=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость и мир
да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса,
Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 28 ноября 2007 г. ст.ст.,
вторник 29-й седмицы по Пятидесятнице.
литургические чтения: Евр.4:1-13;
Лк.19:45-48
(28-й седм.).
{Рождественский пост}
к евангельскому чтению:
+++ свящ. Александр Мень: "Если бы ты познал, что ведет
к миру!"
www.messia.ru/rasylka/006/1703.htm
(+ссылки!)
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20071211/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ:
www.canto.ru/calendar/day.php?date=11-12-2007
www.rop.ru/kalend/index.php?page=8&20071128
-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
-- --
Этот выпуск посвящен повествованию из
Евангелия от Луки, 10:38 -
11:13.
к Лк.10:38-42:
+ + + свящ. Александр Мень: Христос и женщина
www.messia.ru/rasylka/003/440.htm
11 1 Однажды Иисус
в одном месте молился, и, когда
Он закончил, кто-то из Его учеников сказал:
Господь, научи нас молиться.
Иоанн ведь научил
своих учеников.
2 Иисус сказал им:
Когда молитесь, говорите
так:
Отец!
Пусть прославится
Твое имя!
Пусть придет Твое Царство!
3 Давай нам
насущный наш хлеб на каждый день.
4 Прости
нам наши грехи,
ведь и мы прощаем
всем, кто причиняет нам зло.
И не подвергай нас испытанию.
(перевод В.Н.Кузнецовой)
> Ученики просят Спасителя дать
им молитву, которая бы отделяла их
> от прочих верующих, которая
бы стала знаком их как особой группы -
> как особая молитва была
у учеников Предтечи. Иисус даёт такую
> молитву, она произносится
не от "я", а именно от "мы". Но как же
> опасна эта молитва для
всякой групповщины, для всякой попытки
> обрести единство ценой
противостояния. Потому что немыслимо
> её произносить, не исповедуя
единства человечества. "Да будет
> воля Твоя" - не
может быть ведь о воле к погибели хотя бы одного
> человека. "И прости
нам долги наши" - это не о справедливости:
> мы простили - прости нам.
Во-первых, мы не простили. Во-вторых, мы
> ничего Богу не должны
- Богу, как Он открывается в Иисусе. Нельзя
> быть должником Того, Кто
любит тебя беспредельно. Всё уже прощено.
> Это вообще не
о прощении-справедливости, а о прощении-любви,
> о прощении-освобождении. И
в каждой строке - исповедание Иисуса
> Сыном Божиим и призыв
следовать за Ним. Потому что "прости,
> как мы прощаем" -
абсурд, с точки зрения логики и этики. Но
> не абсурд, когда это произносит Иисус.
Тогда это означает: "Прощайте
> должникам, как Я
простил вам ваш долг". Как простил Иисус?
> Бог простил через Иисуса,
отдав Его на распятие. Прощение и есть
> любовь до самопожертвования.
Грешникам, кстати, такое прощение
> абсолютно не нужно,
им не нужен Бог на кресте, им нужен Бог
> на побегушках. Но нет:
прощение есть рабство Богу - или сыновство
> Богу, неважно, важно
что Богу, а не человеку. Простить,
> став распятым, но не присоединяясь
к распинающим - а обычно мы хотим
> (и от нас хотят)
примирения для соучастия в грехе и готовность
> погрешить с нами считаем
признаком раскаяния. Ты меня простил?
> Так выпьем! Или: так
сходим в бордель! Или: так посплетничаем
> вместе...
* * *
> Молитва "Отче наш" есть
трёхмерное изображение десяти заповедей.
> Молитва, обращение к Богу,
и есть "третье измерение", придающее
> десятословию - этой карте
духовной и нравственной жизни -
> полнокровность. Произнося
"Отец", мы делаем первую заповедь
> ("Я Господь, Бог твой") своим ответом
на признание Бога. "На небе" -
> значит, ничто земное
не может быть богом, и если кажется богом,
> то это я постарался,
я изготовил кумира - не обязательно,
> симпатичного мне или противного.
Кто боится смерти больше Бога,
> тот создал кумира из смерти.
Кто сосредоточился на свободе больше,
> чем на Боге, тот создал
идола из свободы. "Да святится имя Твоё" -
> не поминай имени
Божьего всуе. Имя Божие оскверняется не тем,
> что кто-то говорит формально
"О Боже!", а тем, что кто-то от всего
> сердца призывает Бога
помочь в сражении, втягивая
Бога
> в человеческие ссоры.
"Да придёт Царство Твоё" - и, когда Царство
> приходит, это и есть суббота, время
Бога, а не время человека, время
> результата, а не время подготовки.
"Да будет воля Твоя" - воля Отца
> Небесного, которой на
земле есть подобие в воле родителей земных.
> Всего лишь подобие, но
- подобие. Почитать отца и мать и означает
> признавать, что не
с меня начинается мир, не мной заканчивается
> (и вообще не заканчивается).
"Хлеб наш насущный дай нам", - если мы
> просим жизни (хлеб -
лишь материальное выражение жизни) у Бога,
> значит, мы не считаем,
что убийство другого может прибавить нам
> жизни. "И оставь нам
долги наши", - это и о прелюбодеянии,
> и о воровстве, и
о лжи, потому что всё это различные проявления
> одного духа: решить свою
проблему, создав проблему другому.
> "Но избавь нас от зла"
- желание чужого и есть суть зла, начиная
> с желания Божьего престола под свою
з...
> "Отец Небесный" - это
"жареный лёд". "Отец" по определению -
> это земное, прочно стоящее
на ногах, кто может обнять, а может
> треснуть, но кто во власти ребёнка
в силу своего отцовства. "Небо" -
> это то, до чего
не дотянуться, это то, что неподвластно
мне,
> неисчерпаемо. Небо не
кормит - кормит солнце и дождь.
Можно,
> конечно, списать "отец
небесный" на прихотливость древней поэзии,
> которая и женский нос
могла сравнить с горным хребтом, не боясь
> пощёчины. Однако, именно в этом "отец
небесный" слышится Откровение,
> рассчитанное на долгое
эхо, на долгий отклик, на медленное
> проникновение в душу человеческую.
Один не слишком умный литератор
> жалел, что Библия
не написана от первого лица. Ну, во-первых,
> она написана Первым Лицом,
хотя обычно в третьем лице, а во-вторых
> то и дело оказывается, что очень многое
в Библии - именно от первого
> лица, хотя и лишено формальных признаков
"автобиографичности".
* * *
> "И остави нам долги
наша, якоже и мы оставляем должником нашим".
> "Долги" - они же, по русски, грехи.
Только, когда мы говорим "грех",
> то смотрим с точки зрения того,
что мы сделали, "сделали грех". Это
> мы говорим очень изящно
и самоуспокоительно, наш падший язык такое
> допускает. Но "грех" нельзя
"сделать", как нельзя "сделать" дырку
> от бублика. Грех -
чисто отрицательная величина. Когда мы говорим
> "долг" - это точнее. Мы не "делаем
зло" - мы не делаем добра! Многие
> грешники, пытаясь казаться
"великим", гордились тем, что "наделали
> много зла". Абсурд: они сделали
нуль, два нуля, миллиард нулей. Зла
> не бывает много, зло
всегда - ноль. Великих грешников не бывает.
> Должники - да, тут
возможны оттенки. Кто-то должен людям больше,
> кто-то меньше; хотя, скажем прямо,
разница - столь большая для нас -
> с точки зрения Бога
почти что и незаметна. Обращаясь к Богу
> с просьбой "простить"
мы вновь - как и в первом слове молитвы -
> исповедуем Его Творцом, ибо
у Отца мы просим прощения, если обидели
> малое дитя его. Главное
же - вновь поражает деликатность молитвы
> Господней: "якоже и мы
оставляем". Никто из людей не мог, не имел
> права так сказать - никто,
кроме Иисуса! И Он дарит это право нам,
> которые и муху неспособны
простить... Такой подарок, между прочим,
> очень несправедлив: ведь
всякий грех - против Творца, а мы лишь
> случайные свидетели
или жертвы того, как человек становится
> должником Бога. На протяжении веков
люди думали, что спасение в том,
> что Творец придет и
взыщет долги - а Он пришел и не только
> не взыскал, но и умер
за нас, но и доверил нам - не взыскивать,
> но прощать. Многие находят
в себе силы простить согрешенное против
> них (как им кажется,
если они не видят, что всякий грех - против
> Бога). Но такие люди дохристиански
суровы и не хотят прощать того,
> что против Бога - это будет
"не по Закону", это будет "неправедно".
> На это Сам Иисус ответил
как-то притчей (может быть, самой трудной
> во всем Евангелии) об управителе,
который обманом, от имени хозяина
> без его разрешения простил
хозяйским должникам то, что с них
> причиталось. Иисус это одобрил,
хоть это и "неправедно" - прощать
> за Бога. Бог в лице
Христа разрешил нам такое беззаконие - и оно
> стало "беззаконием" в
кавычках, ибо законно и праведно всё,
> разрешенное Богом.
> Очень многие люди,
впервые осмысливая "Отче наш", спотыкаются
> на прошении о долгах.
Существует, к примеру, "Евангелие эпохи
> Водолея", в котором, помимо
прочего, именно эта строчка переписана
> в нечто вроде: "Помоги
мне научиться прощать других". И объемное
> сразу становится плоским.
На самом-то деле, все остальные прошения
> ничуть не менее парадоксальны,
и просить "Да святится имя Твое" ?
> такая же наглость, как
и заявлять, что мы прощаем должникам нашим.
> Мы что, думаем, что Имя Божие
без нашей молитвы недостаточно свято?
> Что Он без нас не откроет Своего Царства?
> Конечно, Господь хочет
помочь нам научиться прощать. Только
> для того, чтобы научить
нас, как раз и нужно вложить в наши уста
> слова: "Якоже и мы оставляем должником
нашим". Это гвоздь в ботинке,
> который нельзя вытаскивать, потому
что речь идёт не о том, чтобы нам
> было удобнее ходить, а о том,
чтобы мы ходили с большим вниманием.
> А уж сообразить, что самый
простой способ научиться прощать других
> есть прощать других, как
мы прощаем себя, мы как-нибудь сообразим,
> для этого не нужно особого вдохновения,
а нужно просто быть средним
> психически уравновешенным (т.е.
без шизофренического самоедства)
> человеком.
* * *
> А какие, собственно, долги
мы просим простить в "Отче наш"? Если
> Бог - Отец, то какие могут быть
счеты? Даже если сын украдет у отца
> (а в скольких семьях
дети-наркоманы крадут, крадут и крадут -
> а по мелочи, наверное,
разве что в одной семье из ста не было
> подобных происшествий) -
разве отец назовет сына вором? Да нет,
> скажет: "Мальчик одолжил".
Мальчик уже с бородой, а всё равно отец
> его любит, а любовь
иногда в том, чтобы называть вещи чужими
> именами. Это не вранье, это
поэзия: губы твои как бутон розы, кража
> твоя как долгосрочный
займ. Иисус и говорит словами
Отца,
> когда называет украденне
- долгом. Но мы-то, своровавшие, должны
> понимать, что вовсе не
"в долг взяли", а украли, сперли, слямзили,
> стибрили... Взяли чужое,
взяли без спросу, взяли, чтобы бездарно
> растратить, и растратили,
и в принципе никогда не сможем вернуть.
> Стыдно должно быть молиться: "и остави
нам долги"... Молиться вообще
> стыдно. Многие это чувствуют,
но ошибочно объясняют этот стыд тем,
> что окружающие смотрят.
Да кому интересно разглядывать молитвы -
> тоже мне, криминальная трагикомедия
с элементами эротики.
• "Прости нам долги - не как прощаем долги мы!"
www.messia.ru/rasylka/003/364.htm#0
[ свящ.
Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ
www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_11_01.html
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/06_09.htm
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/06_12.htm
]
+ + + В.Н.Кузнецова:
Молитва Господня в версии Луки
www.messia.ru/rasylka/005/1315.htm#0
+ + + свящ. Александр Мень об "Отче
наш"
и ссылки на
др. тексты по теме:
www.messia.ru/rasylka/004/967.htm#0
к Лк.11:9-13:
+++ Яков Кротов: получим всё, о чём просим?
www.messia.ru/rasylka/006/1670.htm#0
(+ссылки!)
&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&
&
>>>>> к Лк.10:19-21: <<<<<
&
& Яков Кротов - к Лк.10:20
&
& www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_10_20.html
&
& Он же - к Мф.11:25 || Лк.10:21
&
& www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/11_25.htm
&
& Св. Франциск Ассизский ОБ ИСТИННОЙ И СОВЕРШЕННОЙ
РАДОСТИ &
&&& &&&&
www.messia.ru/rasylka/002/273.htm#0
&&&& &&&
&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&
*****************************************************************
* *
к апост. чтению среды 29-й седмицы по Пятидесятнице (Евр.5:11-6:8)
www.messia.ru/rasylka/006/1718.htm#0
(В.Н.Кузнецова)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
*
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Раз обещание о входе в то место Его отдыха остается в силе,
следует бояться вот чего:
как бы не оказалось,
что кто-нибудь из вас упустил такую возможность.
Потому что нам точно так же возвестили Радостную Весть, как и
тем.
Но тем не пошла на пользу Весть, которую они услышали,
потому что они не соединили ее с верой. ...
Слово Бога живет и действует.
Оно острей любого обоюдоострого меча
и проникает вплоть до места, где встречаются душа и дух,
до связок и мозга костей -
Слово Бога судит желания и помыслы сердец.
Ничто во всём творении не может быть скрыто от Бога,
всё предстает нагим и без прикрас
перед глазами Того, кому мы должны дать отчет.* (Евр.4:1-2,12-13)
* * *
*Когда Иисус подъехал к тому месту,
где начинался спуск с Масличной горы,
вся толпа учеников стала громким голосом восхвалять Бога
за все чудеса, которые они видели,
ликуя и восклицая:
"Благословен идущий
во имя Господа Царь!
Мир на небе
и слава в вышних небесах!"
Фарисеи из толпы сказали Ему: "Учитель, уйми Своих учеников!"
Он возразил:
"Поверьте, если умолкнут они, закричат камни".
Когда они подошли еще ближе, Иисус, увидев город,
заплакал о его судьбе и сказал:
"О, если бы хоть в этот день и ты увидел путь к миру!
Но ныне от глаз твоих он скрыт.
И вот наступят дни,
когда враги окружат тебя земляными валами,
возьмут в кольцо, сожмут со всех сторон,
тебя и жителей твоих сотрут с лица земли
и не оставят от тебя камня на камне -
из-за того, что не узнал ты время,
когда Бог предлагал тебе спасение".
Войдя в Храм, Иисус начал выгонять торговцев, говоря им:
"В Писании сказано:
'Дом Мой будет домом молитвы',
а вы превратили его в разбойничий притон!"* (Лк.19:37-46)
* * *
"Не стремитесь все стать учителями!
Знайте, что нас, учителей, будут судить более строго.
Ведь все мы много грешим.
Кто не грешит словами, тот уже человек зрелый,
способный держать в узде всё тело". (Иа.3:1-2)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/2043.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
www.messia.ru/pomoch.htm#0
|