=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!
14 апреля 2014 г. ст. ст., воскресенье 2-е по Пасхе {память ап. Фомы, воспоминание его "уверения"} литургические чтения: Деян.5:12-20; Ин.20:19-31.
> С какой бы стороны мы ни подходили к зарождению пасхальной веры апостолов, мы не найдем ни малейшей зацепки, которая могла бы оправдать ее психологическое объяснение. Их душевное состояние до воскресения было настолько сдержанным, колеблющимся и скептическим, а у апостола Павла решительно враждебным, что пробудить в них новую веру могло только извне действующее событие, только точно установленный, неустранимый факт, обрушившийся на них и их убедивший, как в объективном опыте данная, поддающаяся контролю действительность. > Это событие получит свое окончательное подтверждение, если мы изучим вопрос о содержании и предмете пасхальных переживаний учеников. Согласно предпосылкам визионерной теории, образ Воскресшего, представившийся ученикам, должен был в существенных чертах совпадать с тем идеальным образом Мессии, который они уже раньше имели в душе. Ведь согласно этим предпосылкам Воскресший был бы ничем иным, как изначальным идеалом Мессии, прорвавшимся из глубин подсознания самих учеников в их сознание. Мы знаем этот изначальный идеал Мессии: это Мессия-Царь, каким его как будто обрисовали пророки, опоясанный правдою, сидящий на престоле своего отца Давида и покоряющий всех врагов под ноги Свои. Об этом образе Мессии мечтали апостолы, мечтал и Павел. Еще при Тайной Вечери ученики принесли два меча, чтобы силою превратить эту мечту в действительность. Наступило пасхальное утро. Одним ударом образ старой мечты расплылся, и совершенно новый образ, совершенно новый Мессия, совершенно новая вера вошли в сознание учеников. > Первая непосредственная реакция, вызванная у апостолов явлением Воскресшего, было новое потрясающее опытное знание: «Это Господь». «Господь воистину восстал и явился Симону!» таким возгласом встретили одиннадцать двух учеников, вернувшихся из Эммауса (Лк 23.34). «Это Господь!» воскликнул Иоанн, когда увидел Воскресшего на берегу озера (Ин 21.7). «Господь мой и Бог мой», исповедовал Фома, когда увидел раны Воскресшего (Ин 20.28). «Господи, кто Ты?» спрашивает Павел на пути в Дамаск (Деян 9.5). «Кириэ» Господи был первый ответ новой веры на весть о воскресении. > Петр торжественно заявил в своей первой проповеди на Пятидесятницу: «Твердо знай весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли (Деян 2.36)». В иудейском и эллинистическом словоупотреблении «Господь» (Кириос) есть Бог, открывающийся в могуществе Своем Своей религиозной общине. Если до пасхальных переживаний ученики видели в Иисусе прежде всего Его человеческое естество, а Божественное как бы только в преломленном луче, когда Оно пробивалось сквозь Его человеческую оболочку, то в присутствии Воскресшего, в центре их веры стоит именно это Божественное, и человеческое в Нём они познают уже только в свете этой Его Божественности. Пасхальное переживание принесло, таким образом, ученикам значительное углубление и прояснение их представления о Христе. Прежние впечатления о человеческом образе Иисуса были пронизаны новым впечатлением Его Божественности и в него включены. Только теперь они с полною наглядностью осознали: Иисус, Человек, есть в основе Своего существа их «Господь и Бог». > И так как это был Сам Господь, представший перед ними в человеческом образе, то и другие их представления очистились и превратились в уверенность, что Его настоящее место, Его изначальное отечество только на небе, по правую руку Отца. Это засвидетельствовал им Сам Воскресший: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и к Богу вашему» (Ин 20.17). Поэтому апостолы ликуют теперь в своих проповедях (Деян 2.33; 5.31; 7.55): «Бог возвысил Его десницею Своею». Теперь уже никогда не исчезнет из христианского исповедания веры «Сидящий одесную Отца». Само собою с этим соединялась и дальнейшая уверенность, что от этого «Господа», воскресшего и воссевшего по правую руку Отца, отныне будет изливаться на людей вся жизнь и весь Дух, вся благодать и прощение, полнота силы и власти. Из уст Прославленного вновь и вновь звучало им: «Вот Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28.20). «Я пошлю обетование Отца Моего на вас» (Лк 24.49). «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20.22). «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф 28.18 и дальше). «Петр, любишь ли Меня? Паси <овец Моих>» (Ин 21.15). > И как сила Воскресшего поднимается до самых высоких вершин духовного, так спускается она и в последние глубины, к сокровеннейшим корням бытия, где жизнь сочится из тысячи источников и где подкарауливает смерть. Самый захватывающий и самый одушевляющий опыт, внедрившийся в сознание учеников от встречи с Воскресшим, в том и заключался, что они в Его новой жизни приобрели уверенность в своей собственной вечной жизни. Воскресение Господа было для них поистине космическим событием также и в том смысле, что оно было им ручательством в их собственном воскресении, в воскресении всех мертвых, и даже всего мира. Самый факт, что «Тот, Кого Бог воскресил из мертвых, не видел тления» (Деян 13.37), для них заключал в себе знание, что в Воскресшем заложено воскресение всех. «Как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых» (1Кор 15.21). Потому <у ап. Павла не было> более горячего желания, как «познать Его и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его» (Фил 3.10). [ Карл Адам. Из кн. "ИИСУС ХРИСТОС", из гл. VII.3 ]
+ + + недоверчивой верой облагодетельствовавший нас Фома + + + Том Райт: вызов апостола Фомы + + + митрополит Сурожский Антоний: опыт воскресшего Христа www.messia.ru/rasylka/011/2681.htm#0 + + + монахиня Игнатия: как трепетно содрогается наше сердце, сочувствуя апостолу Фоме www.messia.ru/rasylka/010/2553.htm#0 (+ссылки) + + + свящ. Яков Кротов: неверие апостола Фомы www.messia.ru/rasylka/009/2407.htm#0 (+ссылки) + + + митрополит Сурожский Антоний: в чём разница между человеком верующим и неверующим? www.messia.ru/rasylka/007/1820.htm#0 (+ссылки)
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый и Воскресший! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
-------------------------------------------- *Чрез восемь дней по воскресении Твоем, Господи, явился Ты ученикам Твоим / на месте, где они были собраны, и, возгласив им: "Мир вам!" неверующему ученику Ты руки показал и пречистое ребро. Он же, уверовав, возглашал Тебе: "Господь мой и Бог мой, слава Тебе!"* *Когда ученики были в сомнениях, в день восьмой предстал Спаситель, там, где они были собраны, и, мир дав, Фоме возгласил: "Подойди, Апостол, прикоснись к рукам, которые пронзены гвоздями". О прекрасное неверие Фомы! Верных сердца он к полноте знания привел, и со страхом возгласил: "Господь мой и Бог мой, слава Тебе!"* *Когда двери были заперты, пришел Ты, Христе, к Своим ученикам. Тогда Фомы промыслительно не оказалось с ними. Ибо стал он говорить: Никак не поверю, если не увижу и я Владыки; если не увижу ребра, откуда вышли кровь и вода крещения; если не увижу рану, от которой исцелилось великое поражение человека; если не увижу, что не был Он подобен духу, но плоть имел и кости!" Смерть поправший и Фому удостоверивший, Господи, слава Тебе!* (стихиры вс, перевод иером. Амвросия (Тимрота)) ********************************************* В
цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/014/3083.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |