=ежедневная рассылка *Мысли
о вере и Церкви*= Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 14 октября 2006 г. ст.ст., пт 20-ой седмицы по Пятидесятнице. литургические чтения: Флп.3:8-19 или Кол.2:1-7; Лк.9:12-18 * (21-ой седм.). (7) Но всё то, в чём я раньше видел свое приобретение, я счел - из-за Христа - потерей. (8) Более того, я вообще всё считаю потерей, потому что нет ничего, что превзошло бы познание Иисуса Христа, моего Господа. Ради Него я потерял всё - и это всё для меня не дороже, чем мусор! - лишь бы приобрести Христа (9) и обрести себя в Нём. Я стремлюсь уже не к тому оправданию, которое приобретается собственными усилиями, исполнением Закона. Нет, я ищу оправдания через веру в Христа, оправдания, которое дается Богом через веру. Я хочу одного: (10) знать Иисуса Христа, то есть познать силу Его воскресения и разделить Его страдания, уподобляясь Ему соучастием в смерти, - (11) в надежде, не достигну ли как-то и я воскресения мертвых. 12 Это не значит, что я уже этой цели достиг, достиг совершенства. Я только рвусь вперед - завладеть призом, потому что Христос Иисус уже завладел мной. (13) Братья, я не считаю, что уже победил. Одно скажу: забывая о том, что остается позади, и весь устремляясь к тому, что впереди, (14) я стрелой лечу к цели - за призом. А приз этот - новая жизнь, к которой призвал нас Бог через Христа Иисуса. (15) Значит, те из нас, кто достиг духовной зрелости, должны мыслить и чувствовать так! А если вы в чём-то не сходитесь с нами, Господь вам откроет и это. (16) В любом случае, давайте продвигаться вперед, следуя тому, чего мы уже достигли. +++ митр. Сурожский Антоний: вечная жизнь - сейчас! www.messia.ru/rasylka/002/223.htm#0 +++ К.С.Льюис: цель - coвершенство www.messia.ru/rasylka/003/585.htm#0 > Мы особенно горды, когда услаждаемся смирением. <....> Вряд ли > кто-нибудь считает всерьез, что тонкий вкус - залог спасения. И всё > же какова его ценность? Как соотносится культура со спасением? <...> > Конечно, я первым делом обратился к Новому Завету. Я увидел, что > самые высокие естественные ценности разрешены нам лишь до тех пор, > пока они не мешают служить Богу. Если же мешают, приходится > жертвовать и глазом, органом чувств (Мф.5:29), и полом (Мф.19:12). > Отсюда я вывел, что жизнь урезанная, убогая по мирскому счету никак > не препятствует спасению, более того - ведет к нему. Еще сильнее > на меня подействовали слова о ненависти к отцу и матери (Лк.14:26) > и то, что Спаситель явно ставит невысоко даже Свою естественную > связь с Божьей Матерью (Мф.12:48). Я считал несомненным, что > для всякого нормального человека важнее быть хорошим сыном, > чем хорошим критиком, и что слова о естественной привязанности > тем более относятся к культуре. Хуже всего оказался текст > из Послания к Филиппийцам (3:8-9), где праведность по иудейскому > закону названа сором; а уж она-то, казалось бы, важнее для духовной > жизни, чем культура. > Кроме того, я нашел немало предостережений, возбраняющих нам какое > бы то ни было превосходство. Мы должны стать как дети (Мф.18:3), > не называться учителями (Мф.23:8), бояться, чтобы все люди > говорили о нас хорошо (Лк.6:26). Апостол напоминает нам (1Кор.1:26), > что среди призванных не много 'мудрых по плоти' (мне кажется, > это именно интеллектуалы), и говорит, что мы должны стать дураками > в глазах мира, прежде чем обретем истинную мудрость (1Кор.3:18). > Текстов, которые можно истолковать в защиту культуры, я нашел > немного. Я пытался доказать себе, что мирская мудрость воплощена > в волхвах; что таланты в притче включают и таланты в привычном > для нас смысле слова; что наслаждение красотой освящено восхвалением > лилий. Какая-то польза науки выводится из слов апостола Павла > (Рим.1:20). Однако я сильно сомневался, относится ли его призыв > 'Не будьте дети умом' (1Кор.14:20) к тому, что мы назвали бы > культурой. > В общем, Новый Завет оказался если не враждебным, то уж несомненно > безразличным к культуре. Мне кажется, после него мы еще можем > считать культуру невинной, но я не думаю, чтобы он помог нам считать > ее важной. > И всё-таки она, может быть, важна - ведь не всё на свете вошло > в Новый Завет. Подумав об этом, я обратился к другим книгам. Выбирал > я их без системы - не нарочно, а по невежеству. Я стал читать тех, > кого знал. > Из великих язычников Аристотель - на стороне культуры, Платон > отрицает всякую культуру, которая не ведет хотя бы косвенно к умному > постижению добра или к общественной пользе. Джойса и Лоуренса > изгнали бы из его государства. {знаменитые писатели, которых долго > не издавали, ссылаясь на непристойность их произведений.} <...> > Св. Августин считает безумием (dementia) мирское образование > и не думает, что оно лучше того простейшего воспитания, которое дают > в раннем детстве. Он относится с большим недоверием к своему > увлечению церковной музыкой, а трагедию считает истинной язвою: > зритель страдает, но упивается страданием, а это - 'жалкое безумие' > (miserabilis insania). > Св. Иероним, толкуя притчу о блудном сыне, предполагает, что рожки, > которые ели свиньи, это, быть может, - 'корм бесовский... стихи > поэтов, мирская мудрость, велеречие риторов. > Не говорите мне, что Отцы Церкви имели в виду культуру языческую. > Шкала ценностей не стала с тех пор намного более христианской. > В 'Гамлете' ставится под сомнение всё, кроме того, что месть - > это долг. Представление о деятельном добре у Шекспира чисто мирское. > В средневековом романе высшие ценности - честь и влюбленность; > в романе XIX века - влюбленность и благополучие; в романтической > поэзии - наслаждение природой (от пантеистической мистики > до невинной чувственности) или тоска по нездешнему миру, в который > поэт не верит. Конечно, есть исключения, но их немного. Как сказал > Ньюмен, 'все литературы - это голос естественного человека'. И нет > сомнения, что внехристианские ценности писателей и поэтов повлияли > на многих. <....> Словом, если мы хотим возразить Отцам Церкви, > мы должны помнить, что литература осталась примерно такой, какой > была. > <...> Фома Кемпийский относится к культуре плохо. > Вообще слов в защиту культуры я нашел очень мало - быть может, > я не то читал... > Нашел я знаменитые слова св. Григория (во всяком случае, > их приписывают ему). Он говорит, что, пользуясь мирской культурой, > мы уподобляемся иудеям, которые пошли к филистимлянам, > чтобы наточить свои мечи. Мне такой довод очень понравился, > и к нынешней жизни он весьма подходит. Если мы должны обращать > язычников, мы обязаны знать их культуру, бить собственным > их оружием. С точки зрения св. Григория, культура - оружие, > но оружием не пользуются ради него самого. > <...> > Наконец, я взял книгу Ньюмена об университетском образовании - > и нашел человека, который хотя бы видел обе стороны вопроса. Никто > не говорил с таким красноречием о том, как прекрасна культура сама > по себе, и никто не обличал так сурово искушения культуропоклонства. > Ньюмен четко разграничивает духовное и душевное. Возделывание вкуса, > по его мнению, - 'от мира сего', создает оно 'не христианина, > а джентльмена', добродетелью кажется 'лишь издали' и 'ни в коей мере > не улучшает нас'. Однако культура дает 'невинное развлечение' > в те минуты (или часы), когда ты духовно расслабился 'и мог бы > предаться греху'; она 'уводит душу от душепагубного к предметам, > достойным разумного существа'. Но и тогда 'она не поднимает нас > над природой и не помогает нам стать угодными Создателю'. Культурные > и духовные ценности могут быть обратно пропорциональными друг другу. > Сочинение вполне душеполезное теряет в красоте, 'как лицо, > изможденное слезами и постом'. И всё же Ньюмен убежден, > что свободное познание ценно само по себе <...>. Антиномия > разрешается так: всё, в том числе - ум, 'обладает собственным своим > совершенством. Живое, неживое, видимое, невидимое - благо в своем > роде, и к высшей точке этого блага должно стремиться. > Совершенствовать ум нужно, как и совершенствовать добродетель, хотя > они и абсолютно различны'. > То ли потому, что я слаб в богословии, то ли по другой причине, > я не смог на этом успокоиться. Я способен понять, что бывает > не только нравственное благо - жаба в расцвете сил лучше > или совершенней головастика. В этом смысле умный человек лучше > глупого, а всякий человек лучше шимпанзе. Трудности возникают, > когда мы спросим, сколько времени и сил разрешает нам Бог тратить > на то, чтобы стать лучше в этом смысле. Если Ньюмен прав, > если культура 'не помогает нам стать угодными Создателю', ответ > несложен: на нее нельзя тратить ни времени, ни сил. Это вполне > разумный взгляд. Быть может, Господь говорит нам: 'Такое > ваше совершенство - Мое дело, о нём позабочусь Я, а вы занимайтесь > тем, что Я вам заповедал ясно: живите, как Я вам сказал'. Но если бы > Ньюмен думал так, он бы не написал четвертой проповеди. Однако можно > предположить (хотя я не помню, чтобы кто-нибудь это предполагал), > что наша нравственная обязанность - достигнуть высшего доступного > нам вненравственного совершенства. Но если так, то: 1) возделывание > ума (или вкуса) и добродетель не были бы 'абсолютно различны'; > 2) странно, что ни Писание, ни Предание ничего нам об этой > обязанности не говорят. Боюсь, что Ньюмен не сдвинул проблему > с мертвой точки. Быть может, '<утонченность>' и хороша. Но если > я не угождаю ею Богу, на что она мне? [ К.С.Льюис. Христианство и культура. (Перевод Н.Л.Трауберг) // К.С.Льюис. Собр. соч. в 8 томах. т.2. "Виноград", 1998; стр. 250-4 ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.14:15-21; 16:13; Мк.6:35-44; 8:27; Ин.6:5-13 эпизод N74 по "Брюссельскому согласованию" (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#74) к евангельскому чтению: +++ В.Н.Кузнецова: чудесное насыщение - как? www.messia.ru/rasylka/005/1304.htm#0 +++ Яков Кротов: 5 хлебцев на 5000 человек www.messia.ru/rasylka/005/1161.htm#0 +++ Он же: Умножение хлебов www.messia.ru/rasylka/004/792.htm#0 +++ Он же: Загадки от Христа: Хлеб с Небес www.messia.ru/rasylka/003/429.htm#0 +++ еп. Кассиан (Безобразов): Знамение и учение. Хлеб жизни (в Ин.) www.messia.ru/rasylka/005/1145.htm#0 +++ Р.Гвардини: "Истинный Хлеб" www.messia.ru/rasylka/002/075.htm#0 +++ свящ. Александр Мень: Хлеб жизни www.messia.ru/rasylka/004/777.htm#0 +++ Клайв Стейплз Льюис - "Чудеса первотворения" в книге ЧУДО www.orth.narod.ru/articles/lewis_chudo/15.htm Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20061027/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=27-10-2006 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Так вот, раз вы приняли Христа Иисуса как Господа, живите в единении с Ним, укореняясь в Нём, созидая на Нём свою жизнь, укрепляя себя верой, в которой вы были наставлены, с сердцем, переполненным благодарностью!* (Кол.2:6-7) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1658.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|