=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
* 25 марта 2011 г. ст.ст., четверг. Благовещение Богородицы. литургические чтения: Евр.2:11-18; Лк.1:24-38.
С праздником!
> Опять радостные благовествования, опять извещения о свободе, <...> > опять возвращение, опять голос веселия, опять освобождение > от рабства: ангел беседует с Девой, <подобно тому как с первой > женщиной> беседовал змий. "В шестой же месяц послан был Ангел > Гавриил от Бога к Деве, обрученной мужу" (Лк.1:26-27). Гавриил > был послан объявить всемирное спасение; Гавриил был послан, > неся Адаму обещание возвращения из плена; Гавриил был послан к Деве, > чтобы <претворить> бесчестие женского пола в честь; Гавриил > был послан, чтобы приготовить чистому Жениху достойный чертог; > Гавриил был послан, чтобы помолвить создание с Создателем; Гавриил > был послан к одушевленному дворцу Царя ангелов; Гавриил был послан > к Деве, обрученной Иосифу, но сберегаемой для Сына; был послан > бестелеcный раб к чистой Деве; был послан свободный от греха > к недопускающей тления; был послан светильник, чтоб указать > на Солнце правды; было послано утро, бегущее впереди света дня; > был послан Гавриил, показывающий Того, Кто находится в недрах Отца > и в объятиях Матери; был послан Гавриил, показывающий на Того, > Кто находится на троне и в вертепе; был послан воин, > <возвещающий> о таинстве Царя, – таинстве, познаваемом верою, > не исследуемом излишним любопытством, – таинстве, покланяемом, > не взвешиваемом как бы на весах, – таинстве, исповедуемом, > <а> не измеряемом. В месяц шестый <был послан> Гавриил к Деве. > О каком шестом месяце говорится? О каком? С какого Елисавета > приняла благовествование, с какого зачала Иоанна. Откуда это ясно? > Пусть объяснит сам архангел, говорящий Деве: "Вот, - говорит он, - > Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала > сына, и ей уже шестой месяц" (Лк.1:36). В месяц шестой. Шестой > месяц зачатия Иоанна. Надлежало, чтоб прежде пришел воин, > надлежало, чтоб прежде явился телохранитель, надлежало, чтоб сначала > проложил путь возвеститель Господня пришествия. "В шестой месяц > послан был Ангел Гавриил к Деве, обрученной мужу", <но еще> > не вступившей в брак; хотя обрученной, но сохраняемой <Девой>. > Почему – обрученной? Чтобы разбойник тот не узнал в скорости > о таинстве. Что Царь придет с помощью Девы, Лукавый знал, потому > что и он сам слышал слова Исаии: "Се, Дева во чреве приимет" > (Ис.7:14); и естественно сторожил всё в отдельности, что было > предсказано о Деве, чтобы, где заметит, что исполняется > это таинство, приготовить хулу. Поэтому Господь пришел > чрез посредство обрученной, уже принявшей на себя обязательство. > +<В шестой месяц послан был Ангел Гавриил ... к Деве, обрученной > мужу, именем Иосифу.>+ Послушай, что говорит пророк об этом муже > и Деве. "Дастся книга запечатанная человеку, умеющему читать" > (Ис.29:11). Что это за книга запечатанная, если, конечно, не чистая > Дева? От кого она дастся? Ясно, что от священников. Кому > она будет дана? Плотнику Иосифу. Этот Иосиф, прежде живший > в честном браке и родивший сыновей, потерял жену и остальное время > жил в целомудрии, воспитывая детей в учении и наставлении Господнем. > Ведь известно, что апостол Павел, придя для проповеди и найдя одного > из его сыновей, пишет <.>: "Другого же из Апостолов я не видел, > кроме Иакова, брата Господня" (Гал.1:19), не как рожденного от Девы > Марии, но – от Иосифа. Итак, как священники сочетали Марию > с целомудренным Иосифом, и предложили ее ему, выжидая удобного > для брака времени, то он, принявши, должен был сохранять Деву > в неповрежденности. Это пророк предсказал много ранее: "Дастся, - > говорит он, - книга запечатаннная человеку, умеющему читать", > то есть, сочетавшемуся браком, и он скажет: +не могу+ прочитать. > Почему не можешь, Иосиф? +Не могу+, - говорит, прочитать, - +потому > что+ книга +запечатана+. Для кого она сохраняется? > Она сберегается, <чтобы стать жилищем> для Творца <всех>. > Но возвратимся к <нашей теме>. +<В шестой месяц послан был Ангел > Гавриил> ... к Деве+, конечно, получив таковые приказания. > "Слушай, – говорит <Бог> - ангел! Будь слугою страшного таинства, > послужи сокровенному чуду, Мои сострадательные чувства понуждают > Меня снизойти к <взысканию> заблудшего Адама. Грех сделал ветхим > сотворенного по Моему образу, испортил творение Моих рук, помрачил > красоту, которую Я создал; волк владеет Моим скотом; райское жилище > опустело. Древо жизни охраняется пламенным мечом и заперто > место наслаждения. Я оказываю сострадание тому, кто подвергся > нападению, и желаю поймать врага. Я хочу, чтоб это было скрыто > ото всех находящихся на небе сил, тебе одному только поверяю тайну; > иди к Деве Марии, отправься к одушевленным вратам, о которых говорит > пророк: "Славное возвещается о тебе, град Божий!" (Пс.86:3). > Отправься к Моему раю, одаренному разумом; отправься к восточному > городу; отправься к жилищу, достойному Моего Слова; отправься > ко второму небу на земле; отправься к легкому облаку; объяви ему > о дожде Моего явления; отправься к приготовленному для Меня > святилищу; отправься к чертогу Моего вочеловечения; отправься > к чистой брачной комнате Моего плотского рождения; скажи в уши > разумного ковчега, уготовай Мне преддверие слуха; но не приведи > в смятение, не расстрой души Девы; со скромностью предстань > ко святилищу; прежде всего воскликни к Ней голосом радости; > скажи Марии: "Радуйся, благодатная..." (Лк.1:28), чтобы Я оказал > сострадание к страждущей Еве". Ангел услышал это и, как > естественно, размышлял сам собой: "Необыкновенное дело – > превосходящее мысль слово; страшный для херувимов, на которого > не могут зреть серафимы, непостижимый для всех ангельских сил, > о каком возвешает обстоятельстве! Объявляет Деве о присутствии > в Ней Своего Лица, лучше же сказать: обещает ей о входе > чрез посредство слуха! И осудивший Еву спешит столь много > прославить ее Дочь и говорит: 'Приготовь Мне входы слуха!' > <Но> может ли чрево вместить Невместимого? Поистине страшное > таинство!" Когда ангел размышлял об этом, Господь говорит ему: > "Что смущаешься и изумляешься, Гавриил? Не был ли ты недавно послан > Мною к священнику Захарии? Не дал ли ты ему добрых известий > относительно рождения Иоанна? Не наложил ли ты на неверовавшего > иерея наказания молчанием? Не осудил ли ты старца на лишение > голоса? Не ты ли провозвестил, не Я ли утвердил? Не последовало ли > дело за твоим благовествованием? Не зачала ли <бесплодная>? > Не оказала ли повиновения утроба? Не отступила ли болезнь > бесплодия? Не убежало ли бездействие естества? Не есть ли теперь > приносящею плод та, которая доселе не приносила плодов? Разве > +останется бессильным+ у Меня – Творца +<какое-либо> слово+ > (Лк.1:37)? Итак, почему ты охвачен сомнением?" Что же <отвечает > на это> ангел? - "Господи, исцелить недостатки естества, прекратить > бурю страданий, призвать мертвенность членов к животворящей силе, > повелеть естеству проявить силу деторождения, уничтожить <бесплодие > одряхлевшего тела>, <преобразить> состарившийся стебель в состояние > зеленеющего, внезапно <явить неплодородную> ниву матерью колосьев, > всё это – дело Твоего могущества, обычно совершаемое, > и свидетельствуют – Сарра и после нее Ревекка, и <еще> Анна, > подчиненные рабству тягостной болезни <бесплодия>, а потом принявшие > от Тебя свободу. А чтоб родила дева, не вступившая в сношение > с мужем, это – выше законов естества. Но и Твое пришествие > Ты возвещаешь Девице. Пределы неба и земли не вмещают Тебя; и каким > образом вместит Тебя девическая утроба?" <А> Господь говорит: > "Каким образом вместила Меня палатка Авраамова?" Ангел говорит: > "Потому что он владел полнотою гостеприимства. Потом подумай, > Господи, там Ты явился патриарху в расположенной подле дороги > палатке, и Ты, всё <Собою> наполняющий, прошел мимо. Каким образом > вытерпит огонь божества Мария? Престол Твой пламенеет, озаряемый > сиянием, и неужели Дева может без ужаса носить Тебя? Да, конечно, > если бы огонь в пустыне причинил вред купине (Исх.3), то несомненно > повредило бы и Марии Мое присутствие; если же тот огонь, > изображавший явление с неба божеского огня, только оросил купину, > а не сжег, то что ты мог бы сказать об истине, нисходящей > не в пламенном огне, но в виде дождя?" Тогда наконец, ангел исполнил > повеленное ему, и, придя к Деве и войдя, <торжественно сказал Ей>: > "Радуйся, благодатная, Господь с Тобою" (Лк.1:28). Уже диавол > не против Тебя, потому что где прежде враг нанес рану, там врач > налагает пластырь; откуда смерть получила начало нападения, оттуда > жизнь соорудила вход жизни. Чрез <женщину> разливается зло, > чрез <женщину же> текут блага. "Радуйся, благодатная"; не стыдись, > как виновница осуждения, потому что Ты делаешься Матерью Того, > Кто осудил. "Радуйся, благодатная"; радуйся, непорочная, рождающая > Жениха пребывавшему во вдовстве миру. "Радуйся, благодатная", > потопившая в утробе <материнской> смерть; радуйся, одушевленный > Божий храм; радуйся жилище, равное по своей цене небу и земле; > радуйся, пространное вместилище невместимого естества. <И так > получается, что> врач приступает к немощным, сидящим во тьме > является солнце правды, обуреваемым – якорь и безопасная от морских > волн гавань, рабам, непримиримо ненавидимым, родился Посол и союз > мира, пленников посетил Избавитель, подверженных нападению > неприятелей – крепкий Покров неизреченной радости и любви. "Ибо > Он есть мир наш" (Еф.2:14), – как говорит божественный апостол, – > мир, которым <надлежит> нам непрестанно наслаждаться, по благодати > самого Христа и Бога нашего, Которому слава во веки веков. Аминь. [ свт. Иоанн Златоуст. На Благовещение преславной Владычицы нашей Богородицы www.krotov.info/library/08_z/zlatoust/02_02_06.htm#3 ]
+ + + свящ. Яков Кротов: В гадость легче верится... www.messia.ru/rasylka/010/2551.htm#0 + + + свящ. Яков Кротов: Двусмысленность www.messia.ru/rasylka/009/2398.htm#0 (+ссылки) + + + свящ. Александр Мень: Благовещение www.messia.ru/rasylka/006/1461.htm#0 (+ссылки)
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20110407/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ: www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=4&day=07; www.mospat.ru/calendar/2011/04/07
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- В сей день спасения нашего начало и предвечного таинства явление: Сын Божий Сыном Девы становится и Гавриил о благодати благовествует. Потому и мы с ним Богородице возгласим: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!" (тропарь праздника, русский перевод) * * * *Так и должно было быть, чтобы Бог, цель и источник всего бытия, приведший множество сынов в Свою славу, сделал Его, Зачинателя их спасения, совершенным через страдания. Ведь и Тот, кто освящает, и те, кого освящают, - все они от одного Отца. Вот причина, по которой Иисус не стыдится называть их Своими братьями. Он говорит: ... "Вот Я и дети, которых дал Мне Бог". А поскольку эти дети одной плоти и крови, то и Он, подобно им, стал сопричастен человеческой плоти и крови, чтобы Своей смертью лишить силы того, у кого есть власть причинить смерть, то есть дьявола, и освободить их, потому что из страха смерти они всю жизнь были в рабстве. ... Конечно же, Он приходит на помощь не ангелам - Он приходит на помощь потомкам Авраама. Из этого следует, что Ему надлежало во всём уподобиться братьям, чтобы стать милосердным и верным Первосвященником на службе у Бога и принести себя в жертву для искупления грехов народа. И так как Он сам прошел через испытание страданиями, то теперь может помочь тем, кто подвергается испытаниям.* (Евр.2:10-18/*/) * * * *С кем вы сравните Бога, / какое подобие Ему подберете? ... *Неужели вы не знаете? Неужели не слыхали? Разве не было вам поведано от начала? Разве не понимаете вы, на чем земля зиждется? Восседает Он над кругом земным, а жители земли - словно кузнечики! Он простер небеса, как тонкую ткань, натянул их, как шатер для жилья! Владык обращает Он в ничто, / правителей земли - в пустое место! Едва лишь посажены, посеяны они, едва лишь разрастется вглубь их корень, иссушает Он их дуновеньем Своим, и буря уносит их прочь, как солому. *'Кому вы уподобите Меня, кто равен Мне?' - говорит Святой. Ввысь поднимите взор, взгляните: кто сотворил всё это? Тот, кто выводит по счету это небесное воинство, всех их по имени призывает. Они выходят - все до одного - таковы Его сила и могущество! *Зачем же ты, Иаков, говоришь, / зачем же говоришь, Израиль, что судьба твоя от Господа сокрыта, что тяжба твоя забыта твоим Богом? Неужели ты не знаешь, неужели не слыхал? Господь - это вечный Бог, / Творец всех концов земли; не устает, не изнемогает Он, / Его мудрость непостижима! Дает Он уставшему силу, / обессилевших укрепляет. Даже юноши устают, изнемогают, / молодые спотыкаются и падают, а те, чья надежда - Господь, обретают новые силы: как орел, взмахнут крылами, и от бега не изнемогут, / и от ходьбы не устанут.* (Ис.40:18,21-31/**/) * * * *Уста мудрецов распространяют знание, / но не так поступают глупцы. Мерзки Господу жертвы нечестивых, / а молитвы честных Ему угодны. Мерзок Господу путь нечестивца, а того, кто ищет праведность, Он любит. Кто сбился с пути, будет сурово наказан; кто ненавидит упреки - погибнет. Ше`ол и Авадд`он открыты Господу - / тем паче сердца человеческие! Не любит наглец укоров / и не задержится среди мудрецов. Сердце радостно - светлеет лицо, / а скорбное сердце сокрушает дух. Разумное сердце ищет знания, / а глупцы питаются дуростью. У бедняка что ни день, то невзгоды, а у счастливого - нескончаемый пир. Лучше иметь немногое и бояться Господа, чем стяжать сокровище и жить в страхе. Лучше обед из овощей, да с любовью, чем из упитанного тельца, да с ненавистью. Вспыльчивый человек сеет раздоры, / а терпеливый кладет конец вражде. Путь лентяя зарос колючками, / а честные идут по широкой дороге. Мудрый сын радует отца, / а глупец позорит мать. Тешится дурью скудоумный, / а разумный ступает прямо. Нет совета - не будет успеха в деле, а если советников достаточно - всё выйдет. Радостно, если можешь ответить, / и как хорошо уместное слово! Разумный поднимается по дороге жизни, / прочь от глубин Шеола. Дома гордецов Господь сметет, / но надел вдовы Он защитит. Мерзки Господу злые замыслы, / а добрые слова пред Ним чисты. Стяжатель на свой дом навлекает беду, а кто взяток не терпит - будет жить. Праведное сердце подскажет ответ, / а уста нечестивые изрыгают зло. Далек Господь от нечестивцев, / но молитву праведников слышит. Светлый взор радует сердце, / добрая весть укрепляет кости. Кто внемлет здравым упрекам, / неразлучен будет с мудрецами. Кто отвергает наставления - себе повредит, а кто внемлет упрекам, обретает разум. Страх Господень научит мудрости, / славе предшествует смирение. Сердце человека вынашивает замыслы, / но решение - от уст Господних. Каждый считает свой путь непорочным, / но Господь испытывает души. Вверяй Господу свои дела - / и замыслы твои свершатся. Всё создано Господом для своей цели, / и нечестивец - для дня беды. Надменное сердце - мерзко Господу, ни за что не уйти ему от наказания. Вера и правда искупают вину, / страх Господень отводит беду. Если угодны Господу пути человека, / Он примирит с ним даже врагов. Лучше малость, да с праведностью, чем богатая прибыль, да с беззаконием. Человек избирает свой путь, / но твердость шагам придает Господь.* (Пр.15:7-16:9/***/) * * * "Вера — это непрестанное взирание исключительно на Христа — Победителя греха и смерти". (Лютер) *********************************************
/*/ включает апостольское чтение праздника Благовещения. /**/ перевод: А. Графов, из чт-я вторника. /***/ новый перевод РБО, чтения вт и ср. * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2670.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|