют дело с Богом, > служением Богу и воздаянием ему почестей. И однако, в глазах Иисуса, > они подвергаются большей опасности, чем остальные. <...> <продолжение см. Набожность, разъединяющая с Богом www.messia.ru/rasylka/003/313.htm#0> [ Иоахим Иеремиас. БОГОСЛОВИЕ НОВОГО ЗАВЕТА. ПРОВОЗВЕСТИЕ ИИСУСА. (§14.2) // М., 1999 www.agnuz.info/book.php?id=293&url=page15.htm ] +++ Иоахим Иеремиас: Набожность, разъединяющая с Богом www.messia.ru/rasylka/003/313.htm#0 +++ Николай Бердяев: Религия смирения. Фарисейство есть отрицание искупления и Искупителя www.messia.ru/rasylka/004/876.htm#0 +++ Александр Гуревич о православном фарисействе www.messia.ru/rasylka/002/178.htm#0 +++ В.Н.Кузнецова: ложное благочестие www.messia.ru/rasylka/004/675.htm#0 +++ Саймон Тагуэлл: внешняя праведность и праведность сердца www.messia.ru/rasylka/003/610.htm#0 +++ Александр Мень: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!" www.messia.ru/rasylka/003/532.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20050829/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Aug/29.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- Иисус сказал: "Г`оре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши! Вы запираете от людей Царство Небес и сами не вх`одите, и тех, кто хочет войти, не впускаете. Г`оре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши! Вы пересекаете мор`я и сушу, чтобы добыть одного обращенного, а обратив, делаете из него человека вдвое больше достойного ада, чем сами. Г`оре вам, слепые поводыри! ..." (Мф.23:13-16) * * * *Выбросив из рук оружие, мы можем протянуть освободившиеся руки навстречу ближнему. Перестав выискивать опасности, мы начинаем замечать открываемые нам от Господа возможности окружающего нас мира.* (иг.Евмений) |
||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
||||
|