=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
* 01 января 2011 г. ст.ст., Обрезание Господне. литургические чтения: Кол.2:8-12; Лк.2:20-21,40-52. {Память свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской (379)}
> ОБРЕЗАНИЕ
> <Ветхий Завет>
> 1. +Обрезание - знак принадлежности к определенной общине.+ - > О. практикуется у многих народов, обычно в связи с вступлением > в категорию взрослых или в брак. У Израиля О. существовало, > по-видимому, как весьма древний обычай: о нём уже говорится > в наиболее архаических текстах, где упоминается употребление > для этой цели каменных ножей (Исх 4.24 слл; Ис Нав 5.2-9); однако > оно не предписывается ни в одном из подлинно древних текстов. > О. стало тогда уже фактом, который не обсуждается и не требует > обоснования. Не быть обрезанным - «срам» (Ис Нав 5.9; Быт 34.14). > Перед необрезанными Израиль всегда испытывает отвращение > (1Цар 17.26,36; Суд 14.3; 1Пар 10.4; Авв 2.16; Иез 44.7 слл): > необрезанный - не вполне человек. Следовательно, О. является > сначала обрядом, означающим принадлежность к определенной общине.
> 2. +Обрезание - знак Союза-Завета.+ - Этот обряд естественно имеет > и религиозное значение: обрезывают по непосредственному повелению > Ягве (Ис Нав 5.2) или для того, чтобы избежать Его гнева (Исх 4.24). > Решительный шаг сделан, когда этот обряд становится, прежде всего > согласно священническому кодексу, физическим знаком Союза-Завета, > который каждый Израильтянин мужеского пола должен носить на своей > плоти с восьмого дня своей жизни. Это и подтверждается фактом > проливаемой при этом крови (ср Исх 4.26), той крови, которую > в позднейшем иудействе часто называют «кровью Завета».
> О., восходящее к отцу народа Аврааму (Быт 17.9-14; 21.4) > и провозглашенное в Законе (Лев 12.3), составляет необходимое > условие для участия в праздновании Пасхи, когда Израиль объявляет > себя избранным и спасенным народом Ягве (Исх 12.44,48). Запрещенное > языч. властью во время гонения (1Макк 1.48), оно становится > специфическим знаком принадлежности к еврейству: некоторые прибегали > к хирургическому восстановлению крайней плоти (1,15/*/), другие же > с опасностью для жизни обрезывали своих детей (1.60; 2Макк 6.10) > и принуждали обрезываться колеблющихся (1Макк 2.46). ------------------------------------------ /*/ Ср. 1Кор 7.18 (переводы В.Н. Кузнецовой, еп. Кассиана, церковнославянский). (Прим. ред. рассылки)
> 3. +Обрезание сердца.+ - Израиль мог т. обр. впасть в искушение > считать, будто достаточно быть обрезанным, чтобы пользоваться > обетованиями Союза-Завета. Иеремия, очевидно первый, напомнил ему, > что физическое О., применяемое у многих народов, само по себе > не имеет никакой цены (<см. еврейский текст> Иер 9.24 слл): удалить > крайнюю плоть с сердца - вот что важно (Иер 4.4), согласно метафоре, > используемой и в других случаях (6.10; Лев 19.23). Во Второзаконии > провозглашается тот же призыв к обрезанию сердца, т.е. > к исключительной любви к Ягве и к братолюбию (10.12-22); о том же > говорится и в священническом кодексе (Лев 26.41; Иез 44.7 слл). > О. сердца, которое Израиль не способен приобрести, будет дано Богом > в день спасения: «Обрежет Ягве, Бог твой, сердце твое... чтобы > ты любил Ягве... дабы жить тебе» (Втор 30.6). В том же тексте > (30.12) Павел с полным основанием усмотрел возвещение спасения > благодатью и верой (Рим 10.6 слл).
> <Новый Завет>
> 1. +Совершение обрезания.+ - Иисус и Иоанн Креститель были обрезаны > (Лк 1.59; 2.21): Он был сначала (Мф 15.24 п), как и Его ученики, > «служителем для обрезанных» (Рим 15.8). Но Его Евангелие должно > было быть возвещено также и язычникам (Рим 15.9-12), и это > расширение ставило О. под вопрос: надо ли было требовать ото всех > совершения обряда, свидетельствующего о принадлежности к потомству > Авраама? Как нередко бывает, практический ответ предвосхитил > теорию. Язычников, обращавшихся почти повсюду, обычно крестили, > не требуя от них О. (Деян 10-11). Несмотря на давление некоторых > иудео-христиан, Иерусалимский собор утвердил своим постановлением > уже применявшуюся свободу в отношении О. (Деян 15), допущенную уже > и откровением, данным ап. Петру (Деян 10.45 слл).
> Это решение, которое можно было принять за меру приспособленчества > (облегчить доступ язычникам, которых мог бы отпугнуть обряд, > рассматривавшийся ими как увечье), имело в действительности > доктринальное значение. Павлу предстояло показать это по случаю > подобного же кризиса в Галатии. Конечно, необрезанный язычник живет > вдали от Бога (ср Кол 2.13); но если он даст себя обрезать, то > он должен будет нести бремя всех предписаний Закона, которые он > на деле не может выполнить (Гал 6.13): значит, он идет к погибели. > Более того, обусловливать спасение О. - значит ставить ни во что > обетование, по чистой милости Божией данное Аврааму раньше, чем > он был обрезан: О. появилось позже не как источник, а как печать > праведности, полученной им раньше через обетование и веру > (Гал 3.6-29; Рим 4.9-12); главным же образом это равносильно > упразднению креста Христова, который спасает, исполняя это, данное > по милости, обетование (Гал 5.11 сл).
> 2. +Духовное обрезание.+ - Призыв пророков к «обрезанию сердца» > путем внутреннего подтверждения внешнего обряда отныне звучит > по-другому, ибо расовые различия, предполагавшиеся обрядом, теряют > значение. «Не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, > действующая любовью» (Гал 5.6); важно быть «новой тварью» (6.15) > и «соблюдать заповеди Божии» (1Кор 7.19); какое значение может иметь > в таком случае то состояние, в котором человек находился, когда > был призван? Вера оправдывает как обрезанных, так и необрезанных, > потому что Бог есть Бог всех (Рим 3.29). Христос есть все во всех > (греч. Кол 3.11).
> Но если обряд упразднен, то слово продолжает иметь определенное > значение. Верующие имеют право воскликнуть: «Обрезание - мы, > служащие Богу Духом» (Флп 3.3). В этом исполняются пророчества: > истинное О., скрытое, духовное, внутреннее (Рим 2.28 сл), уже > не совершается рукой <человека> (Кол 2.11); оно отожествляется > с крещением, которое вводит верующего в «обрезание Христово», > совершая в крещаемом полное «совлечение греховного тела плоти» > (Кол 2.11 сл) для жизни со Христом навеки. [ СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ. Claude Wiener. www.krotov.info/spravki/temy/o/obrezanie.htm ]
************************************************** * • детство Христа *** * (свящ. Александр Мень; свящ. Яков Кротов) *** * www.messia.ru/rasylka/010/2507.htm#0 *** * • свящ. Яков Кротов: *** * обрЕзание Господне: серьезность вочеловечивания *** * www.messia.ru/rasylka/009/2361.htm#0 (+ссылки!) *** * • он же: к 2:21: Обрезание Христово - одно из тех * * евангельских событий, которого христиане стыдятся * * www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_02_21.html ** **********************************************************
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20110114/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ: www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=1&day=14
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Иисус сказал: 'Верно вам говорю, если скажет кто этой горе: "Поднимись и бросься в море!" - и не усомнится в душ`е, но будет верить, что сказанное им исполнится, так и будет! Поэтому вам говорю Я: о чём бы вы ни молились и чего бы ни просили, верьте, что вы уже получили, - и так и будет! И когда вы сто`ите и м`олитесь, прощайте всё, что против кого-то имеете, чтобы и Отец ваш Небесный простил вам ваши грехи'.* (Мк.11:23-25/*/) * * * *Пастухи вернулись назад, прославляя и восхваляя Бога за всё, что им довелось увидеть и услышать: всё было так, как сказал им ангел. Через восемь дней, когда наступило время обрезать ребенка, Ему дали имя Иисус - имя, которым назвал Его ангел еще до зачатия. ... Ребенок рос, набирался силы и мудрости. На Нём было Божье благословение. Каждый год родители Иисуса отправлялись в Иерусалим на праздник Пасхи. Когда Ему исполнилось двенадцать лет, они пошли на праздник, как обычно. После праздника они отправились домой, а мальчик Иисус остался в Иерусалиме. Родители об этом не знали, полагая, что Он в толпе путников; они прошли день пути, а потом стали искать Его среди родственников и знакомых. Не найдя Его, они вернулись в Иерусалим и стали искать Его там. Через три дня они нашли Его в Храме. Он сидел посреди учителей, слушая их и задавая вопросы. Все, кто слышал Его, изумлялись Его уму и ответам. Родители, увидев Его, были поражены. Мать сказала Ему: "Сынок, почему Ты так с нами поступил? Видишь, как мы с Твоим отцом исстрадались, пока Тебя искали". Он ответил: "Зачем вы Меня искали? Разве вы не знали, что Я должен быть в доме Моего Отца?" Но они не поняли того, что Он им сказал. Иисус пошел с ними; Он вернулся в Назарет и во всём их слушался. А мать Его хранила всё это в памяти. Иисус рос, и вместе с годами возрастали Его мудрость и любовь, которую Он снискал у Бога и людей.* (Лк.2:20-21,40-52/**/) * * * *Смотр`ите, чтобы никто не завлек вас в сети пустым и лживым философствованием, идущим от людских преданий и стихий мира, а не от Христа. Потому что в Нём воплотилась и обитает вся полнота Божества. И вы обрели полноту жизни в единении с Ним - Главой Начал и Властей. От Него вы приняли обр`езание, но не то обрезание, которое совершается человеческими руками. Ваша плотская греховная сущность сорвана с вас, как одежда. Вот духовное обрезание, и его совершает Христос! Крещением вы погребли себя с Ним, крещением же воскрешены вместе с Ним - благодаря вере в силу Бога, поднявшего Его из мертвых. И вас, некогда мертвых из-за своих грехов и того, что вы, будучи необрезаны, не принадлежали к Божьему народу, - вас Бог вместе с Ним вернул к жизни. Он простил нам все преступления. Он перечеркнул список наших долгов, предъявленных к оплате предписаниями Закона, и уничтожил этот список, пригвоздив его ко кресту. И этим Он обезоружил Начала и Власти и, выставив их всем на посмешище, провел как пленных в Своем триумфальном шествии. Так пусть никто не осуждает вас за то, что вы едите и что вы пьете, и не спрашивает, соблюдаете ли вы праздничные дни, новолуния и субботы. Это лишь тень того, что должно было прийти, реальность же - во Христе!* (Кол.2:8-17/***/) * * * 'Болтовня может ранить, как меч, * а слова мудрецов - исцеляют'. (Пр.12:18) *********************************************
/*/ - евангельское чтение среды. /**/ - евангельское чтение праздника Обрезания. /***/ - включает апостольское чтение праздника. * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2640.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |