Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 11 января 2006 г. ст.ст., вт (седмица 32-я по Пятидесятнице; чт-я 31-й седмицы) {Попразднство Богоявления} /Память прп. Феодосия Великого, 529/ литургические чтения: Евр.12:25-26; 13:22-25; Мк.10:2-12 *. > Церковь совершает таинство брака, связывающее судьбу людей, > над любым мужчиной и над любой женщиной, которые внешне и формально > кажутся свободными и внешне и формально выражают свое согласие > на брак. И для церкви, как и вообще для общества, оказывается > совершенно неуловимой и непроницаемой интимная, сокровенная жизнь > личности в этом отношении. <...> Церковь не имеет никакой > возможности определить, не любит ли кого-нибудь другого один > из брачующихся, не связан ли он с ним уже внутренне. При этих > условиях бракосочетание оказывается сплошь и рядом формальным > обрядом, лишенным духовного содержания, но имеющим роковые > последствия в жизни людей. Единственное, что действительно глубоко > и мистично в венчании, это что бракосочетание уподобляется несению > венцов мученических. Ибо поистине в браке настоящем, имеющем смысл, > брачующиеся должны нести тяготы друг друга и претерпевать мучение, > ибо жизнь на земле всегда мучительна. И истинная любовь мучительна > и трагична. Но бракосочетание сплошь и рядом оказывается ловушкой, > в которую люди попадают или вследствие совершенного над ними > насилия, или по корыстному расчету, или по легкомыслию и минутному > увлечению. И отрицание развода, которое с особенной настойчивостью > проводит католическая церковь, есть одна из самых больших > жестокостей в жизни людей, принуждающих жить во лжи, в лицемерии, > в насилии, в профанации самых интимных человеческих чувств. Брак > как таинство, брак мистический по своему смыслу вечен и нерасторжим. > Это - безусловная истина. Но большая часть человеческих браков > не имеет мистического смысла и не связана с вечностью. И это > христианское сознание должно признать. Особенно неубедительна ссылка > на Евангелие, в котором якобы говорится о нерасторжимости брака. > В Евангелии всегда открывается абсолютная жизнь, в нём нет ничего > относительного, но абсолютность эта всегда есть раскрытие Царства > Божьего, а не внешняя норма и закон для нашей жизни. Отрицание > развода есть законничество, законническое понимание христианства. > И тут поражает, как по-разному истолковывается евангельское учение > о поле и браке и евангельское учение о собственности и богатстве. > Брак понимают как абсолютный и нерасторжимый и превращают это > в закон социальной жизни. И для обоснования такого понимания > ссылаются на евангельский текст. Но ведь с не меньшим основанием > можно ссылаться на евангельские тексты для абсолютного отрицания > собственности и богатства и для утверждения бедности. Это совершенно > одинаковая абсолютность, абсолютность Царства Божьего, > где мистический по своему смыслу брак вечен и нерасторжим и где > нет собственности, нет рабства у материальных богатств. > Но истолковывать так евангельское учение о собственности, > об обязательном отречении от богатства и о бедности побоялись. > <...> семья как социальный институт очень связана с частной > собственностью, и всегда опасаются, что колебание принципа частной > собственности вызовет колебание принципа семьи. Тут совершенно ясно, > что социальная обыденность приспособливает евангельскую истину > для своих целей. Учение о нерасторжимости брака и отрицание развода > есть учение социальной обыденности, никакого отношения к сокровенной > жизни личности не имеющее, в нём нет ничего мистического, > оно совершенно рационалистично. Брак вечен и нерасторжим, но только > как брак, который имеет вечную, а не социальную сущность, <...> > в котором суженый находит свою суженую, т.е. вечность > и нерасторжимость брака есть истина онтологическая, а не социальная. > Брак есть таинство, но только как брак, содержанием которого > является любовь, любовь, обладающая онтологической реальностью, > а не преходящая влюбленность и влечение. Таинство брака > есть таинство онтологическое, а не социальное. Но тогда основным > свойством подлинного брака и подлинной любви является свобода. > Всякое социальное принуждение и насилие лишает характер соединения > людей таинственного и мистического смысла, данного лишь в любви, > но любовь социально неуловима и неопределима; <...> не только > для государства, но и для церкви как социальной организации. > Вот почему брак и семья, основанные не на любви и не на свободе, > должны быть признаны институтами социально-правового <...> > характера, определяемыми законами социальной обыденности, > и принципиально отличаемы от таинства брака, решительно должны быть > признаны не священными и не мистическими по своему смыслу. Священна, > таинственна, мистична лишь любовь, онтологическая любовь, > единственная и вечная, ведущая в Царство Божье. Она есть явление > совершенно другого порядка, чем физиологическая жизнь пола и чем > социальная жизнь семьи. И этот мистический, священный смысл любви > не раскрыт в церковном сознании. Раскрытие его принадлежит > творческой этике, и с ним связана творческая этика, отличная > от этики социальной обыденности. <...> Розанов, которого нужно > признать величайшим критиком христианского лицемерия в отношении > к полу, верно говорит, что <...> в мире христианской социальной > обыденности охраняется не брак, не семья, не содержание, > не реальность, а форма, обряд бракосочетания, закон. <...> > Нет области, в которой так бы торжествовал номинализм, как в жизни > пола и семьи. И с этим номинализмом и законничеством связаны > величайшие несчастья человеческой жизни, калечащие жизнь личности > во имя бессодержательных форм, во имя отвлеченных законов, во имя > слов, из которых ушло всякое реальное содержание. Возвращение > к реальностям имеет тут, как везде, освобождающее значение. И нужно > этически приветствовать освободительный процесс в жизни пола > и семьи, который для христианского сознания означает совсем иное, > чем для сознания нехристианского, означает совсем не провозглашение > прав плоти. Аскеза в отношении к полу имеет высшее значение > в христианстве, и она может быть даже большей, чем было до сих пор. > Но эта аскетика есть дело личности, дело свободного духа, > есть возрастание духовности, а не дело социального принуждения. > Нужно разом внешне и социально освободить человеческую личность, > а внутренне и духовно подчинить ее свободной аскезе и раскрыть смысл > любви. Духовное освобождение от рабства у похоти пола, унижающей > достоинство человека, сублимирование бессознательных половых > влечений есть основное требование этики. Это духовное освобождение > не достигается одной отрицательной аскезой, оно предполагает > творческое направление половой энергии. Подлинная любовь есть > самое могущественное средство против похоти пола, которая есть > источник рабства и падения человека. Достижение целомудрия > через любовь есть достижение целостности, преодоление греховности > пола, разорванности и раздвоения. > Сокровенная жизнь пола и половой любви есть тайна двух личностей. > Всякий третий и всё третье не может быть между ними судьей > и не может даже узреть реальности, здесь явленной. Это есть самая > интимная и индивидуальная сторона человеческой личности, которую > личность не хочет открыть перед другими, а иногда скрывает > и перед собой. Жизнь пола связана со стыдом, и в этом обнаруживается > ее генезис от грехопадения. Стыд и ужас одного пола перед другим > преодолеваются или положительно, любовью, т.е. преображением стыда, > или развратом, т.е. утерей стыда. И вот трагизм половой любви > заключается прежде всего в том, что сокровенное, тайное, интимное > между двумя, только для этих двух видимое и понятное, профанируется > и делается публичным в социальной обыденности. Нормально было бы, > чтобы, кроме двух любящих, об этом не знал никто третий, не знало > общество. Но половая любовь имеет последствия, которые ввергают ее > в социальную обыденность и подчиняют ее законам, хотя она > по сущности своей не принадлежит социальной обыденности. <...> > И потому для личности половая любовь трагична, она профанируется, > отдается на суд общества, и в ней гибнут упования личности. Половая > любовь профанируется не только обществом, она профанируется и самой > личностью, ее греховными страстями, влечениями и волнениями. Любовь > есть взлет вверх, к вечности, и опускание вниз, во время, где > она подвергается тлению и смерти. В любви есть смешение двух начал - > небесного и земного, вечного и временного <...>. И элемент земной, > временный и простонародный в любви подчиняет ее социальной > обыденности. Мимолетная влюбленность, связанная с преходящим > влечением, смешивается с любовью. И ввиду роковой связи любви > с родом общество начинает контролировать качество любви, > что оказывается для него непосильным и имеет последствия, которые > не имелись в виду. Только мистическая любовь, которая преодолеет > в себе стихию рода и будет до глубины личной, окончательно выпадет > из социальной обыденности и освободится от власти общества. > Онтологически между двумя любящими третьим, высшим может быть только > Бог, но не общество, не другие люди. Лишь греховность любящих > ввергает их во власть других людей и общества. Любовь, взятая <...> > в своей оригинальности есть феномен личный. Семья же есть феномен > социальный. В этом непреодолимый трагизм любви в этом мире, > ибо подлинная любовь приходит в этот мир из мира иного. Половая > любовь в социальной обыденности и образует семью. <...> Консерватизм > социальной обыденности не есть охранение вечного, но охранение > временного. <.....> [ Николай Бердяев. О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА (II.IV/8) www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_10.html ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф. 19:3-12; Лк.16:18; 1Кор.7:10; эпизод N118 по "Брюссельскому согласованию" + + + Н.Бердяев, С.Троицкий - о браке и разврате www.messia.ru/rasylka/005/1221.htm#0 (см. здесь другие ссылки) + + + прот. Иоанн Мейендорф: брак по учению Христа (см. здесь другие ссылки) www.messia.ru/rasylka/006/1370.htm#0 + + + свящ. Александр Мень: новое отношение к браку www.messia.ru/rasylka/005/1050.htm#0 (см. здесь другие ссылки) + + + Он же: брак в христианстве www.messia.ru/rasylka/005/1022.htm#0 (см. здесь другие ссылки) + + + А.Л.Кинтас: Человеческая любовь: смысл и достижения (с продолжением) www.messia.ru/r2/1/326.htm#0 + + + В.Н.Кузнецова: каверзный вопрос о разводе. лучше не жениться? www.messia.ru/rasylka/005/1253.htm#0 (см. здесь другие ссылки) + + + www.krotov.info/spravki/temy/b/brak.html Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060124/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://days.ru/day.php?date=20060111&key=days ***************************************************************** * * к апост. чтению среды 31-й седмицы по Пятидесятнице (Иак.1:1-18) www.messia.ru/rasylka/005/1051.htm#0 (+ ссылки на тексты БЦ) к еванг. чтению среды 31-й седмицы по Пятидесятнице (Мк.10:11-16) www.messia.ru/rasylka/005/1023.htm#0 (свящ. Яков Кротов; ссылки на текст К.С.Льюиса) www.messia.ru/rasylka/006/1371.htm#0 (ссылки на тексты Н.Сухининой, свящ. Анатолия Гармаева, иг. Петра (Мещеринова), свящ. Якова Кротова, Клайва Льюиса) Завтра память мц. Татианы и с нею в Риме пострадавших (226) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Пришли к Иисусу фарисеи и задали вопрос, желая испытать Его: "Может ли по Закону мужчина развестись с женой?" Иисус спросил: "А что вам заповедал Моисей?" Они ответили: "Моисей позволил развестись с женою, дав ей разводное свидетельство". Иисус возразил: 'Моисей написал вам такую заповедь, потому что сердц`а у вас черствы и упрямы. Но с самого начала, со времен сотворения мира, Бог "создал мужчину и женщину. Поэтому оставит человек отца и мать и привяжется к жене, и станут двое одной плотью". Итак, их уже не два человека, а одно существо. То, что соединил Бог, пусть человек не разлучает'. А в доме ученики спросили Его о том же. Иисус ответил: "Кто разведется с женой и женится на другой, тот согрешит, нарушив супружескую верность. И если женщина разведется с мужем и выйдет за другого, то она совершит тот же грех".* (Мк.10:2-12) * * * 'Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится.' (Лествица) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
|
![]() |