=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!
Этот выпуск посвящен темам 1 и 2 глав Евангелия от Иоанна ( www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh1.htm#1:1 ).
(Произвести сколь-нибудь завершенный, полный разбора Евангелия не позволяет формат рассылки. Цель этого цикла состоит только в том, чтобы приоткрыть читателям некоторые новые грани понимания библейского текста.)
> Различие тона, так заметное между Апоколипсисом и Евангелием > от Иоанна, объясняется не только тем, что между составлением этих > двух трудов прошла, по всей вероятности, почти целая жизнь. Главная > причина в том, что с одной стороны мы имеем Благовествование, > цель которого — утешить гонимых среди их скорбей, с другой же > стороны — своего рода руководство для сколь возможно более глубокого > и полного усвоения всего Евангелия. <... Ев. от Иоанна> — катехизис, > обращающийся к христианам, о которых предполагается, что они, как > и сказано в прологе, уже получили всё и "приняли благодать > на благодать",{Ин.1.16} т. е. и Слово, и таинства нового творения. > Их он и призывает сосредоточиться на этих дарах и продумать всё то, > что они знают о Христе.
> Если первая глава Апокалипсиса показывала нам Христа в качестве > "Сына человеческого", открывшегося таковым при Его воскресении, > то первая глава Евангелия отмечает в Нём, с самого Его появления > в мире, и Слово живое, обращенное к Израилю, и Шекину — светоносное > и животворящее Присутствие, которое сначала "приблизилось" к нам, > а отныне будет "обитать" с нами, прежде чем обитать > в нас.{Ин.1.14 ...} Далее следуют подтверждающие эту реальность > Иисуса "свидетельства" (Иоанна Крестителя и первых учеников), > затем "знамения" (т.е. свидетельства данные Самим Богом): > превращение воды в вино на брачном пиру в Кане — символ крови, > в дальнейшем пролитой Христом для того, чтобы соединить с Собой > Церковь, очищение Храма — символ воскресения ("Разрушьте храм этот, > и Я в три дня воздвигну его... Он говорил о храме тела > Своего"{Ин. гл. 2}). [ Л.Буйе. О Библии и Евангелии из гл. "Апостол Иоанн: свет и жизнь в Слове" www.messia.ru/r2/2/192.htm#0 ]
* * *
> <...> и на основании филологического прямого смысла > <термина «Логос»>, и на основании всего учения евангелия Иоанна > о Лице Господа Иисуса Христа, это значение — «Слово» — является > единственно приемлемым в настоящем случае. Но понимая так > это наименование в приложении ко Христу, нужно помнить, > что евангелист, конечно, назвал Христа «Словом» не в простом > (грамматическом) значении этого термина, понимал «Слово» > не как простое сочетание звуков голоса, а в смысле высшем > (логическом), как выражение внутреннейшего существа Божия. Подобно > тому, как в слове Самого Христа открывалась Его внутренняя сущность, > так и в Вечном Слове-Логосе всегда открывалось внутреннее существо > Божества. Бог есть дух, а где дух, там и слово — следовательно, > «Слово» было всегда с Богом. Существование Логоса само в себе > «отнюдь не обусловлено тем, что Он есть Откровение Бога Отца миру, > т. е. отнюдь не обусловлено бытием мира, — наоборот, бытие мира > находится в зависимости от того, что Логос становится для мира > откровением Бога Отца, — но необходимо должно быть мыслимо > как данное в самом бытии Бога отца» (Знаменский, с. 9).
> Отцы Церкви большею частью объясняли значение наименования Христа > «Словом» при помощи сравнения Христа — Слова с «словом» > человеческим. Они говорили, что как мысль и слово различны друг > от друга, так и «Слово» — Христос был всегда отдельным от Отца > Лицом. Затем они указывали, что слово рождается мыслью и рождается > притом не чрез отсечение или истечение, а так, что мысль > или ум остается в своем собственном составе: так и Христос есть > Сын Божий, от рождения Которого в существе Отца не произошло > никакого изменения. Далее отцы Церкви, принимая во внимание, > что слово, будучи различно от мысли по образу бытия, остается всегда > единым с мыслью по содержанию или сущности бытия, выводили отсюда, > что Сын един по существу с Богом Отцом и в силу этого единства > по существу ни на одну минуту не разлучается от Отца.
> Таким образом, рассматривая термин «Слово» как обозначение > Сына Божия, отцы Церкви находили в этом термине указание на вечность > Сына Божия, на Его личность и на единосущие с Отцом, а также на Его > бесстрастное рождение от Отца. Но кроме того, имея в виду, что этот > термин может означать и слово произнесенное, а не только > существующее в мысли (внутреннее), отцы Церкви понимали этот термин > в приложении ко Христу и как обозначение того, что Сын являет > миру Отца, что Он есть откровение Отца миру. Первое понимание может > быть названо метафизическим, а второе — историческим.
<...>
> <...> в высшей степени ясное указание самого евангелиста, > находящееся в 14-м стихе пролога: «И Слово стало плотью». То, что > в известное время приняло плоть, очевидно должно было существовать > и ранее этого времени, без плоти. Ясно, что евангелист верил > в предсуществование Христа как Сына Божия, как Вечного Слова Божия. > <...> В речах Господа, какие приводит Иоанн, везде выступает > уверенность в вечном существовании Христа, в Его единосущности Отцу. > Но ведь именно эти же идеи входят и в содержание рассматриваемого > понятия «Слова» или Логоса. <....>
> Заметить нужно еще, что когда мы настаиваем на том, что у Иоанна > термин Логос означает «Слово», а не «разум», то мы этим не отрицаем > того, что Слово вместе с тем есть и Высший Разум. И человеческое > слово не существует вне отношения к мысли, выражением которой > оно служит. Точно также все новозаветные свидетельства о Сыне Божием > как Истине и Источнике всякой истины, не оставляют сомнения в том, > что Слово Божие есть вместе и абсолютный Разум Божий (). [ Из «Толковой Библии» под ред. Лопухина www.bible-center.ru/comments/lopukhin_ru/joh/1 ]
К Ин.1:1-28 + + + свящ. Александр Мень: Воплощение Логоса www.messia.ru/rasylka/004/762.htm#0 + + + Яков Кротов о евангелии от Иоанна www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_00_01.htm + о Ин.1:18 www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_01_18.html + о Ин.1:19-28 www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_01_19.html + + + Папа Иоанн Павел II. Бог, богатый милосердием www.krotov.info/acts/20/voityla/19801130.html + + + еп. Кассиан Безобразов. Толкование на Евангелие от Иоанна www.krotov.info/history/01/kern/page05.htm + + + прот. Сергий Булгаков о богооткровении, "явлении" Бога + + + Александр Безносов: Бога никто не видел, но наша вера призвана являть Его в отпадшем от Него мире www.krotov.info/yakov/dnevnik/1994/hvi01_2.html + + + свящ. Яков Кротов: Воплощение Христа как жертва www.messia.ru/rasylka/003/653.htm (+ ссылки о воплощении)
+++ Изложение комментария еп. Кассиана к Ин.1.19-2.22 (из Толкования на Евангелие от Иоанна) www.messia.ru/rasylka/004/766.htm#0
к 1:35-51: + свящ. Яков Кротов: "вот Агнец Божий..." www.messia.ru/rasylka/005/1136.htm#0 (+ссылки!) + cвящ. Георгий Чистяков о встрече Нафаниила со Христом www.messia.ru/rasylka/003/372.htm#0 + о том же - свящ. Яков Кротов www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_01_45.html www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/04_19.htm
К Ин.2:12–22 * размышления Я. Кротова об очищении Храма: ** * www.Krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_12.htm ** * www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_13.htm ** * www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_02_15.html ** * www.messia.ru/rasylka/rzerv/mt21_12-13-kr.txt ** * Яков Кротов, еп. Кассиан ** * www.messia.ru/rasylka/005/1138.htm#0 ** * Яков Кротов: враги плотские и враги духовные ** * www.messia.ru/rasylka/005/1350.htm#0 ** * Иоахим Иеремиас: ** * Горе священникам, книжникам и фарисеям! ** * www.messia.ru/rasylka/005/1248.htm#0 ** * Он же: Набожность, разъединяющая с Богом ** * www.messia.ru/rasylka/003/313.htm#0 ** * Гнев Христа (обзор) www.messia.ru/r2/1/285.htm#0 ** * свящ. Cергий Желудков: ** * изгнание торгующих - оправдание насилия? ** * www.messia.ru/rasylka/006/1481.htm#0 ** * В.Н.Кузнецова: ** * Проклятие смоковницы и очищение Храма ** * www.messia.ru/rasylka/004/680.htm#0 ** * www.messia.ru/rasylka/004/1001.htm#0 **
когда тексты из глав 1 и 2 Ин читаются на литургии: 1:1–17 - Пасха 1:18-28 - пн Светлой седмицы 1:35–51 - ср Светл. седм. 1:43–51 - вс 1 седм. Поста 2:1-11 - вт 2 седм. по Пасхе 2:12–22 - пт Светл. седм.
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- Иисус сказал: "... Бог так полюбил мир, / что отдал Своего единственного Сына, чтобы тот, кто верит в Него, не погиб, / но обрел вечную жизнь. Ибо Бог послал Сына в мир не для того, чтоб Он мир осудил, но для того, чтобы мир через Него был спасен. Тот, кто верит в Него, осужден не будет, а кто не верит - уже осужден, ибо он не поверил в имя единственного Сына Бога. Вот в чём суд состоит: в мир пришел свет, / но люди предпочли свету тьму, потому что злы их дела. Всякий, кто делает зло, свет ненавидит и не идет к свету, чтобы не стали известны злые его дела. А кто по правде живет, идет к свету, чтобы явными стали дела его, во имя Бога свершённые".* (Ин.3:16-21 - еванг. чтение вторника) *********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2554.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |