=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Евхаристия — таинство причастия (2)

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

по книге: протопресв. Александр Шмеман "Евхаристия: Таинство Царства", гл. 12.

(Выделение подчеркиванием сделано составителем рассылки. Курсив - текст из перевода книги, приводимый без изменений.)

Предыдущие части:
• (1) Евхаристия: таинство собрания
(а, б, в, г)
(2a) Евхаристия: Символизм (а, б, в)
(2b) Евхаристия – таинство Царства (а, б)
(3) Евхаристия: вхождение в Царство Божие (а, б, в)
(4) Евхаристия: таинство Слова (а, б, в, г)
(5) Евхаристия: таинство верных (а, б, в)
(6) Евхаристия: таинство приношения (a, б, в, г, д, е, ж)
(7) Евхаристия: таинство единства (a, б, в, г, д, е)
(8) Евхаристия: таинство возношения (a, б, в, г, д)
(9) Евхаристия: таинство благодарения (a, б, в, г, д, е)
(10) Евхаристия: таинство воспоминания (a, б, в, г, д, е, ж, з)
• (11) Евхаристия: таинство Святого Духа (a, б, в)
• (12) Евхаристия: таинство причастия (a)


12. ТАИНСТВО ПРИЧАСТИЯ

Исполнися и совершися елико по нашей силе, Христе Боже наш, Твоего смотрения таинство: имеем бо смерти Твоея память, видехом воскресения Твоего образ, исполнихомся бесконечныя Твоея жизни, насладихомся неистощаемыя Твоея пищи, еяже и в будущем веце всем нам сподобитися благоволи, благодатию безначальнаго Твоего Отца, и святаго и благаго и животворящаго Твоего Духа...

Молитва на потребление Св. Даров, Литургия св. Василия Великого

II

Самое распространенное обычное объяснение постепенного исчезновения причастия — как участия в исполнении Церкви — состоит в ссылке на недостоинство подавляющего большинства мирян приступать часто к чаше и потому необходимости для них как бы дополнительных требований и гарантий. Миряне живут в миру, в постоянном контакте с его нечистотой, неправдой, греховностью, ложью и потому нуждаются в особом очищении, особом приготовлении, особом усилии раскаяния.

Это объяснение я называю "благочестивым", ибо оно действительно в лучших своих выражениях и объяснениях исходит из сознания греховности, из "уважения" к святыне, из страха перед своим недостоинством. В том или ином виде страх этот присущ всякой религии. В средневековом христианстве он пронизывал всю жизнь: "Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою..." Нравственным идеалом общества, не всегда соблюдаемым, но оказавшим огромное влияние на христианское общество, становится аскетизм, часто в его крайней форме. А упадок белого (немонашествующего) духовенства, засвидетельствованный, например, в канонах, составленных Трулльским Собором (691г.), приводит к тому, что к монашеству переходит и возглавление церковной жизни. Мы не имеем возможности останавливаться здесь на причинах и формах этого многогранного процесса. Важно для нас то, что он приводит постепенно к клерикализации Церкви, ко всё большему отдалению друг от друга духовенства и мирян. Меняется вся атмосфера Церкви.

В конечном итоге сакрализация и клерикализация побеждают. Это видно и в развитии храма и его устройства, которое всё больше и больше подчеркивает отделение мирян от духовенства. Св. Иоанн Златоуст писал: "Когда пришел Христос и пострадал вне города, то очистил всю землю, сделал всякое место удобным для молитвы... Хочешь ли знать, как вся земля, наконец, сделалась храмом и как всякое место стало удобным для молитвы". Но толкование и храма и литургии в этом ключе довольно рано исчезло из Церкви. Вход в алтарь, приближение к святилищу оказалось запретным мирянам, их присутствие на евхаристии стало пассивным. Она совершается за них, для них, но в совершении ее они не участвуют. Если раньше черта, отделяющая "мир сей" от Церкви, обнимала собою мирян, то теперь она исключает их, и об этом как раз и свидетельствует определение их как мирян (κοσμικί)" а не как прежде — лаиков, членов народа Божия (λαός), людей, взятых в удел и своих Богу...

III

В наши дни приготовление к причастию — и это понятно в свете сказанного выше о восприятии причастия как акта частного, личного — стало приготовлением также частным. В наших молитвословах печатаются молитвы перед причастием, но в сам текст и обряд литургии они не входят, за исключением двух-трех, читаемых перед самым причащением. В молитвословы включены и благодарственные молитвы после причащения, тоже частные и в саму литургию не включенные. Да это и понятно, поскольку далеко не все, присутствующие на литургии, приступают к Чаше, и для них, следовательно, эти молитвы были бы номинальными. Состав, практика, время чтения этих молитв разнятся друг от друга, как разнятся и включенные в них предписания о пощении. Взятые сами по себе, эти молитвы — в большинстве своем прекрасны, одухотворены и бесконечно полезны. Речь, следовательно, идет не о них, а о месте их в литургии.

Дело в том, что нигде в литургии, от начала анафоры, то есть литургии верных, и до самого конца ее, мы не находим ни одной ссылки на участие в ней двух категорий молящихся: причащающихся и непричащающихся Святых Тайн. Напротив, мало-мальски внимательное чтение молитв литургии не может не убедить нас в том, что после отослания оглашенных (а в ранней Церкви — и "кающихся"), "дверем затворенным" (при закрытых дверях) совершается евхаристия — одновременно и принесение бескровной жертвы, и приуготовление верных к причащению Святых Тела и Крови Господа:

Паки и многажды Тебе припадаем,
и Тебе молимся, благий и человеколюбче,
яко да призрев на моление наше,
очистиши наша души и телеса
от всякия скверны плоти и духа,
и даси нам неповинное и неосужденное предстояние
Святаго Твоего жертвенника.
Даруй же, Боже, и молящимся с нами
преспеяние жития и веры и разума духовнаго:
даждь им всегда со страхом и любовию служащим Тебе,
неповинно и неосужденно причаститися Святых Твоих Тайн,
и небесного Твоего царствия сподобитися.

 

Снова и снова мы припадаем к Тебе,
и молим Тебя, благой и человеколюбивый Боже,
чтобы услышав это моление наше,
Ты очистил наши души и тела
от всякой скверны плоти и духа
и даровал нам нести служение
пред святым Твоим жертвенником
не в осуждение себе и не в наказание!
Даруй же, Боже, и всем молящимся с нами
успех в жизни, в вере и в духовном познании.
Дай им всегда со страхом и любовью служить Тебе,
не в осуждение себе и не в наказание причаститься святых Твоих таинств,
и небесного Твоего Царствия удостоиться.

Молитва верных вторая, Литургия св.Иоанна Златоуста

 

Тебе предлагаем живот наш весь
и надежду, Владыко Человеколюбче,
и просим, и молим, и милися деем:
сподоби нас причаститися
небесных Твоих и страшных тайн,
сея священныя и духовныя трапезы,
с чистою совестию, во оставление грехов,
в прощение согрешений, во общение Духа Святаго,
в наследие Царствия небеснаго,
в дерзновение еже к Тебе,
не в суд или во осуждение.

 

Тебе вручаем всю жизнь нашу и надежду,
любящий людей Владыка,
и просим, и молим, и умоляем:
удостой нас причаститься
Твоих небесных и страшных Таинств,
этой священной и духовной трапезы,
с чистой совестью, во отпущение грехов,
в прощение согрешений, в общение с Духом Святым,
в наследование Царства Небесного,
в дерзновение пред Тобою,
не в суд и не в осуждение.

Молитва перед Отче наш, Литургия св.Иоанна Златоуста

 

Господи Боже наш, создавый нас и введый в жизнь сию,
показавый нам пути во спасение,
даровавый нам небесных тайн откровение:
Ты бо еси положивый нас в службу сию
силою Духа Твоего Святаго:
благоволи убо, Господи, быти нам служителем Новаго Твоего Завета,
слугам святых Твоих таинств:
приими нас, приближающихся Святому Твоему жертвеннику,
по множеству милости Твоея,
да будем достойни приносити Тебе
словесную сию и бескровную жертву
о наших согрешениях и о людских невежествиях:
юже прием во Святый и пренебесный и мысленный Твой жертвенник,
в воню благоухания,
возниспосли нам благодать Святаго Твоего Духа.

 

Господи Боже наш, сотворивший нас и приведший в эту жизнь,
показавший нам пути ко спасению,
даровавший нам небесных таинств откровение!
Ты поставил нас на это служение силою Духа Твоего Святого.
Благоволи же, Господи, чтобы мы стали служителями нового Твоего завета,
совершителями святых Твоих таинств;
прими нас, приближающихся к святому Твоему жертвеннику,
по множеству милости Твоей,
чтобы мы стали достойны приносить Тебе
эту словесную и бескровную жертву
за наши грехи и за грехи неведения народа,
которую приняв на святой и превысший небес и невещественный Твой жертвенник,
как аромат благоухания,
в воздаяние ниспошли нам благодать Святого Твоего Духа. *

Молитва приношения, по поставлении на Святом Престоле Божественных Даров. Литургия св. Василия Великого

 

И наконец —

нас же всех, от единого хлеба и чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единого Духа причастие...

Анафора. Литургия св. Василия Великого

Вряд ли можно яснее явить органическую связь анафоры, принесения даров, бескровной жертвы хвалы с приуготовлением к причастию. В Святых Дарах мы опознаем Святое Тело и Кровь Христову, жертву, принесенную Христом "о всех и за вся", в причастии же принимаем ее с верой, надеждой и любовью в единстве со Христом, с Его жизнью, Его царством...

В отделении одного от другого, как это ни страшно сказать, ущербляется подлинный смысл евхаристического таинства, оно начинает восприниматься уже не как исполнение Церкви, явление Царства Божьего и новая жизнь, а как вкушение "вещественной святыни", превращающее таинство, по словам А.С. Хомякова, в какое-то "анатомическое чудо". Именно здесь вскрываются все тупики объяснения Евхаристии. "Обе стороны (протестантская и католическая — А.Ш.) только и делают, — продолжает Хомяков, — что либо отрицают, либо утверждают чудесные изменения известных земных элементов, никак не понимая, что существенный элемент каждого таинства есть Церковь, и что собственно для нее одной и совершаются таинства, без всякого отношения к законам земного естества. Кто презрел долг любви, тот утратил и память об ее силе, утратил вместе и память о том, что есть реальность в мире веры".

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей. Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (В теле можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/315.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме