=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

Этот  выпуск  рассылки  посвящен евангельскому чтению вторника Светлой

седмицы  -  Лк.24:12-35. Его также можно рассматривать как продолжение

серии о Символе веры

( см. выпуски

  www.messia.ru/rasylka/010/2525.htm#0;

  www.messia.ru/rasylka/010/2527.htm#0;

  www.messia.ru/rasylka/010/2530.htm#0;

  www.messia.ru/rasylka/010/2531.htm#0;

  www.messia.ru/rasylka/010/2532.htm#0;

  www.messia.ru/rasylka/010/2535.htm#0;

  www.messia.ru/rasylka/010/2538.htm#0 ).

 

 

 

 

        <.....> (12) Однако Петр тут же побежал к гробнице. Заглянув

        внутрь, он увидел одни погребальные пелены и вернулся домой,

        дивясь случившемуся.

 

       13 И вот в тот же самый день двое из учеников направлялись

        в Эммаус, деревню, расположенную верстах в десяти

        от Иерусалима, (14) и вели разговор обо всех этих событиях.

        (15) И во время их разговора и споров сам Иисус, приблизившись

        к ним, пошел с ними рядом. (16) Но глаза их были словно

        поражены слепотой, и они Его не узнали. 17 Иисус заговорил

        с ними:

          - Что это вы обсуждаете по дороге?

 

        Они остановились с мрачными лицами. (18) Один из них, по имени

        Клеопа, сказал Иисусу:

 

          - Ты, верно, единственный во всём Иерусалиме, который

        не знает, что здесь произошло на днях?

 

       19 - А что? - спросил Иисус.

 

          - Да с Иисусом Назарянином, - ответили они. - Он был пророк,

        сильный делами и учением в глазах Бога и всего народа,

        (20) но наши старшие священники и члены Совета отдали Его

        на смерть: Его распяли на кресте. (21) А мы-то надеялись,

        что Он и есть тот, кто освободит Израиль. Но при этом вот еще

        что: уже третий день пошел, как это случилось, (22) а тут наши

        женщины удивили нас. На рассвете они пошли к гробнице

        (23) и, не найдя Его тела, вернулись и заявили, что им было

        видение ангелов, которые сказали, что Он жив. (24) Некоторые

        из наших пошли к гробнице и обнаружили, что и в самом деле

        всё так, как рассказывали женщины, но Его самого не видели.

 

       25 - Какие же вы бестолковые! - сказал им Иисус. - Как туго

        дается вам вера во всё, о чём говорили пророки!

        (26) Разве Помазанник не должен был претерпеть все эти

        страдания, чтобы достичь Своей славы?

 

       27 И Он разъяснил им все места в Писаниях, относящиеся к Нему,

        начав с Моисея и всех пророков.

 

       28 Когда они подошли к деревне, куда держали путь, Иисус сделал

        вид, что хочет идти дальше. (29) Но они настойчиво упрашивали

        Его:

 

          - Останься с нами. День подходит к концу, вечереет.

 

        Иисус вошел в дом и остался с ними. (30) Сидя вместе с ними

        за столом, Он, взяв хлеб, произнес молитву благодарения

        и, разломив его, подал им. (31) И глаза у них открылись -

        они узнали Его. Но Он сделался невидим. (32) Они говорили

        друг другу:

 

          - Разве не горело в нас сердце, когда Он говорил с нами

        по дороге и разъяснял нам Писания?!

 

       33 Они встали и тотчас вернулись в Иерусалим. Когда они вошли

        туда,  где собрались одиннадцать вместе с другими учениками,

        (34) те сказали им:

 

          - Господь действительно встал из мертвых. Он явился Симону.

 

       35 Тогда они рассказали им о том, что было в дороге и как

        они узнали Его, когда Он разламывал хлеб.

 

                                             (перевод В.Н. Кузнецовой)

 

 

                                * * *

 

> <>  из  21-й главы Иоанна мы узнаем, что Петр, находясь с некоторыми

> другими   учениками у озера в Галилее,  говорит:  «Иду ловить рыбу».

> «И  мы   с  тобою»,  отзываются остальные.  Они отплывают,  трудятся

> всю  ночь,  но  не  могут поймать ничего. И вот, когда уже рассвело,

> Кто-то,  стоявший  на берегу, крикнул им: «Дети, есть ли у вас какая

> пища?»  Они  отвечают:   «Нет».   Тогда  Он говорит:  «Закиньте сеть

> по правую сторону лодки и поймаете». Они так и делают - и едва могут

> вытащить  сети,  так  они  наполнены.  Тогда «ученик, которого любил

> Иисус»  говорит  Петру:  «Это  Господь».  Услыхав  это,  Симон  Петр

> опоясывается  верхней  одеждой,  которую снял для работы,  бросается

> в  воду  и  плывет  к  берегу.  Другие  следуют  за ним и все вместе

> приступают  к  еде.  После  этого Иисус говорит Симону Петру: «Симон

> Ионин!  Любишь  ли  ты  Меня  больше, нежели они?» Тот отвечает Ему:

> «Так,  Господи!  Ты  знаешь,  что  я люблю Тебя». Иисус говорит ему:

> «Паси  агнцев  Моих». И спрашивает вторично: «Симон Ионин! Любишь ли

> ты Меня?» Опять отвечает Петр: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю

> Тебя».  Иисус  говорит:  «Паси овец Моих». И в третий раз спрашивает

> его: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» Петр опечалился, что в третий

> раз  спросил  его  и сказал Ему: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь,

> что  я  люблю  Тебя».  Иисус  говорит ему: «Паси овец Моих. Истинно,

> истинно  говорю  тебе:   когда  ты  был молод,  то препоясывался сам

> и  ходил, куда хотел;  а когда состаришься,  то прострешь руки твои,

> и  другой  препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это,

> давая  разуметь,  какою  смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие,

> говорит ему: иди за Мною» (Ин.21.15-19)...

 

> Здесь  вновь  подхватывается,  преобразуется  и продолжается длинная

> цепь  событий.  Что-то уже изменилось в Петре. На вопрос: «Любишь ли

> ты Меня больше, нежели они?» он уже не решается, как вероятно сделал

> бы  раньше, ответить просто  «да»,  но говорит сдержанно:  «Господи,

> Ты   знаешь,   что  я  люблю  Тебя».  Когда вопрос повторяется затем

> во  второй  и  в  третий  раз,  он  понимает  в  чем тут дело: Иисус

> призывает  загладить  свою  троекратную  измену.  Но  вместе  с  тем

> подтверждается сказанное в Кессарии Филипповой: он должен оставаться

> фундаментом,   прочным   как  скала,  и  хранить  ключи  от  царства

> небесного,  и  быть пастырем для овец и агнцев всего стада Господня.

> Всё,  что  было,  остается -  и Иисус,  и Петр,  и всё случившееся -

> но    преобразуется   и   освящается...   О  том,   в  какую  жертву

> это   переходит,   говорят   последние  слова.  Как  много  страшных

> воспоминаний  связано  с  ними! Тому, кто пишет - Иоанну - почти сто

> лет, и к этому времени прошло уже тридцать лет с той поры, как слова

> эти  исполнились  и  Петр,  вслед за своим Господом,  умер на кресте

> в Риме.

 

> <....>

 

> И  в  других  местах  прослеживается  то  же  самое:  всё, что было,

> сохраняется,   но  переводится  в  иную  плоскость.  Рассказывается,

> например,  что  Иисус  приходит с учениками в Эммаус; они приглашают

> Его  войти  в дом  вместе  с ними,  и  Он  садится  с ними  за стол.

> Тут  Он берет хлеб и преломляет его, - они узнают Его и Он исчезает.

> Как  они  узнали Его? Не по тому, что Он имел обыкновение преломлять

> хлеб,  - это было право хозяина и почетного гостя, - но по тому, как

> Он   держался:  обычно Он так преломлял хлеб,  так смотрел и излучал

> ту  же  доброту...  И в это мгновение Он исчезает. Привычная внешняя

> сторона  сохранилась,  и  Он  уносит ее с Собой в область неведомого

> (Лк.24.29-31).

 

> На  озере  Он  спрашивает  Своих,  есть  ли у них еда, повелевает им

> закинуть сети справа от лодки, затем ест и беседует с ними - ведь мы

> уже  столько  раз  видели  Его  разделяющим   трапезу  и  беседующим

> со  Своими!    И   разве не слышали мы уже и о том,  что после того,

> как они бесплодно проработали всю ночь.   Он велел им закинуть сети,

> и  улов  оказался таким обильным, что они едва вытащили его на берег

> (Лк.5.4-7)?

 

> В  последний  час,  незадолго  до  Его  вознесения  на небо, ученики

> спрашивают:  «Не  в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство

> Израилю?»  «Он  же  сказал им: не ваше дело знать времена или сроки,

> которые  Отец  положил в Своей власти» (Деян.1.6-7). Ученики всё еще

> такие  же,   какими  были.   Когда  Он  ходил  по земле,   они   Его

> не  понимали  -    и  теперь они всё так же не понимают Его.  Прежде

> это непонимание было Его величайшим горем, - вспомним хотя бы эпизод

> на озере, когда они переправлялись на другой берег и Он, погруженный

> в Свои мысли, целиком еще занятый фатальным ослеплением и ненавистью

> противников,   внезапно   сказал:   «Смотрите,  берегитесь  закваски

> фарисейской  и  закваски Иродовой». Они же, «рассуждая между собой»,

> говорили: это значит, что хлебов нет у нас. Иисус, уразумев, говорит

> им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете

> и  не разумеете? Еще ли окаменело у вас сердце? Имея очи, не видите?

> Имея  уши,  не  слышите»  (Мк.8.15-18)?  Теперь  то  же  непонимание

> проявляется  опять.   Но  Он  уже не поучает их,  а только призывает

> к  спокойствию.  Всё осталось по-прежнему, только совершился переход

> от  тревожной  спешки  страдных лет к великой невозмутимости вечного

> бытия.  По-прежнему  Он  встречает  непонимание и сопротивление - и,

> однако, всё изменилось.

 

> Можно,  пожалуй,   задаться  вопросом:   в  чём,  собственно,  смысл

> Его  таинственного  пребывания на земле после воскресения? Почему Он

> не сразу ушел к Себе? Что происходит в эти дни?

 

> Если  предположить,  что воскресение, и время, последовавшее за ним,

> были  только порождением ущемленного религиозного сознания, легендой

> или  мифом,  то как протекали бы эти дни в таком случае? Они были бы

> полны  мощи  и  силы  Освободившегося.  Некогда  гонимый,  а  ныне -

> господствующий, сокрушил бы противников, воссиял бы в Храме, повелел

> бы  воздать  ученикам  высшие  почести  и  прочее,  как  это  всегда

> происходит  в  мечтах  ущемленных  людей. Кроме того, Он посвятил бы

> учеников  в дивные тайны, показал бы им небесные мистерии, открыл бы

> им   будущее,    возвестил  бы  начало  и конец всех вещей.  Вот как

> это  выглядело  бы. Но ничего подобного не происходит. Никакие тайны

> не  открываются.  Ни в какие мистерии их не посвящают. Никаких чудес

> не  происходит,  кроме  самого  Его  преображенного существования, -

> разве  только  чудесный улов рыбы,   но нечто подобное случалось уже

> и  раньше...  Что же происходит? Что-то едва заметное: осмысливаются

> минувшие годы. Подтверждается то, что было. Реальность прошлой жизни

> переносится в иную область. Эти дни - время перехода.

 

> И  они  нужны  нам  для  нашей  веры.  Когда мы обращаемся к великим

> образам   Вечного  Христа,   когда  думаем о Том,  Который восседает

> на  престоле  одесную  Отца,   о  Том,   Который придет судить живых

> и  мертвых.  Кто  царит  в Церкви и в душах, Кто вырастает из глубин

> призванного  Богом  человечества,  «доколе не придет» в меру полного

> возраста  (Еф.4.13),  и  вместе  с  тем устремляется к нам от начала

> времен, пока не придет день, когда всё будет объято вечным бытием, -

> то  столь величественные картины могут затмить в наших глазах земной

> образ   Господа.    А  этого  не  должно быть.  Всё держится на том,

> что   вечный   Христос  -    это  также  и   Иисус   того   времени,

> что  безграничность  Духа  неразрывно  связана  с местом,   способом

> и  временем  искупления.  В описании Христа в Апокалипсисе есть одна

> деталь,  которая  это  выражает.  Там  сказано:  «Стоял Агнец как бы

> закланный»,   но Он жив (Откр.5.6, ср. 1.18).  Земная судьба влилась

> в  вечное  бытие.  Смерть превратилась в вечную жизнь. Но существует

> опасность,    что  этот смысл свершившегося  останется  нераскрытым,

> как  непонятны  порой руны древнего рисунка.   Время  от Воскресения

> до  Вознесения  -   время  постижения  тайн.  Всё,     что произошло

> во  времени, содержится в вечном образе. Каждый раз, когда мы слышим

> слово, сказанное Им, или припоминаем событие того времени, мы должны

> сознавать,   что  речь идет о действительности,  которая есть теперь

> и  всегда.    Восседающий  на  престоле  вмещает в Себя  всё  бывшее

> как вечную действительность.

                [ Романо Гвардини. ГОСПОДЬ (VI.3)

                  www.krotov.info/libr_min/g/guardini/gosp_6.html ]

 

                                * * *

 

> Согласно  опыту и учению Церкви, воскресение Христово отлично от тех

> воскрешении,    что Он Сам совершал  во время  Своей  земной  жизни.

> Слово   Божие  восстанавливает  жизнедеятельность  в  мертвых  телах

> Лазаря,  сына  вдовы из Наина или дочери Иаира, как восстанавливает,

> при   совершении   других   чудес,  частные  биологические  функции:

> возвращает  зрение  слепому,  слух и речь - глухонемому, способность

> ходить  -  паралитику.  Тем  не  менее,  тела  воскрешенных остаются

> смертными  и  тленными,  все  эти  люди в конечном счете не избежали

> смерти,  ибо  и  после  воскрешения  над  ними  тяготели последствия

> грехопадения.  Чудеса  воскрешения,  описанные в Евангелиях,  служат

> в    глазах    людей   неоспоримым   доказательством   Божественного

> всемогущества,   то  есть  Его  свободы  от  каких  бы  то  ни  было

> естественных   ограничений.  Это  могущество,  однако,  в  состоянии

> преодолеть  законы  природы,  но  не  может изменить образ ее бытия.

> Такое  превращение  невозможно  навязать  извне; оно может быть лишь

> результатом  свободного  выбора,  актом личной свободы. <...> именно

> личность  ипостазирует жизнь и бытие, реализуя их либо как природную

> самодостаточность (подчиняя существование нуждам тварного естества),

> либо  как  жизненосную  связь и единение в любви с Богом (освобождая

> природу от смерти и тления). Но любовь нельзя навязать извне.

 

> Именно  этот  акт  свободы  и  был   совершен   Христом   на  кресте

> и  экзистенциально  явлен в Его воскресении. Своей покорностью Отчей

> воле   "вплоть  до  смерти"   Христос  привел  человеческую  природу

> к  совершенному  отказу  от  всяких  претензий  на  экзистенциальную

> самодостаточность,  преобразовав естественное бытие в сопричастность

> Божественной  любви  и  свободное  подчинение  Его воле. Отныне наше

> естество,  имея  источником  своего  существования единение с Богом,

> более   не  умирает.   Несмотря на свою тварность,  оно живет теперь

> по  образу  нетварного  бытия.  Воскресшее  тело  Христово есть тело

> материальное,   тварное   по  природе,  но  отличие  его  от  прочих

> воскрешенных  тел  в  том,  что  отныне  оно  существует  по  образу

> нетварного,  то  есть  свободно  от  всякого подчинения естественной

> необходимости.   Оно  осязаемо,  доступно  чувственному  восприятию,

> состоит из "плоти и костей" (Лк.24,39); оно способно усваивать пищу,

> как  любое  другое  тело  (воскресший Христос ест рыбу и сотовый мед

> перед  глазами учеников: Лк.24,42-43),   да и язвы от гвоздей  видны

> на руках и ногах вполне отчетливо. Но, с другой стороны, это же тело

> входит   в   дом,  двери  которого  заперты  (Ин.20,19),  становится

> невидимым  в  Эммаусе  после  преломления хлеба (Лк.24,31) и в конце

> концов  возносится на небеса (Лк.24,51; Мк.16,19), утверждая в славе

> Божественной жизни "прах" человеческой плоти.

 

> Преображение  образа  бытия, которое претерпела человеческая природа

> Христа  после  воскресения,  также обозначено в Евангелиях косвенно,

> ибо  невозможно  определить и описать его в "объективных" категориях

> нашего  повседневного  опыта.  Библейский  текст  указывает на некое

> изменение:  Христос  после  воскресения - Тот же, известный нам "Сын

> человеческий",  но  явившийся  "в  ином  образе"  (Мк.16,12).  Мария

> Магдалина,  встретившая  Христа в саду возле гробницы, принимает его

> за   садовника;   путники,  идущие  в  Эммаус,  -  за  обыкновенного

> прохожего.  Ученики,  ловившие  рыбу в Тивериадском озере, встречают

> Учителя  на  берегу,  но  им  и  в  голову  не приходит, что это Он.

> Прозрение  во  всех  этих  случаях  наступает  внезапно, как вспышка

> света,  но  вначале  никто  не  узнает  воскресшего Христа. В чём же

> отличие этого нового состояния, сделавшее Его неузнаваемым? Тут явно

> есть   нечто,    о  чём   не  говорится  прямо,   но  что  ощущалось

> при  непосредственном контакте:   если связь с Ним  была  ограничена

> Его   видимой   индивидуальностью,   то,   возможно,  Ипостась  Его,

> освободившаяся  от  индивидуальной   самодостаточности,    оказалась

> в  первый  момент  неузнаваемой. Мы не в состоянии выразить в словах

> этот  опыт;    позволим  себе лишь  предложить  свою  интерпретацию:

> тело  воскресшего  Христа  представляет  собой человеческую природу,

> свободную     от   какой-либо    ограниченности   и   необходимости;

> это нормальное человеческое тело из плоти и костей, однако жизнь его

> основана   не  на  биологических  функциях,  но  на  ипостазировании

> истинного,      реального    бытия     благодаря     личной    связи

> с Богом - единственным источником подлинной жизни.

                        [ Х. Яннарас. ИИСУС ХРИСТОС

                          (Из книги ВЕРА ЦЕРКВИ)

                          www.krotov.info/libr_min/ya/yannar2.html ]

 

                                * * *

 

> * +Чем завершилась земная жизнь Христа?+

> 

> Она  завершилась  Его победой над смертью.  Сила  Божия, заключенная

> в  Нём  (Деян 3:15), и сила человека, свободного от греха (Деян 2:2)

> восторжествовали  над  распадом  и смертью. Смерть, согласно Библии,

> есть результат сил, действующих в мире вопреки воле Творца. Побеждая

> смерть, Христос свидетельствует:

>    - о конечном торжестве Бога;

>    - о будущем уничтожении смерти;

>    - о непобедимости света и правды (Ин 12:31; 1Кор 15:3-28; 11:17).

 

> * +Почему говорится, что Христос воскрес «по Писаниям»?+

 

> Пророки  говорили,    что   с  наступлением мессианского Царства зло

> и  смерть  будут  сокрушены  (Ис  11:1-9;  27:1). Воскресение Христа

> положило начало этой победе.

                [ свящ. Александр Мень.

                  Введение в христианскую жизнь. / Богочеловек (57-58)

                  www.bible-center.ru/book/katehiz/chapter6 ]

 

 

 

 

к евангельскому чтению вторника:

 + + + Николай Арсеньев: прорыв Вечной Жизни в наш мир

                  www.messia.ru/rasylka/009/2406.htm#0

 + + + Ганс Урс фон Бальтазар: "НЕ ГОРЕЛО ЛИ В НАС СЕРДЦЕ НАШЕ?"

 + + + свящ. Александр Мень: "Разве в нас не горело сердце...?"

                           www.messia.ru/rasylka/008/2178.htm#0

 + + + митр. Антоний (Блум): "Разве не горело в нас сердце...?"

                 www.messia.ru/rasylka/005/1135.htm#0 (+ссылки)

 + + + он же: наше спасение завершается Его Вознесением.

        Он с нами, как Он был со странниками, идущими в Эммаус

                          www.messia.ru/rasylka/007/1816.htm#0

 + + + www.messia.ru/rasylka/005/1135a.htm#3

                 (Д.Бонхёффер, митр. Антоний)

 + + + Ф.Янси; прот. Давид Петрас; Ф.Мориак; К.Льюис;

        Х.-М. Эскрива и др.

         www.messia.ru/rasylka/rzerv/emmaus.txt

 

 

 

 

 

Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.

и размышления над ними:

www.bible-center.ru/biblereadings/20100406/orth?cont=rv_ru

 

 

Этот день в календаре РПЦ:

 www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=4&day=06

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Хотя и сошел Ты во гроб, Бессмертный,

 но уничтожил силу ада

 и воскрес как победитель, Христе Боже,

 женам-мvроносицам возгласив: "Радуйтесь!"

 и Твоим Апостолам мир даруя,

 Ты, дающий падшим воскресение.*

                                  +

*Воскресение Христа увидев,

  поклонимся Святому Господу Иисусу,

   единому безгрешному.

    Кресту Твоему поклоняемся, Христе,

     и Святое воскресение Твоё воспеваем и славим,

      ибо Ты - Бог наш,

       кроме Тебя иного не знаем,

        имя Твоё призываем.

         Придите, все верные,

          поклонимся святому Христову воскресению,

           ибо вот - пришла через Крест радость всему миру.

            Всегда благословляя Господа,

             воспеваем воскресение Его,

              ибо Он, распятие претерпев,

               смертию смерть победил.*

                        (Кондак и воскр. песнь,

                         перевод иером. Амвросия,

                         с изменениями)

                                * * *

"я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть,

 но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю". (В.Франкл)

             *********************************************

 

 

HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2550.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»